Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Konrad » 20 фев 2013, 18:57

Вот интересная версия ученика Степана Пушика, ивано-франковского культуролога, философа и писателя Олега Борисовича Гуцуляка:

ВЕРЕЖЕНИЙ (меч) - це не "поганьблений" (10), "пощерблений" (11) чи "покинутий" (12) меч, а "магічний".
В олонецькому діалекті... засвідчено слово верги "чари, злодійство, зарубки, мітки" (13), що потрапило у фіннську мову як verha "жертва". У давнину побутувала віра у магічну силу письмен та знаків (рун). Були мудреці, які тлумачили руни, тобто знали, який саме знак (клеймо) слід поставити на мечі, щоб він був міцним та надійним у бою тощо. На Русі такими тлумачами - "толковинами" вважалися тиверці Подністров'я, етнонім яких ми виводимо з давньогерман. * taufr "червона фарба", "магічна сила написаного заклинання" (висічені письмена - руни затиралися червоною фарбою) > давньосаксон. tover "чародійство" (14). На місці розселення тиверців пізніші джерела фіксують топонім Вережане (15), де, можливо, виготовлялися ці магічні - "вережені" мечі (пор.: молдав. вражэ "чародійство", врэжи "чародіяти", від латин. variego "розцвічувати, розфарбовувати").
10. Слово про Ігорів похід: Переклади. - К.: Дніпро, 1982. - С.27.
11. Слово про Ігорів похід: Переклади. - К.: Дніпро, 1982. - С.95.
12. Пушик С. Луни. - К.: Рад.письменник, 1988. - С.160.
13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс, 1987. - Т.4. - С.294.
14. Гуцуляк О. "…Иже суть толковины" // Світ молоді. - Ів.-Фр., 1991. - 1 лист.
15. Словник староукраїнської мови ХІУ - ХУ ст. - К.: Наук.думка, 1977. - Т.1. - С.165.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Nikola » 25 фев 2013, 14:11

Может, "вереженый" исходно и "магичный", сиречь заколдованный, заговоренный.
Но заговоренный меч - уже не честная сталь, он служит не правде, а заговорщику. Брат поднимает меч на брата - это не может быть правильный меч, это порчу (магия, волшба!) на него навели, испортили.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 26 фев 2013, 00:11

Срезневский по поводу примера из СПИ:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Nikola » 26 фев 2013, 08:29

Не пойму что-то... причем тут Срезневский?
Ну, ВЕРЕД суть ВРЕД, но речь-то у Конрада, насколько я понял, об этимологии слова ВРЕД.
Словарь Фасмера дает для ВЕРЕД значения РАНА, НАРЫВ, ГНОЙНИК.
ВЕРЕЖЕНЫЙ - не ВРЕДОНОСНЫЙ, а ПОВРЕЖДЕННЫЙ, исПОРЧенный.
Нарывы-то как раз и происходят от ПОРЧИ, магического воздействия. Некая волшебная дрянь вселилась - сама или по наводке вредной людины.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 26 фев 2013, 11:25

Была, Nikola, в древнерусском языке така дивна частица "СЯ". Возвратная называется.

Вот когда она с глаголом "вередити", "вережу" В ПАРЕ, то смысл такой как Вы имеете ввиду.

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Nikola » 26 фев 2013, 16:48

Лемурий писал(а):Была, Nikola, в древнерусском языке така дивна частица "СЯ". Возвратная называется.

Вот когда она с глаголом "вередити", "вережу" В ПАРЕ, то смысл такой как Вы имеете ввиду.

Изображение

А причем тут Nikola? В Вашей, Лемурий, реплике нет никакой связи с моими словами.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Арсен » 26 фев 2013, 19:05

У меня сложилось такое впечатление: истину нужно искать где-то в промежутке между крайностями, но ближе к позиции оппонентов. А то получается так: доказывая, что образ Всеслава Полоцкого - это образ Антихриста в СПИ, удаётся выигрывать одно мелкое локальное "сражение" с оппонентами за другим, а в целом, тем не менее, всё очевиднее, что главный вывод неверен.
Ну да, Всеслав Полоцкий показан негативным героем СПИ. Он - волколак. Он рыскает во тьме. Он с помощью каких-то тёмных сил перерыскивает за ночь в Тьмутаракань, хотя это очень далеко и хороших дорог тогда ещё не было. И картина побоища на Немиге тоже говорит о схожести с Антихристом. Он - князь-волшебник, князь-оборотень. И снятие в Новгороде колоколов - тоже как-то не по-христиански. И бегство от киевлян, которые верили ему. И припевка Бояна. Всё говорит о том, что ничего положительного в нём нет и что сходство с Антихристом есть. Есть, правда, и неочевидные моменты. Ещё нужно доказать, что седьмой век - это тоже аргумент в пользу версии. Кстати, этот седьмой век может даже и не быть седьмым, как, например, в версии А.К.Югова (не "седьмой", а "самый", то есть "на том самом веке"). Проблема "седьмого века" усугубляется тем, что сам Троян - "тёмное место". Легко ли договориться, что следует понимать под "седьмым веком", если даже о Трояне не договорились, единого мнения нет? Неочевидным является и то, что "людей судяше" - это аргумент против князя. Но ведь в те времена именно князья судили людей, что ж тут удивительного? Или всех должен был судить Бог, а на земле никто никого судить не должен? Это говорит лишь о том, что киевляне доверили ему реальную власть, а он, удрав ночью, это доверие не оправдал, и это - нехорошо. Но в общем случае, занимая киевский престол, конечно он должен был судить людей!
Я предлагаю такое компромиссное решение: признать, с одной стороны, что образ Всеслава Полоцкого - это не есть образ Антихриста в СПИ, но, с другой стороны, признать и то, что образ Антихриста в СПИ всё же присутствует. Но он как бы растворился во всей совокупности грешников, о которых рассказывается в СПИ, то есть отчасти присутствует в образе Всеслава Полоцкого, отчасти - в образе Олега Гориславича, отчасти - в образах половецких ханов, отчасти даже в образе Игоря, поскольку и он не безгрешен.
Почему, я считаю, нужно ослабить утверждение и говорить о сходстве Всеслава Полоцкого с Антихристом, но не о том, что в образе Всеслава Полоцкого - Антихрист? Есть несколько аргументов. Прежде всего, человечность князя, что Антихристу несвойственно. Пусть он нехороший, но, тем не менее, временами вызывает жалость к себе:
Аще и веща душа в дерзе теле, но часто беды страдаше
Здесь намёк прежде всего на поруб, в котором он от "беды страдаше" . И разве может Антихрист присутствовать на Божьем суде в качестве простого смертного?
"Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда божиа не минути"
. И как бы мы ни толковали век Всеслава Полоцкого, к Апокалипсису это не имеет никакого отношения, потому что жизнь продолжается, и вслед за Всеславом появляются всё новые как положительные, так и отрицательные герои, и вслед за Немигой появляются всё новые Каялы, а у Автора СПИ, тем временем, мысли не о скором конце света, а о том, что нужно бороться за единство Руси и защищать её рубежи, надежда на лучшее будущее. К примеру, если Всеслав лишь разграбил Новгород, то Игорь обошёлся с городом Глебовым куда более жестоко, показав себя в этот момент ещё большим Антихристом, чем Всеслав.
Говоря о том, в ком в какой мере присутствует Антихрист, следует вспомнить о том, что Олег Гориславич засевал землю стрелами. При Всеславе междоусобица уже была, она была посеяна стрелами теми князьями, кто жил в "первые времена усобиц". То есть Антихрист начал засевать землю ещё до Всеслава и Олега, а Всеслав жил в то время, когда можно было убирать урожай, отделяя души от тел. Антихрист стоял за междоусобицей, управлял ей. А Всеслав - это лишь герой фрагмента этого глобального явления.
В какой-то мере Антихрист стоял и за спиной князя Изяслава Киевского, поклявшегося на кресте не причинить Всеславу зла. Этот эпизод в СПИ упущен сознательно: Автор СПИ больше симпатизировал мономашичам, они были ему ближе, он хотел единства Руси под властью мономашичей, и противопоставление Полоцкого княжества, достаточно самостоятельного, Киевской Руси ему совсем не нравилось. Потому он не осуждает Изяслава также ни за то, что он привёл на Русь "латинян" (поляки были католиками, а не христианами), ни за то, что он был жесток ко многим киевлянам, сдавшимся ему без боя, ни за то, что он не давал им оружия и коней во время угрозы половецкого вторжения. Да и осуждая Всеслава за удары по Новгороду и Пскову, нельзя забывать, что они в какой-то мере были спровоцированы князьями из этих городов, поскольку нападали на прибалтийские племена, являвшиеся данниками Всеслава. Как бы то ни было, но это право Автора - изображать события так или иначе, во все века авторы были не свободны от властей и от проводимой ими политики.
Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени - уже бо выскочисте из дедней славе. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Которою бо беше насилие от земли Половецкыи

В этой цитате ну никак не чувствуется противопоставление внуков Антихриста внукам не знаю кого (или внуку - Ярославу). Наверно внуки Антихриста должны противопоставляться внукам (внуку) самого Иисуса Христа, не иначе. А между тем, Автор СПИ в этом отрывке даже и не думает об Антихристе, он просто призывает князей к миру, к прекращению междоусобицы, в которой виноваты все обладатели этих "вережени" мечей.
Ну и, кроме того, легко ли поверить в то, что Автор СПИ изобразил Антихриста в виде русского, пусть даже - полоцкого, князя? Да ещё и христианина, хоть и грешника, и полу-язычника, и колдуна?
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Konrad » 28 фев 2013, 00:43

Арсен, ну и где же Всеслав негативный герой?
В чем его негативность?
Что в волка превращается? Так это и поныне в полесских украинских селах грехом не считается.
Описан-то он, как Николаева ловко подметила, той же лексикой, что и ...Игорь!
"Скочи" и т.д.
Всеслав превращается - и Игорь превращается.
Всеслав бежит ночью - и Игорь тоже.
Рейд Всеслава к Тмуторокани направлен против половцев - ану, кто направляется к тому же княжеству с аналогичной целью?
А картина побоища-жатвы на Немиге стандартна для фольклора - и описывается как обыденное, привычное, ежегодно-повседневное до банальности действо. Не Всеслав же в ней повинен.
Про суды я писал выше, прочтите, пожалуйста.
В колядках суды судит и рады радит главный положительный герой - пан-господар, хозяин то есть.
Такого рода черты проглядывают во многих малорусских обрядовых песнях, приведенных в I томе «Истор. п. малор. народа». Г. Веселовский оспаривает из этих песен и значение № 14 («Княжеский тиун»), объясняя в ней слова поїхав суди судити просто отзвуком по случаю города Судомира — Сендомира. Но мы имеем теперь в богатой коллекции песен и прочего этнографического материала, доставленной киевскому отделу географ. общества г. Манджурою из Харьковской и Екатеринославской губернии, новый вариант этой песни, который кончается так:

Нема пана дома, десь у гетьмана,

Суди судить, ради радить,

А за тії суди — золотиї шуби,

А за тії ради — коника в наряді.

Песня записана в Вильшанах, Харьковской губ., и, очевидно, Сендомир тут ни при чем. К тому же песня приняла и местную наслойку ...(собственно слово «гетьман»), как и следует это в левобережной Украине, а сходство ее с галицкою в основной теме — свидетельство древности основы песни.

http://litopys.org.ua/drag/drag10.htm
Эта деятельность характеризует Всеслава с положительной стороны, как хозяина земли Русской.
Всеслав для автора поэмы - положительный образ, равно как и для создателей былины о геройском Волхе Всеславиче. Может быть, потому, что был союзником Ростислава - предка галицкой династии.

Именно, Арсен! Разве кого-нибудь беспокоят душа или страдания Антихриста?
Про Божий суд как смерть, убийство я тоже писал вверху на материале украинских дум.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 28 фев 2013, 09:58

Арсен писал(а):Ну да, Всеслав Полоцкий показан негативным героем СПИ. Он - волколак. Он рыскает во тьме. Он с помощью каких-то тёмных сил перерыскивает за ночь в Тьмутаракань, хотя это очень далеко и хороших дорог тогда ещё не было. И картина побоища на Немиге тоже говорит о схожести с Антихристом. Он - князь-волшебник, князь-оборотень. И снятие в Новгороде колоколов - тоже как-то не по-христиански. И бегство от киевлян, которые верили ему. И припевка Бояна. Всё говорит о том, что ничего положительного в нём нет и что сходство с Антихристом есть. Есть, правда, и неочевидные моменты. Ещё нужно доказать, что седьмой век - это тоже аргумент в пользу версии...И как бы мы ни толковали век Всеслава Полоцкого, к Апокалипсису это не имеет никакого отношения, потому что жизнь продолжается...
Я предлагаю такое компромиссное решение: признать, с одной стороны, что образ Всеслава Полоцкого - это не есть образ Антихриста в СПИ, но, с другой стороны, признать и то, что образ Антихриста в СПИ всё же присутствует.

Вы правы, Арсен. Безусловно Всеслав показан ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ героем. Иначе зачем его потомкам выпрыгивать из дурной "славы"? Контекст нарушается.
Может Вы правы и в том, что к нечистым силам стоит относить его "другое тело". Ведь на миниатюрах он так и показан:

Изображение
Радзивилловская летопись М.227 (л. 100 об.)
В лето 6575 (1067)... Ничего бо ся боять беси, токмо креста.
Аще бо бывають от бесовъ мечтания, знаменавше лице крестомъ, прогоними бывають.
Всеславъ же седе в Киеве месяць 7


Что касается "седьмого века", то речь ОДНОЗНАЧНО идет о "седьмом тысячелетии" язычества, ограниченного временем первого христианского князя.
А "седьмое тысячелетие" - это время Апокалипсиса. "Седьмой век" (=тысячелетие) заканчивался в 1492 году, посему в СПИ он продолжается. Всеслав действует не во время "Сташного Суда", а во время последнего апокалиптического тысячелетия.

Арсен писал(а):сам Троян - "тёмное место".

Кем бы его не считали он связан с языческими временами. Наиболее логичная версия Троян=Таргитай.

Арсен писал(а):Неочевидным является и то, что "людей судяше" - это аргумент против князя. Но ведь в те времена именно князья судили людей, что ж тут удивительного? Или всех должен был судить Бог, а на земле никто никого судить не должен? Это говорит лишь о том, что киевляне доверили ему реальную власть, а он, удрав ночью, это доверие не оправдал, и это - нехорошо. Но в общем случае, занимая киевский престол, конечно он должен был судить людей!

Безусловно были 2 вида судов: "княжеский" (где судили за преступления) и "церковный" (суды для клириков и мирян, совершивших аморальные проступки). На "княжеском судах" издавна был заведен "судебный поединок" или как его называли "Божий суд", на Руси называющийся "Поле".

Правила таких судебных поединков сохранились в чешском "Ряде земского права".

Видимо, Всеслав отменил их, или принимал самоличное решение, выступал в роли "диктатора".

Арсен писал(а):Говоря о том, в ком в какой мере присутствует Антихрист, следует вспомнить о том, что Олег Гориславич засевал землю стрелами. При Всеславе междоусобица уже была, она была посеяна стрелами теми князьями, кто жил в "первые времена усобиц". То есть Антихрист начал засевать землю ещё до Всеслава и Олега, а Всеслав жил в то время, когда можно было убирать урожай, отделяя души от тел. Антихрист стоял за междоусобицей, управлял ей. А Всеслав - это лишь герой фрагмента этого глобального явления.

"Жатва плевел" - сюжет связанный с Антихристом. "Лютым зверем" Олега, в отличии от Всеслава, Автор СПИ не называет.

Арсен писал(а):Автор СПИ больше симпатизировал мономашичам, они были ему ближе, он хотел единства Руси под властью мономашичей, и противопоставление Полоцкого княжества, достаточно самостоятельного, Киевской Руси ему совсем не нравилось.

Да, НЕТ. Не столь широко. Именно МСТИСЛАВИЧЕЙ. Ведь именно их он называет "шестокрыльцами (=серафимами) не худа гнезда". А над Ольговичами всячески подтрунивает.

Арсен писал(а):
Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени - уже бо выскочисте из дедней славе. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Которою бо беше насилие от земли Половецкыи

В этой цитате ну никак не чувствуется противопоставление внуков Антихриста внукам не знаю кого (или внуку - Ярославу). Наверно внуки Антихриста должны противопоставляться внукам (внуку) самого Иисуса Христа, не иначе. А между тем, Автор СПИ в этом отрывке даже и не думает об Антихристе, он просто призывает князей к миру, к прекращению междоусобицы, в которой виноваты все обладатели этих "вережени" мечей.
Ну и, кроме того, легко ли поверить в то, что Автор СПИ изобразил Антихриста в виде русского, пусть даже - полоцкого, князя? Да ещё и христианина, хоть и грешника, и полу-язычника, и колдуна?

Хорошее замечание. В данном случае Автор призывает "выпрыгнуть" Ольговича Ярослава Черниговского и Всеславичей из дурной "славы" их дедов. Отказаться от междоусобицы.

    "Усобная же рать бываеть от сважения Дьявола. Богъ бо не хощеть зла вь человецехъ, но блага. А Дьяволъ радуеться злому убииству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти братоненавидения, клеветы..." (Ипат.1067)
Что же касается изображения Антихриста "в виде русского", ну так не он первый начал эту тему, а Боян (= Никон Великий) - редактор "Древнейшего Киевского свода 1039 г. в ред. 1073 г.":

    "В лето 6552 (1044)...рекоша же волъсви матери его: "Се язьвено на главе его. Навяжи на нь, да носить е до живота своего". Еже носилъ Всеславъ и до смертного дни на собе, сего ради немилостивъ есть на кровопролитье..." (ПВЛ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Арсен » 28 фев 2013, 18:16

Арсен, ну и где же Всеслав негативный герой?
Главное, в чём Всеслав негативен - это его роль в усобицах, это ущерб Руси, выражающийся и в снижении её обороноспособности, и в экономических потерях, и в потерях людских. Именно поэтому Немига - в центре повествования о Всеславе, сердцевина этого рассказа. Автор СПИ сознательно опускает "важные" моменты всей этой истории или говорит вскользь, потому что с его точки зрения, с позиции истинного патриота Руси, всё это - мелочи на фоне реального ущерба, нанесённого стране. Ущерба, которого можно было бы избежать, если бы Всеслав не полез на Псков и Новгород. Его позиция отличается от позиций летописцев и сказочников, каждый из них имел право на свою точку зрения. Но, тем не менее, на мой взгляд, не настолько он негативен, чтобы говорить о том, что его образ - это образ Антихриста. Поэтому я и предлагаю: будем считать, что образ Антихриста не отражается в одном лишь Всеславе, а как бы стоит за спинами всех грешников вместе взятых. Разные грешники своими грехами дополняют друг друга, и в их греховности в совокупности прорисовывается образ Антихриста.
Описан-то он, как Николаева ловко подметила, той же лексикой, что и ...Игорь!
Верно, Игорь тоже грешен, и потому за его спиной Антихрист тоже прятался. Но Игорь смело шёл в бой на врагов Руси, а не на князей-соседей (хотя и это тоже было, например, нападение на город Глебов). И он - раскаявшийся грешник, он благодарил Богоматербь, когда вернулся с Овлуром на Русь. Если бы не раскаялся - стал бы Бог показывать ему путь на Русь? Грешников там хватает, а Антихрист один за всеми сразу, за их спинами.
Рейд Всеслава к Тмуторокани направлен против половцев
Мне кажется, утверждение неверное. Точно так же, как было две Каялы, так и Тмутороканей тоже было две. Одна Тмуторокань - реальный город, другая - абстрактный образ города. Реальный город был доступен, он был центром княжества. Но был надолго утрачен Русью, так что о нём пора было уже забыть, потому что слишком велик путь к этому городу по половецкой степи. Абстрактный город Тмуторокань - из той же серии абстрактных географических названий, что и "тридевять земель", "тридесятое царство". Тмуторокань во втором значении - это символ чего-то очень далёкого и недоступного, где-то на краю земли. И когда Игорь отправлялся "поискати града Тмутороканя", и когда туда волколаком рыскал Всеслав - в обоих случаях речь шла о символическом городе, символе удалённости и недоступности. Кстати, поэтому Игорь и не говорил, что идёт в Тмуторокань, это над ним так насмехаются, в смысле: "Куда он попёрся так далеко в Половецкую степь? Не иначе как аж до самого города Тмутороканя хотел добраться!" До того ли было затравленному волколаку Всеславу, чтобы воевать с половцами вдали от родного Полоцка?
Может Вы правы и в том, что к нечистым силам стоит относить его "другое тело". Ведь на миниатюрах он так и показан
Я этого не утверждал и не согласен с этим. Тело не может быть отнесено ни к "чистым", ни к "нечистым" силам, поскольку реальная сила находится внутри тела, а тело - лишь оболочка. Душа у Всеслава одна, и эта душа в равной мере греховна, в каком бы теле он ни находился в тот или иной момент времени. А поскольку оборотней в СПИ несколько, то это не есть главный признак Антихриста. И "лютый зверь", если подумать, не так уж страшен, это лишь некоторое обобщение дикого коварного зверя вообще, волк - частный случай. Потому все мчавшиеся волками в СПИ - те же лютые звери.
"Седьмой век", поскольку это век Всеслава, не может, на мой взгляд, длиться тысячу лет. Иначе получается такое возражение: вот автор пишет, что на седьмом веке Трояна был такой нехороший Всеслав. А всё остальное - оно что, не на седьмом веке Трояна? И разве не на седьмом веке Трояна Игорь отправился в поход на половцев? Мне кажется, если бы под веком понималось тысячелетие, об этом было бы сказано совсем по-другому и в другом месте, потому что тысячелетие это как бы "выносится за скобки" почти всего повествования, за исключением некоторых фактов и событий, произошедших ещё раньше.
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 28 фев 2013, 18:23

Арсен писал(а):"Седьмой век", поскольку это век Всеслава, не может, на мой взгляд, длиться тысячу лет.

А другого значения слову "век" в данном контексте и быть не может.

" Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ..." пишет Кирик Новгородец в "Учение имже ведати человеку числа всех лет, л.344" о 6644 (1136) годе, повторяя 2-е определение слова "век" Иоанна Дамаскина.

Это НЕ тысячелетие Всеслава. Просто он действует в седьмом (=последнем) тысячелетии.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Nikola » 13 мар 2013, 10:35

Арсений Уральский. КНИГА ОБ АНТИХРИСТЕ И О ПРОЧИХ ДЕЙСТВАХ ИЖЕ ПРИ НЕМ БЫТИ ХОТЯЩИХ
По богословским вопросам - слово Церкви! Пусть и старого обряда.
Текст, который я нашел, читается только на две трети. Выложен на Древлебиблиотеке, адрес

txt.drevle.com/lib/arseniy_uralskiy-kniga_ob_antihriste-htm.html

Мой наладонник или сайт не признают в адресе URL, посему и привожу в таком виде.

Арсений в предисловии использвал заголовок книги Амартола, что тоже интересно.
PS Разобрался, как добрался до настольника.
Отсюда можно прейти к книге в PDF, DjVu и HTML/
Вроде все читается...
Последний раз редактировалось Nikola 14 мар 2013, 21:35, всего редактировалось 1 раз.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Konrad » 14 мар 2013, 01:41

Безусловно Всеслав показан ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ героем. Иначе зачем его потомкам выпрыгивать из дурной "славы"? Контекст нарушается.



Внуки Ярослава и Всеслава уже выскочили (а не должны выскочить!) из славы своих дедов.
уже бо выскочисте изъ дѣднеи славѣ. 2-е л. мн. ч. аориста.

Один из славных дедов - Всеслав:
притрепа славу дѣду своему Всеславу

Он - родоначальник. Пропп то же говорит о Волхе, а в украинских легендах одобрительно оценивается умение предка семьи превращаться в волка.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 14 мар 2013, 09:54

Konrad писал(а):Внуки Ярослава и Всеслава уже выскочили (а не должны выскочить!) из славы своих дедов.
уже бо выскочисте изъ дѣднеи славѣ. 2-е л. мн. ч. аориста.

Хотел было возразить, но разобрав предложение, вижу, что Вы правы. Но в данном случае весь контекст в ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ наклонении. Автор призывает Ольговичей и Всеславичей понизить стяги и вонзить свои мечи вредоносные (ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?) УЖЕ БО (=ведь) выскочили из дедовой славы.

    Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ

P.S. "Внуки Ярослава" - такого словосочетания в контексте НЕТ. Есть Ярославе — зват. пад. ед. ч., имеется ввиду обойденный в обращении к князьям "Мстиславова племени", князь с большим политическим весом, Ольгович: Ярослав Черниговский.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Konrad » 14 мар 2013, 13:18

Ярославли - правка, но даже если Мстиславичи и Всеславичи, то о славе их дедов говорится заодно, следовательно, она тождественна.
Ну-ка, вспомним, за что народ прогнал Ярославичей и освободил Всеслава?
Потому что хотел драться с половцами.
А Всеслав был учасником победоносного похода на других степных инородцев - на торков.
И его рейд к Тмуторокани толкуют как поход на половцев (ср. былины)
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36