Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Арсений » 15 янв 2014, 21:08

Река Волчья может оказаться Каялой только в одном случае-если все произошло так, как написано в Лаврентьевской летописи. Там рейд после Изюмской переправы длился не несколько дней, а неделю и больше, что ближе к реальности, так как за тридцатикилометровый поход много полона и злата не завоюешь и ответные меры за один-два дня половцы предпринять не могли. Пятнадцатитысячная их армия должна была быть где-то поблизости (а не один латник ), иначе за один переход они бы не подошли. Игорь подошел с предосторожностями и разведка его не дремала. Другое дело, что увлеклись захватом добычи, но ее за полдня не соберешь-все примеры говорят о нескольких днях на захват добычи разгромленного противника. Из за половины дня и поход затевать не стоит.

"Половцы встретили их, не подпустив к вежам, и, не дожидаясь остальных войск, сошлись в битве. И побеждены были половцы, и гнали их до веж, и взяли русские полон — жен и детей, и стояли три дня в вежах их, веселясь и говоря: «Братия наша ходила со Святославом, великим князем, и бились с половцами на виду у Переяславля, те сами к ним пришли, а в землю Половецкую не посмели за ними пойти. А мы в земле их, и самих перебили, и жены их полонены, и дети их у нас.
А остатки разбитых половцев бежали к войску своему, куда прежде весть посылали, и рассказали им о своем поражении. Те же, услышав, пришли к ним на помощь и за другими послали. И сошлись с русскими стрельцы, и бились три дня стрельцы, а в копейном бою не сходились, ожидая свою дружину, а к воде не дали им подойти. И подошло к ним войско все, бесчисленное множество." (http://school.bakai.ru/?id=booo244 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 16 янв 2014, 08:43

Во-первых, Арсений, Каяла река аллегорическая, а не реальная. Тестя Святополка Тугоркана "с той же Каялы" повезли, а погиб он на р.Трубеж близ Переяславля.

Во-вторых, поход затевался аналогичный 1183 году, когда ТЕ ЖЕ участники собирались напасть на половецкие вежи, пока половцы против русских полков выступили.

    "Того же лѣта слышавъ Игорь Святославличь, оже шелъ Святославъ на половцѣ, призва к собѣ брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимѣра, молвяшеть бо ко братьи и ко всѣй дружинѣ: «Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них [без половецких воинов] кушаимся [попытаемся] на вежах ихъ ударити». (Ипат. 1183)
Мысли те же, планы те же. Отсюда и понимание почему половцы оказались сплоченными: читайте летопись - в это же самое время выступили полки Романа Нездиловича, а Игорь с полками втайне от киевского князя тихо шел в другую сторону - к пустым вежам:

Время выхода Игоря НЕ 23 апреля как в одной лишь Ипатьевской, оправдывающей поход Игоря, летописи написано, а 13 апреля 1185 года (в Хлебниковском, Погодинскином и Ермолаевском списках). Вслед за выходом Романа Нездиловича.

    Тоя же весны князь Святослав посла Романа Нездимолавича з берендичи на половцы; и божиею помощию взяша вежи половецкия апреля 21-го, много полона и коней заяша на самый Велик день.

    Тогда же Игорь Святославич, внук Ольгов, князь северский, видя братию победивши половцы и честь прияша, поревновав има, собрав воя, ис Трупческа брата Всеволода, из Рыльска сыновца своего Святослава Ольговича, ис Путимля сына своего Володимира, и у Ярослава Всеволодича черниговского испроси помощь, Олстина Олешнича, Прохорова внука, иде из Новагорода апреля 13 дня. И тако идоша тихо, сожидающеся со дружиною, бяху бо в них кони вельми тучни.

    -----
    Первая редакция - В.Н. Татищев. Собрание сочинений. В 8т. М.-Л., Наука. 1962-1979 (переиздание: М., Ладомир 1994). Том 4, С. 302
Для того чтобы отогнать полки Романа Нездиловича половцы должны были сняться со своих мест и объединиться, т.е. ко времени передвижения Игоря их вежи оставались без воинов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Арсений » 17 янв 2014, 20:54

И какое то еще странное название: "вежи половецкие". У тюрок было бы более естественно "юрты". С кем тогда воевали воины княжеские? Вежа это, помнится, иранский термин (Арьянам вейджа). С язычниками? При большинстве тюркских половецких племен, вероятно, была часть печенежских (бывших иранцев, освоивших тюркский язык) не принявших христианскую веру. Часть из них ушла на восток (чалдоны, самары..). Каяловы ушли с луки моря в Лукоморье под Томском, где их позже разбил воевода, посланный Тимуром.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 18 янв 2014, 11:39

Это термин не токмо из СПИ, но и из летописей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Арсений » 29 апр 2014, 22:55

Есть вариант, что расшифровка гидронима Каяла связана с птицей, приносящей детей. Ее мифология достаточно распространена от севера (зыряне) до юга.

" Язык пермяков, народа коми, марийцев, мордовцев, чувашей в значительной степени отличается от русского, белорусского и украинского, и это неслучайно. Культура этих народов сохранила сказания о птице, добравшейся до земли и сотворившей наземную форму жизни. Именно этих птиц мы видим на рисунках выше. Первую нашли на сосуде при раскопках хорезмского города Кой-Крылган-Кала и датируют четвертым веком до н.э. Вторую нашли на сосуде неподалеку от Перми в деревне Бартым. Существо, изображенное на сосуде - Первобог - прародитель жизни и всех религий мира. Самый древний бог, управляющий жизнью во времена общности индоевропейских земель. Идол этого языческого бога сохранился в центре города Усть-Вымь, среди множества христианских церквей. Усть-Вымь называют центром древнего зырянского государства. А эту птицу - птицей счастья. Птицей, приносящей детей, но рожденных не в грехе, а в любви, в плотской любви между мужчиной и женщиной. Ева появилась на свет не из ребра Адама, а из ребра журавля, точно также, как и сам Адам. Журавль-аист-утка. Этого бога почитали народы коми, пермяки, марийцы, кайцы, чуваши, мордва. Его же почитал Вьетнам, Индия, Саудовская Аравия и Армения. Его почитал весь человеческий род. Журавль выступал связующим звеном между человеческими племенами и животным миром. Человек осознавал себя частью животного мира, заботился о животном мире, и животный мир отвечал ему взаимностью. Рай был на земле. Ни больших войн, ни нищеты. Богатство и обеспеченность влекли за собой высокую плотность населения в городах, расположенных вблизи болот.
Важнейшим центром этого мира выступал птичий город Кай-Ола. Его местонахождение легко можно угадать по Красной книге. Он прилегал к Дымному болоту и находился в самом центре кайского края, соединяя современные Кирс, Светлополянск, Рудничный, Волосницу, Кашину Гору и само болото в одно целое. Болото стало точкой соприкосновения всех миров. Здесь размножались перелетные птицы." (http://proza.ru/2010/03/10/1416 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Валерий Колесников » 30 апр 2014, 18:30

Арсений писал(а):Есть вариант, что расшифровка гидронима Каяла связана с птицей, приносящей детей. Ее мифология достаточно распространена от севера (зыряне) до юга.
Важнейшим центром этого мира выступал птичий город Кай-Ола. Его местонахождение легко можно угадать по Красной книге. Он прилегал к Дымному болоту и находился в самом центре кайского края, соединяя современные Кирс, Светлополянск, Рудничный, Волосницу, Кашину Гору и само болото в одно целое. Болото стало точкой соприкосновения всех миров. Здесь размножались перелетные птицы." (http://proza.ru/2010/03/10/1416 )


Во первых гидроним Каяла уникален, он нигде в тех местах не повторяется.
Во вторых кайский край это обширные болота на Северных увалах, которые являются главным водоразделом между северными реками и реками впадающими в южные моря нашей страны. Да, есть там Кайгородок, но то что Кай в переводе с зырянского (фино-угры) – птицы это лишь рабочая гипотеза. Кайские леса это дикий, забытый богом край, ссыльное, гиблое место. Единственный хозяин там медведь, а люди встречаются там очень редко.
http://www.ikirov.ru/journal/week-theme ... -lesa.html
Версия, что Каяла берет свое название с Кайских лесов и птицы маловероятна.
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Арсений » 30 апр 2014, 21:50

Я не зря привел сведения, что птица эта встречалась в археологических находках в Средней Азии. Далее автор пишет, что в кайских местах ныне проживают преимущественно русские, и за невестами рюриковичи посылали в том числе именно к зырянам.

"...село Кай Кировской области. Название села и огромного близлежащего кайского края не имеет ничего общего с русским языком. Но кроме русскоязычного никакого другого населения на этой территории нет," ( http://proza.ru/2010/03/10/1416 )

"Благодаря сватовским полкам славяне и зыряне на Руси тесно переплелись:
В самом 1078 году на дочери зырянского Осолука женился внук Ярослава Мудрого, князь Тьмутараканский и Черниговский Олег Святославович, двоюродный брат Владимира Мономаха. От неё он имел четырёх сыновей: Глеба, Святослава, Всеволода и Игоря." (http://proza.ru/2010/02/17/316 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Валерий Колесников » 01 май 2014, 05:13

Арсений писал(а):Я не зря привел сведения, что птица эта встречалась в археологических находках в Средней Азии. Далее автор пишет, что в кайских местах ныне проживают преимущественно русские, и за невестами рюриковичи посылали в том числе именно к зырянам.


"Благодаря сватовским полкам славяне и зыряне на Руси тесно переплелись:
В самом 1078 году на дочери зырянского Осолука женился внук Ярослава Мудрого, князь Тьмутараканский и Черниговский Олег Святославович, двоюродный брат Владимира Мономаха. От неё он имел четырёх сыновей: Глеба, Святослава, Всеволода и Игоря." (http://proza.ru/2010/02/17/316 )


Все это очень хорошо- помолвки, свадьды, пиры, медовуха. Но причем здесь Каяла-река?
Валерий Колесников
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 439
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 13:36

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 11 май 2014, 09:09

Никак не связано с контекстом СПИ и летописи, где все эти упоминания связаны с покаянием.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Арсений » 21 май 2014, 22:16

У Андрея Чернова несколько не так.
"Уникальные (на сегодня) брянские параллели к «Слову»:
5. Каяти (в значении жалеть)." (http://chernov-trezin.narod.ru/Hroniki.pdf )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 21 май 2014, 23:34

Если можно с номерами страниц, книга есть - искать долго. О Каяле от глагола "каяти" (каяться) писал ещё Л. А. Дмитриев и Андрей Юрьевич эту статью знает. Такая этимология более точная.

:arrow: Дмитриев Л.А. Глагол "каяти" и река Каяла в "Слове о полку Игоревы"//ТОДРЛ, т.9, М.;Л., 1953, с. 30-38
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Арсений » 23 май 2014, 22:58

Это стр. 206-207 по моей ссылке. Как быстро попасть на эти страницы по Вашей ссылке я не нашел.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Арсений » 05 июн 2014, 08:16

Возможно, это уже известно, но есть вариант отождествления Каялы с рекой Кубань.

"Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон («Великий Дон» =Азовское море как дельта Дона!), Малый Донец, Стугна. И ещё одну реку описывает автор – «быструю реку Коялу у Дона великого». Река с таким названием до сего времени не известна академикам, поэтому всему народу велено считать, что эта река имеет, якобы, только символическое (?!) значение, как «река окаянная, проклятая» или «река покаяния».
Дальнейшие наши исследования покажут полное документальное тождество реки Коялы (=Кубань), – этого примечательного факта Великой истории Руси-России.
Итак, Кубань, самая примечательная и блистательная река Кавказского региона России, имела у каждого народа массу своих названий (около 280 наименований!).
Но было также и первородное, автохтонное имя, – Кояла!
Из приведённых выше примеров слов КОЯЛАЫ следует, что семантика этого слова включает в себя любопытное смысловое поле:
«Кояла» ≡ «бесподобная, необычная, экзотическая, несравненная, чудная, изумительная, великолепная, яркая,
благодатная...»
Проведённый нами опрос на татарских форумах интернета показал, что это слово у татар не имеет конкретного смысла, а выражает собой собирательное понятие вышеприведённого семантического ряда. И, тем не менее, татары с удовольствием пользуются, при случае, этим словом (таинственным для них!) КОЯЛА с добрым, сердечным, любовным, светлым смыслом.
Рискнём предположить, что то же самое – практически у всех остальных современных народов Евразии, обитающих от Тихого океана до Атлантики и от Индийского океана до Северного Ледовитого. (http://www.spbs.rusphysics.ru/articles/674/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Лемурий » 05 июн 2014, 08:38

А с чего на татарских форумах искать? Оные лишь через 30 лет после похода Игоря в этих местах появятся.
Слово образовано от "каяти" - это очевидно и по контексту и по подобным новшествам Автора СПИ, например: Ходына от "ходити".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24160
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Где же Каяла-река? (обсуждение одноименной статьи) - 4

Сообщение Арсений » 05 июн 2014, 20:36

Я привел авторский текст со ссылкой, по которой можно ознакомиться со значениями слова "кояла" не только у татар, но и "у всех остальных современных народов Евразии, обитающих от Тихого океана до Атлантики и от Индийского океана до Северного Ледовитого". Современная расшифровка возможна и в таком варианте: "корят, жалея". Но это все варианты для 12 века н.э., а название реки Кубани-Кояла относится, скорее всего, к более раннему периоду, так как привязка идет к Салтовской археологической культуре, которая прекратила существование ранее 12 века н.э., ( люди ушли на север в тот же Киев?). Однако, вариант похода Игоря на Кубань-Коялу авторы сообщения обозначили...Гидроним "Кояла" тоже мог сместиться к 12 веку с Кубани севернее.

" ----- Дополнения -----
Ср. Н. М. Дылевский (Некоторые лексич. элементы «Сл. о п. Иг.» в свете словарных данных соврем. болгарского языка. — В кн.: Вопросы исторической лексикологии и лексикографии восточнославянских языков. К 80-летию чл.-корр. АН СССР С. Г. Бархударова. М., 1974, с. 31): «Не содержалось ли в древнем значении слова каяти и оттенка сожаления, пережиточно сохраненного этим глаголом в болгарском и сербохорватском языках? Элемент сожаления наличествует и в болгарском глаголе окайвам — ‘жалею, оплакиваю (кого-либо)’ и т. д. Не дает ли нам право принять обоснованность перевода — ‘осуждают, жалея’ ...или, может быть, лучше — ‘корят, жалея’?».

Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984" (http://dic.academic.ru/dic.nsf/slovo_o_ ... 1%82%D0%B8 ).

"Русы, переселившиеся с Кавказа на север, обрели вторую родину в бассейне Северского Донца. Но какая-то часть русов была известна и в районе сближения Волги и Дона. От этих групп русов остались многочисленные памятники так называемой салтовской археологической культуры (VIII–IX вв.). Особенно примечательными из них были прекрасно укреплённые белокаменные городища.
На Дону соседями салтовцев-русов были жившие в низовьях Дона салтовцы-славяне. В русской державе, лежавшей в излучине Днепра, обитали славянские племена уличей и тиверцев. Известия арабских авторов говорят о том, что все русы, либо значительная часть их, перешла на славянскую речь, потому что «смешались со славянами», ещё в первой половине IX в. Это значит, что русы были ославянены задолго до образования Киевской Руси." (http://www.rusphysics.ru/articles/778/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 83