Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 21 мар 2024, 19:35

Надо, конечно, разбираться, но думаю, что он мог лоббировать интересы Тверского княжества вместе с Иваном Васильевичем в Орде. 12 февраля 1378 г. скончался Алексей- митропалит Киевский и на Руси начались митрополичи безобразия и шабаш митрополитов: Киприан, Пимен, Митяй. Сафроний, поставленный Алексеем теряет легитимность и идет с татарами на Русь, искать там поддержку, возможно в Переяславль-Залесский- эта кафедра одно время была совмещена с Сарайской.
Рукоположен в епископы в 1378г., а уже в следующем году не на тех поставил в политической игре и пошел отдыхать на Лаче.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 22 мар 2024, 19:42

Софония (упом. 1350), епископ Сарский и Крутицкий

Упоминание о нем имеется в 1350 году. Митрополит Киевский святитель Феогност с согласия владыки Софонии часть его епархии - Червленый Яр - передал Рязанской епархии…»

Не совпадают годы. Надо разобраться откуда информация. Хотя связь с Рязанской землей интересна.

По Истории Российской иерархии в 1150 г. там был епископ Афанасий.
7. АФАНАСИЙ с 1340 по 1353 год. Скончался в Костроме в 1363 году. Он первый начал называться Сарайским и Подонским, потому что Митрополит Алексий отдал в его ведение все церкви от Чёрного Яра по Хопру до реки Дона.

Зачем передавать Алексею, если до него Феогност уже передал эти земли? Если только подтверждал решение предшествующего митропалита?

Похоже кто-то врет или закрылась ошибка, ведь в Рязани тоже упоминается епископ Афанасий ранее 1378 года.Надо разбираться.

Оказывается, это был возврат земель.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 мар 2024, 20:34

userdez писал(а):Не совпадают годы. Надо разобраться откуда информация. Хотя связь с Рязанской землей интересна..

Внимательней читайте, уважаемый Усердец, упом. 1350 году:

    Упоминание о нем имеется в 1350 году. Митрополит Киевский святитель Феогност с согласия владыки Софонии часть его епархии - Червленый Яр - передал Рязанской епархии…
В то время (1350) он был епископом епархии, который принадлежал Червленый Яр, а разве она могла относиться к Сарайской епархии по территориальному делению?

Вот хорошая статья на эту тему: Червленый Яр в XIV в. в ней, кстати, написаны совсем другие годы и упоминания Софония и его смены как епископа Саранского:

    «В 1330 г. в Костроме состоялся собор (съезд епископов), который избрал нового суздальского епископа и попутно заставил присутствовавшего там сарайского епископа Софонию дать рязанскому епископу Григорию письменное обязательство: «...пред господином моим преосвященным — Феогностом митрополитом всея Руси и пред братиею своею епископы Онтонием Ростовским и Даниилом Суздальским отселе потом не вступатися в передел Рязанской по Великую Ворону; а оже вступлюси, осужден буду каноны». Список грамоты найден в рязанских архивах и издан (215, с. 21). Дату собора, в грамоте указанную неточно, воронежский историк - краевед С. Н. Введенский, автор наиболее серьезного специального исследования о Червленом Яре, выяснил путем сравнительного анализа многих дополнительных источников (34, с. 358—362)...

    В 1334 г. тот же митрополит Феогност поставил на сарайскую епископскую кафедру вместо Софоиии нового епископа Афанасия. Несколько лет спустя последний возобновил спор с Рязанской епархией о территории близ реки Великой Вороны…»
А по Вашей ссылке:

7. АФАНАСИЙ с 1340 по 1353 год. Скончался в Костроме в 1363 году. Он первый начал называться Сарайским и Подонским, потому что Митрополит Алексий отдал в его ведение все церкви от Чёрного Яра по Хопру до реки Дона.

Ни года, ни последовательность епископов не совпадают. Давайте искать в Никон. лет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 23 мар 2024, 20:52

"Мы гусские не обманываем дгуг дгуга".
Потерял ссылку, поэтому поверьте на слово.

https://expositions.nlr.ru/EfrosinManus ... 89/123.jpg
Пушкинский Дом утверждает, что упоминание в тексте Сафрония- Рязанца в поздних списках первично, чем заглавие произведения у Ефросина.(Скорее всего это его авторская доработка).
Меня это устраивает. По моей логике Сафроний из кожи лез вон, чтобы вымолить прощение хотя бы у кого: Бога, князей, клира, поэтому и упоминал себя любимого.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 23 мар 2024, 22:32

За что бились епископы Сарайские и Рязанские, если по описанию 1389г. поездки Пимена в Царь- Град, это дикие, безжизненные места? Какую паству в Червленом Яре можно было окормлять? Первых людей они встретили в низовьях Дона и то не христиан, а татар.
https://cyberleninka.ru/article/n/terri ... lotoy-ordy
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 мар 2024, 11:40

userdez писал(а): По моей логике Сафроний из кожи лез вон, чтобы вымолить прощение хотя бы у кого: Бога, князей, клира, поэтому и упоминал себя любимого.

А был ли Софоний автором «Задонщины»?

    «И-1 [ГИМ, собр. Музейское, Nº 2060]: И я же помяну Ефония ерея резанца в похвалу песньми и гуслеными и буяни словесы и сего великого князя Дмитреа Ивановича и брата его князя Владимера Ондреевича, правнука тех князей, зане же отпало мужьство их и пение их и князем руским за землю Рускую и за веру крестьянскую...»

    Напомним, что автор Задонщины усматривает известную общность в их творческой ма-нере. Из всего этого следует, что автора Задонщины нельзя отождествлять с Софонием рязанцем, и в таком случае имя автора Задонщины для нас остается неизвестным.
    Этот вывод заставляет внести некоторые коррективы в наше представление об истории создания Задонщины. Рассматривая предложение, в котором говорится о Софонии, как принадлежащее оригиналу, следует признать, что автор Задонщины воспользовался не только «Словом о полку Игореве», но также неизвестным нам произведением Софония…

    Привожу его полностью: «В лето 6888. А се писание Софониа резанца, брянского боярина, на похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Во-лодимеру Андреевичу. Ведомо ли вам, рускым государям, царь Мамай пришел из Волжиа, стал на реце на Воронеже, а всем своим улусом не велел хлеба пахати...»[ПСРЛ, т. Х. СПб., 1863, стб. 440; цитирую по рукописи: ТІБ, собр. Погодина,
    1414, J. 160 об. Этот же текст включен в другой список Тверской летописи]…»

    ——
    Дмитриева Р. П. Был ли Софоний рязанец автором Задонщины?
Автор «Задонщины» только понимает Софония рязанца, названым иереем = иеромонахом, что подразумевает принятие великой схимы:

    «29. В Уставе Алексия Студита поставление монаха в священники предполагает принятие великой схимы - иначе говоря, иеромонахи должны быть великосхимниками; это в равной степени относится как к насельникам данного монастыря, так и к священникам, приходящим из других монастырей, не постриженным в великую схиму. Итак, поставить в священники (иеромонахи) можно было только того, кто сначала принял великий образ; если придет поп или дьякон из другого монастыря, он сначала должен принять великий образ и тогда может служить как священник…»
    —-
    Успенский Б.А. Антоний Печерский и начальная история русского монашества (Рясофор в Древней Руси)//Slovĕne. 2016. № 1. С.86, Прим.29.
В 6888 [1380] он подставляется «брянским боярином», что уже противоречит выводу А.Н. Ужанкова, что летописи как «совестные книги» могли писать только клирики, но и смена мирского имени боярина на схимническое имя великосхимника обязательна. Поэтому, скорее всего, к 1380 он был уже схимник и Софоний - это уже его схимническое имя.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 мар 2024, 08:39

Найти бы исследование Введенского С. Н., о Червленом Яре, ссылку на которого Вы давали в предыдущем посте.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 мар 2024, 10:28

userdez писал(а):Найти бы исследование Введенского С. Н., о Червленом Яре, ссылку на которого Вы давали в предыдущем посте.

«Обожаю» Л.Н. Гумилева как редактора исторических изданий: номера ссылок - есть, а самих примечаний - НЕТ.

Само издание нашёл, но доступно только в РГБ:

    Введенский, Сергей Николаевич (1867-).
    Червленый Яр : (Церк.-ист. и геогр. этюд) / С. Введенский. - Воронеж : Воронежск. церковный историко-археологич. ком-т, 1905. - 34 с.; 24.
    Шифр хранения:
    FB S 25/185
    FB A 287/1266
Здесь пишут, что это Отд. отт. из кн. "Воронеж. старина", вып. 5, вот точные данные:

см. Введенский С. Н. Червленый Яр // Воронежская старина. Воронеж, 1905. Вып. 5. С. 347-380
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 мар 2024, 17:58

У Ефросина в заглавии приписка с выносными буквами: "Благослови, Отче". Вряд ли это его просьба на перепись произведения, а скорее всего обращение было в заглавии переписанного произведения и это просьба самого Софония. Например, как в первом слове Киево-Печерского патерика.
"Благослови Отче"
.........................
"Ибо я не учен всякой хитрости".
https://img.lib-fond.ru/%D0%A0%D0%93%D0 ... CF0232.jpg
РГБ, № 713, лист 1.
Не соглашусь с Дмитриевой о том, что в Задонщине первично упоминание Софония в тексте, а не в заглавии, т. б. К-Б список самый ранний.
https://tech.wikireading.ru/hfsXn1jReC
Если признать упоминание о Софонии в самом тексте «Задонщины» принадлежащим оригиналу, то это означает, что Софоний не мог быть ее автором. Последний ссылается на него как на своего предшественника

Так "наш" поп с Лаче мог и в двух местах себя упомянуть, на свободу то хочется.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 мар 2024, 18:54

userdez писал(а):Найти бы исследование Введенского С. Н., о Червленом Яре, ссылку на которого Вы давали в предыдущем посте.

см. Введенский С. Н. Червленый Яр // Воронежская старина. Воронеж, 1905. Вып. 5. С. 347-380
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 мар 2024, 19:27

Спасибо, буду читать и если получится- думать.

К предыдущему посту: еще интересно в К-Б слово "старца"(Видимо дожил до преклонных лет) . Конечно, Ефросиний его не мог знать лично, а вот знать старцев, знавших Софония мог.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 мар 2024, 22:07

userdez писал(а):К предыдущему посту: еще интересно в К-Б слово "старца"(Видимо дожил до преклонных лет) . Конечно, Ефросиний его не мог знать лично, а вот знать старцев, знавших Софония мог.

Ну так, имя Бояна (Илариона-Никона) знала только братия Автора XIIв и послухи XIв «земли Бояновой» , а в XIVв компилятор СПИ не знал точно, а уж его читатели «Задонщины» даже не догадывались. Поэтому пришлось ему «переобуться в воздухе» и придумать нового героя, которого его читатели знали.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 26 мар 2024, 08:53

Прочитал Введенского. Ясности не добавилось. Либо было два Сафония Сарайских, в 1330г. и на рубеже 80- х гг., либо Рязанские прохиндеи подделали даже не грамоту, а список с неё, чтобы "устарить" событие передачи земель Рязани ДО передачи Афанасию прав на эти территории в Сарайскую епархию.
Рязанци могут, тот же Софоний скорбит о 70 погибших рязанских бояр в Куликовской битве, коих и в помине не было в войске Донского.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1960
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 26 мар 2024, 13:45

userdez писал(а):тот же Софоний скорбит о 70 погибших рязанских бояр в Куликовской битве, коих и в помине не было в войске Донского.

А что тут удивительно, если все сословия выставляли в ополчение своих представителей: кто с Челубеем сражался?

Изображение

Средневековый "спецназовец" или обычный монах Пересвет?

    "Пересвѣта чернеца, бряньского боярина, на суженое мѣсто привели. И рече Пересвѣт чернец великому князю Дмитрею Ивановичю: «Лутчи бы нам потятым быть, нежели полоненым быти от поганых татаръ!» Тако бо Пересвѣт поскакивает на своем борзом конѣ, а злаченым доспѣхом посвѣчивает, а иные лѣжат посечены у Дону Великого на брезѣ..." (З.)

Да и кем были те бояре? "А воеводы у нас уставлены — 70 бояринов..." (З.), почему "скорбит", если только СПИ компилирует, вписывая в текст XII века современных ему персонажей, получается нелепо.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 26 мар 2024, 17:49

userdez писал(а):Прочитал Введенского. Ясности не добавилось...

А Вы знаете, уважаемый Усердец, что в то время принято было писать в третьем лице, правда, среди иудеев, но как факт, вот отрывок из дневника путешественника 1175-1185:

    "Вот рассказ раби Петахии, сына Ионы, о его странствии по разным странам света:

    Сначала он вышел из Регенсбурга, своей родины, пошел оттуда в Прагу, главный город Богемии; из Праги отправился в Польшу; из Польши в Киев, что в Руси; оттуда шел он шесть дней до реки Днепра (Видимо, ошибка, допущенная составителем (Иудой Хасидом (?)) или переписчиком книги.), а переправившись через реку, начал странствовать по земле кедаров 1.

    У обитателей этой земли нет судов, но они сшивают вместе по десяти лошадиных растянутых шкур, обшивают их кругом по краям одним ремнем, садятся на эти шкуры с телегами и кладью; затем привязывают концы шкур ремнями к хвостам лошадей, которых пускают вплавь, и таким способом переправляются через реку. Хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо, сваренные в молоке, а также молоко и сыр. Что касается мяса, то куски его кедары кладут под седло лошади, гоняют ее до пота, и когда мясо согреется, они его так и едят.

    В этой земле не ходят иначе, как с провожатым. Вот каким образом каждый из сынов Кедара связывает себя клятвою с своим спутником. Он втыкает иголку в свой палец и дает тому, кто должен с ним идти, высосать выступившую кровь, и с той минуты он становится как бы его плотью и кровью. Есть у них еще и другой род клятвы: наполняют медный или железный сосуд, в форме человеческого лица, и пьют из него оба, странник и провожатый; после чего провожатый никогда не изменит своему спутнику. У них нет царя, но только князья и благородные фамилии.

    Р. Петахия всю землю кедарскую во всю ширину ее прошел в шестнадцать дней. Кедары живут в шатрах: у них красивые, дальнозоркие глаза, потому что они не едят соли и кочуют на полях, поросших благоуханными травами. Они отличные стрелки, убивают птицу на лету; видят и распознают предметы на расстоянии более чем одного дня пути.

    Земля их не гориста и вся состоит из равнин. На пространстве одного дня ходьбы в стране кедарской тянется рукав морской, отделяющий страну эту от земли хазаров 2. Там существует обычай, что женщины день и ночь оплакивают с причитаниями своих умерших отцов и матерей, и это продолжается у них до тех пор, пока не умрет кто-нибудь из сыновей или дочерей или один из родни; тогда остальные члены семейства начинают оплакивать своих умерших братьев или сестер. Матери учат плачевным песням своих дочерей и они принимаются по ночам стонать и причитать, а собаки вторят им своим лаем.

    Р. Петахия прошел землю хазарскую в восемь дней. В конце этой земли семнадцать рек соединяются в одну, и в этом пункте собираются все желающие пуститься в морское путешествие 3. Там с одной стороны есть море, которое издает большое зловоние, а с другой море чистое, без запаха 4, и расстояние между тем и другим около одного дня ходьбы. Кто переезжает вонючее море, тот непременно умирает; из едущих же по другому морю, если ветер дует со стороны вонючего моря, также многие погибают. Поэтому последнее море переезжают тогда только, когда ветер дует в противоположную сторону.

    Из Хазарии р. Петахия переправился в землю Фогарма 5.."

    ---
    1) Надобно полагать, что р. Петахия назвал библейским именем “кедары” тюрко-язычный народ половцев (или куманов, кипчаков), который в XI в. обосновался в причерноморских степях.

    2) Здесь вопрос в том, что р. Петахия подразумевал под землею хазарской. Возможно, он разумел пространство между Доном и Волгою до Каспийского моря (прикаспийские степи), тогда под рукавом морским, отделявшим эту землю от кедарской, — залив Азовского моря, составляющий устье р. Дона (Таганрогский залив). Возможно же, что, поскольку в то время хазары проживали также и в Крыму (наравне с другими народами: потомками скифов, таврами, готами, сарматами, аланами, славянами и греками), Петахия называл Хазарией Крым, а рукавом морским — Каркинитский залив.

    3) Здесь р. Петахия либо говорит о реке Доне, который, приняв в себя несколько небольших рек, впадает в Азовское море близ г. Азова, либо о реке Кубани, которая также образуется из нескольких потоков, стекающих с Кавказских гор и впадает в Черное море, куда Петахия попал, пройдя за восемь дней Крым (землю хазарскую) и переправившись через Керченский пролив. Близ устья Кубани находился, во время путешествия р. Петахии, город Тмутаракань, где, как и в Азове, могли собираться желающие пуститься в морское путешествие.

    4) Сиваш, или Гнилое море — залив (или, точнее, система мелких заливов) Азовского моря, на западной его стороне. Здесь летом, во время сильных жаров, болотистые испарения заражают воздух и производят болезнь, известную под именем крымской лихорадки. Чистое море — собственно Азовское море. Что касается упоминаемого Петахией расстояния между ними около одного дня ходьбы, то это разделяющая Сиваш и Азовское море узкая песчаная коса — Арабатская стрелка.

    5) Исходя из маршрута Петахии, земля Фогарма должна соответствовать Закавказью, и именно Грузии, жители которой, равно как и соседние с ним армяне, считают себя прямыми потомками Фогармы, сына Гомера, сына Иафета (Быт. X, 3). Народы племени Фогармы жили, как значится в Книге пророка Иезекииля, на севере от Палестины и приводили в г. Тир на продажу лошадей и лошаков (Иез. XXXVIII, 6 и XXVII, 14). Однако если это Грузия, где в то время было сильное христианское государство Георгия III (ум. в 1185 г.), то ошибочно утверждение об исповедании там веры Магомета. Возможно, речь идет о земле тогармов, то есть турок, куда Петахия приплыл из Тмутаракани. Однако в таком случае Армения никак не лежала на его пути из Турции в Низибин (Нусайбин) и Арарат должен был остаться у него слева, а не справа.

    ---
    КРУГОСВЕТНОЕ СТРАНСТВИЕ РАБИ ПЕТАХИИ РЕГЕНСБУРГСКОГО
Интересно, что он шёл 16 дней через земли половцев совершенно свободно, правда, с проводником, связанным со спутником напитком с кровью из чаши в форме черепа, как тут не вспомнить историю с черепом Святослава Игоревича:

    "Приде Святославъ в порогы, и нападе на ня Куря, князь печенѣжьскый, и убиша Святослава, и взяша голову его, и во лбѣ его здѣлаша чашю, оковавше лобъ его, и пьяху в немъ..."(ПВЛ 972)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24154
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 127