Страница 14 из 15

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 30 мар 2015, 20:36
userdez
Лемурий писал(а):Сам пользуюсь этим:

https://www.ccel.org/contrib/ru/Sbible/slavpdf.htm


Гораздо удобнее этот сайт с параллельным Синодальным переводом.
http://azbyka.ru/biblia/?Prov.22

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 30 мар 2015, 21:22
userdez
Церковнославянский

или́ во мнóзѣй хитрости тво­éй и въ кýпли тво­éй умнóжилъ еси́ си́лу твою́? воз­несéся сéрдце твоé въ си́лѣ тво­éй.

Синодальный

большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, -

Иез.28:5
Это к вопросу о том, что "хитрость"равна "мудрости",тем более
в параллельном месте притчи21:30.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 30 мар 2015, 21:33
userdez
Ещё одно параллельное место:
Церковнославянский

Уловля́яй премýдрыхъ въ мýдрости и́хъ, совѣ́тъ же ковáрныхъ разори́.

Синодальный

Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным:

Иов 5:13

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 31 мар 2015, 08:47
Лемурий
userdez писал(а):... "хитрость"равна "мудрости",тем более
в параллельном месте притчи21:30.

От дивлюсь!(с)

Нѣ́сть премýдрости, нѣ́сть мýже­ст­ва, нѣ́сть совѣ́та у нечести́ваго.(Притч. 21:30)

И где? Каждый глагол хоть и синоним, но несет дополнительную нагрузку, например, хитрить и лукавить.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 31 мар 2015, 10:35
Лемурий
sasha a писал(а):На Руси свадьба праздновалась в два этапа: через обручение и венчание.
Обручение также совершалось в два "захода": сначала - в доме невесты, где принимали участие сваты. В это время невесту обряжали.
Затем молодые ехали в церковь (или обряд проходил в доме, где имелась домовая церковь). Обручение проходило вне пределов церкви (на паперти) и поэтому могло проводиться в походных условиях (у Кончака в стане, к примеру, у походного аналоя). Обручение проходило в присутствии священника. Молодые получали кольца от священника и обменивались ими "из рук в руки" (=обручались)...

Приятно видеть Ваши сообщения, sasha a, ни только в ФБ, но и на историческом Форуме.
Собственно, вопрос userdez понять можно:

Ср. В. П. Адрианова-Перетц („Сл. о п. Иг.“ и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 110): „Вряд ли следует наименование половцев «сватами» связывать с тем, что Кончак ко времени возвращения Игоря из плена уже был его «сватом» (в плену Владимир Игоревич женился на Кончаковне). ... В данном случае «сваты» появились как часть народно-поэтической метафоры, сближающей битву со свадебным пиром. Вн переводе Флавия эта метафора отозвалась в сравнении: «...акы на свадьбу течаху, а не на рать»“.
----
СССПИ "Сватъ"

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 31 мар 2015, 12:27
userdez
Лемурий писал(а):Каждый глагол хоть и синоним, но несет дополнительную нагрузку, например, хитрить и лукавить.

|| Умный, мудрый: [Аще и вѣща душа въ дръзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. Тому вѣщеи Боянъ и пръвое припѣвку, смысленыи,
рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути». 36—37.)

http://feb-web.ru/feb/slovoss/ss-abc/ss6/ss6-1222.htm
В том и дело,что "дополнительная нагрузка" и в СССПИ она на
третьем месте, а основное значение -это "мудрость", куда составители и
отнесли нашу цитату.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 31 мар 2015, 21:23
Лемурий

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 31 мар 2015, 22:27
userdez

Спасибо. Интересно, хоть и не со всем согласен.
А вот Маркса, назвавшего СПИ: "Песнью о победе Игоря"- поддерживаю.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 31 мар 2015, 22:33
Лемурий
userdez писал(а):А вот Маркса, назвавшего СПИ: "Песнью о победе Игоря"- поддерживаю.

Маркс с Энгельсом - славянофобы. Если честно, самая неудачная часть статьи.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 31 мар 2015, 23:05
userdez
Посмешу народ и своей версией.
ПВЛ. 1078г.
Изѧславъ мужь взоромъ 37 красенъ . и 38 тѣломъ великъ . незлобивъ нравомъ . криваго ненавидѣ 39. любѧ правду . не бѣ бо в немь 40 лсти Е. но простъ мужь 41 оумом̑ . не вздаӕ 42 зла за зло . колико бо ѥму створиша Киӕне

В одном из списков ещё добавлено: "не бо в нём клюк (хитрости)".
"Прост умом"- не мудрый.
На сайте, где взял цитату, почему-то "пропал" Всеслав,а запись
о нём идёт сразу же за этими словами в том же Ипатьевском списке.
Чуть далее идут рассуждения Соломона, в том числе и о "дне судном",хотя в одном
из списков эти слова приписываются Иоанну.
Сложная конечно конструкция, но если предположить, что "тому" СПИ,
это не конкретно Всеслав, а время Всеславово и события связанные с ним,
а тем более отраженные в летописи...да и Никон был ещё жив.
Во всяком случае мой пример изящнее, чем 138 Пс. у Мещерского.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 01 апр 2015, 08:08
Лемурий
userdez, чтобы не возвращаться к этой теме возвращусь на слова, сказанные в теме Даниила Заточника, который чётко разделяет мудрость (знания) и хитрость (военную):

viewtopic.php?f=65&t=4898&start=15#p174064

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 02 апр 2015, 08:31
userdez
Лемурий писал(а):userdez, чтобы не возвращаться к этой теме возвращусь на слова, сказанные в теме Даниила Заточника, который чётко разделяет мудрость (знания) и хитрость (военную):


Согласен, закрываем эту тему. Тем более "если что" я помню,
что Вы в 1180г. не жили и с Кончаком не общались.
Но я тоже возвращусь на слова, сказанные в СССПИ "хитр"
и десятки примеров Срезневского,где хитрость в значении
мудрости,учёности,знатока,умения...
1. Сведущий, знающий: [Аще и вѣща душа въ дръзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. Тому вѣщеи Боянъ и пръвое припѣвку, смысленыи, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути». 36—37.)
И въспомянувъ (Иосиф) сны нощныя, им же богъ показа ему будущая на июдѣя побѣды. Бысть же на раздрѣшение сномь хитръ и мога разумѣти, яже богъ покажеть с покровом. Флав. Полон. Иерус., 307 (XVI в. ~ нач. XII в.). 1089: Бысть же Иоанъ мужь хытръ книгамъ и ученью, милостивъ убогымъ и вдовицямъ. Пов. врем. лет, 137 (1377 г. ~ нач. XII в.). 1237: Бѣ же Василко лицем красенъ ...бѣ бо всему хытръ и гораздо умѣя. Лавр. лет., 467 (1377 г.).
|| Умный, мудрый: [Аще и вѣща душа въ дръзѣ тѣлѣ, нъ часто бѣды страдаше. Тому вѣщеи Боянъ и пръвое припѣвку, смысленыи,
рече: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда божіа не минути». 36—37.)
898: И рѣша философи: Есть мужь в Селуни, именемъ Левъ. Суть у него сынове разумиви языку словѣньску, хитра 2 сына у него философа. Пов. врем. лет, 22 (1377 г. ~ нач. XII в.). Любива бо учению бяаше отроковиця, бысть же хытра, яко чюдити ся Вруении от лиця и хытрости Феврония. Усп. сб., 131 в (XII—XIII вв.). Слыша же Епифанъ великыи риторъ иже и философъ, едесьскыи жителинъ о Епифанѣ, яко хытръ есть, въсхотѣ видѣти и́. Там же, 148 г. Глаголетъ бо инъ ину вину и́ и другыи другую, да по истинѣ ни единъ же получитъ, аще и зѣло будетъ хытръ человѣчскою прѣмудростию. Шест. Ио. екз., 30 об. (1263 г.). Егда мя мнози хвалят, тогда мню, яко нѣсмь подобен ничему, егда же малы, тогда же мню ся, яко хитрь есмь муж. Пчела, 289 (XIV в. ~ XIII в.). Исекасии куесторъ ...бѣ же насильникъ въ Антиохои и здатель, въ многы саны приступающа съ славою, бѣ бо велми хитръ. Хрон. Малалы, XIV, 16 (XV в. ~ XIII в.). Бяше же хитръ, божественнымъ писаниемъ вся съвѣдыи, игуменъ же принуди его диаконьское поставление приати, таже и презвитерьскому сану сподобися. Ж. Авр. Смол., 26 (XVI в. ~ XIII в.).
▲ А й как князь Роман Митрьевич, / ...А как ён да хитер мудёр, / А как знат язы́ки как уж птичьии. Онеж. былины Гильф., I, 562. А говорыт тут прекрасной царь Василей Окуловиць: / «А говорят, що Соломан-от хитёр-мудёр!» Григор. Арх. был., III, 68.

Слова- то сказаны в той теме, но они из ПДЗ, а уж его
неизвестный автор к СПИ отношения не имеет.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 02 апр 2015, 09:00
Лемурий
Вот и говорю, мудрость от книг, а хитрость:

Исекасии куесторъ ...бѣ же насильникъ въ Антиохои... бѣ бо велми хитръ. Хрон. Малалы, XIV

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 02 апр 2015, 09:09
userdez
«Бысть же Иоан мужь хытръ книгам и ученью, милостивъ убогымъ и вдовицамъ, ласковъ же ко всякому, богату и убогу, смеренъ же и кротокъ, молчаливъ, речистъ же, книгами святыми утешая печалныя, и сякого не бысть преже в Руси, ни по немь не будеть сякъ».

ПВЛ.
Иоанн-2 -Митрополит Киевский 1077-1088гг.

"И умножися мудрость Соломона...и хытрее бы паче всех человек."
Изб 1073г.
«А говорят, що Соломан-от хитёр-мудёр!» Григор. Арх. был., III, 68.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 02 апр 2015, 10:43
Лемурий
От "мудёр" Ваш Соломон!
Любое слово-синоним хоть и имеет одно из одинаковых значений, другими различается.
Например, "вещий" и "мудрый", и "сведущий" и в то же время "волшебный"(см. Срезн.), ведающий то, что другим знать не дано.
Можно ли поставить равенство между "мудрый" и "вещий" - ДА;
Равносильные ли это определения - НЕТ.