Страница 15 из 15

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 02 апр 2015, 11:10
userdez
Значит плохо учил меня "Григор", аще бо не дал мне вникнути
о возможных связях Бояна и Никона.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 02 апр 2015, 11:35
Лемурий
Казалось бы, соседние слова по определению равны, однако есть отличие:

Бог
Сведущий (Вещий)
Знающий
Мудрый
Хитрый
Лукавый
Сатана

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 12 апр 2015, 00:13
userdez
Лемурий писал(а):Вот и говорю, мудрость от книг, а хитрость:

Исекасии куесторъ ...бѣ же насильникъ въ Антиохои... бѣ бо велми хитръ. Хрон. Малалы, XIV

Христос Воскресе, Лемурий!
“Тебѣ творимъ любезнѣ честь, небесныи Исусе. Инако не быша устроена была неустроеная, аще бы ты не пришелъ. Инако не смѣшахуся вышняя с нижними, аще бы ты не слѣзлъ. Не толма бо ся спѣеть служба, аше кто пустить раба, елмаже аще кто самъ придеть. Лѣпо се есть твоеи премудрѣи хытрости супостаты тако прехытрити”. Отроча же смияшеся и плескаше хвалениемь противу словесемъ нашимъ.

http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4924
Уж этого младенца трудно заподозрить в каком либо криминале.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 12 апр 2015, 09:24
Лемурий
userdez писал(а):Христос Воскресе, Лемурий!

Утолю Ваш интерес:
Он воистину Воскрес!

userdez писал(а):...этого младенца трудно заподозрить в каком либо криминале.

Тут не надо укоризны:
Хитрость - это мудрость в жизни!

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 17:34
userdez
Лемурий писал(а):Хитрость - это мудрость в жизни!

Согласен, только "хитрость" в понимании современника 12 века.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 17:36
Лемурий
userdez писал(а):
    “Тебѣ творимъ любезнѣ честь, небесныи Исусе. Инако не быша устроена была неустроеная, аще бы ты не пришелъ. Инако не смѣшахуся вышняя с нижними, аще бы ты не слѣзлъ. Не толма бо ся спѣеть служба, аше кто пустить раба, елмаже аще кто самъ придеть. Лѣпо се есть твоеи премудрѣи хытрости супостаты тако прехытрити”. Отроча же смияшеся и плескаше хвалениемь противу словесемъ нашимъ.
    ---
    http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4924
Уж этого младенца трудно заподозрить в каком либо криминале.

Тут дело в контексте.

Писано так в Диопетовой кумирнице: “Солнцу-Богу великому царю персидская держава написала”. И взяв младенца, и подержав его каждый на руках, и поклонившись, мы дали ему золото и смирну, и ладан, сказав ему: “Тебе с любовью воздаем честь, небесный Иисус. Никак иначе не было бы упорядочено беспорядочное, если бы ты не пришел. Никак иначе не соединились бы вышние с нижними, если бы ты не сошел. Не тогда будет исполнена служба, когда кто раба пошлет, а только тогда, когда сам придет. Достойно есть твоей премудрой хитрости так обмануть противников”. Младенец же смеялся и одобрительно хлопал в ладоши в ответ на наши слова. И мы поклонились матери его, и она нас почтила, и мы отдали ей почести.
---
СКАЗАНИЕ АФРОДИТИАНА Подготовка текста, перевод и комментарии А. Г. Боброва

С супостатами книжной мудростью не поборешься, тут житейская смекалка требуется.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 17:46
userdez
Лемурий:
С супостатами книжной мудростью не поборешься, тут житейская смекалка требуется.

Ну да, мы с Вами молодцы, что помогли неразумному младенцу
постигнуть мудрость жизни. :roll:

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 14 апр 2015, 07:45
Лемурий
userdez писал(а):Ну да, мы с Вами молодцы, что помогли неразумному младенцу постигнуть мудрость жизни.

Вообще-то, "мудрость жизни" именно у этого "младенца" накоплена не позже чем со дня сотворения Мира.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 18:28
userdez
Лемурий писал(а):Вообще-то, "мудрость жизни" именно у этого "младенца" накоплена не позже чем со дня сотворения Мира.

Открылась бездна тайны бытия,
Что мудрость - свет, а хытрость - тьма.
Церковнославянский
Змíй же бѣ́ мудрѣ́йшiй всѣ́хъ звѣрéй сýщихъ на земли́, и́хже сотвори́ Госпóдь Бóгъ.

Синодальный
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 16 апр 2015, 20:19
Лемурий
userdez писал(а):Открылась бездна тайны бытия,
Что мудрость - свет, а хытрость - тьма.

Не надо приводить из жизни сценок
В словах тех разный смысловой оттенок.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 28 апр 2015, 18:44
userdez
Лемурий писал(а):Не надо приводить из жизни сценок
В словах тех разный смысловой оттенок.

Рече же Соломон мудрецемь своимъ: «Створите мовь кражму съ зелиемь, и помажите тѣло ея на опадение власомь». Хитреци же и книжници молвяхуть, яко съвъкуплятся есть с нею.

Соломон же сказал мудрецам своим: «Приготовьте баню и мазь с зелием и помажьте ее тело, чтобы выпали волосы». А мудрецы и книжники сказали ему, чтобы он сошелся с нею.



Царь по мудрости своей повелѣ, и принесоша овощь, и просыпаша пред ними. Отроци же начаша брати в пелены, а дѣвкы в рукавы. И рече Соломон: «Се отроци, а се дѣвкы». Она о семь подивися хитрости его.

Мудреци же ея загонуша хитрецемь Соломонемь: «Имамь кладязъ далече града. Мудростию своею угоните, чимь можемь и привести въ град?» Хитреци же Соломони, разумѣвше рѣчь, яко не может быти, и рѣша имъ:

И пакы загонуша мудреци ея:

Ни Малкатошка, ни Соломон, ни древнерусский переводчик 12в.,
ни Прохорова Г.М., ни userdez не заметили " в словах тех
разный смысловой оттенок".
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4920

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 28 апр 2015, 19:54
Лемурий
userdez писал(а):Ни Малкатошка, ни Соломон, ни древнерусский переводчик 12в.,
ни Прохорова Г.М., ни userdez не заметили " в словах тех
разный смысловой оттенок".
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4920

Из Вашей ссылки:

Сегодня, однако, высказывается мнение, что цикл сказаний о Соломоне переведен непосредственно с еврейского оригинала на Руси в XII—XIII вв.

Суть в том, что если Вы переводите текст, то поставляете слова близкие по смыслу, но в любом случае, не равносильные.

Умный по рождению, мудрый по багажу знаний, хитрый по изворотливости в жизненных ситуациях.
НО все три слова СИНОНИМЫ. При переводе их на язык с более бедным словарным запасом на все три слова получится одно иностранное значение. Тем и отличается Русский Язык - богатством смысловых оттенков.

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 29 июл 2017, 14:57
PoslannikM
Лемурий писал(а):Изображение
Виктор Корольков "Боян"

5. Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху.
8. Тогда пущашеть соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.
----
5. Боян же, братья, не 10 соколов на стадо лебедей пускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, они же сами князьям славу рокотали.
8. Тогда пускал соколов на стадо лебедей: которую (лебедь) настигал, та прежде песнь и пела - старому Ярославу, храброму Мстиславу, еже зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу.

Начнем с того, что каждый из 10-ти "перстов-соколов" Бояна настигал "струну-лебедь", т.е. речь идет о многострунном инструменте.
...что Боян играл именно на многострунном инструменте, очевидно из слов поэта: 10 пальцев Бояна уподоблены им десяти соколам, пущенным на целую стаю лебедей. Видимо, число струн было значительно больше десяти, если автор, такой точный и конкретный во всех деталях, допустил подобное сравнение.

Гусли-псалтырь - это одна из подсказок, что Боян был клириком.


Скажите мне только одно: где вы видели гусли, которые бы громко рокотали? Гусли - это же всё-таки не современная бас-гитара, в конце-концов.

А дело в том, что отнюдь не на гуслях играл Боян, а вскидывал свои руки к колоколам на колокольне.
СПИ:
"... БОЯН же, братие,
Не 10 соколов
На стадо лебедей пущаше -
Но своя вечия персты
На РЖАВАЯ СТУКНИ вскладаше.
Они же сами
Княземь славу
РОКОТАХУ".

Тут "слава" у Бояна - в переносном, ироническом значении.
Мол, "славу" теперь современным князьям рокочут только одни набаты...

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 06 дек 2020, 18:45
userdez
Фонд 304/, номер 3, "Псалтирь", 15 века, листы в 17 строк. Открываем Поветкина и находим реконструкцию Новгородских шлемовидных гусель-псалтыря 14века, имеющих 17 струн. На каком инструменте играл Боян? Вывод: Боян не играл, а писал, как и показано на многих миниатюрах, где гимнографы сочиняют и записывают в свитки свои творения. Где то раньше уже рассматривали цитату о сравнении трудов гусляра и составителей
духовныхх произведений. Свитки-гусли(душа), а чернила,строки -струны(язык).

Re: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

СообщениеДобавлено: 06 дек 2020, 19:46
Лемурий
Соглашусь, Давид - псалмотворец Изображение на "живых струнах" 10-струнной псалтыри - это только метафора. На самом деле в церкви XI-XII вв музыкальные инструменты не использовались, но эта метафора связана с творчеством гимнографа:

Гусли бо страяются персты, а тѣло основается жилами (СДЗ) = (Климент Александрийский. ПЕДАГОГ кн.2, гл.4) Хвалите Его[Господа] на струнах и органе: органом называет Он наше тело, а струны суть телесные нервы, собой посредствующие гармоническое его настроение; будучи трогаемо Духом Святым, наше тело издает звуки человеческого голоса. = (СПИ) "Боянъ же, братіе, не 10 соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше" = (Списки пространной редакции "Слова о Лазаревом воскресении")"Давыд в преисподнем аде седя, накладая очитыя персты на живыя струны..."(1) = "Живые струны" (подбор цитат, см. (2)) = (перевод гомилии Иоанна Златоуста, посвященной страстной неделе) «Некогда Давид пел хвалу в псалмах, а сегодня и мы с Давидом. У него была кифара с неживыми (букв, неодушевленными) струнами; у Церкви [же] кифара, на которой натянуты живые (букв, одушевленные) струны. Наши языки — струны той кифары <разума>, исторгающие [хотя и] нестройный звук, но созвучное благочестие»(3) = («Слово на Лазареве воскресение» (Краткая ред. по списку нач. XVI в.)) «Удари, рече, Давыд, в гусли и возложи прьсты своя на живыя струны, и на иныя накладая...» (3).
-----
Прим.:
1) Рождественская М.В. "Слово о Лазаревом воскресении". (Характеристика редакций). -ТОДРЛ, т. 24. Л., 1969, С. 67
2) Серегина Н.С. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» и русская певческая гимнография XII века. М.: Памятники исторической мысли, 2011, С.210
3) Николаев А.С. О возможном источнике выражения «живые струны» в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ т.54, Спб, 2003, с.572