Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 19 окт 2012, 12:40

Лемурий писал(а):
Новый писал(а):И этот фрагмент (см. приведенное Вами изображение) об антихристе ничего не даёт, в Откровении же он - действующее лицо, и, если пытаться идентифицировать с ним кого-то (в частности, Всеслава), то надо сопоставлять действия. И, сопоставляя их, мы не увидим ничего похожего...

Как это ничего не дает? Тема "Жатвы плевел" и присутствия на "ниве душ" Сатаны - неразделимы !..
... "Зубы аки пяди" - в три куса разбил славу Ярослава
"Персты аки серпы" - Ток на Немиге.!

Но, во-первых, оба описания (я объединил - об иконографии и из "Вопросов Иоанна Богослова"), хотя и устрашающие, но, ничего не дают конкретно о Всеславе. Ниоткуда не явствует, что у него зубы аки пяди, да и Вы ведь уже согласились с иной версией (с три куска). Я-то лично думаю, что всё-таки "в три попытки", но, так или иначе, "зубы" здесь вовсе не напрашиваются. И "ток на Немиге" - более чем спорно. Когда мы дискутировали о "Дудутках", я ведь привёл примеры из Владимира Мономаха - у него упоминается немало населенных пунктов, которые на сегодняшний день не известны. Так что "Дудутки" вполне правдоподобны, даже если мы их местоположения и не знаем. И ДАЖЕ ЕСЛИ бы "ток", то и отсюда до перстов-серпов крайне далеко. Жатва - я уже множество образцов приводил, - устойчивая метафора битвы, да и "жал" он вкупе с Ярославичами, а не один... Конечно, он начал всю эту рать, ну, а кто же в те времена не начинал то и дело "которы"?
Во-вторых, ЖНУТ всё-таки ангелы. Если уж сопоставлять с евангельской притчей, то последовательно, иначе идея окажется вообще ни на чём не основанной. Если же у сатаны - "персты аки серпы", то, значит, острые и изогнутые. Типа "САБЛЕзубый тигр": такое же, на зрительной (в данном случае, конечно, на фэнтезийно-зрительной) основе, уподобление телесного органа орудию.
Лемурий писал(а):... у нас имеется Кирик Новгородец современник Автора СПИ:" Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ..."[/i] пишет Кирик Новгородец в "Учение имже ведати человеку числа всех лет, л.344" о 6644 (1136) годе, повторяя 2-е определение слова "век" Иоанна Дамаскина.

Так я и не отрицаю того, что такое осмысление термина "век" было, но оно не единственно возможное. Мы расходимся по вопросу о том, что подразумевается под "веком" в данном случае. Я считаю - период времени, точно не фиксируемый.
Лемурий писал(а):... Летами первого христианского князя "века Трояновы" заканчиваются. Здесь их граница.

Вынося за скобки вопрос о том, когда началась христианизация, - согласен в том, что, во всяком случае, времена Ярослава уже не могут принадлежать к "языческой эпохе". ДАЖЕ ЕСЛИ так понимать выражение "в(с)ечи Трояни". Но в том-то и дело! Получается, что Всеслав, который действовал ПОЗЖЕ Ярослава, ни под каким видом не мог вергнуть свой жребий "на седьмом веке язычества". Это уже в любом случае ПОСЛЕ веков язычества, а не НА том или ином веку (как бы ни понимать) Трояна (кем бы тот ни был). Для того, чтобы появилась возможность интерпретировать так, как Вы предлагаете, надо - никуда не деться, - семантически добавлять "ОТ" (на седьмом "веке" ОТ Трояна). Это та же самая натяжка, с которою и я мирюсь, предлагая интерпретацию "на седьмом (заключительном, условно седьмом") отрезке времени ОТ ТрАяна". Но от ТрАяна тут действительно завершение тысячелетнего цикла.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):... тысячелетие - огромный срок, и масштабы реальной деятельности Всеслава совершенно не таковы, чтобы делать из него как бы фигуру, "знаменующую" "век" в этом понимании.

Ну так Автор и не берет ВСЁ тысячелетие, он пишет, что Всеслав действует на седьмом веке (=тысячелетии). Подчеркивая, что тысячелетие седьмое = последнее, апокалиптическое.
Новый писал(а): В-третьих, если уж так, времена Всеслава приходятся на СЕРЕДИНУ, а не начало тысячелетия, т. е. нет здесь эффекта "смены века" - эффекта, который, допустим, оправдывал бы такое выражение. Тогда можно было бы понять так: "ПО НАСТУПЛЕНИИ седьмого тысячелетия". Но это в нашем случае исключено. И если век здесь - тысячелетие, то звучит это примерно так же, как, допустим, "во втором тысячелетии Колумб открыл Америку". Неестественно "расширенная" датировка.

Ну так Колумб с Антихристом и не ассоциируется, чтобы писать, что он на последнем веке действует.

Но я привёл Колумба для того, чтобы проиллюстрировать несоответствие по масштабу, безотносительно того, "последнее" тысячелетие или нет. Тысячелетие - срок, в связь с которым уместно ставить нечто длительное, эпохальное, а не точечную (в сравнении с этим периодом времени) деятельность определенного человека. Естественно звучит "в первом тысячелетии н. э. происходило великое переселение народов" (ибо оно происходило несколько веков - масштабы сопоставимы), но никто не скажет "в 1-ом тысячелетии был Аттила". Укажут столетие или дадут общеизвестный, но столь же сужающий ориентир, допустим - "на закате Римской империи". Даже тот же Кирик ведь не соотносит с тысячелетиями деяния отдельных людей.
Лемурий писал(а):... В СПИ в отличии от отрывков - единение седьмого века + жатвы плевел + лютого зверя.

Т. е. некие ассоциации, причём - две, а не три, ибо жатва,так или иначе, вершится ангелами, и только у них серпы (см. гл. 14 Апокалипсиса). И ассоциации крайне неоднозначные. В отрывке о Гориславиче, если уж на то пошло, даются образы, в большей степени соответствующие тому, что может увязываться с "концом света": "веци человеком скратишась", "погибашеть жизнь...", и вОроны, и "суд". Тоже лишь ассоциативно, но и "лютый зверь" может Богом посылаться - см. апокриф о Ное, - и "седьмой век" дискуссионен.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Во-вторых, в отрывке из "Слова" общее в евангельской притчей - только факт упоминания сеяния и жатвы. Но и в сельском хозяйстве, и в этой притче жнут и молотят то, что посеяно, в "Слове" же берега Немиги "посеяны костями" В РЕЗУЛЬТАТЕ "жатвы". Таким образом, даже если и связывать это с притчей, то и тогда или сеяние или жатва - одно из двух, - наверняка за пределами предполагаемой аналогии. Если Всеслав (вместе с Ярославичами, не забудем) "евангельский" сеятель, то - не жнец (в притче жатва откладывается на весьма длительный срок), а тогда лишается апокалиптического смысла "седьмой век Троянов" в качестве "века жатвы".

Это ДА. Жатва прошла - конца света не настало. Ну так Автор СПИ и рисует Всеслава образно как и летописец см. ниже. Тот тоже, делая вставки о Всеславе и помещая задним числом легенду о его "чудесном рождении от волхования", равнял его с нечистым и тоже не заботился настал после ухода из Киева Всеслава "конец света" или нет. Автор лишь дублирует эту версию летописной вставки.

В том-то и дело, что, если уж учитывать это "волхвование", то надо не в меньшей степени учитывать и благочестивую фразу Всеслава. И то, и другое - из летописи. Одно из двух: или мы решаем, что летопись ни при чём, и разбираем только образ из "Слова" (на мой взгляд, это было бы не совсем правильно, поскольку народная память и исторические предания взаимосвязаны), или принимаем к рассмотрению всё. А значит, в том числе и слова о том, что он "честному кресту веровал". Но мы не имеем права и из СПИ, и из летописи брать только негативное и кажущееся негативным, лишь бы сконструировать из Всеслава антихриста.
Лемурий писал(а):Ну хорошо, вот Вам "зловещий образ" и подписано кого:
[В лето 6575 (1067)... Ничего бо ся боять беси, токмо креста. Аще бо бывають от бесовъ мечтания, знаменавше лице крестомъ, прогоними бывають.
Всеславъ же седе в Киеве[/color] месяць 7]

Но какое отношение имеет Всеслав к этим бесам? О них пишется в рамках относительно длинного пассажа о силе креста - в связи с нарушением Ярославичами крестоцелования. А о Всеславе потом - возвращаясь к описанию событий.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Наверное, поясняется, что его к молитве призывают.

А что всех оборотней, что по ночам до Тмуторокани дорыскивают заутреня к молитве призывает или о всё-таки о приближении рассвета предупреждает, губительного для волкодлаков ? Напомню, что заутреня начиналась ДО рассвета.

Во-первых, не факт, что он "оборотень". Во-вторых, назначение колокольного звона - созывать к молитве, и это факт непреложный. Если звон громкий и разбудит, допустим, волка в окрестном лесу, то это побочный и незапланированный эффект. Этот звон может, конечно, его о чём-то "предупредить" (в смысле, например, что лучше спрятаться где-нибудь), но он не обращён к нему. А заутреню колокола звонили ВсеславУ ("ТОМУ").
Далее, о "злодеяниях". Ну не получается из него, что бы ни рассматривать, такой злыдень, как в том отрывке насчёт вампиров и пугания матери родной. Ничего такого нет про него. И те же Ярославичи с ним поначалу ладили, вместе на торков ходили (1060). Да, по Новгородской летописи, пожёг он до Неревского конца, и взял город с жёнами и детьми, но даже и в этой летописи не пишется. что он кого-то "иссёк". И потом, смотрите:

"В лѣто 6586… И поиде Изяславъ сь Ярополкомь, сыномь своимь, и Всеволодъ с Володимером, сыномь своимь. И поидоша к Чернигову, и черниговцѣ затворишася у градѣ. Олегь же и Борисъ не бяшета в Черниговѣ.[442] Чернѣговцемь же не отворящимся, приступиша ко граду. Володимеръ же приступиша къ вратом въсточнымъ, от Стръжене, и отя врата, и взяша градъ околний, и пожгоша огнемь, людемъ выбѣгшимъ во днешний город"...

"В лѣто 6602. Створи миръ с половцѣ Святополкъ и поя жену дщерь Тугортоканю, князя половецьскаго. Того же лѣта Олегъ приде с половцѣ ис Тмутороканя и прииде к Чернигову. Володимерь же затворися в городѣ Олегъ же прииде ко граду и пожьже около града, и манастыри пожьже"...

И чем действия Всеслава страшнее?
Про колокола - я Вам приводил уже характерные примеры из жизни канонизированных героев.
В смежной теме сейчас не успею ответить, в понедельник напишу, наверное.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 31 окт 2012, 17:16

Уважаемый Новый, приветствую. Жаль, что приходится общаться урывками...
Новый писал(а):Но, во-первых, оба описания (я объединил - об иконографии и из "Вопросов Иоанна Богослова"), хотя и устрашающие, но, ничего не дают конкретно о Всеславе. Ниоткуда не явствует, что у него зубы аки пяди, да и Вы ведь уже согласились с иной версией (с три куска). Я-то лично думаю, что всё-таки "в три попытки", но, так или иначе, "зубы" здесь вовсе не напрашиваются. И "ток на Немиге" - более чем спорно. Когда мы дискутировали о "Дудутках", я ведь привёл примеры из Владимира Мономаха - у него упоминается немало населенных пунктов, которые на сегодняшний день не известны. Так что "Дудутки" вполне правдоподобны, даже если мы их местоположения и не знаем. И ДАЖЕ ЕСЛИ бы "ток", то и отсюда до перстов-серпов крайне далеко. Жатва - я уже множество образцов приводил, - устойчивая метафора битвы, да и "жал" он вкупе с Ярославичами, а не один... Конечно, он начал всю эту рать, ну, а кто же в те времена не начинал то и дело "которы"?

Именно, разбил славу Ярославову, ведь Всеслав применял "порокы" - стенобитные орудия, которыми таранил "груди" городов, как это было в Пскове:

    «Князь Всеславъ Полоцкий былъ у Пльскова ратью и перси билъ порокы » (Новг. 1065).
"Перси" произв. от "пьрси" - это и "грудь" и часть городских укреплений именно Пскова.

Что касается "жатвы плевел", то в отрывке и не уточняется, кто косит (это правда), главное, что Всеслав в ней участвует "с дуду", т.е. РАДУЯСЬ:

    "Усобная же рать бываеть от сважения Дьявола. Богъ бо не хощеть зла вь человецехъ, но блага. А Дьяволъ радуеться злому убииству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти братоненавидения, клеветы..." (Ипат.1067)

Отрывок с "тремя кусками вазни" (удачи) - устойчивое словосочетание. В этом Лидия Викторовна меня убедила. "Кусов" (волчьих) там больше не ищу, и без того хватает признаков Антихриста у Всеслава.

Новый писал(а):Во-вторых, ЖНУТ всё-таки ангелы. Если уж сопоставлять с евангельской притчей, то последовательно, иначе идея окажется вообще ни на чём не основанной. Если же у сатаны - "персты аки серпы", то, значит, острые и изогнутые. Типа "САБЛЕзубый тигр": такое же, на зрительной (в данном случае, конечно, на фэнтезийно-зрительной) основе, уподобление телесного органа орудию.

Ну естественно Ангелы, но Сатана, там непременно присутствует - свои "плевелы" собирает.

Изображение
"Страшный суд". Византийская мозаика собора Санта Мария Ассунта, Торчелло, Италия. Ок. 1130 г. Фрагмент "Жатва плевел".

"Синий" - это как раз и есть Антихрист с Иудой на руках и на "лютом звере" восседающий, а косят Ангелы, кто же спорит.

Новый писал(а):...я и не отрицаю того, что такое осмысление термина "век" было, но онпериод времени, точно не фиксируемыйо не единственно возможное. Мы расходимся по вопросу о том, что подразумевается под "веком" в данном случае. Я считаю - период времени, точно не фиксируемый...

Зачем придумывать 5-е значение к слову "век", ведь по Дамаскину таких значений было всего ЧЕТЫРЕ и "тысячелетие" из них самое подходящее, иначе множественного числа слова "веци" и "седьмого века Трояни" (язычества) просто не объяснить.

Новый писал(а):согласен в том, что, во всяком случае, времена Ярослава уже не могут принадлежать к "языческой эпохе". ДАЖЕ ЕСЛИ так понимать выражение "в(с)ечи Трояни". Но в том-то и дело! Получается, что Всеслав, который действовал ПОЗЖЕ Ярослава, ни под каким видом не мог вергнуть свой жребий "на седьмом веке язычества". Это уже в любом случае ПОСЛЕ веков язычества, а не НА том или ином веку (как бы ни понимать) Трояна (кем бы тот ни был). Для того, чтобы появилась возможность интерпретировать так, как Вы предлагаете, надо - никуда не деться, - семантически добавлять "ОТ" (на седьмом "веке" ОТ Трояна). Это та же самая натяжка, с которою и я мирюсь, предлагая интерпретацию "на седьмом (заключительном, условно седьмом") отрезке времени ОТ ТрАяна". Но от ТрАяна тут действительно завершение тысячелетнего цикла.

Седьмое тысячелетие Трояни к "летам Ярослава" УЖЕ началось. И в одном отрывке "века Трояни" граничат с годами первого христианского князя, а с другой в этом большом периоде начинает действовать Всеслав. "Седьмое тысячелетие" с 493 г. по 1492 г. Если жизни Всеслава в него укладывается в чем противоречие?

Новый писал(а): В-третьих, если уж так, времена Всеслава приходятся на СЕРЕДИНУ, а не начало тысячелетия, т. е. нет здесь эффекта "смены века" - эффекта, который, допустим, оправдывал бы такое выражение. Тогда можно было бы понять так: "ПО НАСТУПЛЕНИИ седьмого тысячелетия". Но это в нашем случае исключено. И если век здесь - тысячелетие, то звучит это примерно так же, как, допустим, "во втором тысячелетии Колумб открыл Америку". Неестественно "расширенная" датировка.

Отнюдь. "Седьмой век" "от Адама" для Кирика Новогородца естественная дата для 6644 (1136) года, то чем "на седьмом тысячелетии язычества" хуже?

Новый писал(а):надо не в меньшей степени учитывать и благочестивую фразу Всеслава. И то, и другое - из летописи. Одно из двух: или мы решаем, что летопись ни при чём, и разбираем только образ из "Слова" (на мой взгляд, это было бы не совсем правильно, поскольку народная память и исторические предания взаимосвязаны), или принимаем к рассмотрению всё. А значит, в том числе и слова о том, что он "честному кресту веровал". Но мы не имеем права и из СПИ, и из летописи брать только негативное и кажущееся негативным, лишь бы сконструировать из Всеслава антихриста.

Новый писал(а):[В лето 6575 (1067)... Ничего бо ся боять беси, токмо креста. Аще бо бывають от бесовъ мечтания, знаменавше лице крестомъ, прогоними бывають.
Всеславъ же седе в Киеве[/color] месяць 7]

Но какое отношение имеет Всеслав к этим бесам?

Самое ПРЯМОЕ и непосредственное. Даты правления Всеслава Полоцкого посмотрите.

Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
В лето 6600 (1092). Предивно бысть в Полоцку въ мечте: бываше в нощи тутонъ, станяше по улици, яко человеци, рыщущи беси. И аще кто вылазяще ис хромины, хотя видети, абие уязвенъ будетъ невидимо от бесовъ язвою, и с того умре, и не смеяху исходити ис хором.


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
[В то же лето (1092)] Посем же начаша въ день являтися на конех, и не бе их видети самихъ, но коне ихъ видети копыта; и тако уязвляху людие полоцкиаи ихъ область.


Новый писал(а):Во-первых, не факт, что он "оборотень".

Хорошо, назовите его хоть Мюнхгаузен, что из пушки на Луну летал, но эпизод с ДОрысканием до Тмуторокани в течении ночи - гиперболичен и исходит от Автора СПИ.

Новый писал(а):Во-вторых, назначение колокольного звона - созывать к молитве, и это факт непреложный. ...А заутреню колокола звонили ВсеславУ ("ТОМУ").

Заутреня ДО рассвета начиналась. Колокола ТОМУ волкодлаку о приближении рассвета и возвещали.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение sasha a » 31 окт 2012, 18:50

Лемурий писал(а):
Новый писал(а):Во-первых, не факт, что он "оборотень".

Хорошо, назовите его хоть Мюнхгаузен, что из пушки на Луну летал, но эпизод с ДОрысканием до Тмуторокани в течении ночи - гиперболичен и исходит от Автора СПИ.

.


Извините, что вклиниваюсь в ваш диалог.
Хотелось бы отметить, что эпизод с перенесением из одной географической точки в другую за одну ночь нельзя приписать авторству Автора. Этот сюжет был весьма распространен в конце 12 столетия. Находим его в житии архиепископа Иоанна новгородского:

"первый официальный новгородский архиепископ - занимал владычный престол в течение двадцати одного года с 1165 по 1186 год. Он был известен в Новгороде как владыка, при котором в 1169 году произошло "чудесное" спасение города от подступивших к нему войск северо-восточных княжеств во главе с князем Суздальским Андреем Боголюбским. Это позволяло новгородцам видеть в Иоанне своего рода "защитника" независимости Новгорода от врагов.
Из цикла легенд и преданий, связанных с архиепископом Иоанном ( а их насчитывается свыше 150) наиболее популярной является легенда о путешествии Иоанна на бесе в город Иерусалим.
Подражая древним аскетам, Иоанн изнурял себя молитвой и постом, презирая неудобства и томления, которые претерпевал. Бес, который, как известно, всегда старается отвлечь от молитвы благочестивых тружеников, делал ему разные помехи. Был у владыки круглый медный сосуд, висевший на цепи, который служил для него умывальником.
Однажды, когда Иоанн ночью стоял на молитве, бес вошел в сосуд и начал плескаться водою, чтобы прервать молитву старца праведного. Иоанн уразумел бесовские козни, подошел и осенил сосуд крестным знамением. Бесу некуда было выскочить, и он начал вопить: "О горе мне лютое! Огонь палит меня, не могу вынести, поскорее освободи меня, праведник божий!" - Святой вопросил: "Кто ты таков и как сюда попал?" - Дьявол ответил: "Я - бес лукавый, пришел, чтобы смутить тебя. Ведь надеялся я, что ты, как обычный человек, устрашишься и молиться перестанешь. Ты же меня, на мое горе, заключил в сосуде этом. И вот как огнем палим я нестерпимо, горе мне, окаянному! Отпусти меня теперь, раб божий, а я больше никогда не приду сюда!"
- Тогда Иоанн потребовал: "За дерзость твою повелеваю тебе этой же ночью донести меня из Новгорода в Иерусалим - град к церкви, где гроб Господен, и в эту же ночь обратно в келию мою, в которую ты смел войти. Тогда я выпущу тебя." и тд.
http://a-nomalia.narod.ru/novgorod4.htm

Замечательный исследователь А. Назаренко, полагает, что в этой истории есть некоторое рациональное зерно
Крест "Иерусалимский"? "Новгородский"? "Хильдесхаймский"?
http://palomnic.org/history/bh/5/ (к сожалению, нашла только журнальный вариант)
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 31 окт 2012, 20:17

Вот видите, sasha_a, опять бесовские силы за одну ночь в другой город относят, аки черт Вакулу! (не к Хэллоуину будет сказано) ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 04 ноя 2012, 17:25

Добрый день. Я тоже не пишу регулярно, сейчас тоже, наверное, по всем пунктам не успею.
Лемурий писал(а):Что касается "жатвы плевел", то в отрывке и не уточняется, кто косит (это правда), главное, что Всеслав в ней участвует "с дуду", т.е. РАДУЯСЬ:
Новый писал(а):.. ЖНУТ всё-таки ангелы. Если уж сопоставлять с евангельской притчей, то последовательно, иначе идея окажется вообще ни на чём не основанной. Если же у сатаны - "персты аки серпы", то, значит, острые и изогнутые. Типа "САБЛЕзубый тигр": такое же, на зрительной (в данном случае, конечно, на фэнтезийно-зрительной) основе, уподобление телесного органа орудию.

Ну естественно Ангелы, но Сатана, там непременно присутствует - свои "плевелы" собирает...
..."Синий" - это как раз и есть Антихрист с Иудой на руках и на "лютом звере" восседающий, а косят Ангелы, кто же спорит.

Но он вообще ничего "жать" или "косить", согласно НЗ, не сможет, поскольку "... жатва есть кончина века..." (Мф. 13, 39), когда же наступит эта кончина, то:

"И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою". (Откр. 19, 20)
"... а диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков".(Откр. 20, 10)

Т. е. для всей этой команды в это время окончится период тех или иных активных действий. Им не до того будет, чтобы что-то "косить" или "жать", их самих "отожнут". Жатва - это однозначно прерогатива ангелов, и только их (см.Мф. 13, 39-42), именно они "... соберут все соблазны и делающих беззаконие...". Т. е. получается (парадоксально), что "евангельским жнецом" Всеслав может быть только если он - "ангел"; а иначе это просто та самая сенсорно-зрительная метафора...
Насчёт "дуду": Вы помните, я ещё в марте писал о том, что "дуда" - существительное того же типа, что "тьма", "гроза", "Сула", "туга", а они все склоняются, и в творительном падеже в конце "Ю". "Дуда" не отличается никакими признаками несклоняемости, для неё именно естественно склоняться: дуда, дуды, дуде, дуду (вин. п.), дудою, о дуде... А "Дудутки" читаются без натяжек, и неопознанность топонима тех времён не свидетельствует о том, что населённого пункта не было. Я приводил примеры из Мономаха, у него то и дело названия, которые на сегодняшний день идентифицировать невозможно, но ведь они же были, чем же эти "Дудутки" хуже? В википедии я нашёл шесть (!) топонимов под названием "Дудичи", и именно в Белоруссии - значит, топонимы с этим корнем для тех мест характерны.
О Трояновых веках потом.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Евгений Беляков » 04 ноя 2012, 21:05

Лемурий, можно ли предположить, что Адам=Трояну? У Адама 3 сына: Авель, Каин и Сиф. Украинцы отца трех сыновей и по сей день называют "троянами".
Если так - то "тропа Трояна", наверно, ведет на Голгофу (где и закончил свой жизненный путь, по преданию, Адам). "Чрез поля на горы", точнее - на ГОРУ, на Голгофу. Сразу вспоминается "Хождение игумена Даниила".
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 04 ноя 2012, 23:10

Приветствую, Евгений! Летом по семейным планам поедем на машине в Массандру, где будут отдыхать мои. На обратном пути возвращаться буду один и хочу заскочить в Заруб и Трахтемиров. Компанию, если что, составите? Даты уточню весной.

По поводу Адама - этот вариант не проходит из-за отрывка "были веци Трояни" Адамовы веци и сейчас не закончились, а Трояновы ограничены летами первого христианского князя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Евгений Беляков » 05 ноя 2012, 01:12

Да, на этот раз постараюсь составить)).
А, может, заскочите к нам в район Коктебеля?
Я уже в Крыму. В Москве я оформил пенсию). Вот теперь у меня есть и свободное время для наших занятий, ну и не исчезло желание, естественно, этим всем заниматься.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2012, 10:42

Ну так пару недель все равно со своими буду, а на одном месте мы сидеть не привыкли - заскочим, там похоже близко.
Ну, а потом к Трояновым валам, Трахтемирову ( Троянову ) городищу, ну и к первому городу русского православия - Переяславлю, что по соседству находится.
В теме "исторические загадки" неразгаданный пока участниками символ этих мест имеется - разгадаете?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 05 ноя 2012, 11:58

Новый писал(а): "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою". (Откр. 19, 20)
"... а диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков".(Откр. 20, 10)

Т. е. для всей этой команды в это время окончится период тех или иных активных действий. Им не до того будет, чтобы что-то "косить" или "жать", их самих "отожнут". Жатва - это однозначно прерогатива ангелов, и только их (см.Мф. 13, 39-42), именно они "... соберут все соблазны и делающих беззаконие...". Т. е. получается (парадоксально), что "евангельским жнецом" Всеслав может быть только если он - "ангел"; а иначе это просто та самая сенсорно-зрительная метафора...

Добрый день, Новый!
Ну, а на мозаике "Жатва плевел", что выше представлена, что делает Сатана (в синем так понимаю не с Иудой, а с лжепророком) ? Правильно, "плевелы" собирает. Ангелы жнут всё подряд и праведные "зерна" и грешные "плевелы". Первые идут "на лоно Авраамово", а вторые прямиком к "хозяину Ада". Вот и на мозаике он присутствует и его "лютый зверь", на котором он восседает, эти "плевелы" пожирает.

Новый писал(а): Насчёт "дуду": Вы помните, я ещё в марте писал о том, что "дуда" - существительное того же типа, что "тьма", "гроза", "Сула", "туга", а они все склоняются, и в творительном падеже в конце "Ю". "Дуда" не отличается никакими признаками несклоняемости, для неё именно естественно склоняться: дуда, дуды, дуде, дуду (вин. п.), дудою, о дуде... А "Дудутки" читаются без натяжек, и неопознанность топонима тех времён не свидетельствует о том, что населённого пункта не было. Я приводил примеры из Мономаха, у него то и дело названия, которые на сегодняшний день идентифицировать невозможно, но ведь они же были, чем же эти "Дудутки" хуже? В википедии я нашёл шесть (!) топонимов под названием "Дудичи", и именно в Белоруссии - значит, топонимы с этим корнем для тех мест характерны.
О Трояновых веках потом.

Если мы и рассматриваем слово, обозначающее музыкальный инструмент, то это несклоняемое слово "dudy" , а не "дуда".

Изображение
Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. т.1, Спб., 1910-1914, с.201

Сокращенные названия языков и наречий:
мр - малорусский;
сл - словенский;
б - болгарский;
с - сербохарватский;
ч - чешский;
п - польский;
вл - верхнелужицкий.

Вы спросите, почему так досконально разбираю это слово? Дело в том, что "дуда" в современном значении в древнерусском языке писалась как "сопѣль" = свирель. А заимствованным словом "Dudy" в древнерусской транскрипции - "доуду", где последняя буква = "ижица". Сократи самый старательный переписчик XVI века диграф "оу" на "о" - он неизменно бы вышел на "ДУДУ".

Так вот "Dudy" - это не "сопѣль", это ВОЛЫНКА :!:

Изображение

cм. Терещенко А. Быт русского народа в 7ч, СПб., 1848 , т.1, с. 485
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 06 ноя 2012, 15:57

Лемурий писал(а):... а на мозаике "Жатва плевел"[/url], что выше представлена, что делает Сатана (в синем так понимаю не с Иудой, а с лжепророком) ? Правильно, "плевелы" собирает. Ангелы жнут всё подряд и праведные "зерна" и грешные "плевелы". Первые идут "на лоно Авраамово", а вторые прямиком к "хозяину Ада". Вот и на мозаике он присутствует и его "лютый зверь", на котором он восседает, эти "плевелы" пожирает.

Но роль этого "синего" чисто пассивна, он не держит ни серпа, ни иного орудия. Его черты, правда, не выражают ужаса перед тем, что ему предстоит (он сам будет объектом "жатвы"), но этого мы не видим вообще ни у одного из "плевелов": образы здесь статичны и маловыразительны. Двуглавый зверь, правда, пожирает каких-то грешников, но это уж его звериная сущность такая. В любом случае, никто из них не жнёт и не молотит. И как же это увязать с фразой:

"На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными... вѣютъ душу отъ тѣла"

Этим на мозаике заняты исключительно ангелы. И если битву на Немиге соотносить с изображаемым здесь, аналогами Всеслава и прочих участников сражения могут быть только они. И ведь согласно и Мф 13, 39-42, и Откровению, во время последней "жатвы" сатане уже не достанется никакой поживы, он своё уже отожрал раньше. Невозможно тут вывести параллель.
Лемурий писал(а):Если мы и рассматриваем слово, обозначающее музыкальный инструмент, то это несклоняемое слово "dudy" , а не "дуда".
... Вы спросите, почему так досконально разбираю это слово? Дело в том, что "дуда" в современном значении в древнерусском языке писалась как "сопѣль" = свирель. А заимствованным словом "Dudy" в древнерусской транскрипции - "доуду", где последняя буква = "ижица". Сократи самый старательный переписчик XVI века диграф "оу" на "о" - он неизменно бы вышел на "ДУДУ".

"DUDY" - это волынка, но это вполне склоняемое собирательное множественное, такое же, как, допустим, литавры" или "тарелки". Вот статья из польской википедии:

http://pl.wikipedia.org/wiki/Dudy

Там Вы найдёте "... wspomina o dudach..." (почти в самом конце) и картину, подписанную „Anioł (ангел) z dudami” (вверху справа). Если бы автор "Слова" хотел, используя этот полонизм, написать, что Всеслав был "с волынкой", то было бы, согласно древнерусской грамматике, "с дудЫ". Ничто, кроме топонима, не прочитывается здесь естественно.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 06 ноя 2012, 16:25

Новый писал(а):"На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными... вѣютъ душу отъ тѣла"

Этим на мозаике заняты исключительно ангелы. И если битву на Немиге соотносить с изображаемым здесь, аналогами Всеслава и прочих участников сражения могут быть только они. И ведь согласно и Мф 13, 39-42, и Откровению, во время последней "жатвы" сатане уже не достанется никакой поживы, он своё уже отожрал раньше. Невозможно тут вывести параллель.


Изображение

Здесь Антихрист присутствует? Присутствует. А это средневековое представление о "жатве плевел". Он здесь ЕСТЬ. И "снопы стелющиеся головами" тоже.

Новый писал(а): "DUDY" - это волынка, но это вполне склоняемое собирательное множественное, такое же, как, допустим, литавры" или "тарелки". Вот статья из польской википедии:

http://pl.wikipedia.org/wiki/Dudy

Там Вы найдёте "... wspomina o dudach..." (почти в самом конце) и картину, подписанную „Anioł (ангел) z dudami” (вверху справа). Если бы автор "Слова" хотел, используя этот полонизм, написать, что Всеслав был "с волынкой", то было бы, согласно древнерусской грамматике, "с дудЫ". Ничто, кроме топонима, не прочитывается здесь естественно.

Если это "полонизм", то неважно склоняемое или нет это слово в польском языке, для древнерусского это будет заимствованное слово - НЕСКЛОНЯЕМОЕ. Вот Вам пример из совр. - ЖАЛЮЗИ. Попробуйте просклонять... меж тем во французском: jalousie (ревность) склоняемое слово.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 06 ноя 2012, 17:42

Лемурий писал(а):... Зачем придумывать 5-е значение к слову "век", ведь по Дамаскину таких значений было всего ЧЕТЫРЕ и "тысячелетие" из них самое подходящее, иначе множественного числа слова "веци" и "седьмого века Трояни" (язычества) просто не объяснить.

Я объясняю так. "Вечи Трояни" - "времена" ТрАяна, без фиксированного численного значения. Времена Империи, самым конкретным символом которой в славянском мире был именно этот император, и - расширительно (и учитывая предание о спасении его души - предание, делающее его символически "первым христианским императором"), - времена церковного единства. За усобицей всемирной, положившей конец этому единству, следуют "которы" внутри Руси. "На седьмом веце" - на последнем (понимая "седьмое" метафорически) времени, тоже не фиксируемом точно, тысячелетия ОТ ТрАяна. А Всеслав именно на последнем отрезке этого тысячелетия и действует.
Конечно, я прибегаю к спорным допущениям, но каждый из нас делает это, выстраивая свою модель.
Лемурий писал(а):... "Седьмой век" "от Адама" для Кирика Новогородца естественная дата для 6644 (1136) года, то чем "на седьмом тысячелетии язычества" хуже?..
... Седьмое тысячелетие Трояни к "летам Ярослава" УЖЕ началось. И в одном отрывке "века Трояни" граничат с годами первого христианского князя, а с другой в этом большом периоде начинает действовать Всеслав. "Седьмое тысячелетие" с 493 г. по 1492 г. Если жизни Всеслава в него укладывается в чем противоречие?

У Кирика - модель периодизации истории, он делит её на тысячелетия, которые называет "веками", и отсчитывает, сколько уже минуло в текущем "веке". Но он не датирует тысячелетием некий эпизод, длившийся от силы несколько лет. Это всё равно что сказать "В 1-ом тысячелетии н. э. пал Рим". Естественно ли будет такое звучать? Год назвать желательно, или уж хотя бы указать, что "во второй половине 5-го столетия". Тысячелетиями приличествовало бы датировать только очень длительные процессы, такие, как, допустим, великое переселение народов.
Если под "веками Трояновыми", кем бы Троян ни был, понимать "времена язычества", то они НЕ МОГУТ даже метафорически захватывать время Всеслава. Противоречие в том, что оно тогда ПОСЛЕ этих веков. Давайте рассмотрим аналогию. Представим себе фразу "На шестом десятке (жизни) Ленина был образован Советский Союз". Это - нормально, поскольку Ленин тогда был ещё жив. А теперь вообразим высказывание "На шестом десятке (жизни) Ленина Троцкий был выслан из СССР". Это было в 1929 году, десяток от рождения Ленина - и впрямь шестой, но как бы это звучало?
Насчёт "бесов в Полоцке" - решительно не могу согласиться. Да, это было при Всеславе, но мало ли что при ком было! Вот в Нью-Йорке ураган только-только отбушевал, и это "при Обаме", но при чём он тут? Даже если считать, что эти президенты и вообще политики реально что-то решают...
Лемурий писал(а):... эпизод с ДОрысканием до Тмуторокани в течении ночи - гиперболичен и исходит от Автора СПИ.

Но, во-первых, это может быть гиперболичным ТОЛЬКО если считать, что "до кур" означает "до петухов", и Вы же не согласны с этой трактовкой (да и для меня она не безусловна, я вполне допускаю, что "до стен"). Во-вторых - ДАЖЕ ЕСЛИ и до петухов, то не указывается, что именно за одну ночь. В-третьих, ДАЖЕ ЕСЛИ и за одну ночь, то тогда разве что на облаке, подобно апостолу, или на ковре-самолёте, но не в волчьем обличии: это почти ТЫСЯЧА километров, а волк скорости, большей, чем 60 км/ч, развить не может. В-четвёртых, и гиперболичность прилагается не к одному Всеславу, я уже давал примеры, и добавлю, что тот же Осмомысл Ярослав ни одного "салтана" точно не подстрелил: далеко ему было до салтанов, это тоже явная гипербола. И не будем же мы на этом основании роднить его с нечистой силой...
Наконец, выскажу новое для меня самого соображение. Что, если не был Всеслав на самом деле в Тмуторокани? Если это - метафора? Возьмём две фразы:
1. "... главу свою приложити, а любо испити шеломом Дону".
2. "... поискати града Тмутороканя, а любо испити шеломом Дону".
В первом случае - явная антитеза. "Пропал или пан" (я очень давно уже об этом писал). По тону и во втором двучлене тоже антитеза. Далее рассуждаем математически. Примем "главу свою приложити" за "- X", а "испити шеломом Дону" за "+X". Тогда подставляемое во втором случае "поискати града Тмутороканя" - тоже "- X". Т. е. это всё одно что поехать туда, где "убиту быть" ("луце ж бы потяту быти..."). Учтём, что Тмуторокань была "недобрым" городом что для "искавших", что для покидавших её: вспомним участь Ростислава, да и Глеб Святославич погиб хоть и не там, но молодым. И Мстислав, княживший в ней, - "... иже зареза Редедю...", - умер в расцвете сил. Впору было сложиться преданию, что опасно с этим городом "связываться", и возникнуть такому вот метафорическому выражению: "искати града Тмутороканя" - "со смертью играть".
Так вот, что, если прочесть так:
"Князь Всеслав людем судяше,
Князем грады рядяше,
А сам в ночи влъком
Рыскаше из Кыева,
Дорискаше до куръ Тмутороканя,
Великому Хръсови
Влъком путь прерыскаше..."
Т. е. "рыскал из Киева" и "дорискаше... Тмутороканя" - отдельно. И последнее символизирует, может быть, склонность к "игре" с опасностью, к "игре" достигающей пределов самопогубления - а это противоречит "пути Христа" (я же отождествляю Хорса с ним, у каждого из нас своя модель...)
Предлагаю это в качестве материала к размышлению.
Лемурий писал(а):Заутреня ДО рассвета начиналась. Колокола ТОМУ волкодлаку о приближении рассвета и возвещали.

Но как Вы представляете себе звон колоколов, ОБРАЩЁННЫЙ к волкодлаку (падеж - дательный). И можно было бы написать "рассвет" или, в конце концов, просто "утро", но написано - "заутренюю", а это молитва. И потом, волкодлак, да и обычный волк, приближение утра чувствовал бы наверняка без всяких колоколов, куда лучше людей. У них это схвачено. Первые птицы голоса подали бы - вот и утро близится. И в "Слове" столько образов природы, так для чего бы именно в связи с "волкодлаком", как будто нарочно, вместо птичьего щебета, столь естественно знаменующего утра, понадобились эти благочестивые колокола, да ещё и "заутреняя"?
Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Евгений Беляков » 06 ноя 2012, 19:58

Лемурий писал(а):По поводу Адама - этот вариант не проходит из-за отрывка "были веци Трояни" Адамовы веци и сейчас не закончились, а Трояновы ограничены летами первого христианского князя.


Я тут нашел интересный факт (точнее, совпадение). В давние времена использовался византийский отсчет календаря от начала мира. И это 5508 год до н.э. Но был и второй вариант, который называется "эрой 70 толковников", там начало начал - 5872 г. до н.э. Если от 7000 отнять 5872, то получим 1128, а у нас считается, что Всеслав Полоцкий родился около 1129 года. ТО ЕСТЬ, если предположить, что этот второй вариант летоисчисления был общепринятым в 12 веке среди русских князей, то ВСЕСЛАВ РОДИЛСЯ В ПЕРВЫЙ ГОД ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ 7 "ВЕКА", Т.Е.ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, или в последний его год!!! (Я думаю, в планы Смолятича могло входить и изменение даты начала мира, вполне! если учесть возможную масштабность его реформ).
Тогда отождествление Трояна с Адамом (имевшим трех сыновей) - вполне естественно.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 06 ноя 2012, 22:08

То что Смолятич нетрадиционно относился к периоду язычества, считая его вслед за Иларионом необходимым этапом на пути к истинному христианству - это ФАКТ.

Но отрывок имеется ввиду другой:
Были веци Трояни, минули лета Ярославли...

Именно здесь тысячелетия Трояни ограничены летами первого христианского князя, т. е. "веци Трояни" - это период ЯЗЫЧЕСТВА. А чтобы подчеркнуть его древность "свежих" скандинавских богов брать не нужно было, нужны были свои местные, более древние. Таргитай - самое подходящий персонаж, ведь он и есть Троян - отец трех сыновей, именно его земля "царских скифов" у синего моря, у Дона Великого, именно его языческое время ограничено летами христианского князя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24157
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 116