Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение giganic » 23 апр 2010, 19:39

Гиганиц. СПИ"На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребий о девицю себе любу." (П,с 36) Троян-фигура запредельно дискуссионная, (см.:Энц. СПИ,т. 5, с 131-137),поэтому,чтобы не погубить безвозвратно начатое здесь дело (прямо сейчас верьте мне на слово! ),предлагаю к значению слова "Троян" применить текстологический приём "изоляции значения" и заняться текстом не раскрывая его.Этот приём употребляется в случаях,когда есть надежда прояснить значение слова или словосочетания при разборе дальнейшего текста. :arrow: "На седьмомъ веце (Трояни)".--- "седьмой" здесь- унаследованный из мифологии символ с абстрактным значением "последний,предельный,полный в своей законченности, не предполагающий своего продолжения". Лемурий привёл достаточно средневековых примеров употребления этого символа, но научная постановка вопроса обязывает добавить ссылки: :shock: Мифы народов мира,т.2.М.,1992, с 629-631 ("Числа"); 206-208 ("Небо"). Выражаясь поэтически- "Седьмое небо в небесехъ...". :arrow: Словарь древнерусского языка(11-14 вв),т.2,М.,1989,с 292-294 даёт следующие значения слова "векъ": 1. бесконечная протяженность во времени,вечность; 2.неопределённый период времени,время,времена ( (тысячелетие ((эон(эпоха); 3.жизнь,время жизни человека; 4.мир,существование мира. То же выдают и другие словари. Из абстрактности значения символа "семь" и абстрактности всех значений слова "векъ" (даже "тысячелетие" - это не столько численно тысяча,сколько "очень много лет") следует и абстрактное значение словосочетания "На седьмомъ веце" : "На исходе времени, в последнюю пору (Трояна)".
Аватара пользователя
giganic
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 18 мар 2010, 18:48

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 23 апр 2010, 20:02

giganic писал(а):Гиганиц. Лемурий привёл достаточно средневековых примеров употребления этого символа, но научная постановка вопроса обязывает добавить ссылки: :shock: Мифы народов мира,т.2.М.,1992, с 629-631 ("Числа"); 206-208 ("Небо"). Выражаясь поэтически- "Седьмое небо в небесехъ...". :arrow: Словарь древнерусского языка(11-14 вв),т.2,М.,1989,с 292-294
Лемурий только пытался оградить читателей от 800 летнего наноса поздних употреблений и переиначенных значений...
Вы же решили пройти ГОРУ напролом...
Но пока как ни странно не сбились за исключением того, а в каком словаре Вы собирались искать "Трояна", если его последнее седьмое тысячелетие совпадает с годом, когда Всеслав рать почал 6573 от сотворения мира.
Впрочем... продолжайте. Подискутируем, когда расшифруете отрывок целиком.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение giganic » 23 апр 2010, 21:26

Гиганиц. :arrow: "връже Всеславъ жребий"-- как недавно меня поправил Лемурий, речь идёт не о том,что Всеслав покинул своё наследное княжество (жребий в переносном значении), уехал, а о "метании жьребья",идеоматическом выражении со значением "совершить поступок,результат которого не определён, но с надеждой на удачу","испытать судьбу", "поставить на удачу". Это- общепринятая точка зрения, см.: Сл.-Сп. СПИ,вып.2,с 89-90.(жребий); В П Адрианова- Перетц. СПИ и памятники русской литературы 11-13 веков. Л.,1968,с 159. :arrow: Фрагмент "връже Всеславъ жребий о девицю себе любу.",при всём своём внешнем правдоподобии осмысленности, содержит невозможное словосочетание "себе любу". Местоимение "себе" имеет значение возвратности "любви" Всеслава к "девице", что есть семантический нонсенс. Очевидно,что ситуацию не спасает ничто из того, что обычно под "девицей" "подразумевается,- Киев или другой город без князя ,- на "жребий" Всеслава. Это семантический пень. Отталкиваясь от этого, предлагаю в тексте СПИ конъектуру,иначе разделяющую текст на слова : "...връже Всеславъ жребий, оде вицю себе любу." "Оде"- аорист глагола "одети" со значением "надеть" (СлРЯ 11-17 вв.,вып 12.М.,1987,с 274.). "Вицю"- сущ.ж р, вин.п,ед. ч. с переносным значением "то,чем повивают,пелёнка". Полагаю,что речь здесь идёт о известном по летописям "наузе" Всеслава из плаценты,- "рубашке", которая "повила" ему голову при рождении и с которой он потом не расставался по велению волхвов всю жизнь.(летописи любезно предоставлены Лемурием специально для справок, Лето 6552 (1044)).Есть определенный смысл надеть себе амулет перед тем,как начать испытывать судьбу с надеждой на удачу.Слово "вица" в указанном значении словарями не зафиксировано, оно - гапакс.
Аватара пользователя
giganic
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 18 мар 2010, 18:48

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение giganic » 23 апр 2010, 22:48

Гиганиц. (Продолжение) Но это не сконструированное слово, оно хорошо "укоренено" в языке: вить, повивать, повитуха, повойник (то,чем женщины повивают волосы), виток, вица,- в субстанциональном значении "прут, лоза,"(то, из чего вьют, плетут), а в значении,образованном по способу изготовления,-"плетёный или крученый жгут".(См. подробнее: В Даль.Толковый словарь...,т 1,с 208-209) :arrow: Конъектура проясняет место местоимения "себе" в предложении: R-СПИ "На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребий,оде вицю себе любу."(П,с 35). Слово "себе" оказывается в конце в результате инверсии по стилистическим мотивам:"...оде себе вицю любу." :arrow: Неправильное прочтение Лемурием летописного известия о рождении Всеслава (1044) не позволяет считать предложенную конъектуру обоснованной, поскольку возникают сомнения в том, что в летописи говорится о рождении Всеслава в "сорочке". До устранения этой помехи дальше по тексту двигаться нельзя.(Продолжение последует)
Аватара пользователя
giganic
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 18 мар 2010, 18:48

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 24 апр 2010, 08:22

giganic писал(а):Гиганиц. Неправильное прочтение Лемурием летописного известия о рождении Всеслава (1044) не позволяет считать предложенную конъектуру обоснованной, поскольку возникают сомнения в том, что в летописи говорится о рождении Всеслава в "сорочке"...
Не хотел вмешиваться пока не закончите, но своими НЕ обоснованными нападками вынуждаете вмешаться.

В изначальном Новгородском Своде, отрывок из которого попал в ПВЛ Нестора написано:
Въ лето 6552 (1044). Володимеръ съдела городъ Новьгородъ.
Въ се же лето умьре Брячиславъ и Вьсеславъ, сынъ его седе на столе отьца своего.

* Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие.
------
Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 471

Затем переписчики 14-16 веков коверкали эту вставку каждый на свой лад:
Въ лето 6552. Сего роди мати от волхования. Матере бо родивше его, и бе ему язвено, яма на главе его; рекоша бо волсви матери его: "Все язвенно навяжи на нь, да носит его до живота своего", еже носил Всеслав и до смертнаго дне на собе; сего ради немилостивъ есть на кровопролитие...
-------
ПСРЛ, т. 43 Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского

Того же лета умре Брячислав князь, сын Изяслав[ль], и Всеслав, сын его, сяде на столе отца своего. Его же роди мати от волхвования. Ма­тери бо родивши его, бе ему на главе язвено, крест, яма на главе его. Рекша волсви матери его: “Все язвено навяжи ему, да носит до живота своего”. Сего ради немилостив есть на кровопролитие.
-------
ПСРЛ т. 34 - Пискаревский летописец

Самое удивительное, что и продолжают коверкать в 21 веке придумывая для 12 в. слова 16-го века из словаря Даля.

Всё дело в том, что к 1187 году всех этих ФАНТАЗИЙ Автор СПИ просто не мог видеть. Он хорошо знал летопись, всё больше склоняюсь к мысли, что и сам был летописцем, понеже употребляет примеры и парафразы с начала летописания.
И рѣша старци и боляре: "М[е]чемъ жребии мечемъ жребии на отрока и дѣвицю на него же падеть того зарѣжемъ б(ого)мъ..."
Бѣ жа Варягъ то пришелъ изъ Грекъ . [и] держаше вѣру христеяньску. И бѣ у него сынъ красенъ лицемъ и душею. На сего паде жребии по зависти дьяволи...
-------
Лаврентьевская летопись 6478 (983)

Для тех кто сомневается, рекомендую ознакомиться:

Изображение
Словарь церковно-славянского и русского языка Спб, 1847
(Если захотите скачать это издание см. ссылку в разделе Дополнительные материалы по "Слову о полку Игореве")


Так значит какой, Гиганиц, говорите "канат для водоходных судов" Всеславу волхвы из плаценты навязали?Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 05 июл 2010, 19:37

Хакерская атака на домен оборвала интересный диспут, но если Гиганиц когда нибудь сюда ещё заглянет ему видимо не безынтересно будет узнать, что все летописное повествование о Всеславе Полоцком соответствует строкам об явлении Антихриста в "Слово о Христе и антихристе" Ипполита Римского:
34. Но поелику у нас было намерение сказать о блуднице (слич. глав. 29), то прииди, блаженный Исаия, послушаем мы, что ты говоришь о Вавилоне. Сниди, сяди на землю дево, дщи Вавилоня, сяди на земли дщи Халдейска, яко не приложиши к сему прозватися мягка и юна. Возми жерновы, мели муку, открый покрывало твое, открый седины, возсучи голени, прейди реки: открыется стыд твой, явятся укоризны твоя: праведное от тебе возму, к тому не придам человеком, (рече) избавивый тя Господь Саваоф, имя ему святый Израилев: сяди умиленна, вниди во тму, дщи Халдейска, к сему не прозовешися крепость царства (Ис. 47, 1-5).

35. Разгневался на люди моя, осквернила ecu наследие мое: Аз вдах в руку твою, ты же не дала им милости, старчий ярем отягчила ecu зело. И рекла ecu: в век буду владычица: не помыслила ecu сих в сердце твоем, ниже помянула ecu последних. Ныне же спиши сив юная, седящая, уповающая, глаголющая в сердце своем: аз есмь, и несть иныя, не сяду вдовою, и не познаю сиротства. Ныне же приидут на тя два сия в один день, безчадие и вдовство внезапу приидет на тя, в волшебстве твоем, и в крепости волхвов твоих зело, в надеянии блуда твоего. Ты борекла ecu: аз есмь. И приидет на тя пагуба, и не увеси пропасть, и впадеши в ню: и приидет на тя печаль, и не возможеши чиста быти: и приидет на тя внезапу пагуба, и не увеси. Стана ныне с волхвы твоими и со многими чары твоими, им же научилася ecu из юности твоея, аще возмогут ти помощи. Утрудилася ecu в советех твоих: да станут и спасут тя звездочетцы небесе, смотрящий звезд, да возвестят ти, что имать на тя прийти. Се вcu яко хврастие огнем тако погорят, и не изъимут души своея из пламене, понеже имаши углие огненное, сяди на них. Сии будут тебе помощь: трудилася ecu в преложение от юности, человек сам в себе прельстися, тебе же не будет спасения (Ис. 47, 6-15).
------
Ипполит Римский Слово о Христе и антихристе
Въ лето 6552 (1044). Володимеръ съдела городъ Новьгородъ.
Въ се же лето умьре Брячиславъ и Вьсеславъ, сынъ его седе на столе отьца своего.

Сего же роди мати отъ вълховования; матери бо родивъши его, бысть ему язва на главе его; рекоша же вълсви матери его: "се язвьно навяжи на нь, да носить é до живота своего"; еже носить Вьсеславъ и до сего дьне на собе; сего ради немилостивъ есть на кръвопролитие.
-------
Новгородский свод 1050 года с продолжениями до 1079 года//А.А. Шахматов Разыскания о русских летописях, (1908), М., 2001, с. 470-471; 473-474

----------------
40. По сих видех ина ангела, сходяща с небесе, имуща область велию: и земля просветися от славы его. И возопих крепости, гласом велиим глаголя: паде, паде, Вавилон великий, и бысть жилище бесом, и хранитель всякому духу нечисту, и хранилище всех птиц нечистых и ненавидимых: яко от вина ярости любодеяния своего напои вся языки: и царие земстии с нею любы деяша, и купцы земстии от силы сластей ея разбогатеша. И слышах глас ин с небесе глаголющ: изыдите из нея, людие мои, да непричаститеся грехом ея, и от язв ея да невредитеся. Яко прилепишася греси ея даже до небесе, и помяне Бог неправды ея (Апок. 18, 1-5).
------
Ипполит Римский Слово о Христе и антихристе


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
В лето 6600 (1092). Предивно бысть в Полоцку въ мечте: бываше в нощи тутонъ, станяше по улици, яко человеци, рыщущи беси.
И аще кто вылазяще ис хромины, хотя видети, абие уязвенъ будетъ невидимо от бесовъ язвою, и с того умре, и не смеяху исходити ис хором.


Изображение
Радзивилловская летопись М.278 (л. 124)
[В то же лето (1092)] Посем же начаша въ день являтися на конех,
и не бе их видети самихъ, но коне ихъ видети копыта; и тако уязвляху людие полоцкиаи ихъ область.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Города-невесты

Сообщение Лемурий » 19 окт 2010, 13:39

На седьмомъ вѣцѣ Трояни връже Всеславъ жребій о дѣвицю себѣ любу

Исследователи единодушны в том, что под девицей подразумевается город (добывание города и девицы взаимно символизировалось), но высказывают разные точки зрения по поводу того, какой город подразумевается под девицей Киев или Новгород.
---
Л. В. Соколова Образ Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ, т.53, СПб, 2003, с.27

Действительно, в ряде традиций, прежде всего древних ближневосточных, известны тексты, где город рассматривается как дева.
Ср., например, в обращении к Иерусалиму: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий. . .»Мф. 21,5 (ср. Ио, 12, 15) в соответствии с подобными образами ветхозаветной литературы: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: сей, Царь твой грядет к тебе. . .» (Захар. 9, 9) или: «Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой. . .» (Исайя, 62, 11 и т. п.; ср.: «Так говорит Господь Бог дщери Иерусалима. . .» Иезек 16,3 и др.), или: «... с чем сравнять тебя, дщерь Иерусалима? чему подобить тебя, чтоб утешить тебя, дева,дщерь Сиона?» (Плач Иер. 2, 13) и др. Наконец, неоднократно встречаются места, где Иерусалим, дщерь Сион, выступает как невеста, ожидающая жениха (Господа, Спасителя). Ср.: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его — как горячий светильник. . . Не будут уже называть тебя «оставленным» [собств. — «оставленной». — В. Т.], и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается. Как юноша сочетается с д е в о ю, так сочетаются с тобою сыновья Твои; и как жених радуется о н е в е с т е, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исайя, 62, 1, 4—5)
-------
В. Н. Топоров Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте

Под "девицами" подразумеваются города. В 6576 [1068] г., "на седьмом веке" от сотворения мира, Изяслав бежал в Польшу, Святослав - в Чернигов, Всеволод - в Переяславль. Всеслав мог бросать жребий, где ему княжить: "свободны" были Киев, Новгород и, конечно, родовой Полоцк.

Что касается замечания, что девица в ед. ч., а городов много, то эта форма позаимствована из Лавр. летописи:
И рѣша старци и боляре: "М[е]чемъ жребии мечемъ жребии на отрока и дѣвицю на него же падеть того зарѣжемъ [языческим] б(ого)мъ...
Бѣ жа Варягъ, то пришелъ изъ Грекъ [и] держаше вѣру христеяньску. И бѣ у него сынъ красенъ лицемъ и душею. На сего паде жребии по зависти дьяволи... (Лавр. 983)

Сравните с более поздним вариантом:
Реша старци и бояре: "Мечемъ жребьи на отрокы и на девици: на него же падеть, того зарежем б(о)г(о)мъ"...(Радз. 983)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 16 мар 2011, 02:27

Сейчас я, наконец, приступаю к осуществлению своего давнишнего замысла. Хочу подробно высказаться о Всеславе Полоцком с целью его, если можно так выразиться, "реабилитации". Я не разделяю мнения, согласно которому образ Всеслава в СПИ является однозначно зловещим и символизирует "антихриста".
Тема сложная, "многомерная", и, поразмыслив, я решил начать с того, что в любой биографии хронологически предшествует всему остальному, т. е. с появления Всеслава на белый свет. Точнее - с вопроса о том, правда ли, что в народе имелась традиция представлять и изображать само рождение этого человека тёмным и "безбожным". "Слово о полку Игореве" с фольклорной традицией связано достаточно основательно, и мы обязательно должны разобраться в народных преданиях о Всеславе для того, чтобы лучше уяснить себе отношение к нему автора поэмы. Поэтому проанализируем дошедшую до нас в нескольких вариантах былину "Волх Всеславьевич" - простонародную новеллу, основным прототипом главного героя которой (это вряд ли надо обосновывать) является Всеслав Брячиславич.
Я уверенно утверждаю, что между "Словом" и той фольклорной "субкультурой", к которой принадлежит данная новелла, имеется родственная связь. Два этих произведения сближают три уникальных для русской словесности тех времен момента:
1. Образы природы - а если конкретно, описание того, как природа реагирует на происходящее в мире людей. На рождение Волха (Сборник Кирши Данилова, изд-во АН СССР, Москва-Ленинград, 1958, стр. 39-44: "Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки, медведи по ельникам, соболи, куницы по островам...") и, скажем, на поход Игоря ("Уже бо беды его пасетъ птицъ по дубию, влъци грозу въсрожатъ по яругамъ, орли клектомъ на кости звери зовутъ, лисици брешутъ на чръленыя щиты").
2. Дружина как действующее лицо: этого больше нет ни в одной былине, да и в книжной литературе того периода нет ничего, что приближалось бы к СПИ в плане выразительности в описании гибели войска и оплакивании его. Что касается сказания о Волхе, здесь тоже образ дружины даётся по-своему убедительно. Волх со своими дружинниками советуется, пользуется их помощью при захвате "Индейского царства" (они "рубят старого, малого..." - что поделать, так уж тогда воевали...), всесторонне заботится о них (цитирую опять по Кирше Данилову: "...поил-кормил дружину хоробрую, обувал-одевал добрых молодцев, носили они шубы соболиные, переменные шубы-то барсовые"). Потом они женятся на "душечках красных девицах" из этого самого захваченного "Индейского царства". Именно "образ дружины" в обоих случаях.
3. Буквальное или метафорическое "волшебство" героя. Кем учится Волх оборачиваться, когда постигает премудрость (и здесь по Кирше Данилову)? Ясным соколом, серым волком и гнедым туром; потом же, в "Индейском царстве", были ещё "внеплановые" превращения в горностая (чтобы перекусить тетивы вражеских луков) и в мурашика... А теперь - метафорическое описание побега Игоря из плена. Он "скакнул ГОРНОСТАЕМ, в тростники и белым гоголем на воду, вскочил на борзого коня и соскочил с него СЕРЫМ ВОЛКОМ. И помчался к излучине Донца. и полетел СОКОЛОМ под облаками...". Вот так: здесь совпадают три из пяти зверино-птичьих метафор, а четвёртую даёт "буй ТУР Всеволод". Уникальная схожесть образов.
Итак, между "Словом" и этой новеллой налицо существенная родственность традиции, и данное сказание информативно для понимания фигуры Всеслава в СПИ. Что же мы в нём находим? Больше всего бросается в глаза - и используется в том числе для аргументирования крайней негативности Всеслава в поэме, - этот общеизвестный мотив "рождения от змея".
(Сб. Кирши Данилова... выписываю эту неприличность, предпосылая цитированию все мыслимые экскьюзы и пардоны) "по саду, саду, по зелёному ходила-гуляла молода княжна, Марфа Всеславьевна; она с каменю скочила на лютова на змея; обвивается лютой змей около чёбота зелен сафьян, около чулочика шёлкова, хоботом бьёт по белу стегну. А втапоры княгиня понос понесла, понос понесла и дитя родила. А и на небе просветя светел месяц, а в Киеве родился могуч богатырь, как бы молоды Волх Всеславьевич...".
Вообще в этом моменте много, конечно, нравственной дикости, но подобные "зоологические" мотивы бытовали в фольклоре, кажется, почти всех народов, особенно в произведениях, не приглаженных книжно-литературной обработкой; к тому же все эти "змеи" - очевидная метафора, во всяком случае по замыслу.
Значит, получается так, что народная традиция связывала Волха (а тогда и того, кто был его прототипом) со "змеиным", злым началом?
И всё-таки - нет! На самом деле этот отрывок о "змее" - привесок, не органичный для сказания о Волхе. Он перенесен сюда - машинально или в силу некоей позже возникшей и враждебной Волху тенденции, - какими-то сказителями из совсем иной былины, а именно - "Добрыня и змей". Здесь этот мотив безусловно первичен хотя бы потому, что является сердцевиной конфликта. Горыныч, уже однажды побежденный Добрыней, вероломно, нарушая договор, уносит девицу, родственницу князя, и делается это, в одном из текстов, так:
"...ходила княгиня в зеленОм саду, и ступала княгиня с камня на камень, со бела камня ступала на люта змея; и обвивался Змеище-Горынище, обвивался вкруг резвых ног...".
("Добрыня Никитич и Алеша Попович", изд-во "Наука", Москва, 1974, текст № 5)
Потом, в этом же тексте, Добрыня находит женщину в "пещере" змея, причём у неё на обеих руках - по "змеинчишку". Эта малоприятная сцена, как бы то ни было, ещё раз однозначно убеждает в том, что именно в данном сказании "змей" органичен, ибо сюжетно необходим. К новелле же о Волхе его подвязал, наверное (я уже об этом писал), какой-то сказитель.
"Марфа Всеславьевна" (в сказании о Волхе, по Кирше Данилову) вполне увязывается, конечно, с именем героя по "спонтанно-лексической" ассоциации. Но это вряд ли имеет большое значение. Практически такое же имя-отчество появляется и в одном варианте былины "Добрыня и змей", но в том-то и дело, что только в одном-единственном. По другим версиям жертву коварной рептилии зовут то Забава Путятична, то Апраксия (именно так - в приведенном мною тексте), то "тётушка Марья Дивовна", то "Марфа Дмитревна", и наверняка имеются ещё варианты.
Итак, мы видим, что ИСХОДНО эта тема "рождения от змея" никоим образом с Волхом (а значит, и с его прототипом) НЕ связана.
И вот действительно зачин без всякого "змея" ("Былины", изд-во "Советский писатель", Ленинград, 1950. Стр. 165):
"Закатилось красное солнышко за лесушки за темные, за моря за широкие, рассаждалися звёзды частые по светлу небу, порождался Вольга (здесь - Вольга, но не в этом суть), свет Буславлевич, на святой Руси..."
Понятно, что "святая Русь" - поздняя вставка, тем более, что она здесь и в ритм не особенно вписывается, а повисает огрызком строки; но, так или иначе, зачин торжественный. Не только же от змея можно было чудесно родиться!
Что касается текста Кирши Данилова, то в бОльшей части моментов я считаю наиболее репрезентативным именно его; но НЕ в том, что касается рождения. Ибо этот момент - в отличие от ряда других в новелле о Волхе, - НЕ уникален, мы видели его также и в совсем ином сказании, только для которого он и органичен.
Подытожим: какою бы "каиновой печатью" ни был мечен Всеслав по летописи, нет оснований считать, что ему приписывалась, в народном представлении, "змеиная" природа.
Продолжение следует (прочие пункты "реабилитации").
Последний раз редактировалось Новый 16 мар 2011, 08:36, всего редактировалось 3 раз(а).
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 16 мар 2011, 02:38

Вот этот текст (о Вольге, с тем самым зачином, который я процитировал) полностью:

Закатилось красное солнышко За лесушки за темные, за моря за широкие, Россаждалися звезды частые по светлу небу: Порождался Вольга сударь Буславлевич На святой Руси. И рос Вольга Буславлевич до пяти годков, Пошол Вольга сударь Буславлевич по сырой земли; Мать сыра-земля сколыбалася, Звери в лесах разбежалися, Птицы по подоблачью разлеталися, И рыбы по синю морю разметалися, И пошол Вольга сударь Буславлевич Обучаться всяких хитростей-мудростей, Всяких языков он разныих; Задался Вольга сударь Буславлевич на семь годов А прожил двенадцать лет, Обучался хитростям-мудростям, Всяких языков разныих, Собирал дружину себе добрую, Добрую дружину, хоробрую, И тридцать богатырей без единаго, Сам становился тридцатыим: - Ай же вы, дружина моя добрая, хоробрая! Слушайте большаго братца атамана-то, Вы делайте дело повеленое: Вейте веревочки шелковые, Становите веревочки по темну лесу, Становите веревочки по сырой земли, А ловите вы куниц, лисиц, Диких зверей, черных соболей И подкопучиих белых заячков, Белых заячков, малых горносталюшков, И ловите по три дня, по три ночи.- Слухали большаго братца атамана-то, Делали дело повеленое: Вили веревочки шелковые, Становили веревочки по темну лесу по сырой земли. Ловили по три дня, по три ночи, Не могли добыть ни одного зверка. Повернулся Вольга сударь Буславлевич, Повернулся он левым зверём; Поскочил по сырой земли по темну лесу, Заворачивал куниц, лисиц, И диких зверей, черных соболей, И белых поскакучиих заячков, И малыих горностаюшков. И буде во граде во Киеве А со своею дружиною со доброю, И скажет Вольга сударь Буславлевич: - Дружинушка ты моя добрая, хоробрая! Слухайте большаго братца атамана-то И делайте дело повеленое, А вейте силышка шелковыя. Становите силышка на темный лес, На темный лес, на самый верх, Ловите гусей, лебедей, ясныих соколей, А малую птицу-то пташицу, И ловите по три дня, и по три ночи.- И слухали большаго братца атамана-то, А делали дело повеленое: А вили силышка шелковы, Становили силышка на темный лес, на самый верх Ловили по три дни, по три ночи, Не могли добыть ни одной птички. Повернулся Вольга сударь Буславлевич Науй птицей, Полетел по подоблачью. Заворачивал гусей, лебедей, ясныих соколей И малую птицу-ту пташицу. И будут во городе во Киеве Со своей дружинушкой со доброю; Скажет Вольга сударь Буславлевич: - Дружина моя добрая, хоробрая! Слухайте большаго братца атамана-то, Делайте вы дело повеленое: Возьмите топоры дроворубные, Стройте суденышко дубовое, Вяжите путевья шелковые, Выезжайте вы на сине море, Ловите рыбу семжинку да белужинку, Щученьку, плотиченку, И дорогую рыбку осетринку, И ловите по три дни и по три ночи.- И слухали большаго братца атамана-то, Делали дело повеленое: Брали топоры дроворубные, Строили суденышко дубовое, Вязали путевья шелковыя, Выезжали на сине море, Ловили по три дня, по три ночи, Не могли добыть ни одной рыбки, Повернулся Вольга сударь Буславлевич рыбой лучинкой И побежал по синю морю. Заворачивал рыбу семжинку, белужинку, Щученку, плотиченку, Дорогую рыбку осетринку. И будут во граде во Киеве Со своею дружиною со доброю, И скажет Вольга сударь Буславлевич: - Дружина моя добрая, хоробрая! Вы слушайте большаго братца атамана-то: Кого бы нам послать во Турец-землю, Проведать про думу про царскую, И что царь думы думает, И думает ли ехать на святую Русь? А стараго послать - будет долго ждать; Середняго послать-то - вином запоят, А малаго послать, Маленькой с девушкамы заиграется, А со молодушкамы распотешится, А со старыма старушкамы разговор держать, И буде нам долго ждать, И видно уже, Вольге самому пойти!- Повернулся Вольга сударь Буславлевич Малою птицею-пташицей., Полетел ён по подоблачью. И будет скоро во той земли турецкоей, Будет у сантала у турецкаго, А у той палаты белокаменной, Против самых окошечек, И слухает он речи тайныя. Говорит царь со царицею: - Ай же ты, царица Панталовна! А ты знаешь ли про то, ведаешь? На Руси-то трава растет не по-старому, А на Руси трава растет не по-старому, Цветы цветут не по-прежнему, А видно, Вольги-то живого нет. А поеду я на святую Русь, Возьму я себе девять городов, Подарю я девять сынов, А тебе, царица Панталовна, Подарю я шубоньку дорогу.- Проговорит царица Панталовна: - Ай же ты, царь Турец-сантал! А я знаю про то, ведаю: На Руси трава все ростет по-старому, Цветы-то цветут все по-прежнему. А ночесь спалось, во снях виделось: Быв с-под восточныя с-под сторонушки Налетала птица малая пташица, А с-под западней с-под сторонушки Налетала птица черной ворон; Слеталися оны во чистом поле, Промежду собой подиралися; Малая птица-пташица Чернаго ворона повыклевала, И по перышку она повыщипала А на ветер все повыпускала.- Проговорит царь Турец-сантал: - Ай же ты, царица Панталовна! А я думаю скоро ехать на святую Русь, Возьму я девять городов, И подарю своих девять сыновей, Привезу себе шубоньку дорогую.- Говорит царица Панталовна: - А не взять тебе девяти городов, И не подарить тебе девяти сынов, И не привезти тебе шубоньки дорогую!- Проговорит царь Турец-сантал: - Ах ты, старый чорт! Сама спала, себе сон видела!- И ударит он по белу лицу, И повернется, - по другому, И кинет царицу об кирпичен пол, И кинет ю второй-то раз: - А поеду я на святую Русь, Возьму я девять городов, И подарю своих девять сыновей, Привезу себе шубоньку дорогую!- А повернулся Вольга сударь Буславлевич, Повернулся серым волком И поскочил-то ён на конюшен двор., Добрых коней-тех всех перебрал, Глотки-то у всех у них перервал. А повернулся Вольга сударь Буславлевич Малым горносталюшком, Поскочил во горницу во ружейную, Тугие луки переломал, И шелковые тетивочки перервал И каленыя стрелы все повыломал, Вострые сабли повыщербил, Палицы булатныя дугой согнул. Тут Вольга сударь Буславлевич, Повернулся Вольга сударь Буславлевич Малою птицею-пташицей, И будет скоро во граде во Киеве, И повернулся он добрым молодцом И будет он с своею со дружиною со доброю: - Дружина моя добрая, хоробрая! Пойдемте вы во Турец-землю.- И пошли оны во Турец-землю, И силу турецкую во полон брали: - Дружина моя добрая, хоробрая! Станем-те теперь полону поделять! Что было на делу дорого, Что было на делу дешево? А добрые кони по семи рублей, А вострые сабли по пяти рублей, А оружье булатное по шести рублей, Палицы булатные по три рубля. А то было на делу дешево - женский пол: Старушечки были по полушечки, А молодушечки по две полушечки, А красныя девушки по денежке. ПРИМЕЧАНИЯ Отдельный сюжет былины о Вольге был записан лишь однажды: А. Ф. Гильфердингом от восьмидесятилетного Кузьмы Ивановича Романова, ученика легендарного сказителя XVIII века Ильи Елустафьева, от которого понял былины Т. Г. Рябинин и многие другие сказители XIX века.

http://ceolte.com/view/825/

Этот текст найти легко, он третий по счету.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 16 мар 2011, 09:35

Новый писал(а): я решил начать с того, что в любой биографии хронологически предшествует всему остальному, т. е. с появления Всеслава на белый свет. Точнее - с вопроса о том, правда ли, что в народе имелась традиция представлять и изображать само рождение этого человека тёмным и "безбожным". "Слово о полку Игореве" с фольклорной традицией связано достаточно основательно, и мы обязательно должны разобраться в народных преданиях о Всеславе для того, чтобы лучше уяснить себе отношение к нему автора поэмы. Поэтому проанализируем дошедшую до нас в нескольких вариантах былину "Волх Всеславьевич" - простонародную новеллу, основным прототипом главного героя которой является Всеслав Брячиславич.

Сергей Тарасов уже сравнивал эту былину и летопись на предмет сопоставления знамений при рождении Христа и Антихриста (Всеслава):

Изображение
Тарасаў С. В. Чарадзей сёмага веку Траяна, Минск, 1991

Рождение Иисуса Христа:
1. Рождение от Духа Святого;
2. Поклонение волхвов;
3. Появление Вифлеемской звезды при рождении.

Рождение Антихриста (Всеслава Полоцкого) (Летопись / Былина "Волх (В)сеславьевич"):
1. Рождение от волхования / От Змея Лютого;
2. Волхвы велят навязать на язву на голове повязку, сего ради немилостив есть на кровопролитие/ -
3. В небе появляется Змей и в Полоцке навии и бесы/---

Изображение
Радзивилловская летопись М.277 (л. 123 об.)В лето 6559 (1091)... спаде змий превеликъ от небеси, и ужашося людие.

По саду, саду, по зеленому,
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютова на змея;
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну.
А втапоры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветя светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич...
--------
Былина "Волх (В)сеславьевич"//собр. Киршею Даниловым


Вы считаете, что от Змея Лютого что-то хорошее должно было родиться :?:
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 16 мар 2011, 14:26

Не считаю. Но ведь в первом их двух своих постов я обосновываю (фактически даже доказываю), что "змей" в сказании о Волхе-Вольге НЕ первичен, в исходном варианте его не было. Он перенесен туда из былины "Добрыня и змей", для которой является органичным и обязательным действующим лицом. А во втором посте я привожу текст, который В ПЛАНЕ ОПИСАНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ РОЖДЕНИЯ ВОЛХА ближе к исходному, чем вариант Кирши Данилова.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 16 мар 2011, 18:21

Новый писал(а):Я уверенно утверждаю, что между "Словом" и той фольклорной "субкультурой", к которой принадлежит данная новелла, имеется родственная связь.
1. Образы природы - "Рыба пошла в морскую глубину, птица полетела высоко в небеса, туры да олени за горы пошли, зайцы, лисицы по чащицам, а волки, медведи по ельникам, соболи, куницы по островам..."...

3 И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
4 Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца.
5 И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его... (Откр. 12:3-5)

2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,
4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. (Октр. 13:2-5)

8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. (Откр. 13:8)


В Откровении Иоанна "Лютый Зверь" тоже власть от "Лютого Змея"(Дракона) получает и тому поклоняются "все живущие на земле" (звери в том числе) .

Новый писал(а):2. Дружина как действующее лицо: этого больше нет ни в одной былине...

Да наехала дружина та Чурилова...
Скажутся-называются
Всё они дружиною Чуриловою...
Да наехала дружина та Чурилова,
Да лук, чеснок весь повырвали...
(Чурила Пленкович)

Кстати, образ Чурилы Пленковича взят с Всеволода Ольговича (Рыбаков. Петр Бориславич 1991:199-206), так что отодвинуть создание былины на более позднее время не удастся.

Новый писал(а):3. Буквальное или метафорическое "волшебство" героя... Уникальная схожесть образов.
Итак, между "Словом" и этой новеллой налицо существенная родственность традиции, и данное сказание информативно для понимания фигуры Всеслава в СПИ.

Отнюдь. Просто налицо то, о чем писала Владышевская:
"...Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности..." (Т. Ф. Владышевская Музыка в синтезе древнерусских искусств)
Традиции общие, так называемый "знаменный распев" будет одинаков почти в любом сказании той поры. Связь-то в чём? И там и там Всеслав. В былине он рожден Лютым Змеем, в СПИ Лютым Зверем в полночь оборачивается, перстами аки серпами на току Немиги русские души от тел веет, волчьими кусами славу Новгороду расшибает. И там и там ДАЛЁК от образа христианского князя - только и всего.

Новый писал(а):"...ходила княгиня в зеленОм саду, и ступала княгиня с камня на камень, со бела камня ступала на люта змея; и обвивался Змеище-Горынище, обвивался вкруг резвых ног...".
("Добрыня Никитич и Алеша Попович", изд-во "Наука", Москва, 1974, текст № 5)
Потом, в этом же тексте, Добрыня находит женщину в "пещере" змея, причём у неё на обеих руках - по "змеинчишку".

Ну и какая связь этого алтайского эпоса, называемого "Рождение Змеевича" с былиной "Волх Всеславич" ?

Ходила княгиня по крутым горам,
Ходила она с горы на гору,
Ступала княгиня с камня на камень,
Ступала княгиня на люта змея,
На люта змея на горыныча.
Вкругом ее ножки змей обвился,
Вкругом ее башмачка черлянова,
Вкругом ее чулочка скурлят сукна,
Хоботом бьет ее во белы груди,
Во белы груди человечески,
Целует во уста ее сахарные -
От того княгиня понос понесла, очерователа.
Носила во утробе чадо девять месяцев.
На десятой-то провещился, сам проговорил:
- Уж ты гой еси, матушка родимая,
Когда я буду на возрасте,
На возрасте пятнадцати лет,
Уж ты скуй палицу боевую,
Палицу боевую во сто пуд,
Тогда-то ли мне палица легка покажется.
Уж скуй, матушка, в полтораста пудов,
Вот тогда-то я, матушка,
Буду со змеем воевать.
Я зайду-то к нему в пещерики змеиные,
Сниму ему буйну голову,
Подниму его головушку на вострой штык,
Подниму его головушку к твоему дворцу.


Новый писал(а):ИСХОДНО эта тема "рождения от змея" никоим образом с Волхом НЕ связана.
Что касается текста Кирши Данилова, то в бОльшей части моментов я считаю наиболее репрезентативным именно его; но НЕ в том, что касается рождения. Ибо этот момент - в отличие от ряда других в новелле о Волхе, - НЕ уникален, мы видели его также и в совсем ином сказании, только для которого он и органичен.
Подытожим: какою бы "каиновой печатью" ни был мечен Всеслав по летописи, нет оснований считать, что ему приписывалась, в народном представлении, "змеиная" природа.

Вот интересно, Вы же хотели "отбелить" Всеслава былиной о "Волхе Всеславиче", а теперь получается что весь пост напрасный и первоначальный Ваш источник "репрезентативен"...
Вот именно поэтому и не брал былину в расчет с самого начала, анализируя только то, что было на момент написания СПИ - летописи, апокалиптическую литературу и сам текст СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 17 мар 2011, 16:10

Лемурий писал(а):...И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим...
"...Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть...
...и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
...И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца...
...И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира..."
В Откровении Иоанна "Лютый Зверь" тоже власть от "Лютого Змея"(Дракона) получает и тому поклоняются "все живущие на земле" (звери в том числе).

Здесь я прежде всего дам ссылку на очень серьёзную статью, в которой оспаривается, помимо прочего, (по-моему, совершенно правильно) тенденция воспринимать Всеслава как безусловно зловещую фигуру, ЧРЕЗМЕРНО впечатляясь отдельными деталями: скажем, метафорой "лютый зверь", элементами волшебства в его действиях в изображении автора "Слова" (Вы спрОсите: почему не "колдовства"? Да, "колдун" и "волшебник" - это вроде "шпиона" и "разведчика", но я исхожу в данном случае из принципа презумпции невиновности) и этим "язвеном" из ПВЛ.

http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es ... p&istext=1

Далее, посмотрим то, что Вы цитируете, и увидим здесь крайне мало общего с поступками Всеслава и обстоятельствами его жизни. Опускаем, за неимением фотокарточки, внешний облик (пасть как у льва и протчая), и - к делу.
Во-первых, "престол... и великую власть" (весьма относительно великую) Всеслав Брячиславич получил вовсе не от "дракона", а от НАРОДА, глас коего... пословица, конечно, не аргумент, но, если серьёзно, неужели народ коллективно доверил бы СВОЙ ГОРОД (к которому, заметим, половцы подступали!) кому-то, кто выглядел бы и вёл бы себя столь устрашающе, что заслуживал бы подозрения на контакты с нечистой силой?
Во-вторых, действовал он не сорок два месяца, а гораздо дольше. По сорока двум месяцам подошел бы скорее, с небольшой натяжкой, Святополк Окаянный: убийство Бориса - конец июля 1015, битва на Альте и смерть - весна 1019. Совсем чуток больше трёх с половиной лет.
В третьих - насчёт уст, говорящих якобы "гордо и богохульно". Из всего, что говорили когда-либо его уста, у нас имеется всего одна фраза, процитированная в ЛЕТОПИСИ (т. е. в документе, в целом НЕ выражающем сколько-нибудь сочувственную по отношению к нему позицию), и она - вместо того, чтобы оказаться гордой и богохульной, очень, напротив, благочестива: "О кресте честныи! Понеже к тобе веровах, избави мя от РОВА сего". Почему я выделил "рова", почему мне кажется столь знаменательным, что так назван в данном случае поруб? Потому что эти слова очень напоминают написанное НЕ об апокалиптическом звере, а о пророке Данииле:
Дан 6, 23: "... и поднят был Даниил изо РВА, и никакого повреждения не оказалось на нём, ПОТОМУ ЧТО ОН ВЕРОВАЛ В БОГА СВОЕГО".
То ли Всеслав действительно так выразился (если да, то он, значит, ещё и читал или слушал Писание!), то ли это летописец вложил сие ему в уста. В любом случае - "зверь" или описывающий "зверя" использовал бы иные тона.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):...Дружина как действующее лицо: этого больше нет ни в одной былине...

"...Да наехала дружина та Чурилова... и т. д."

Да, правильно, об этом я не подумал. К тому же и у Васьки Буслаева тоже дружина. Дело, однако, в том, что, к какому бы прототипу ни восходил образ этого Чурилы, здесь мы вступаем в мир произведений совершенно иного плана, нежели былины о ратных подвигах. Это довольно гротескные городские "хулиганские", или иногда "амурно-хулиганские", скажем так, новеллы (подчас типа анекдотов в песенной форме), и ватага, называемая "дружиной", здесь не против супостатов бьётся, а элементарно бесчинствует ввиду отсутствия милиции (Васька тоже - настоящий хулиган-беспредельщик, гляньте Киршу Данилова). Алёша Попович, конечно, тоже ходок по чужим жёнам, но он, по крайней мере, и Тугарина убивает... Воинская дружина, занимающаяся серьезными ратными делами (как бы ни относиться к походу Игоря - там бились, а не буйствовали на городских улицах) - всё-таки только в "Слове" и в сказании о Волхе-Вольге.
Лемурий писал(а):
Новый писал(а):... Буквальное или метафорическое "волшебство" героя... Уникальная схожесть образов.
Итак, между "Словом" и этой новеллой налицо существенная родственность традиции, и данное сказание информативно для понимания фигуры Всеслава в СПИ.

Отнюдь. Просто налицо то, о чем писала Владышевская:
"...Осваивая христианскую культуру, пришедшую из Византии, русские певцы неизбежно должны были пользоваться старыми запасами языческой песенности (Т. Ф. Владышевская Музыка в синтезе древнерусских искусств)
Традиции общие, так называемый "знаменный распев" будет одинаков почти в любом сказании той поры. Связь-то в чём? И там и там Всеслав. В былине он рожден Лютым Змеем, в СПИ Лютым Зверем в полночь оборачивается, перстами аки серпами на току Немиги русские души от тел веет, волчьими кусами славу Новгороду расшибает. И там и там ДАЛЁК от образа христианского князя - только и всего.

Но это поспешные заключения. Давайте разберемся сначала с этим пресловутым "рождением от змея".
Лемурий писал(а):... Вот интересно, Вы же хотели "отбелить" Всеслава былиной о "Волхе Всеславиче", а теперь получается что весь пост напрасный и первоначальный Ваш источник "репрезентативен"...

НО
Новый писал(а):"...ходила княгиня в зеленОм саду, и ступала княгиня с камня на камень, со бела камня ступала на люта змея; и обвивался Змеище-Горынище, обвивался вкруг резвых ног..."...
... ИСХОДНО эта тема "рождения от змея" никоим образом с Волхом НЕ связана.
Что касается текста Кирши Данилова, то в бОльшей части моментов я считаю наиболее репрезентативным именно его; но НЕ в том, что касается рождения. Ибо этот момент - в отличие от ряда других в новелле о Волхе, - НЕ уникален, мы видели его также и в совсем ином сказании, только для которого он и органичен.
Подытожим: какою бы "каиновой печатью" ни был мечен Всеслав по летописи, нет оснований считать, что ему приписывалась, в народном представлении, "змеиная" природа.

Уважаемый Лемурий, перечтите, пожалуйста, внимательно два моих, полуторасуточной давности, больших поста. В первом из них я ОПРОВЕРГАЮ исходность связанного с Волхом (а значит, и с его прототипом - с тем, кто вызвал к жизни впечатления, породившие новеллу) "змеиного" мотива" - опровергаю тем, что он имеется в былине "Добрыня и змей"; и тем, что именно ТАМ, в силу его сюжетной органичности, он БЕЗУСЛОВНО ПЕРВИЧЕН. К сказанию же о Волхе (к тому, чтО носит отпечаток личности Всеслава) - так же, как, должно быть, и к тому, что Вы называете "алтайским эпосом", - эту, с позволения сказать, "экзотику" подвязали позже. ИСХОДНО ни Волх, ни его прототип (согласно живому и естественному впечатлению народа, избравшего этого человека - повторяю высказанную ранее мысль, - в князья) к "змею" отношения не имели ни малейшего. Я и зачин привёл БЕЗ этой, перекочевавшей из иной новеллы, непристойности:
(начало цитаты)"Закатилось красное солнышко За лесушки за темные, за моря за широкие, Россаждалися звезды частые по светлу небу: Порождался Вольга сударь Буславлевич На святой Руси..."
("Былины", изд-во "Советский писатель", Ленинград, 1950. Стр. 165)
Во втором из больших постов - полный текст... Кто бы спорил - рождение необыкновенного человека, но не только же от змея (опять повторяюсь) оно возможно! "Звезды" порождают, кстати уж замечу, диаметрально противоположные ассоциации, хотя здесь, конечно, и множественное число...
Далее "русские души от тел веет" не только и не избирательно Всеслав. В поэме об этом - БЕЗЛИЧНОЕ предложение. И битва на Немиге состоялась НЕ ПО ЕГО ИНИЦИАТИВЕ. Если же он начинал войны, то КТО - НЕТ? Разве уж Борис и Глеб, ну, так они не успели... Такова была тогда селяви. И чем он - РЕАЛЬНО - "немилостивее" других? Хотя бы того же Изяслава... гляньте о его, после бегства Всеслава, возвращении в Киев...
С волком сравниваются в "Слове", например, и Игорь, и Овлур, и что характерно, так же и Боян (именно ОН подобно Всеславу, ВЕЩИЙ... но не оборотень же...). "Куса" - возможно (это, впрочем, известная и достаточно общепринятая версия), означало "попытка" (ср. "поКУСиться"), её НЕ обязательно ставить в связь с образом "волка" (потому что "кусается").
"...ОБЕСися сине мгле..."? Можно здесь при желании вычитать "беса", но глагол этот означал и "обнять", и "повиснуть". Второе вероятно, если "мгла"="облако". А на облаке путешествовал и св. Исайя Ростовский (см "Публикации ИРЛИ РАН, том 5). Я согласен, что ДЛЯ НАС глагол сам по себе звучит неприятно (да и в конце некая "сися"... это усугубляет дело... "бесстрашный" звучит нормально), но так ли воспринимался он средневековыми людьми? Для однозначных суждений этого мало.
Да, есть однозначно негативная метафора - "лютый зверь". Но я ведь не отрицаю, что Автор за многое порицает Всеслава, и здесь он выражается ОЧЕНЬ РЕЗКО. Но отсюда до "антихриста" ещё далеко.
И чувствуется, что Всеслав, как бы то ни было, Автору дорог. И, наконец, неужели Русская земля названа "достоянием (жизнь) антихриста"?
Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Лемурий » 17 мар 2011, 18:23

Новый писал(а):Здесь я прежде всего дам ссылку на очень серьёзную статью, в которой оспаривается, помимо прочего, тенденция воспринимать Всеслава как безусловно зловещую фигуру...
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es1/es ... p&istext=1

Из вышеозначенной статьи:
В. Е. Данилевич писал: «Вообще Всеслав является одной из наиболее светлых личностей своего времени, и не мудрено (?!), что в глазах современников он является каким-то сверхъестественным существом, чародеем и оборотнем» (Очерк истории... С. 64). Ученый ссылается на С. и на М. Довнар-Запольского, который в свою очередь ссылается только на С. (Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель... С. 76—77). Таким образом, ни один из известных нам ист. источников не свидетельствует о том, что при жизни В. Б. ему приписывали какие-то сверхъестественные черты, и в основном эти представления основаны лишь на нашей интерпретации С[лова]...
Мало убедительно сближение В. Б. с Антихристом, предложенное Й. Клейном: ученый принимает как данность догадки исследователей...
" (О. В. Творогов)

Вот эта работа Клейна:

И. Клейн (Майнц). «Слово о полку Игореве» и апокалиптическая литература// ТОДРЛ Л.: Наука, 1976. — Т. 31, с. 104-115

То что автор написал "мало убедительно", это не только О.В. Творогов, но и Л.В. Соколова отмечала, более того и Ваш оппонент тоже с ними согласен - Клейн "мало убедителен", НО это не означает, что его догадка изначально неверная. Она не только верная, но и логично вписывается в контекст.

О действии Всеслава на седьмом, апокалиптическом тысячелетии писал и Роберт Манн ("Песнь о полку Игореве", М., 2009, с.45).

позже продолжу...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Полоцкий. Образ Антихриста в СПИ.

Сообщение Новый » 18 мар 2011, 00:42

Мне и идея "светлой личности" кажется произвольным преувеличением, другой, противоположной крайностью. Всеслав - грешник... и выскажу здесь ещё одну мысль - новую, и возникшую недавно. "Три кусы" - не обыгрывается ли здесь, отчасти иносказательно, тема евангельских "трёх исКУШений", перед которыми он, в отличие от Иисуса, не устоял? Т. е. использовал некий дар (умение "творить чудеса"... что, если автор СПИ этому верил?..) в личных, эгоистических целях; искушал Бога; поддался соблазну властолюбия... И, не устояв, обрёл "вазнь" - везение, "фарт".
Вообще-то само понятие "вазнь" - неоднозначно. С одной стороны, оно подается в Изборнике под 1073 годом в качестве греховной, не от Бога, удачи.

http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss1/ss1-0912.htm

Но в Галицко-Волынской летописи о князе Владимире Васильковиче пишется: "...дал ему бяшеть БОГ вазнь...":

(начало цитаты)"...Бяшеть бо и самъ ловечь добр, хороборъ, николи же ко вепреви и ни к медвЕдеве не ждаше слугъ своих, а быша ему помогли, скоро самъ убиваше всяки звЕрь. ТЕм же и прослулъ бяшеть по всей землЕ, понеже далъ бяшеть ему богъ вазнь не токмо и на одиныхъ ловехъ, но и во всемь, за его добро и правду..."(конец цитаты)

http://bibliotekar.ru/rus/86.htm - это под 1287 годом, "рукописание", незадолго до заимствованного из СЗБ текста оплакивания князя.

Так что по-разному можно воспринимать это слово.

Предполагая этот мотив "трёх искушений", я понимаю, что стилистически данная лексема тогда не особенно гладко согласуется с фразами, между которыми находится. Получается так: речь о конкретных действиях (бегство из Белгорода) - виток к отвлеченному "обрел везенье, поддавшись трём соблазнам" - возврат к конкретике ("...отвори врата Новуграду..."). Это - слабое место версии. И всё же над ней, по-моему, стОит подумать.
Но если и так, это не делает Всеслава "антихристом". Тогда он скорее жертва сил, сеющих соблазны. Именно - грешник, но вполне достойный сострадания (помимо прочего, потому. что "...часто беды страдаше...").
И ещё один момент. Всеслав, на мой взгляд, являясь христианином, был привержен (или, во всяком случае, сочувствовал) тому "первому" восточнославянскому христианству, гипотезу о котором я высказал в "Религиозной загадке" и относящимися к которому считаю загадочные имена из "Слова". И, возможно, затевал некий религиозный переворот с целью если не вернуть этой конфессии доминирующее положение, то достичь, для исповедующих её, некоего компромисса с византийским православием.
(В скобках: автор "Слова", по моей версии, тоже испытывал сентименты к этому, уже ставшему "еретическим" для тех церковных людей, которые о нём что-то знали, варианту христианства. Что-то вроде "культурной ностальгии" по древним истокам, плюс желание аргументировать право на относительную религиозную независимость от греков ОЧЕНЬ давним христианским прошлым своей страны: "не из ваших рук мы это взяли, а ещё из первого Рима")...
Если вернуться к Всеславу - он, я полагаю, был связан с волхвами, но эти "волхвы" 11-го столетия, на мой взгляд, - НЕ представители язычества. Дам всё-таки ссылку, хотя и очень неудобную, на фрагмент об этом из собственной книги (скоро, надеюсь, смогу её выложить более компактно).

http://afin.bon.co.il/Front/Pages/pages.asp?id=198881

Продолжение следует.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 138

cron