То что Иларион= Никон умел писать я согласен.
§231. Личность Никона тесно связана, таким образом, с летописью, составленною в Печерском монастыре; мы признаем это естественным, как только допустим, что составление этой летописи падало на начало семидесятых годов XI столетия, когда Никон жил в Феодосиевом монастыре, распростившись с основанною им в Тмуторокане обителью. Из Жития Феодосия известно, что Никон, как старейший пользовался большим влиянием в монастыре; ему Феодосий поручал братию, когда отлучался из монастыря; Никон был человек книжный;
Шахматов А.А.
Но где подтверждение того, что он играл
на сколько-то струнном инструменте?
В XII в. в декорации визант. храмов появляется изображение монахов-гимнографов. Состав этой группы может различаться, однако в нее помимо наиболее почитаемых святых Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского обычно включается И. П. Наиболее ранний пример - фреска в ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164), где на сев. стене наоса изображены в рост 5 гимнографов (в порядке следования от алтаря: прп. Косма Маюмский, прп. Иоанн Дамаскин, исп. Феодор Студит, исп. Феофан Никейский), в руках у каждого развернутый свиток со словами их песнопений. И. П. облачен в традиц. монашеские одежды, в схиме, с куколем на голове. Лицо узкое, с подчеркнутыми скулами, борода средней длины, сужающаяся книзу. Правая рука отведена в сторону, в левой - развернутый вниз свиток с текстом: «Δέχοιο, Χριστέ, τούσδε τούς ἐμοὺς ὕμνους» («Прими, Христе, эти мои песни...»), что, по наблюдению О. В. Овчаровой, может быть «слегка видоизмененным акростихом Покаянного канона Иосифа для вторничной утрени первого гласа, который в оригинале звучит: «Δέχοις τοὺς δέ, τοὺς ἐμοὺς λόγους, Λόγε. ᾿Ιωσήφ»» (Овчарова. 2004. С. 234).
Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг.
Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг.
В следующем по времени памятнике - кипрской ц. Панагии Аракос (1192) - образы 4 гимнографов в наиболее часто встречающемся составе перенесены в алтарную зону: на триумфальной арке - Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, над юж. нишей вимы - И. П., симметрично ему, над северной,- Феофан Никейский. Каждый показан погрудно в медальоне, с развернутым вверх свитком.
Еще один вариант размещения в пространстве храма образов гимнографов представлен в росписи юж. парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) - в парусах купола представлены фигуры преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, Феофана Никейского и И. П. Такое расположение гимнографов (наиболее ранний пример встречается в дошедшей фрагментарно росписи храма мон-ря Давидовица, Сербия, 80-е гг. XIII в.) привычно для образов евангелистов в парусах центрального купола, оно же продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, занятых написанием своих сочинений - тип, также восходящий к изображению евангелистов. И. П. показан старцем с недлинной бородой, голова не покрыта, он сидит в кресле с подножием перед столиком, в руках длинный свиток с текстом, в чтение к-рого он погружен, выше - пюпитр с книгой.
В храмовых росписях аналогичный по составу ряд гимнографов помещался также в наосе и фланкировал основные композиции: в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) 4 образа в медальонах попарно размещены по сторонам на склоне арки; в ц. свт. Николая в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) фигуры 4 гимнографов помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», а тексты на свитках отражают тему Боговоплощения; в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314), также 4 фигуры попарно обрамляют композицию «Успение» (И. П. вместе с прп. Феодором Студитом изображен на юго-зап. пилоне). Вместе с прп. Феодором Студитом (напротив друг друга) И. П. также изображен в росписи 1852 г., на своде арки во внешнем экзонартексе кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса): седовласый старец с длинными, спадающими на плечи вьющимися волосами и длинной же разделенной надвое клиновидной бородой; в левой руке держит развернутый вверх свиток с текстом, в правой - перо,
http://www.pravenc.ru/text/673697.htmlГимнографы 12в. без гуслей, но со свитком и пером.
Круг текстов, косвенно связанных со "Словом о полку Игореве", неожиданно пополнился еще одним сочинением. Речь идет о предисловии к "Хронографу" 1641 г. (ГБЛ, собр. Музейное, № 7751).
Этот "Хронограф" особого состава поступил в ГБЛ в 1927-1937 гг.1 и, следовательно, известен ученым давно. Предисловие составителя к огромной рукописи привлекалось для точной атрибуции: составитель, он же писец, сообщил, что зовут его Федот, по-гречески Феодотиос, или Федоттос, и что писал он книгу в августе 1641 г.
При более внимательном чтении предисловия Федота одно место сразу заставляет вспомнить о вступлении к "Слову о полку Игореве".
Вот этот текст:
"Давыду убо сыну Осееву некогда пасущу овцы отца своего, и сотворив себе гусли и накладая на многогласные струны свои многоочитыя персты, и ударяя в них своими персты, и испущаху многоразличныя гласы. Несмыслен ж скоти приходяще и слушающе. Мы ж ныне приемлем чисту бумагу, и пакладаем пером и чернилом слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны. Устне бо движа, языком со гласом своим якоже бряцалом бряцаше, и громогласно звеняше, и прочим человеком в слухи преподавая бытейския деяния истории сия. И егда ж Давыду над Саулом в гусли гудяше, и отгоняя от Саула давившему его духу нечистому. Егда ж и мы начнем в сиа духовныя гусли или орган играти или пети и бога хвалити. и начнут и от нас отбегати беси и нечистыя мысли. И тако пояше Давыд в гуслех и органех своих, хваляще бога <...>"
"Чернильная струны" переписчика говорят о том ,
что "Боян" не музицировал, а писал свои тексты пером.