Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 15:36

Славянское слово "Див" соответствует латинскому "gryphus" то есть "грифон". Див-грифон известен с середины X до XIII века как исполнитель повелений высшего божества, охранитель людей и жизненного начала, символ "вооруженного добра". Как волшебные охранители священного места, применены при орнаментации врат Суздальского собора (1230-е годы).
----
Б. А. Рыбаков "Язычество древней Руси"


Изображение
Грифон и семарглы начала XII века(Суздальские врата)

Изображение
Изборник 1076г. 108 об.

Срезн.
Изображение
Что касается образа грифона, то он был известен праславянам еще в далекое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье для украшения наверший знамен применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось охранительное, апотропеическое значение, и грифоны нередко изображались в активной позе терзания. (Срезневский И. И. Материалы..., т. I, с. 18. ДИВЪ - gryphus (в Житии св. Власия)...
"збися Див, кличет верху древа" - содержится в самих скифских истоках этого образа. Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями; "див" как бы бьет, трепещет крыльями. Композиция содержит космогонические элементы: две зоны воды (земной и небесной); древо расположено выше земной воды и ниже небесной. Грифон помещен выше небесной зоны, как символ высшей силы. Возможно, что мифологический образ могучего небесного покровителя, находящегося выше деревьев, сложился еще в праславянско-скифскую эпоху и дожил, как и многие фольклорные образы, до русского средневековья. Див над деревом - символ угрозы враждебным степнякам; Див поверженный - подтверждение поражения русских.
-------
Б.А. Рыбаков Язычество древней Руси. Грифон-Див


Див (грифон) для Руси XII века не был языческой символикой. Его образ "охранителя" использовали и в фасадной скульптуре соборов.

Изображение
Вознесение грифонами Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.

В росписях Софии Киевской два грифона изображены по сторонам хризмы, т.е. на том месте, где обычно должны быть изображены ангелы. Возможно, что такая подмена облегчалась древним истолкованием креста как символа солнца, что подтверждает связь грифонов с солярными представлениями.
----------
Г. К. Вагнер Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. г. Юрьев-Польский, М., "Наука", 1964, с.118
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17177
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 15:40

Попробуем посмотреть значение этого символа в скифский период у народа, населявшего "землю Трояню"( между Герросом, Азовским морем и Танаисом жили царские скифы).

Геродот в кн.3.116 обмолвился, что на севере Европы живут грифоны стерегущие золото.
116. На севере же Европы, по‑видимому, есть очень много золота. Как его там добывают, я также не могу определенно сказать. Согласно сказанию, его похищают у грифов одноглазые люди – аримаспы. Но я не верю, что от природы вообще существуют одноглазые люди, а в остальном естество у них, как и у прочих людей. Во всяком случае, кажется, что эти окраины ойкумены, окружающие остальные земли, обладают продуктами, которые у нас считаются весьма ценными и редкими.
----------
Геродот. Кн.III Талия.116

Слово «аримасп» (др.-греч. Αριμασπος, лат. в мн.ч. Arimaspi) на скифском языке как раз и означает "одноглазые люди".

Изображение
Греческий сосуд со сценой битвы аримаспов и грифонов.

Многочисленные золотые украшения скифов говорят о том, что они имели доступ к золотым копям, а хранителями золота как раз и считались грифоны.

Так может и в СПИ апотропеический символ Дива именно как охранителя злата (богатства).

Въста, зби(ся) Дивъ. Кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - предупреждение о возможных потерях;
уже връжеса дивь на землю; се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ
- падение Дива = потеря злата.
"Се" с последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем. Например в строке 102:
И ркоша бояре князю: Уже, княже, туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17177
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 15:42

Версия Дива (грифона) как охранителя людей и доброго вооруженного начала, о чем пишет Б.А.Рыбаков, НЕ соответствует археологическим находкам:
Что касается образа грифона, то он был известен праславянам еще в далекое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье для украшения наверший знамен применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось охранительное, апотропеическое значение, и грифоны нередко изображались в активной позе терзания.
... Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями;
-------
Б.А. Рыбаков Язычество древней Руси. Грифон-Див

Дело в том, что Борис Александрович в своих выводах, видимо, опирается на работу А.С.Лаппо-Данилевского "Скифские древности":
Поклонение этому богу [Ойтосуру] подтверждается, по видимому, находкой в царских могилах бронзовых знаков, знамен со втулками, изображающих грифонов. На связь грифона с солнцем указывают древние писатели (Эсхил, Филострат, Епифаний и др.) и в силу именно такой связи можно с большим вероятием предположить, что эти знаки символы бога солнца.
-----------
А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 529

Но эти данные не соответствуют более поздним археологическим находкам...
Весьма странно, что Б.А. Рыбаков не привел фотографий наверший к своей версии, приведи их и на вопросе "Дива на древе" можно было бы поставить точку, однако, это не так.

Изображение

Если присмотримся внимательно, то увидим плоские втулки не удобные для насаживания на древко, скобы с бубенцами и остаток ремней конной упряжи в ушках втулок (рис.4) не дают точного определения назначений этих наверший как воинских штандартов.
... Факт обнаружения наверший рядом с конской сбруей в скифских могилах Полтавщины подтверждается за единственным исключением, всеми исследователями, производившими там раскопки.
Нужно полагать, что данное обстоятельство ни в коем мере не случайно и правильно отражает реальную связь скифских наверший с предметами конской упряжи и в конечном счете с конем. Наличие же следов сравнительно длинных древков, на которые насаживались навершия, указывают и на место, где помещались эти навершия, т.е. по всему вероятию, на колесничной дышле...
Я полагаю, что эти навершия украшали колесничные дышла, выполняя апотропеическую функцию по отношению к лошадям...
Сильный изгиб дышла, который мы наблюдаем на изображениях ассирийских колесниц, дает возможность почти вертикальной постановки наверший на конце дышла, вследствие чего наличие их может быть отмечено на большом количестве памятников.
Показательно и изображение колесницы на бронзовом поясе из Ахтала (Закавказье), где наконечник дышла украшен навершием в форме цветка (рис.16-7):
Изображение
Широкая распространенность обычая помещать навершия на конце дышла подтверждается изображениями на сиро-хеттских памятниках, на памятниках малоазийских и очень часто на памятниках греческой архаики...
Учитывая, что древневосточные навершия играли роль распределителя поводьев, мне кажется возможным предполагать подобное же использование и некоторых экземпляров скифских наверший, в частности тех, на втулках которых имеются петли с остатками ремней. Возможно, что установление этой функции даст объяснение и того, что навершия встречаются парами...
Что же касается уточнения назначений наверший, в особенности их апотропеического характера по отношению к лошадям, в связи с чем, повидимому, стоит и их функция погремушек-колокольчиков, то от VI-IV вв. до н.э. может быть переброшен мост и к более близким нам временам, к знаменитому русскому колокольчику под дугой, который, по моему мнению, является прямым наследником скифских погремушек.
----------
В.В. Шлеев. К вопросу о скифских навершиях.// КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950, c.53-61
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17177
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 15:45

Итак, расставим всё на свои места:

Див = Грифон (Жит. Власия)

Грифон = охранитель скифских золотых копий (благосостояния) и в то же время солярный символ. На связь грифона с солнцем указывают древние писатели (Эсхил, Филострат, Епифаний и др.) .

В четвертой книге “Истории” Геродот излагает две версии
легенды о происхождении скифов. Согласно первой, в необитаемой
земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери
Борисфена рождается первый человек по имени Таргитай. Три его сына
– Липоксай, Арпоксай и Колаксай – становятся родоначальниками
различных частей скифского народа. В царствование сыновей Таргитая
с неба падают золотые предметы – плуг с ярмом, секира и чаша. При
попытке двух старших братьев овладеть ими, они воспламеняются, и
лишь когда к ним подходит младший брат, золотой огонь гаснет, и
Колаксай овладевает небесными дарами. После этого старшие братья
соглашаются отдать царство Колаксаю...

Согласно скифскому мифу, сыновьями Таргитая были Липоксай,
Арпоксай и Колаксай. Имена трех братьев содержат во второй части
иранское “владыка, царь”, а в первой части - корни, имеющие
gm`wemhe соответственно “гора”, “глубь” и “солнце”. Следовательно,
имена трех братьев могут быть истолкованы как “Солнца-царь”, “Горы-царь” и “Глубин-царь”.

Еще до Геродота имя Колаксая упоминается у греческого поэта
Алкмана (VII в. до н.э.): в одном из гимнов Алкман рисует образ
сказано прекрасного “колаксаева коня”. Такая принадлежность
сказочного коня Колаксаю не случайна. Современными исследованиями
установлено, что у скифских племен было широко распространено
представление о связи коня с солнцем
. В скифских религиозных
представлениях конь царя и сам царь отождествлялись и в равной
мере выступали как воплощение Солнца-Колаксая.
------------
Анзор Дарчиев О ТАРГИТАЕ – ПРАРОДИТЕЛЕ СКИФОВ


Как видите ВСЁ сходится.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17177
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 авг 2010, 15:47

У Геродота есть и вторая версия легенды о происхождении скифов. Во второй лененде Таргитай заменен Гераклом.
7...Колаксаис разделил ее, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось золото. В области, лежащей еще дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах..
Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда еще необитаемую страну (теперь ее занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течет, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашел некое существо смешанной природы – полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя – змеиной . Увидев ее, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у нее, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец женщина отдала коней со словами: "Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?". Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: "Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание".

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей – Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и
он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари . И в память о той золотой чаше еще и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).
...
27. Итак, об исседонах у нас есть еще сведения. Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы.
Скифы передают об этом со слов исседонов, а мы, прочие, узнаем от скифов и зовем их по-скифски аримаспами: "арима" у скифов значит единица, а "спу" – глаз.
-----------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена

Изображение
Змееногая богиня скифов. Конский налобник из кургана Большая Цимбалка.

Изображение
Скифский сосуд из Куль-Обы (близ Керчи) IV в до н.э.

Изображение
Геракл / Таргитай (отец трех сыновей =Троян) объявляет сыновьям свои условия.

Изображение
Старший сын Агафирс / Липоксай от неудачной попытки ранит себе челюсть

Изображение
Средний сын Гелон / Арпоксай от неудачной попытки ранит себе ногу

Изображение
Младший сын Скиф / Колаксай натягивает лук отца и получает царство, где хранилось золото, которое и охраняли грифоны.
...в наборе золотых бляшек женского погребения в Чертомлыцком кургане встречаются два вида со сходными сценами. Эти бляшки греческой работы. Одни из них передают уже известную сцену - Геракл и немейский лев, другие изображают скифа в башлыке (но как и греческого героя нагим), борющегося с грифоном. Едва ли случайно то, как в наборе наверший, так и в наборе бляшек повторяются попарно сцены борьбы героя со львом и с грифоном...
----------
Б.Н. Граков Скифский Геракл // КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950, c.13


Вряд ли греки своего национального героя стали бы изображать в башлыке, скорее всего попарное изображение вслед за сценой Геракл сражается с "немейским" львом, а его сын Скиф (в башлыке) с охранителями золотых копий - грифонами.

Кстати, лев не обязательно немейский.
ЛЕВ - один из атрибутов скифской змееногой богини плодородия Апии (см. А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 528), которой по мифу овладел Геракл / Таргитай.

Изображение Геракл/Таргитай, одолевающий Льва в этом случае можно прочитать как освоение первоскифом пахотных земель. Хлеб был основной "статьей экспорта" скифов.
Скиф (Колаксай) побеждающий Грифона - принятие наследия отца золотых предметов: плуга с ярмом, секиры и чаши.

Как солярный символ Грифон изображается обычно в сочетании с Оленем.
Грифон (символ бога солнца Ойтосура) терзает Оленя, атрибут Артимпасы (богини Луны).

ИзображениеИзображение
Грифон, терзающий Оленя. Пазырыкский курган на Алтае
У индоевропейских, индоиранских народов, приручивших коня и изобретших колесницу, солярный знак воспроизводился через образ солнечного коня и солнечной колесницы. В их мифологиях главной характеристикой как солнца, так и солнечной колесницы является эпитет – «быстроконное». Часто образ солнечной колесницы умещался в образе одного лишь колеса. Вспомним рассказ Геродота о скифском жертвоприношении, где к жертвенному столбу, увенчанному колесом, привязывали коней. Жертвенный столб – символ Древа жизни, поэтому его венчали колесом, символом солнца (древние верили, что Древо жизни есть опора солнца).
-------
Валерий Цагараев "Искусство и время". Владикавказ, 2003 гл. Лики Солнца

см. также о символах "Мирового Древа": гл.Скифо-сарматская Богиня

При такой трактовке становится очевидна связь солярных символов грифонов на навершиях, используемых в колесницах (см. выше В.В. Шлеев. К вопросу о скифских навершиях) с конями и колесами колесниц, а также объяснимо присутствие Дива (Грифона) на Древе Жизни - опоре солнца.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17177
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 21 авг 2011, 19:36

Меня терзают смутные сомненья,что Див "он- наш, он- хороший".
И призывает он не русское пограничье, а половецкое.
Есть причина и следствие, поэтому половцы и побежали к
Дону. При чем, земли, упоминаются с востока на запад, минуя
Дон. В СПИ, Дон, фигурирует 13 раз: так не оттуда ли
Див кличет?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1009
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 22 авг 2011, 08:32

В моей версии Див предупреждает как раз наши области, что их разграбят половцы...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 22 авг 2011, 09:00

Konrad писал(а):В моей версии Див предупреждает как раз наши области, что их разграбят половцы...

Див-власть имеющий, раз ВЕЛИТ послушать.
А (незнаемая?) Волга, Поморие и Посулие
на всех картах-это половецкая территория.
Спасибо за подсказку о цвете Див.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1009
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 22 авг 2011, 16:27

userdez писал(а):Меня терзают смутные сомненья,что Див "он- наш, он- хороший".

Посмотрите на герб Керчи (Пантикапей), некогда столицы Боспорского царства, через которое торговали зерном с Грецией скифы и увидите того самого "нашего" ОХРАНИТЕЛЯ (Дива-Грифона).

Изображение
Бронзовая монета (тетрахалк) Пантикапея с профилем Сатира, грифоном и осетром. IV в. до н.э.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17177
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 23 авг 2011, 14:51

userdez писал(а):Див-власть имеющий, раз ВЕЛИТ послушать.
А (незнаемая?) Волга, Поморие и Посулие
на всех картах-это половецкая территория.
Спасибо за подсказку о цвете Див.

Не за что. А Вы не карты, а источники почитайте. Я скоро завершу работу над статьей о "Земле незнаемой".
Лемурий, на Черкасщине буквально на днях замечательный человек и великий скифолог, знаток скифской мифологии Светлана Сергеевна Бессонова обнаружила большую золотую скифскую гривну и золотую налобную диадему с грифоном!!!
Последний раз редактировалось Konrad 23 авг 2011, 21:44, всего редактировалось 1 раз.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 авг 2011, 16:56

Konrad писал(а):на Черкасщине буквально на днях замечательный человек и великий скифолог, знаток скифской мифологии Светлана Сергеевна Бессонова обнаружила большую золотую скифскую гривну и золотой перстень с грифоном!!!

А фото находки есть? По хорошему, множество есть изображений скифских грифонов в работе Шлеев В.В. К вопросу о скифских навершиях.// КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950 (см. выше).

Но там они выполняют апотропеическую функцию по отношению к лошадям. На свой же одежде скифы смогли носить грифона, если он выполнял "охранительную функцию".

Интересно взглянуть.

P.S. А Вы уверены, что "перстень с грифоном", а не "налобная диадема с грифоном" ?

Изображение

Остается выяснить после распрямления оного предмета кому эта "налобная диадема" могла принадлежать: богатому скифу, его жене или боевому коню, ведь всех их захоронили вместе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17177
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 24 авг 2011, 10:32

Я исправил - слышал по радио эту новость, потому и ошибся. Но вопрос вот в чем. Правомерно ли толковать значение одним-единственным "Житием Власия", в котором мы даже контекста не знаем? Да и переводы - дело такое. Переводчик, которого и от точного осознания греческого грифона многое отделяло, просто подобрал химеру из славянской мифологии, и не факт, что Див выглядел как грифон у славян или что грифоны скифов звались Дивами.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 авг 2011, 15:24

Konrad писал(а):не факт, что Див выглядел как грифон у славян или что грифоны скифов звались Дивами.

Так он и не выглядел как грифон скифов см. выше:
Вознесение грифонами Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.

Суть грифона - соединение царя зверей (льва) и царя неба (орла) в одном символе = царствующий на земле и на небе.

Что же касается спорности цит. из "Жития Власия" и то по цит. из Срезн., то пока других аналогий на сегодняшний день всё равно не имеем.
Хотя и не удивлюсь, если Климент Смолятич близ своего Трахтемировского монастыря, построенного на месте огромного скифского городища, видел начертание скифских грифонов и они имели на Руси своё название.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 17177
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Konrad » 26 авг 2011, 17:36

В том-то и дело, что спорная. Переводчик первую попавшуюся химеру вспомнил или выспросил, и поставил. Контекста мы с Вами не знаем, даже где его перевели - у нас или в Болгарии.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1661
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Евгений » 12 сен 2011, 12:15

Лемурий писал(а):
Konrad писал(а):не факт, что Див выглядел как грифон у славян или что грифоны скифов звались Дивами.

Так он и не выглядел как грифон скифов см. выше:
Вознесение грифонами Александра Македонского на небо. Фасадная скульптура Дмитриевского собора во Владимире.

Суть грифона - соединение царя зверей (льва) и царя неба (орла) в одном символе = царствующий на земле и на небе.

Что же касается спорности цит. из "Жития Власия" и то по цит. из Срезн., то пока других аналогий на сегодняшний день всё равно не имеем.
Хотя и не удивлюсь, если Климент Смолятич близ своего Трахтемировского монастыря, построенного на месте огромного скифского городища, видел начертание скифских грифонов и они имели на Руси своё название.

Что касается вознесения грифонами Александра Македонского на небо, то это вторичный сюжет, основанный на иранской (персидской) мифологии, см. [url]http://ru.wikipedia.org/wiki/Кей-Кавус[/url]
Кей-Кавус (авест. Кави Усан; ср.-перс. Кей-Ус или Кай Ус; фарси Кай Кавус или Кей-Кавус; тадж. Кай-Ковус) — мифический царь древнего Ирана. Играет по отношению к иранским витязям («пехлеванам») ту же роль, какую в русских былинах играет Владимир Красное Солнышко по отношению к русским богатырям.
...
В «Авесте» Кави Усан упомянут третьим в перечне Кавиев [1].
...
В «Судгар-наске» «Авесты» говорилось о его неудачном полёте на небо[4].

http://en.wikipedia.org/wiki/Kay_Kavus
The Flying Throne of Kay Kāvus was a legendary eagle-propelled craft built by Kay Kāvus, used for flying the king all the way to China.

[url]"http://en.wikipedia.org/wiki/File:KavoosAir.jpg"[/url]
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1066
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Paulius и гости: 2