Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Konrad » 14 ноя 2011, 17:54

Для людей традиционного общества они потомки богов по крови, а не "продолжатели", не надо эвгемеризма.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Станислав Сахаров » 16 ноя 2011, 17:06

Nikola писал(а):Станислав, что я не так понял? Разве не из Ваших слов вытекает: автор СПИ - внучка Бояна (Яна Вышатича) и она себя вводит в круг персонажей Слова между "соловьем старого времени" и "Велесовым внуком"?

Никола! Читать надо внимательней, чтобы не выдумывать за других.
Из моих слов вытекает : Автор СПИ спорит с внуком того = Яна Вышатича. Внук- по времени. И "внук" = в этом случае это внук не по родству, а образно.
А сам Автор "Слова" - внучка Велеса.
Из реальных людей, признанных богами , знаю только (знаю мало) И.Христа, Мухаммеда, Будду.
И эта "внучка Велеса" - не персонаж СПИ , а ,как теперь сказали бы, - журналист, писатель.
- И кто может вспомнить : когда при разбивке текста СПИ появилась "запятая", о которой говорилось чуть выше?
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение radivilow » 29 ноя 2011, 19:15

Уважаемые спорщики! Не о чьём внуке тут и речи нет.Хотя, очень приятно читать всякие выкладки из летописей... "того внуку"надо реставрировать с половецкого языка,который и русским был в большей мере.За условно половецкий можно взять чукотский язык,тоже древний диалект русского.Ведь в СПИ нет явных украинизмов,белорусизмов, а также, как заметил сведущий товарищ А.А.Зализняк, нет полонизмов,гебраизмов и проч.Значит язык был усреднённым и национальное языкотворчество более интенсивно в густо населённых районах, и позже, позже.А в Сибири, куда откочевали половцы (не в Европу же), убегая от жадных до поборов городских железных ратей и дружин, они пребывали в разрознёных племенах без письменности, интенсивных торговых и иных связей, а язык находился в достаточном генезисе и развития мало притерпел. Чукчи пришли на Чукотку уже развитыми скотоводами.Антропологически -это очень разные люди, но язык один от устья р.Колымы до Чукотского носа и до Камчатского.Это по ширине России около 5 тыс.км.Ср. в длинну русский язык 10 тыс,км.То есть, не с бухты-барахты всё.У чукчей,коряков очень главный тотем-ворон.Врагов они называют "таньгыт",как и половцы.Скифская "звериная резба"перекочевала на моржовый клык(рисуночное письмо).Чтобы прочитать "того внуку" надо учитывать закон рус. "того-тово" или "чего-чево",который у нас анахронизм. А в чукотском более тотален, там "В" губно-губной = "W".Учтём,также, укр. "гунук"-внук.Но мы не понимаем потому,что у этого слова есть прасема-первичное значение.Его можно найти в чукотском.Внимание!Открываю: чук.""ТЫВА ГЫНУК"-уговаривать остаться.(ГУНУКИ \ ВНУКИ-потомки, которые остаются после нас.Чук. "ТЫВА"-устно,разговором (в СПИ смыслёная приТОВКА=рус. "приЗЫВКА).Также родств. в рус. "кляТЫВАть,молиТВА и рус. "ТАБУ"-запрет.Ещё родств. рус. "ТЕО"-учение.
Засада ещё в том, что здесь в отрывке 5-6 мест не прочитаны есть. А это долгий разговор.
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Konrad » 03 дек 2011, 13:04

В поэме однако явных украинизмов полно...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Nikola » 03 дек 2011, 14:28

Konrad писал(а):В поэме однако явных украинизмов полно...

Ох... это как? Украинский язык уже существует независимо от давнорусского?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Konrad » 03 дек 2011, 15:38

Еще в позапрошлом веке говорили об отражении в поэме именно тех диалектов, которые легли в основу нашего языка.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение radivilow » 04 дек 2011, 23:51

В любом случае,избирательно,можно объяснить в рамках однокорневой межязыковой синонимии,подтягивая к известному украинизму.Сказать,что их полно-слишком смело.Они есть как шлихи,как маркёры,которые о многом поведать могут.По материнской(украинской)линии у меня родственники все -крестьяне.И не будь я крестьянином,так и не задумался бы,как и все,почему это кони ржут?Там ржут,а тут нет?
О Бояне,соловию стараго времени!
(к)абы ты сиа плъкы ущекоталъ,[на горах и на полях]
Скача,славию,по мыслену древу...
Свивая(спивая)славы обаполы(на две стороны враждующих)
Сего времени,рища(речитатив)вътропу(*вытребу=потребу)трояню(торгованья)
[требуя соблюдать договорённости-вечевые торгованья]чресъ поля на горы,
пети было песнь Игореви,того внуку(уговаривать остаться).
Не!!!Буря(поБОРЫ,БИРИчество)соколы занесе чресъ поля широкая...
Чиливъ (шлюб,шалом)спети было вещеи Бояне,Велесовъ внуче.(а так запалаумели
Комони ржуть!!!-засулою звенить слава въ Кыеве...
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Konrad » 12 дек 2011, 21:13

Не понял. Объясните, пожалуйста, подробнее, но в более обстоятельном, "конторском" стиле
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение radivilow » 26 дек 2011, 22:41

Эхма!!-Конторским языком? Много сказано... "О Бояне, СОЛО ВИЮ стараго времени!"(СОЛО ПОЁт)
рус. "СОЛО ВЕЙ" следует ср. с похожим рус. "КРАСНО БАЙ"-ПОЁт преКРАСНО. Сема эта-инкорпоративный комплекс=составная. Она,(первый корень)по-сути, является калькой.
чук. "ЧЕЛГЫН"-КРАСНЫЙ=. "...КРАСНЫМ-КРАСНА и ЧЕЛИГА охота с соколами..."(Урядник сокольничьего пути)Здесь тавтологично.
рус. "СОЛ(Ы)НЦЕ"- КРАСНОЕ=(СЕЛЕНА-луна[рыжая]).СОЛНЦЕ-светлое и тресветлое, всем,(total face)
чук. "ЧЕЛГАТЫк"-КРАСНЕТЬ,рыжеть.(рыжьё)
рус. "ЗОЛОТО"- червоное.(Как бы- то ни было, птица соловей, по-праву, заслуживает самых лестных эпитетов.)[В "Слове" птицы все,как персонажи орниторелигии](определение, полагаю, моё)
В СПИ СОЛОВИИ свет поведают. Боян так назван (Игорем) как (про)поведающий свет(учения).
Чередование "СОЛОВИЮ\СЛАВИЮ" похоже как в укр. фольклоре перенос ударения. А в англ. перенос ударения влечёт за собой смену части речи.
Игорь,(автор) очень уважает Бояна, как PEACтворца (миротворца)стараго времени и обращается к нему, как к СЛАВИЮ-тому, которого СЛАВЯТ НА СВЯТ в миру, прежде чем занести в святцы.
"...(к)Абы ты сиа пълкы ущекоталъ..."(ущебетал, ушептал). Ср. укр."...вiть-вiть-вiть, тёх-тёх-тёх, ай-яй-яй,ох-ох-ох - там соловэйко щебетав..."(песня).Это позволяет абстрагироваться.
Умиротворил бы эти полки(и на полях, и на горах),уговорил бы их не воевать, а Игоря остаться (чук. "ТЫВА ГЫНУК"-умолять остаться)
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение radivilow » 27 дек 2011, 00:01

Ещё, моя очень сомневается, что в "Слове" присутсвует Троян, как персонаж. Когда-то, мне довелось изучать теорию африканской музыки. Что меня поразило, среди прочего, так это-то, что в
наших судах-рядах плачут, а в африканских-поют!!! И правда,заметьте-как только разговор переходит на высокие тона ("плач"и "блюз"-одно слово)-тогда можно всерьёз о мелодике речи.
Однажды мне, в поисках чукотских песен, пришлось заночевать в одном стойбище. Петь никто не хотел и только после долгих уговоров один старик согласился. Но, вопреки моим ожиданиям,
он проплакал-проблажил на всю кассету.Это был плач-стенания-жалоба про-то,как молодёжь живёт не по завету. Плёнки вечно не хватало и позже я стёр эту запись-зарекордировав бодрящих
песен.Только теперь мне понятно-это было вселенское явление: -"Слово Ивана Тыненкеу", а для соплеменников не менее важное чем для нас "Слово Даниила Заточника", "Отье чаяние Бояново"
или "Слово о полку Игореве". В укр.яз.,когда кто-либо хочет сбивчиво донести суть на высоких тонах, ему говорят:- "Шо ти ТОРОЧИШ?"(ТОРОЧИТИ).ср.след.:
чук. "ТЭРГА ТЭР"- плач.
рус. "ТАРА ТОРИть"-сбивчиво говорить.ТЕРТРОБИЧ-(*ТАРАТОРОВИЧ)-половец (сороки в "Слове")[см. у Сумарокова]
чук. "ТЭРГЫН"-плачевный.(*ТЭРГАТНЫ повестии (ТРАГЕДНЫ) о полку Игореве.(ТРИЗНЫ,ТРИЗНЕННЫЕ -поминальные)
рус. "ТРОН", "ТРОННЫЙ"зал, земли ТРОННЫе.(у ног великого князя ТОРОЧИЛИ бояре, вымаливая себе привилегии.)
рус. "ТОРГОВАНЬИ -вечи ТОРГОВАНЬЯ.(это известные устои-ТРАдиции [от ТЭРГА деяти=ТРАГЕ дию]
" Тий бо Троян" или "того старого Трояна"-нигде не сказано. Вот почему "Рища вътропу трояню" следует читать:- "Реча вытребу трона".Например; Мирные инициативы или размеры дани оговорённые на вече-ТОРГОВАНЬИ. Читай: "Вытребу ТОРГОВАНЬЯ".
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Лемурий » 27 дек 2011, 11:15

radivilow писал(а):"О Бояне, СОЛО ВИЮ стараго времени!"(СОЛО ПОЁт) рус. "СОЛО ВЕЙ" следует ср. с похожим рус. "КРАСНО БАЙ"-ПОЁт преКРАСНО.

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу...
Не знаю про красных баев, но "щекотят" соловьи.

    О соловеи, лѣтьняа птица, что бы ты, соловеи, выщекотал великому князю Дмитрию Ивановичю из земли тои всеи дву братов Олгердовичев. (Задон.)
    Егда сьлышимъ пѣснивые птице различними гласы поюще пѣсни красные: славие же поюще, косы же, и сое, ивлъгы, и жлъны, щуры же, и изокы, ластовице же, и сковраньце, и ины птице еже бечисмене, симь е глумимъ славеще творца. Шест. Ио. екз. (пролог), 5—5 об. (1263 г.).- цит. по СССПИ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Nikola » 27 дек 2011, 16:01

Лемурий писал(а):
radivilow писал(а):"О Бояне, СОЛО ВИЮ стараго времени!"(СОЛО ПОЁт) рус. "СОЛО ВЕЙ" следует ср. с похожим рус. "КРАСНО БАЙ"-ПОЁт преКРАСНО.

    О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ, скача, славію, по мыслену древу...
Не знаю про красных баев, но "щекотят" соловьи.

    О соловеи, лѣтьняа птица, что бы ты, соловеи, выщекотал великому князю Дмитрию Ивановичю из земли тои всеи дву братов Олгердовичев. (Задон.)
    Егда сьлышимъ пѣснивые птице различними гласы поюще пѣсни красные: славие же поюще, косы же, и сое, ивлъгы, и жлъны, щуры же, и изокы, ластовице же, и сковраньце, и ины птице еже бечисмене, симь е глумимъ славеще творца. Шест. Ио. екз. (пролог), 5—5 об. (1263 г.).- цит. по СССПИ

Вот именно - соловьи щекочут, сиречь - поют, а не передают "птичьим языком" разведку и тайные приказы - ни от Велеса, ни от его внуков...
"Мгла поля покрыла, щекот славий успе, говор галичь убуди" - тут же в СПИ.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение Konrad » 28 дек 2011, 19:17

"Прилітає соловейко що-ніч щебетати". Тарас Шевченко.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение radivilow » 28 дек 2011, 19:24

Красивая цитата, Лемурий, и это лишний раз подтверждает, что многие птицы почитались священными за то -(свет поведали). Приход весны=света.Здесь же я пытаюсь объяснить - как соловей красно поёт, так и проповедник (дипломат), миротворец красноречив должен быть. Именно поэтому Игорь называет Бояна соловьём старого веремени. А в заключительной славословице СПИ он говорит: - "...Рекъ Боянъи ходы (оды,гуды-он гудец был)[т.е. цитировал Бояна],на святъ славля PEACтворца(миротворца) стараго времени, яро славля (архи славные) Олгова(Ольговичей) [укр]коханьня=[рус]чаянья отьи...".Поэтому Игорь тех, кого он на свят славит в "Слове",а это Боян, славная дружина(голос славий)-называет "славии".
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Re: Игореви того внуку. О чьём внуке идет речь?

Сообщение radivilow » 28 дек 2011, 19:37

Кстати, о незавершенных украинизмах (время тогда ещё не пришло).Надо же так голову поломать.
"...О, Днепре, слову ти(и) цю!" Чi нэ цю? А якусь другу?(славу)
Radivilow
Аватара пользователя
radivilow
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 11 ноя 2011, 22:22
Откуда: Приморье,8кл.,Культпросвет,Армия,Институт Культуры.с 72го наЧукотке 40лет,сейчас в Москве.

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 28