Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 24 фев 2017, 10:51

"Огневи виламъ".
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=011&pagefile=011-0031
Л. 24, 2 ст., 10 стр. от верха.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1954
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 фев 2017, 12:21

:arrow: Леже "Славянская мифология": Вилы

На С.151-152 в Болгарии Вилъ именовали Самодивами и Дивами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24139
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 фев 2017, 12:40

Здравствуйте , Лемурий!
«свистъ зверинъ въста,
збися див,
кличетъ връху древа»

«по Руской земли прострошася половци,
аки пардуже гнездо.
Уже снесеся хула на хвалу;
уже тресну нужда на волю;
уже връжеся дивь на землю.»
«Устремишася на ня, акы зверие дивии» (Житие Феодосия Печерского.)
« Див» показан в окружении диких зверей. Сходные образы есть в других мифах .
Артемида – вечно юная богиня греческой мифологии, покровительница охоты. Традиционный образ богини - дева с луком, как правило, в сопровождении нимф и диких животных. В римской традиции известна как богиня Диана
«. Диа́на (лат. Diana, возможно, тот же индоевропейский корень, что дэв, Див, Зевс, лат. deus 'бог') в римской мифологии — богиня «
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1449
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 фев 2017, 12:58

Читайте, Татьяна, Леже "Славянскую мифологию", вилы там нимфы, а не Артемида.
Меня больше интересует апокриф, в котором пророк Даниил ниспроверг идол Вилъ (который как раз в муж.р.). Думаю, надо с него начинать, либо искать толкования к Дан. гл14.

А по контексту Дивъ - птица, сирин под этот образ подходит.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24139
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 фев 2017, 13:49

Упоминание о Виле есть и в кн. Ис.46:1
Обратите внимание на контекст: пал, низвергся как и в СПИ:

  «Пал Вил, низвергся Нево... Ваша ноша сделалась бременем для усталых животных. Низверглись... не могли защитить носивших, и сами пошли в плен». Высокохудожественная, драматическая картина, поразительная по своей исторической точности! Самая речь об этом является вполне логичной и понятной после известия о победах Кира, так как одним из следствий этих побед был и сильный удар, нанесенный им вавилонскому идолопоклонству.
   В позднейший вавилонский период, к которому относится данное видение прор. Исаии, Вел (Вил), или по LXX Bil (Бил, Бел)) и Небо (Нево) были двумя главными божествами Вавилона, как о том свидетельствуют памятники той эпохи. Из семи царей последней династии, в состав имен трех входит имя Небо (Небукаднецар57. Набополоссар и др.), а в состав двух – имя Вел (Вил), или его синоним – Меродах (напр., Белкудурзцур, Валтасар и пр.). Имена этих же самых божеств находим мы и на знаменитом цилиндре Кира. Бел – имя древнейшего вавилонского бога, одного из первой триады (Ану, Бел и Еа), впоследствии отождествлено было с позднейшим ассирийском божеством Меродахом, или Мардуком и в форме Бел – Меродах почитался непосредственным покровителем Вавилона. В честь его в Вавилоне сооружен был особый храм в форме пирамиды, который Страбон называет «гробницей Вила» и который, по вычислениям Опперта, имел до 189 метров вышины, т. е. превосходил даже пирамиду Хеопса. На этом месте находятся современные развалины холма Эль-Бабиль.
   «Небо», «Нево» или по-ассир. «Набу» (родств. евр. nabi пророк), по вавилонской теогонии, был сыном Бела-Меродаха, считался вестником и истолкователем воли богов, наподобие Меркурия в греческой мифологии. (См. «Очерки по ассиро-вавилонской религии» проф. С. Глаголева. «Из чтений о религии», 1905 г. с. 58-я). В честь его был воздвигнут в Вавилоне знаменитый храм семи светил, описанный у Геродота под именем храма Вила, хотя на самом деле здесь ему, как отцу бога Небо, был посвящен только один из семи этажей. Все это сооружение, по вычислениям Опперта, имело до 250 футов высоты;58 в настоящее время на его месте – развалины Бирс Нимруд.
----
https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolk ... lija_28/46
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24139
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 24 фев 2017, 18:48

Ис. 46:1.
"Падеся вилъ"
Л.97об, 13стр от низа.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=089&pagefile=089-0101
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1954
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 24 фев 2017, 18:54

Дан. гл14.
Л.260.
Вилъ в начале главы.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=089&pagefile=089-0263
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1954
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 24 фев 2017, 19:40

А нет перечней названий птиц и зверей в древних рукописях? Может быть, там и будет прямо указано на дива.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 фев 2017, 20:40

У Афанасьева в 3т "Поэтических воззрений славян на природу..." больше 50 стр о вилах, их связях с лебедиными девами, Самодивами, Дивами и т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24139
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 24 фев 2017, 21:16

Лемурий писал(а):У Афанасьева в 3т "Поэтических воззрений славян на природу..." больше 50 стр о вилах, их связях с лебедиными девами, Самодивами, Дивами и т.д.

Нет, я имел в виду не мифологию, а старинные названия обычной фауны. Может там, например, филин будет иметь второе законное название "див" или кто другой.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 24 фев 2017, 22:28

Лемурий писал(а):У Афанасьева в 3т "Поэтических воззрений славян на природу..." больше 50 стр о вилах, их связях с лебедиными девами, Самодивами, Дивами и т.д.

Вилы - те же феи у неславянских народов.

У всех индоевропейских народов сохраняются поэтические предания о сонном царстве, стоящие в самой тесной связи с сейчас указанным верованием в сон-траву. При рождении одной знатного рода девочки, говорит хорутанская сказка, позваны были на пир вилы (облачные девы, играющие здесь роль рожениц или предвестниц судьбы). Все вилы старались наделить новорожденную дарами счастия; только одна «злочеста» изрекла предвещание, что дитя должно погибнуть в ранней молодости. Когда девочка выросла, она превзошла красотою самых вил; злая вила еще больше ее возненавидела, и вот когда наступило время выдавать красавицу замуж — она явилась в замок и ударила ее волшебным прутом; в тот самой миг девица окаменела, и вместе с нею окаменело все, что ее окружало. Та же способность превращать в камень приписывается в славянских сказках тем прутикам, которыми владеет ведьма; эта последняя изображается здесь существом демоническим, появление ее сопровождается сильным холодом, так что она сама дрожит от стужи и восклицает: «ijuj-ijuj, zima mi je!» Ударяя прутиком (иногда золотым), она окаменяет могучих богатырей и на всю страну налагает печать зимнего омертвения; в ту же пору, когда ведьма бывает побеждена и предана
смерти — поля и рощи тотчас начинают зеленеть и цвести. Итак, волшебный прутик (wünschelruthe), который (как указано выше, см. стр. 203) может всему окаменённому возвращать жизнь, по другому представлению — сам превращает все живое в камень, подобно тому, как золотой жезл Гермеса обладал силою и пробуждать от сна, и наводить на бодрствующих крепкий сон. Продолжаем прерванную нами хорутанскую сказку: после многих лет случайно заехал в окаменённое царство молодой царь, увидел красавицу, залюбовался ею и поцеловал в уста. Его поцелуй пробудил ее к жизни, а с нею ожило и все превращенное в камень. Царь женится на красавице, а злую вилу поражает стрелою, причем золотые волосы ее и одежда сгорают сами собою.
С хорутанскою сказкою сходна немецкая — «Dornröschen»; в ней также являются вестницы судьбы и предсказывают будущее новорожденной королевне. Давно когда-то были король и королева; королева родила девочку, столь прекрасную, что обрадованный отец вздумал задать большой пир. Он пригласил не только родственников, друзей и знакомых, но и вещих жен (die weisen frauen), чтобы они были благосклонны к ребенку. В том королевстве их было тринадцать; но как король имел только двенадцать золотых тарелок, с которых вещие жены должны были кушать, то одну решились совсем не звать. Праздник был великолепный; к концу пиршества вещие жены стали дарить новорожденную чудесными дарами; одна наделила ее добродетелью, другая красотою, третья богатством, и так далее. Только успела выговорить свое пожелание одиннадцатая, как неожиданно явилась в залу незваная вещая жена. Оскорбленная тем, что ее не пригласили на пир, она жаждала отомстить за обиду и, никого не приветствуя, воскликнула строгим голосом: «в пятнадцать лет пусть королевна уколется веретеном и упадет мертвая!»
Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу. Том 2
http://www.rodnovery.ru/knizhnaya-polka ... na-prirodu


Слова вилы и воля - взаимосвязаны скорее всего. лит. valià "воля", лтш. val̨a "сила, власть"
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 фев 2017, 17:12

"Огненные Вилы" понятны, да и физические свойства
чудес допустимы:
"И виде человека ,и электро, и огонь, и дуга..."
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=033&pagefile=033-0055
Л. 49, 5 стр. от низа.
33. Фонд 173.I. Маргарит


Но что такое "магненьтию знамение"?
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=747&pagefile=747-0393
Л. 386 об., 5 стр от низа.(ещё раз встречается на л.386)
747. (1660.) Сборник, полууст., напис. 1445 года, в осьмую долю, 464 листа.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1954
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 фев 2017, 20:14

"Шестикрылатии" тоже связаны с огнём.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=011&pagefile=011-0037
Л.30.
11. (2025.) Златая цепь, устав. в два столбца, исх. ХІV века, в четверть, 122 листа.


Там же опять сюжет о зарезанном ими отроче,как и
в "Житие Нифонта" .
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=035&pagefile=035-0168
Последний раз редактировалось userdez 25 фев 2017, 20:26, всего редактировалось 1 раз.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1954
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 фев 2017, 20:18

То же "магненьтию" из того же "Жития Георгия"(23 апреля).
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=546&pagefile=546-0129
Л127.
546. (548.) Минея служ. мес. апрель, полууст., ХV века, в четверть, 180 листов.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1954
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 26 фев 2017, 08:14

Кстати, "как тати в ночи...пограбить пустые вежи" -это детские шалости.
Судя по тому,что сюжет о зарезанном шестикрыльцами отроче был на
Руси популярен,вот здесь я и вижу иронию: всё как в обыкновенной банде,
главарь ОПГ Изяслав повязал своих подельников кровью убитого
отроча (Игоря Ольговича).Подельники (Смолятич) может и не хотели убивать,
но кровь уже не смоешь.
Пуст простят меня мёртвые,если что не так сказал и живые,если обидел.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1954
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 39