sasha a писал(а):Совершенно с Вами согласна: глагол "ползоша" - во множественном числе. А в Слове Автор рассказывает о бегстве ТОЛЬКО ОДНОГО ИГОРЯ. (А Игорь князь поскочи горнастаемъ къ тростію и бѣлымъ гоголемъ на воду и т.д.). Следовательно, этот глагол к Игорю не может относиться по грамматическим соображениям.
Вы, Александра, упорно игнорируете Овлура, а меж тем в побеге он участствует:
Коли Игорь соколомъ полетѣ, тогда
Влуръ влъкомъ потече, труся собою студеную росу: претръгоста (3-е л. двойст. ч. аориста) бо своя бръзая комоня.
Другое дело можете сказать, что в русском языке XII века существовало двойственное число, а "ползоша" во множественном, ну так в первом случае речь идет о Игоре и Овлуре, а здесь о беглецах "сам пят" (впятером), к которым в любом случае применялось бы
множественное число. Более того:
А не сорокы втроскоташа – на слѣду Игоревѣ ѣздитъ Гзакъ съ Кончакомъ.
Тогда врани не граахуть, галици помлъкоша, сорокы не троскоташа:
(
далее идет пояснение почему эти птицы не подают голоса)
По лозію ползоша - только дятлове тектомъ путь къ рѣцѣ кажутъ, соловіи веселыми пѣсьми свѣтъ повѣдаютъ.
sasha a писал(а):Перевод Срезневского не представляется мне правильным. Чтобы ставить знак равенства между Дивом и Грифоном, следует иметь древний перевод с латыни так, чтобы в переводе стояло Див в том месте, где в источнике - Грифон.
Дык, в Житии св. Власия и есть.
Что касается образа грифона, то он был известен праславянам еще в далекое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье
для украшения наверший знамен применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось охранительное, апотропеическое значение, и грифоны нередко изображались в активной позе терзания. (Срезневский И. И. Материалы..., т. I, с. 18.
ДИВЪ - gryphus (в Житии св. Власия).)...
..."збися Див, кличет верху древа" - содержится в самих скифских истоках этого образа. Известны
бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями; "див" как бы бьет, трепещет крыльями. Композиция содержит космогонические элементы: две зоны воды (земной и небесной); древо расположено выше земной воды и ниже небесной. Грифон помещен выше небесной зоны, как символ высшей силы. Возможно, что мифологический образ могучего небесного покровителя, находящегося выше деревьев, сложился еще в праславянско-скифскую эпоху и дожил, как и многие фольклорные образы, до русского средневековья. Див над деревом - символ угрозы враждебным степнякам; Див поверженный - подтверждение поражения русских.
-------
Б.А. Рыбаков Язычество древней Руси. Грифон-Див
sasha a писал(а):О его политических приоритетах говорить трудно: Див предупреждает как половцев о передвижении войск Игоря, так и падает замертво по время несчастий на Руси. Может быть - это нейтральное существо?
Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ ... Крычатъ тѣлѣгы полунощы, рци, лебеди роспущени.
Именно к этому скрипу телег, приближающихся с земли незнаемой (неосвоенного поля) и велит прислушаться Див. При чём тут Игорь и Тerra nullius?
sasha a писал(а):1) в данной фразе Автор называет конкретные географические названия как городов, так и рек. Следовательно, сказать, что от Волги до Сулы для него - белое пятно на карте - не получается. Те пункты, которые он перечисляет поименно - ЗЕМЛЯ ЗНАЕМАЯ.
Даже если придерживаться версии, что "блъван" - это статуя, то под "географическое название" он всё равно не попадает. Он в любом случае стоит особняком.
Вот Вам вопрос: Самого Игоря (Ольговича = черниговского (тмутороканского) князя) Див предупреждает
sasha a писал(а):2) Я думаю, что Незнаемая (Безымянная) Земля - это Персия, Ормуз и Индия - страны, с которыми на Руси еще не были знакомы, но были наслышаны от жителей Трапезунда, Тмутаракани, Сурожа и т.д.
А разве эти страны угрожали? Разве их стоило опасаться? Разве их земли неосвоенны, чтобы быть res nullius ?
sasha a писал(а):3) Автор предлагает прислушаться не только знаемой земле, но и незнаемой.
т.е. предлагает "незнаемой земле" прислушаться к "земле незнаемой" ?
sasha a писал(а):4) Див обращается к Волге и др. как к одушевленным существам. Поэтому выделять в этом ряду городов и рек Тмутараканский болван и считать его единственным одушевленным лицом - неверно.
Ну, пусть так, но почему тогда обращается не к Тмуторокани, а именно "тьму тораканскому блъвану" ?