Параскева

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Параскева

Сообщение Лемурий » 22 дек 2009, 10:02

Dona писал(а):Да, одежды "ПУРпурные"!

Да - НЕТ, именно, "густо красные":

Изображение

Изображение

Огневидная икона. О времени и месте явления сей иконы сказания не сохранилось. На ней изображена Богоматерь без Младенца Иисуса и с Лицом, обращенным в правую сторону (И. Бухарев "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их изображения")


Одежда на иконе - густо-красная. Благодаря этому цвету, икона и получила название "Огневидная". Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Параскева

Сообщение Dona » 22 дек 2009, 11:28

Лемурий писал(а):
Dona писал(а):Да, одежды "ПУРпурные"!
Да - НЕТ, именно, "густо красные":
http://s53.radikal.ru/i141/0912/c6/e50af7fde29b.jpg
http://s47.radikal.ru/i116/0912/70/85901b7d98b8.jpg
Огневидная икона. О времени и месте явления сей иконы сказания не сохранилось. На ней изображена Богоматерь без Младенца Иисуса и с Лицом, обращенным в правую сторону (И. Бухарев "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их изображения")

Одежда на иконе - густо-красная. Благодаря этому цвету, икона и получила название "Огневидная". Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество.
В данном случае я просто "подыграла" греческому слову "πυρ" - огонь... :)
Хотя, вопрос, конечно, интересный... У византийцев было понятие "Порфирородный":
Порфира — особая, украшенная пурпуром палата Большого дворца, где рожали императрицы (см.: Janin, Constantinople byzantine..., р. 121 sq.; Treitinger, Die oströmische Kaiser- und Reichsidee..., S. 58). Анна подробнее говорит о ней ниже: VI, 8, стр. 188; VII, 2, стр. 205. Порфирородными назывались дети императоров, рожденные в Порфире. Феодор Продром в стихах, обращенных к Анне, именует ее порфирородной (Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 89).
Так что я не знаю, какого оттенка огненного/красного цвета была Порфира?! Но что "ПОРфирос" все тот же корень греческого слова, означающий "огнено-красный" - вне всякого сомнения!
Наверное, все-таки, "ПИР" (однокоренное слово "ПИРотехника") более связано с блеском?!
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Параскева

Сообщение Евгений Беляков » 22 дек 2009, 13:05

Мне так нравится, когда исторические изыскания как бы "прорастают" из судьбы исследователя! Вот он - по-настоящему личностный подход! Сразу становится так интересно и красиво.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Параскева

Сообщение Евгений Беляков » 22 дек 2009, 13:10

А, просветите, ПИРогощая - значит: горящая пламенем, то есть должна быть в красных одеждах??
Еще я обратил внимание на ГОРЯЩЕЕ КРАСНОВАТЫМ СВЕТОМ лицо Богородицы на приведенных выше иконах. Я бы сказал: как будто отблеск заката.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Параскева

Сообщение Dona » 22 дек 2009, 13:26

Dona писал(а):
Лемурий писал(а):Не знаю на сколько в тему, но материалы пересеклись
Помещу очень интересную икону Св.Параскевы Николая Павловича:

http://www.pravoslavieto.com/iconopis_b ... _muzej.jpg

Судя по электронному адресу этого изображения:
sv_Paraskeva_N_Pavlovich_1872_Pleven_muzej
и по надписи (с) внизу иконы, она находится в "Регионален исторически музей-Плевен".

Обратим внимание на "красные одежды" Св.Параскевы на "синем фоне" и надписи имени этой святой на церковнославянском языке: Святая Преподобная Параскева.
Я не знаю истории этой иконы, но год 1872, упоминание имени Николая Павловича (Игнатиева?*), и хранение ее в Плевене, говорит о большом значении этой иконы во время "русско-турецкой войны" (1877-1878).
Надо же!
Я еще при написании этого сообщения сначала подумала о болгарском художнике -Николае Павловиче! А потом решила, что к иконе имел отношение Н.П.Игнатьев.
Написала целый трактат об Игнатьеве...
Однако икона "Света Параскева" принадлежит кисти великого болгарского художника Николая Павловича. Закончил он икону в 1872 г.. Сначала она была помещена в церкви „Света Параскева“ в Плевене. Сейчас находится в историческом музее г. Плевен.

P.S. Однако есть еще один известный Николай Павлович! Русский самодержец - Николай І!
Последний раз редактировалось Dona 22 дек 2009, 18:37, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Параскева

Сообщение Евгений Беляков » 22 дек 2009, 13:34

Тогда на уровне какой-то "детской" символики становится понятно, почему Игорь (Солнечный Конь) едет именно к Пирогощей, т.е. светящийся Солнечным Огнем Богородице... И почему он побеждает в пяток, и почему св. Параскева - которая огненная - становится святой покровительницей Игоря. И женский характер новых храмов.
====
Но тогда СПИ, скорее всего, написала женщина.
====
И вся эта "женская волна" идет от "полоцкого матриархата", от Евфросинии Полоцкой...
И именно Церковь Покрова - что напоминает о Великой Богине древности, это - Инанна, первая мистическая стриптизерша...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Параскева

Сообщение Лемурий » 22 дек 2009, 13:56

Евгений Беляков писал(а):А, просветите, ПИРогощая - значит: горящая пламенем, то есть должна быть в красных одеждах??
Еще я обратил внимание на ГОРЯЩЕЕ КРАСНОВАТЫМ СВЕТОМ лицо Богородицы на приведенных выше иконах. Я бы сказал: как будто отблеск заката.
см. Тему "Слово о Пирогощей Игоревой" (стр. 3)

Просто типов изображения Богородицы далеко не 4, а ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ много:

Изображение

Один из типов - Икона Божией Матери "Огневидная" - ОЧЕНЬ хорошо сочетается с контекстом СПИ и греческим словом "огонь"- πυρ = Пир-о-гощая

Д. Н. Альшиц (Что означает „Пирогощая“ русских летописей и „Сл. о п. Иг.“. В кн.: Исследования по отеч. источниковедению. М. — Л., 1964, стр. 480): „О принесении из Царьграда Вышеградской (Владимирской) иконы Богородицы там (в повести о Владимирской иконе божьей матери — в Сборнике 1642 г., лл. 324—326 об., ГПБ, собр. ОЛДП, CIX (3119), — В. В.) говорится: «... и сей целбоносный образ владычицы Богородицы некогда от Палестин принесен бысть в царствующий град и ту пребысть неколико время и от царствующего Константина града, во едином корабли с Пирогорящею купцем в нашу Русскую землю во град Киев принесен бысть...». ...Интересующее нас слово ... состоит из двух слов: греческого слова «пир» (πυρ) — «огонь» и русского слова «горящая», с соединительным звуком «о» посредине. «Пирогорящая», таким образом, означает «огнемгорящая». ...В более поздних источниках она (икона Богородицы, — В. В.) называется «неопалимая купина»... «Пирогорящая» — это начальное, еще не очищенное от греческой скорлупы название привезенной из Греции на Русь иконы. «... с Пирогорящею купцем» есть не что иное, как испорченное ... с Пирогорящею купиной“.
--------
Пирогощая // Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": В 6 выпусках / М.; Л.: Наука., Вып. 4., 1973, С.76—77


Так вот тип изображения Богоматери "Огневидная" очень хорошо подходит не только по названию, но и по КОНТЕКСТУ.

Одежда на иконе - густо-красная. Благодаря этому цвету, икона и получила название "Огневидная". Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество.

Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
Княземъ слава, а дружинѣ - Аминь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Параскева

Сообщение Dona » 22 дек 2009, 14:00

Евгений Беляков писал(а):Мне так нравится, когда исторические изыскания как бы "прорастают" из судьбы исследователя! Вот он - по-настоящему личностный подход! Сразу становится так интересно и красиво.
Прямо мистика какая-то!
Нашла материал о болгарской Прасковии/Петке 20 декабря. У нас отмечается "Игнаж ден". Именины у Игнатиев. Но связывают название "игнаж" с "огнем". Праздник очень интересный, может поместить подробную информацию?

И вот сегодня тот факт, что я связала икону "Св.Параскевы" Николая Павловича с ... Игнатьевым... я посчитала неким особым знаком. Там ведь в тексте никаких подробностей не было. Я увеличила изображение и прочла, что икона из Плевенского музея (внизу на иконе). Сначала я даже не заметила этой надписи, сделанной при электронном копировании (так называемый копирайт).
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Параскева

Сообщение Dona » 26 дек 2009, 05:55

Евгений Беляков писал(а):Тогда на уровне какой-то "детской" символики становится понятно, почему Игорь (Солнечный Конь) едет именно к Пирогощей, т.е. светящийся Солнечным Огнем Богородице... И почему он побеждает в пяток, и почему св. Параскева - которая огненная - становится святой покровительницей Игоря. И женский характер новых храмов.
====
Но тогда СПИ, скорее всего, написала женщина.
====
И вся эта "женская волна" идет от "полоцкого матриархата", от Евфросинии Полоцкой...
И именно Церковь Покрова - что напоминает о Великой Богине древности, это - Инанна, первая мистическая стриптизерша...
Очень много доказательств в одном! :)
Но вот по поводу "Великой Богини древности" очень даже согласна!
Связь Св. Параскевы и Богородицы Оранты с праздником Покрова однозначно выделяют ГЛАВНУЮ ИДЕЮ этих символов - ЗАЩИТА, ОХРАНА, СОХРАНЕНИЕ!
Праздник ПОКРОВА в народе связывают с окончанием полевых работ, после чего ГЛАВНОЙ задачей становится СОХРАНЕНИЕ урожая и подготовка к ЗАЩИТЕ от холодов (женщины начинали ткать, прясти, шить, вышивать).
Во время войн этот символ продолжал олицетворять прежде всего ЗАЩИТУ, НО УЖЕ НЕ УРОЖАЯ, А ЛЮДЕЙ.
ОРАНТА изображается с поднятыми вверх руками. Удивительно напоминает древнейшие изображения Боогини Матери Малой Азии (ВОСТОК). И хотя "оранта" интерпретиреется как "молящаяся", мне видится еще и "фонетическая аналогия": ОРАНТА - ОРИЕНТА (ВОСТОК)

О связи с Евфросинии Полоцкой.
Дед ее Всеслав, прозванный "чародеем/волхвом", река Волхов (Великий Новгород), Влахернская церковь, знамение в которой положило начало установлению праздника Покрова...
Надо поразмышлять над словом "волхв" (влах, болг.)
Аватара пользователя
Dona
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 685
Зарегистрирован: 07 янв 2007, 15:53

Re: Параскева

Сообщение Евгений Беляков » 22 мар 2010, 12:07

Вот еще по этой теме - небольшое размышление о ритмике СПИ.
Об этом многие думали, я не спорю ни с кем, но привожу свой вариант.
Я воспринимаю ритмический рисунок СПИ как состоящий из 5 или 10-строчных строф. Каждая строфа заканчивается более длинным "завершением" (комментарием, итогом).
Приведу начало СПИ в такой разбивке на строчки.

Не лѣполи ны бяшетъ, братiе,
начяти старыми словесы трудныхъ повѣстiй
(1) о пълку Игоревѣ,
(2) Игоря Святъславлича!
(3) Начати же ся тъй пѣсни
(4) по былинамь сего времени,
(5) а не по замышленiю Бояню.
(6) Боянъ бо вѣщiй,
(7) аще кому хотяше пѣснь творити,
(8) то растѣкашется мыслiю по древу,
(9) сѣрымъ вълкомъ по земли,
(10) шизымъ орломъ подъ облакы.
Помняшеть бо, речь, първыхъ временъ усобiцѣ.

(1) Тогда пущашеть 10 соколовь
(2) на стадо лебедѣй.
(3) Который дотечаше,
(4) та преди пѣсь пояше.
(5) …………………….,
(6) ………………………..,
(7) Старому Ярослову,
(8) Храброму Мстиславу,
(9) Иже зарѣза Редедю
(10) предъ пълкы Касожьскыми,
Красному Романови Святъславличю.

(1) Боянъ же, братiе,
(2) не 10 соколовь
(3) На стадо лебедѣй пущаше,
(4) Нъ своя вѣщiа пръсты
(5) на живая струны въскладаше;
Они же сами Княземъ славу рокотаху.

(1) Почнемъ же, братiе, повѣсть сiю
(2)Отъ стараго Владимера до нынѣшняго;
(3) Иже истягну умь крѣпостiю своею,
(4) И поостри сердца своего мужествомъ,
(5) Наплънився ратнаго духа,
Наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую
За землю Руськую.

(1) О Бояне, соловiю стараго времени!
(2) абы ты сiа плъкы ущекоталъ,
(3) скача славiю по мыслену древу,
(4) летая умомъ подъ облакы,
(5) свивая славы оба полы сего времени,
(6) рища въ тропу Трояню
(7)чресъ поля на горы.
(8) Пѣти было пѣсь Игореви, того внуку.
(9) Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая;
(10)галици стады бѣжать къ Дону великому;
Чи ли въспѣти было вѣщей Бояне, Велесовь внуче!

(1) Комони ржуть за Сулою;
(2) звенить слава въ Кыевѣ;
(3) трубы трубять въ Новѣградѣ;
(4) стоять стязи въ Путивлѣ;
(5) Игорь ждетъ мила брата Всеволода.
(6) И рече ему Буй Туръ Всеволодъ:
(7) одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый ты Игорю,
(8) оба есвѣ Святъславличя;
(9) сѣдлай, брате, свои бръзыи комони,
(10) а мои ти готови,
осѣдлани у Курьска на переди;

(1) а мои ти Куряни
(2)свѣдоми къмети,
(3) подъ трубами повити,
(4) подъ шеломы възлелѣяны,
(5) конець копiя въскръмлени,
(6) пути имь вѣдоми,
(7) яругы имъ знаеми,
(8) луци у нихъ напряжени,
(9) тули отворени,
(10) сабли изъострени,
сами скачють акы сѣрыи влъци въ полѣ,
ищучи себе чти, а Князю славѣ.

(1)Тогда въступи Игорь Князь
(2) въ златъ стремень,
(3) и поѣха по чистому полю.
(4) Солнце ему тъмою путь заступаше;
(5) нощь стонущи ему грозою птичь убуди;
(6) свистъ звѣринъ въ ста зби;
(7) дивъ кличетъ връху древа,
(8) велитъ послушати земли незнаемѣ влъзѣ,
(9) и по морiю, и по Сулiю,
(10) и Сурожу, и Корсуню,
и тебѣ Тьмутораканьскый блъванъ.

(1) Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце
(2) и видѣ отъ него тьмою
(3)вся своя воя прикрыты,
(3) и рече Игорь къ дружинѣ своей:
(4) братiе и дружино!
(5) луце жъ бы потяту быти,
(6) неже полонену быти:
(7) а всядемъ, братiе,
(8) на свои бръзыя комони,
(9)да позримъ синего Дону.
(10) Спала Князю умь похоти,
и жалость ему знаменiе заступи,
искусити Дону великаго.

(1) Хощу бо, рече,
(2) копiе приломити
(3) конець поля Половецкаго
(4) съ вами Русици,
(5) хощу главу свою приложити,
а любо испити шеломомь Дону.

(1) А Половци неготовами дорогами
(2) побѣгоша къ Дону Великому;
(3) крычатъ тѣлѣгы полунощы,
(4) рци, лебеди роспущени.
(5) Игорь къ Дону вои ведетъ:
(6) уже бо бѣды его пасетъ птиць по добiю
(7) влъци грозу въсрожатъ,
(8) по яругамъ орли клектомъ
(9) на кости звѣри зовутъ,
(10)лисици брешутъ на чръленыя щиты.
О руская земле! уже за Шеломянемъ еси.

(1) Длъго ночь мркнетъ,
(2) заря свѣтъ запала,
(3) мъгла поля покрыла,
(4) щекотъ славiй успе,
(5) говоръ галичь убуди.
Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша,
ищучи себѣ чти, а Князю славы.

(1) Съ заранiя въ пяткъ
(2) потопташа поганыя плъкы Половецкыя;
(3) и рассушясь стрѣлами по полю,
(4) помчаша красныя дѣвкы Половецкыя,
(5) а съ ними злато, и паволокы,
(6) и драгыя оксамиты;
(7) орьтъмами и япончицами, и кожухы
(8) начашя мосты мостити
(9) по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ,
(10)и всякыми узорочьи Половѣцкыми.
Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка,
сребрено стружiе храброму Святьславличю.

И ТУТ ОПЯТЬ либо ПЯТЕРКА, либо ДЕСЯТКА.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Параскева

Сообщение Лемурий » 22 мар 2010, 12:25

Евгений Беляков писал(а):(1) Тогда пущашеть 10 соколовь
(2) на стадо лебедѣй.
(3) Который дотечаше,
(4) та преди пѣсь пояше.
(5) …………………….,
(6) ………………………..,
(7) Старому Ярослову,
(8) Храброму Мстиславу,
(9) Иже зарѣза Редедю
(10) предъ пълкы Касожьскыми,
Красному Романови Святъславличю.

И ТУТ ОПЯТЬ либо ПЯТЕРКА, либо ДЕСЯТКА.
Очень интересная версия, Евгений. Интересно, кто скрывался за ....................
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Параскева

Сообщение Лемурий » 24 мар 2010, 09:35

Евгений Беляков писал(а):И ТУТ ОПЯТЬ либо ПЯТЕРКА, либо ДЕСЯТКА.

Могу подкинуть ещё одно интересное "упражнение схедографии":

Пяткъ
Потопташа
Поганыя
Плъкы
Половецкыя
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Параскева

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2010, 01:41

Интересно, кто скрывался за ....................


Олег и Святослав, конечно.
;-)

Рек Боян походы
Святославля старого времени,
Ярославля,
Ольгова коганя...

Старый Ярослав уже упомянут, остались Святослав и Олег.
Кстати, в такой трактовке слово "времени" приобретает законный смысл.
Святослав не Святослав Ольгович или Всеволодич и даже не Ярославич (не Горислав).

И возникает некая "законченность": начали с Бояна, который поет древним князьям, закончили им же...
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Параскева

Сообщение Евгений Беляков » 25 мар 2010, 01:49

А может, правда, и Святослава-Горислава. Тогда понятно, почему его вымарали вместе с Олегом-каганем, приняв последнего за Олега Святославича.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Параскева

Сообщение Лемурий » 25 мар 2010, 09:34

Евгений Беляков писал(а):Кстати, в такой трактовке слово "времени" приобретает законный смысл.
Токмо жизнь Бояна при таком "законном смысле" на два века растягивается... :D
Как Боян мог петь Олегу Вещему и Олегу Гориславичу - одновременно?

А "темное место" "рекъ Боянъ" расшифровывается оказалось достаточно просто:

Рекъ Боянъ и ходына Святъ (славля<я> пѣс(но)творца стараго времени Ярославля - Ольгова) коганя хоти:
Рек Боян и ходына Свят (славлю песнотворца старого времени Ярославова-Олегова) кагана жене

"Ходына" - можно читать как летописец от "ходы" (версия Татьяны);
а можно применить версию Сбитнева: ""Женщина, при живом муже возвращенная в семью отца, на Руси называлась "ходыной"..." ( см. Ю.Н. Сбитнев "Великий князь")

Только... слово "рекъ" относится к говорящему МУЖСКОГО рода, ЕДИНСТВЕННОГО числа. Если под "семьёй отца" Автор СПИ подразумевал Печерский монастырь, в который "Боян" (Иларион -Никон) вернулся "при живом" Ярославе, сняв с себя должность митрополита, то всё встанет на свои места.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 62