На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение Лемурий » 15 янв 2015, 14:47

Даже если предположить чисто гипотетически, что Вы правы и никакого музыкального инструмента Боян в руках держать не мог, раз был КЛИРИКОМ:

Еще одной канонической особенностью и яркой отличительной чертой русской православной музыки является принцип а capella. Пение восточно-христианской церкви не имеет инструментального сопровождения, так же как не имела его и древняя католическая монодия — григорианский хорал. В древнееврейской церкви пение сопровождалось игрой на различных музыкальных инструментах, о чем, в частности, свидетельствуют псалмы Давида, призывающие славить Бога на разных музыкальных инструментах: "Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтыри и гуслех. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных" (Пс. 150). Однако этот призыв восхвалять Бога с помощью музыкальных инструментов в восточной христианской церкви не нашел поддержки. Текст 150-го псалма Давида был переосмыслен в соответствии с новым религиозным сознанием христианской церкви. Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215 г.) — один из наиболее образованных раннехристианских писателей, возглавивший церковную школу в Александрии, в своем учении о христианской музыке отвергает музыкальные инструменты. Он признает единственным совершенным музыкальным инструментом человеческий голос, поскольку лишь голосом можно воплотить слово в музыкальных звуках, создать осмысленную мелодию.

У нас в употреблении один инструмент — слово мира; при помощи его воздаем мы почет Богу, а не при помощи древнего псалтерия или трубы, или тимпана, или флейты — инструментов, которые в ходу обычно у людей военных, да еще у позабывших страх Божий плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои вялые души такой музыкой.

Таким образом, раннехристианская эпоха усматривает в чисто вокальной музыке более возвышенный род, соответствующий чистому созерцанию. Музыкальные инструменты получают аллегорическое осмысление. Так, Климент Александрийский трактует вышеприведенные строки 150-го псалма следующими словами:

"Хвалите Его во гласе трубном" — ведь от трубного гласа воскреснут мертвые; "Хвалите Его во псалтерии" — ибо человеческий язык есть псалтерий господен; "и на кифаре хвалите Его" — под кифарой должно разуметь человеческие уста, которые звучат, когда плектр — Дух Святой — ударяет в них; "на тимпане и в хорах хвалите Его" — под звучащей кожей он разумеет церковь, пекущуюся о воскресении мертвых; "на струнах и органе хвалите Его" — органом он именует наше тело, а струнами — его жилы, которые Дух Святой гармонически настраивает и, трогая тело, извлекает из него звуки человеческого голоса. "Хвалите Его на звучных кимвалах" — под кимвалом он разумеет язык в наших устах, звонко ударяющий в губы... Поистине человек устроен как мирный музыкальный инструмент, а все прочие инструменты, если поразмыслить, окажутся воинственными.

Это понимание человека как совершеннейшего инструмента, созданного самим Богом, сформировало представление о церковной музыке как об исключительно вокальной, хоровой. Пение без инструментального сопровождения в православной церкви объясняется тем, что оно — синтетично, в нем содержится не только мелодия, но и слова; это осмысленное, содержательное пение предпочиталось в православном мире.
---
Владышевская Т. Ф. Музыка в синтезе древнерусских искусств


Откройте тему Источники цитат "Слова Даниила Заточника":
С первых же строк Даниил сравнивает САМОГО СЕБЯ с инструментами, цитируя толкования псалмов святителей Церкви:


    «Востани слава моя, востани, псалтирю и гусли». Наконец сам себе повелевает сложить Божественную песнь. Славою же своею называет пророчественный дар, а псалтирью и гуслями – себя, как соделавшагося орудием Духа.

    «Востану рано». «Исповемся Тебе в людех Господи, воспою Тебе во языцех». Не теперь только и не одно сие песнопение принесу Тебе, говорит Пророк; но, когда возсияет истинный свет, разсеет долгую ночь неведения и покажет утро ожиданнаго дня, буду ликонаставником всех языков и народов, и устами их, как бы на некиих струнах, возглашу благодарственную песнь.

    ----------
    Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов. (Пс. 56:9-10)

"Повелику, брате, дивлюся, аще тако улучиль тя Григоръ, аще бо о всемъ томъ не дал ти выникнути . От дивлюся!" (с)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение userdez » 15 янв 2015, 16:01

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных" (Пс. 150). Однако этот призыв восхвалять Бога с помощью музыкальных инструментов в восточной христианской церкви не нашел поддержки

Я согласен, что Боян клирик и гимнограф,но он мог
воскладать персты и на письмена. Между прочим
струнами могли быть как сами строки, так и в процессе подготовки -
разлиновка пергамента. Хотелось бы ещё уточнить,что такое
"четыре десятых письмён" у Федота?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение Лемурий » 15 янв 2015, 18:04

userdez писал(а):Я согласен, что Боян клирик и гимнограф...

С клириком определились. Уже есть от чего "толкаться".

userdez писал(а):Между прочим струнами могли быть как сами строки, так и в процессе подготовки - разлиновка пергамента.

Строки - это "поля".
Ирмосы - парафразы Святого писания - "славы того времени";
Слава, И ныне - тропари (прославление текущего события) = "славы сего времени".
Краегранесия, краестрочия = "обаполы"
Составлять акростих по краестрочиям тропарей = "свивать обаполы слав сего времени"

userdez писал(а):Хотелось бы ещё уточнить,что такое "четыре десятых письмён" у Федота?


    Мы ж ныне приемлем чисту бумагу, и пакладаем пером и чернилом слаганием четыре десятых писмен древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны...

Речь идет о формате книги: 4° (в 4-ю долю листа), при этом характерный шрифт для XVII века - полуустав.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение userdez » 16 янв 2015, 08:17

Лемурий писал(а):
userdez писал(а):Я согласен, что Боян клирик и гимнограф...

С клириком определились. Уже есть от чего "толкаться".


Всегда подозревал, что согласиться с оппонентом на Форуме-
это моветон; поэтому здесь и нет такого пользователя
как Лемуserdez :D
А про тропари и ирмосы я не то что не согласен, а просто
не владею материалом
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение Лемурий » 16 янв 2015, 08:49

userdez писал(а):А про тропари и ирмосы я не то что не согласен, а просто
не владею материалом

Ну так читайте:

:arrow: Арх. Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение userdez » 16 янв 2015, 12:18

Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.


Лемурий
Составлять акростих по краестрочиям тропарей = "свивать обаполы слав сего времени"


«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

«Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».

Читаем по часовой стрелке: :arrow: Ни-Ко-Не Великому в лѣ-ти ...


Так не получается.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение Лемурий » 16 янв 2015, 12:39

Что не получается? Керн пишет про свивание начальных букв тропарей = Слава, И ныне = прославляющих текущие события. Автор СПИ пишет, что Боян свивал обаполы, т.е. краестрочия (И начало и И конец) строк со "славами сего времени".

В исполнении Бояна сколько "Слав сего времени"?
ТРИ, 4-я прямая речь Ингигерде - хоти кагана Ярослава.

Причем 3-я для особенно невнимательных названа "первой, осмысленной".

Можете сами составить обрамляющий "припевки" акротелестих, начиная с 3-й и далее со строк (=полей) на горы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение userdez » 16 янв 2015, 13:32

Лемурий писал(а):Что не получается?

Существует ли акростих в гимнографии, а не в вообще
поэзии, где свиваются начало и конец фраз?
У Керна этого нет.
Значит Смолятич был этакий гимнограф- затейник- новатор.
Да и как бы , если припевки Бояна(Никона), то славить себя нескромно...
Короче я запутался...
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение Лемурий » 16 янв 2015, 14:18

userdez писал(а):Существует ли акростих в гимнографии, а не в вообще
поэзии, где свиваются начало и конец фраз?
У Керна этого нет...

Вы точно ЧИТАЕТЕ, а не задуманное слово в поисковике ищите?

    Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте...
    ----------
    Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение userdez » 16 янв 2015, 14:34

при сочетании начальных букв

"Великому в лети" - это только если Боян был арабом.
А Вы точно даёте литературу, где есть хотя бы ЧТО-ТО,
по обсуждаемому вопросу?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение Лемурий » 16 янв 2015, 15:15

userdez писал(а):
при сочетании начальных букв

"Великому в лети" - это только если Боян был арабом.

А Вы СПИ читали?

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы обаполы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы;
Если представить СЛАВУ в виде строки, то крайние слоги и дадут КРАЕСТРОЧИЯ или обаполы.

userdez писал(а):А Вы точно даёте литературу, где есть хотя бы ЧТО-ТО, по обсуждаемому вопросу?

Достаточно нажать на ссылку:

http://www.kursmda.ru/books/liturgika_g ... oc71162137
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение userdez » 16 янв 2015, 15:36

Лемурий писал(а):
userdez писал(а):А Вы точно даёте литературу, где есть хотя бы ЧТО-ТО, по обсуждаемому вопросу?

Достаточно нажать на ссылку:

http://www.kursmda.ru/books/liturgika_g ... oc71162137

По акростихам здесь два отрывка не подтверждающие Ваши умозаключения
по составлению оных.
В песнетворчество проникло подражание, содержание стало очень часто заменяться внешней формой, увлечением акростихами, игрою слов и пр.

Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что "краегранесия" заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений.

Дали для чтения такую длинную книгу, а толка от этого никакого.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение Лемурий » 16 янв 2015, 15:46

Так и знал: поисковиком "читаете".

Акростих - свивание краестрочий тропарей, прославляющих текущее событие, т.е. "Слав сего времени".

Найдите примеры "Азбучной молитвы" на славянском.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение userdez » 16 янв 2015, 16:00

Уважаемый Лемурий, если я быстро ответил,
то это не значит, что не читал. Вы эту бесполезную
ссылку дали ещё утром.
Хотя извиняюсь, с утра она была полезна -для общего развития.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

Сообщение Лемурий » 16 янв 2015, 16:31

userdez писал(а):Вы эту бесполезную ссылку дали ещё утром...

Тогда не надо "жаловаться" на неинформированность:
userdez писал(а): » Пт янв 16, 2015 8:17 am: А про тропари и ирмосы я не то что не согласен, а просто не владею материалом...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24149
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 136

cron