"Религиозная загадка "Слова..." - 2

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

"Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение sasha a » 08 фев 2010, 23:00

Ну, если плачь Ярославны для Вас - не аргумент, если завершающая Слава всем князьям без исключения (а в этот список входит и князь Игорь) - тоже не аргумент, то тогда, действительно, - для Вас аргументов нет. И дальнейшее обсуждение - полный бред и бесполезная трата времени.

Давайте лучше вернемся к правописанию слова ТЪМУТАРАКАНЬ (через ЕР) - и то пользы будет больше. Ответил ли Вам что-нибудь по этому поводу Роберт?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

"Религиозная загадка "Слова..." - 2

Сообщение Лемурий » 09 фев 2010, 15:58

sasha a писал(а):Ну, если плачь Ярославны для Вас - не аргумент
Ярославна, напомню, дочь Ярослава Галицкого, входящего в антисвятославову коалицию 1180-1181 годов. К самому Ярославу Галицкому и к его дочери Автор СПИ относится почтительно, однако жена Игоря в помощь грешному мужу призывает НЕ Господа, а языческие силы, а это уже отношение к Игорю самого Автора.

sasha a писал(а): если завершающая Слава всем князьям без исключения (а в этот список входит и князь Игорь) - тоже не аргумент
А что Вы видите "героического" в самой концовке:

Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а по томъ молодымъ пѣти:
Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу!
Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!
-----
Спевши песнь старым князьям, настал черед молодым петь:
Слава Игорю Святославичу, буй-тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!
Здравье, князья и дружина, борющаяся за христиан с погаными полками!
Князьям - Слава, а дружине - Аминь!


sasha a писал(а):Давайте лучше вернемся к правописанию слова ТЪМУТАРАКАНЬ (через ЕР)
Давайте вернемся...
Первое упоминание было в ЖФП, там же, где и слово "бремена" :wink: расшифрованы (см. И се по приключаю Божию бѣша идуще путьмь тѣмь купьци на возѣхъ съ бремены тяжькы.):
И бѣ видѣти свѣтила три суща въ пещерѣ разгоняща тьму бѣсовьскую молитвою и алканиемь: мѣню же преподобнааго Антония, и блаженааго Феодосия и великааго Никона...

Тъгда же великий Никонъ и другый чьрньць святаго Мины манастыря, болярина тако наречемъ, съвѣщавъшася, тако отъидоста, хотяща особѣ сѣсти. И пришьдъша надъ море, ту же и разлучистася отъ себе, якоже се апостола Павьлъ и Варнава на проповѣдание Христово, якоже пишеться въ Дѣянихъ апостолъ. Боляринъ же, идый къ Костянтиню граду, обрете островъ средѣ моря и ту въселися въ ньмь. Поживе лѣта многа, трьпя зиму и гладъ, и тако успе съ миръмь. Се же и донынѣ островъ тъ зовомъ есть Боляровъ. Великый же Никонъ отъиде въ островъ Тьмутороканьскый, и ту обрѣтъ мѣсто чисто близь града, сѣде на немь.
-------
Житие Феодосия Печерского

Далее в КПП (без "Ь")
Никола — Тмутороканю [в Тмуторонакь]
Никола, иже бысть епископъ Тмутороканю
------
Киево-Печерский патерик

В Ипатьевской по-разному:

- Мстислава вь Тмуторокане (991)
- вь си же времена Мьстиславу сущю вь Тмуторокани и поиде на Касогы (1022)
- пришедьшю к Тьмутороканю и заложи церковь святая Богородица...в Тмуторокани (1022)
- приде Мьстислав ис Тьмуторокана Кыеву (1024)
- Иде Святослав на Ростислава кь Тмутороканю (1065)
- Ростислав же пришед седе вь Тмуторокане (1065)
- Ростислав седящу вь Тмуторокани (1066)
- и бежа Тмутороканю к Романове (1076)
- Бежа Олег сын Святославль Тмутороканю
- бежа Тмютороканю (1078)
- Всеволод же посади посадник Ратибора Тмутороканю (1079)
- и придоста Тмутороканю и яста Ратибора и седоста Тмутороканю (1081)
- Приде Олег из Грек Тмутороканю ... и седе Тмуторокани и исече Козары (1083)
- Олег приде с Половце ис Тмутороканя и приде к Чернигову (1094)

Из примеров видно, летописцы за исключением 3-х случаев название Тмуторокань писали без "ь", к тому же после 1024 года "ь" в названии города уже не встречается...

Татищев во втором томе История Российская пишет о возможном двучтении названия города:
И хотя Ольговичи трикрат более войска имели, но храбростию Изяслава так побеждены, что лучших людей и большую часть войска потеряв, со стыдом к Чернигову ушли.
От чего пословица прошла: «Сверчок тьму таракан победил», понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов.
---------
В.Н. Татищев. История Российская, т. II, М.-Л. 1963, с.155

Вполне возможно, что Автор СПИ использовал такую же игру слов.

Что же касается "блъвана", то помимо общепринятого перевода:
...в древнем юго-славянском переводе библейских книг "блъванъ" обозначало греческое στήλη (столп), а в других славянских переводах с греческого - άνδριάς (статуя)...
------
А. С. Орлов "Слово о полку Игореве", АН СССР, М-Л, 1938, с.97-98

слово "блъван" имело и другое значение - остолоп, чурбан, болван:
Срезн.
Изображение

В отрывке же СПИ

Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ - тьмутораканьскый блъванъ.

"Тмутороканский болван" стоит сразу за перечнем пограничных земель и городов-колыбелей* христианства Руси, которым Див велит прислушаться к земле незнаемой (вражеской).

Див кличет сверху древа, велит прислушаться земли незнаемой: (КОМУ/ЧЕМУ) Волге и Поморью, и Посулью, и Сурожи*, и Корсуни*, и тебе - Тмутороканский болван

Собственно, совсем не важно как разделять "тьму тороканский" или просто "тьмутороканский", главное, что ясно какому Ольговичу (черниговскому князю) Див велит земли вражеской прислушаться - "понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение sasha a » 09 фев 2010, 18:15

А что Вы видите "героического" в самой концовке:

Пѣвше пѣснь старымъ княземъ, а по томъ молодымъ пѣти:
Слава Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу!
Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!
-----
Спевши песнь старым князьям, настал черед молодым петь:
Слава Игорю Святославичу, буй-тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу!
Здравье, князья и дружина, борющаяся за христиан с погаными полками!
Князьям - Слава, а дружине - Аминь!


А Вы ничего героического в концовке не видете???? Борьба за христиан с погаными полками - это не героизм???
Что же Вы понимаете под героизмом?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение Лемурий » 09 фев 2010, 18:58

sasha a писал(а):А Вы ничего героического в концовке не видете???? Борьба за христиан с погаными полками - это не героизм???
Что же Вы понимаете под героизмом?
О дружине Автор и ранее сожалеет, когда сыплет из пустых колчанов поганых союзников (по 1180 г) жемчужные души дружинников на лоно Святослава.

Вы же писали, что Автор в последней строке выражает свою "восторженность" Игорем. Вот и спрашиваю Вас в каком конкретно месте?

Про "славу" молодым князьям, на чьей совести бесславная гибель дружины - вижу,
Про сожаление о гибели самой дружины - вижу,
А вот про хорошее отношение Автора к самому Игорю - между буквами затерялось... :wink: .

Не сочтите за труд, помогите "отыскать"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение sasha a » 09 фев 2010, 19:15

А вот про хорошее отношение Автора к самому Игорю - между буквами затерялось... :wink: .


К сожалению, Ваши подмигивание и ерниченье не вызывают у меня желания разжевывать Вам очевидное.
Если Славу в концовке Вы воспринимаете как иронию и зубоскальство, то у меня нет слов. И совершенно нет интереса обсуждать это еще и еще раз. Оставайтесь при своем. Всего доброго.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение Лемурий » 09 фев 2010, 20:12

Значит сказать по поводу "похвалы Автором Игоря" было НЕЧЕГО... чтд

Впрочем, к Святославу Всеволодовичу и его братии летописцы и так не оченьто любезны были:

После того как Мстислав Ростиславич Храбрый побрил голову послу Андрея Боголюбского и тот послал на Киев рать во главе с воеводой Борисом Жидиславичем, которому наказал заехать за Ольговичами:
и тако ему казавшю Борисови Жидиславичю и велевъшю ему ити кь Святославу Всеволодичю како ся бяшь с нимь свещали и со всею его братью от сети многолукаваго дьявола иже воюеть на крестьяны (Ипат. 1174)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение sasha a » 09 фев 2010, 20:17

Значит сказать по поводу "похвалы Автором Игоря" было НЕЧЕГО... чтд


Ну вот видите: Вы опять не замечаете моих доводов, а те которые не заметить не получается, передергиваете (не далее как вчера уличила Вас в этом).

Скажите, Лемурий, что Вы понимаете под словом "СЛАВА"? (это - к вопросу по поводу похвалы Автором Игорю).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение Лемурий » 09 фев 2010, 20:24

sasha a писал(а):Вы опять не замечаете моих доводов, а те которые не заметить не получается, передергиваете (не далее как вчера уличила Вас в этом).

Скажите, Лемурий, что Вы понимаете под словом "СЛАВА"? (это - к вопросу по поводу похвалы Автором Игорю).
Слава, Саша, есть ДОБРАЯ, а есть "Слава" Олега Гориславича и Всеслава Полоцкого.

Про такую недобрую "Славу" Автор и пишет:

Ярославе [Черниговский - Ольгович] и вси внуце Всеславли!
Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени, уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ.

А по поводу "поймала" - буду только рад, но пока УВЫ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение sasha a » 10 фев 2010, 02:28

Лемурий, ВЫ все с ног на голову поставили. Как Вам это удалось?!
Автор Слова называет Всеволода и Игоря "храбрыми" (надеюсь, Вы этого отрицать или замалчивать не будете).
Ипатьевская летопись, столь любимая Вами, прямо говорит, что Всеволод «во Олговичех всих удалее, рожаемь и воспитаемь, и возрастом и всею добротою, и м(у)жьственою доблестью, и любовь имеяше ко всим».
Владимир также не был труслив - его отряд был одним из трех передовых в сражении на р. Сююрлий.
Не случайно Автор перечисляет Игоря, Всеволода и Владимира в одном логическом ряду, отдавая должное их храбрости и другим качествам, и поет им Славу.
Симпатии Автора к Ольговичам просматриваются через все Слово. В этом - солидарны все исследователи. В Славе князьям Автор имел в виду именно добрую Славу. Так что - насмешка в завершающей Славе Вам опять померещилась.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение Лемурий » 10 фев 2010, 09:53

sasha a писал(а):Лемурий, ВЫ все с ног на голову поставили. Как Вам это удалось?!
Начал Рыбаков, Ваш оппонент только внес христианские корректировки в труд академика-атеиста.

sasha a писал(а):Автор Слова называет Всеволода и Игоря "храбрыми" (надеюсь, Вы этого отрицать или замалчивать не будете).
А Вы учитывайте контекст, а он таков:

Дремлетъ въ полѣ Ольгово "хороброе" гнѣздо. Далече залетѣло!

Олговичи, "храбрыи" князи, доспѣли на брань.

Курские кмети "сами скачут, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чести, а князю - славы." Их цель - не оборона, не защита деревень и городов, а далекие разъезды по степи во главе со славолюбивым князем ради своей чести, своей части трофейной добычи. Вот так преподнес Автор знаменитых рыцарей-курян своим слушателям. Здесь нам придется сделать то, что никогда не делалось исследователями "Слова", - сопоставить раздел о курянах Всеволода с конкретным рассказом летописи.
Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:

"Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)
--------
Б. А. Рыбаков ПЕТР БРОИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, с. 66-67


sasha a писал(а):Ипатьевская летопись, столь любимая Вами, прямо говорит, что Всеволод «во Олговичех всих удалее, рожаемь и воспитаемь, и возрастом и всею добротою, и м(у)жьственою доблестью, и любовь имеяше ко всим».
Так и Автор к Всеволоду уважительно относится, выделяя его:

И рече ему буй туръ Всеволодъ:
«Одинъ братъ, одинъ свѣтъ свѣтлый – ты, Игорю! Оба е Свѣ-(Свя-)тъславличя!
И сказал ему буй тур Всеволод:
«Один брат, один свет светлый - ты, Игорь! Оба есть Свето- Свято- славичи*!


sasha a писал(а):Не случайно Автор перечисляет Игоря, Всеволода и Владимира в одном логическом ряду, отдавая должное их храбрости и другим качествам, и поет им Славу.
Князьям - Слава, а дружине - Аминь!

sasha a писал(а):Симпатии Автора к Ольговичам просматриваются через все Слово. В этом - солидарны все исследователи.
Саша, я не умею читать между букв. Покажите хоть одно место.
А "все исследователи солидарны"... :roll: Рыбаков тоже Исследователь СПИ, однако, такой ерунды НЕ пишет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение sasha a » 10 фев 2010, 20:17

Саша, я не умею читать между букв.

О нет, Лемурий, между букв Вы читаете с невероятной виртуозностью, вот и кавычки поставили в авторский текст (где их нет и не могло быть по причине неупотребления в 12 в.):

А Вы учитывайте контекст, а он таков:

Дремлетъ въ полѣ Ольгово "хороброе" гнѣздо. Далече залетѣло!



Про Ольговичей и отношение к ним исследователей:

Симпатии автора С. к О. несомненны: героями памятника являются и сам родоначальник ветви — Олег Святославич, и его внуки: Святослав Всеволодович, Игорь и Всеволод Святославичи. Демкова выдвинула предположение, что С. (она датирует его 1194—96) «было создано в защиту черниговских Ольговичей, оно напоминало о княжении на Киевском столе одного из Ольговичей — Святослава», в обстановке, когда О., после смерти Святослава, пришлось выступать с обоснованием своих прав на «киевский золотой стол», настаивая «на принципе родового старшинства, дававшего шанс на власть всем наследникам Ярослава Мудрого»


Ссылка на Рыбакова - не столь убедительна, как Вам кажется. (Зимин, к примеру, утверждал, что Слово - подделка, но Вы почему-то эту точку зрения маститого ученого не рассматриваете). В гипотезе Рыбакова есть слабые места, и Вы о них прекрасно знаете, однако почему-то умалчиваете:

Рыбаков возражает против суждения Д. С. Лихачева, согласно
которому в 80-х «прямодушный и честный Игорь решительно рвет со своими прежними союзниками» — половцами, «становится их яростным противником» (Лихачев. Слово — 1982. С. 43), напротив, он считает, что Игорь оставался союзником Кончака и что Кончак лишь силою обстоятельств был вынужден выступить против Игоря (подробнее об этом см.: Петр Бориславич. С. 82—85). Эта версия может быть обоснована только в том случае, если окажется убедительной др. гипотеза Р., согласно которой Каяла находится вне территории, подвластной Кончаку, а именно в бассейне Днепра, южнее верховий левого его притока — Самары (см. Поход Игоря Святославича на половцев в 1185). Однако основной аргумент в пользу этой версии — упоминание Днепра в Плаче Ярославны, которая просит «прилелеять» к ней тело супруга, кажется недостаточно убедительным.... локализация Каялы в бассейне Днепра требует, в свою очередь, признания гипотезы о подставных вежах, с помощью которых половцы заманили Игоря в пустынный р-н, а эта последняя гипотеза крайне сомнительна.


Резюме Рыбакова также отлично от Вашего, поэтому и его Вы "прячете под подушку":

«В поэме прямо и иносказательно перечислено много провинностей Игоря», заключает свои рассуждения Рыбаков, но автор все же преследовал иную задачу: «сплотить воедино всех русских князей», «оторвать Игоря от союза с Кончаком и заставить остальных князей простить виноватого»


Согласно Рыбакову Автором Слова был Петр Бориславич боярин вел. князя Изяслава из Мономашичей.

Лемурий, так, Вы пытаетесь вслед за Рыбаковым наятнуть Слово на своего кандидата в Авторы?

Тогда все ясно. Ну, конечно, Климент Смолятич - ставленник Мономашичей, поэтому высказывать симпатию Ольговичам, с которыми Мономашичи находились во враждебных отношениях, он ни при каких обстоятельствах не мог. Следовательно, чтобы доказать авторство Климента, Вам необходимо представить Слово как язвительный выпад против Ольговичей. Перевернуть ДОбрую Славу в Худую, Кривду назвать Правдой, и - вуаля!
Ну, ну...
Нет, в таком лицедействе я не участвую. Это уж вы - без меня....
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение Лемурий » 10 фев 2010, 21:06

sasha a писал(а):Лемурий, так, Вы пытаетесь вслед за Рыбаковым наятнуть Слово на своего кандидата в Авторы?
Перевернуть ДОбрую Славу в Худую, Кривду назвать Правдой, и - вуаля!
Ну, ну...
Нет, в таком лицедействе я не участвую. Это уж вы - без меня....
Значит дождемся тех, кто всё таки перевел Слово ЦЕЛИКОМ и отдельные слова из текста не вырывает...

А с Ольговичами Вы ОХ как НЕ правы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение Владимир Медведев » 15 фев 2010, 10:42

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):Лемурий, так, Вы пытаетесь вслед за Рыбаковым наятнуть Слово на своего кандидата в Авторы?
Перевернуть ДОбрую Славу в Худую, Кривду назвать Правдой, и - вуаля!
Ну, ну...
Нет, в таком лицедействе я не участвую. Это уж вы - без меня....
Значит дождемся тех, кто всё таки перевел Слово ЦЕЛИКОМ и отдельные слова из текста не вырывает...

А с Ольговичами Вы ОХ как НЕ правы.

Александра здесь УХ, КАК ПРАВА!
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение Кравченко Александр » 15 фев 2010, 13:15

Добрый день Александра.

Успокойтесь Александра. Кроме сердечного приступа и бессонницы, вы ничего не добьетесь. Вся эта «теория» похожа на полуспущенный воздушный шарик. Давишь в одном месте, выдуется в другом. Сжал другое место, выдулось в третьем. И так далее.
Я бы вам, как старейшему участнику данного форума, который имеет право открывать темы, предложил бы открыть тему «обсуждаем творчество Академика Рыбакова».
Вот пускай там своего любимца защищает.

Кравченко Александр Сергеевич
Кравченко Александр
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 07 окт 2008, 12:00

Re: "Религиозная загадка "Слова..."

Сообщение sasha a » 15 фев 2010, 20:26

Здравствуйте, Александр Сергеевич.

Судя по биографии Рыбакова, он с 1940-х по 1990-е, т.е. на протяжении 50 лет, занимался историей Древней Руси. Заключительная книга - «Петр Бориславич. Поиск автора „Слова о полку Игореве“» вышла в 1991 г., после чего Рыбаков полностью охладел к ранней истории Руси. В 1993 г. вышла книга о Стригольниках (14 столетие). На этом его научная деятельность завершилась.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что Рыбаков после выхода монографии в 1991 г. сам разочаровался в собственной идее об авторстве представителя клана Мономашичей, и обратился к совершенно другому периоду.

В самом деле, для писателя такого уровня как Автор (если бы он представлял интересы Мономашичей) было бы более выигрышно написать хвалебную песнь Мономашичам - пользы для них было бы больше. Тратить же вдохновение на то, чтобы очернить Ольговичей, - по меньшей мере глупо. Ибо избрав героем Игоря, Автор в любом случае "льет воду на мельницу" Ольговичей.

Опять же - проблема кавычек. Поскольку в 12 в. на письме не применялись какие-либо знаки, которые указывали бы читателям, что автор произведения использует слово с точностью до наоборот, то не представляется возможным определить, как читатели-современники должны были догадаться об "иронии" Автора.

Авторство митрополита Клемента - совсем сомнительно, поскольку для лица духовного звания, главы Киевской митрополии употреблять в произведении имена языческих богов и подчеркивать их покровительственную силу, - политически некорректно. Православному пастырю надлежит уничтожать языческих богов и искоренять память о них.
Так, в житии Авраамия Ростовского говорится об уничтожении каменного идола Велеса (в районе города Ростова).

Поэтому обсуждать точку зрения Рыбакова-Лемурия мне представляется делом малопродуктивным.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 38