Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 24 мар 2021, 01:10

Трудно сказать. уважаемый Усердец, что на самом деле представляет собой Див. Несомненно одно. что он связан с пантеоном языческих богов. В "Слове" как в книжном произведении, может быть связано с Дием, в поучительской литературе против язычества как вариант имени Зевса. "Слово" могло переписываться неоднократно. пока оно дошло до нас в том виде. которое известно нам. Могли быть в нем при переписке ошибочные написания. Я к тому, что в своей основе Див и Дий (Дый) близки по графике. Вполне возможно. что первоначально там было написано Дий, как в произведениях поучительной литературы направленной против язычества.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 мар 2021, 08:43

краевед писал(а): Игорь попав во тьму солнца, видя той же тьмою своих воинов прикрытых. как намек на гибель его полка, не обращает внимания на свои стяги. а они уже несут не христианскую символику. а языческую.

«Солнце праведное», уважаемый краевед, это Христос из ПКС. "Тьма солнца" - отвернувшийся Господь.

Изображение

    «Но, владыко Господи Боже мой, не отрини мене до конца, но яко воля твоя, Господи, тако и милость намъ, рабомъ твоимъ»(из покаянной речи Игоря, Ипат.1185)

краевед писал(а): Трудно сказать, что на самом деле представляет собой Див. Несомненно одно. что он связан с пантеоном языческих богов.

Несомненно так, именно языческих, ведь Игорь эту границу Света и Тьмы уже перешёл.

краевед писал(а): Если Вы считаете. что единственная рабочая версия относительно образа Дива. что речь идет о Симаргле, то я считю, что образ Симаргла как одного из представителей языческого пантеона князя Владимира мог в мифологической составляющей "Слова" находиться на знамени Игоря.

Помимо того, что на хоругвях никак не могло быть языческих символов, зачем сажать Симаргла на древко стяга, если его атрибут и так Древо всех семян.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Ответы переводчика

Сообщение Лемурий » 24 мар 2021, 10:31

userdez писал(а):Скорее соглашусь с Вами, хотя на обороте этого же листа говорится, что те же " легальницы(детские кроватки в автопереводе!) и чертози' сотворил Бог для праведного Нифонта. Или как сказано чуть выше "тобех дарова" вместе со цветами.

Уважаемый Усердец, решил представить Вам ответы переводчика в том виде, в каком они есть, оцените оформление и работу:

:arrow: Ответ userdez-1: перевод с греческого

:arrow: Ответ userdez-2: перевод с древнерусского
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 24 мар 2021, 21:21

Без сомнения и Вы заметили работу Мастера, аккуратного как в деталях оформления так и
в разъяснении сути первоисточника. Единственная большая претензия Вам: не указали имени переводчика. Пока не хочется окончательно хоронить версию с Херувимом, если принять слова о том, что Херувимы- Серафимы никогда не опускаются на землю(вержеся Дивъ на землю). Можно вспомнить Пс 17:11- "Взыде на Херувим и полете"(Вознесение).
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 24 мар 2021, 22:13

Уважаемый Усердец, чтобы понять, что Див не может быть в христианском мире прочитайте две короткие статьи:

:arrow: Ужанков А.Н.Свет и тьма в «Слове о полку Игореве»

:arrow: Ужанков А.Н. В СВЕТЕ ЗАТМЕНИЯ (ХРИСТИАНСКАЯ ОСНОВА "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ)

От затемнения солнца до Пирогощей поход Игоря во тьме языческих сил.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 25 мар 2021, 23:08

В поэтике "Слова" так и есть, уважаемый Лемурий. Образ Солнца сравнивается с Христом. Солнце во тьме - Господь отвернулся от Игоря, оставив его без поддержки.
Вот. что интересно, по контексту "Слова", языческие силы противостоят Игорю - Перун мечет молнии на полки Игоря.Стрибог веет на русское войско стрелами. Игорь в половецкой степи остается без поддержки не только христа. но и языческих богов.
Относительно того, могло ли быть на Игоревых стягах изображение каких либо богов, думаю. что были. Как в противовес, такая же ситуация и со стягами половцев, по которым русские князья "прочли" название половецких племен, учавствовавших в окружении русского войска: "стязи глаголютъ половци идутъ...".
Думаю, что в "Слове" мы имеем дело с символикой противопоставления: русские стяги - половецкие, как одно из составлящих поэтической системы противопоставлений, например: русская земля - половецкая земля; храбрии русичи - дети бесовы (половцы); Светлое Солнце - Тьма и т.д.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 26 мар 2021, 02:11

краевед писал(а):русские князья "прочли" название половецких племен, учавствовавших в окружении русского войска: "стязи глаголютъ половци идутъ...". Думаю, что в "Слове" мы имеем дело с символикой противопоставления: русские стяги - половецкие,

Давайте читать СПИ вместе, уважаемый краевед:

    «Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе – храброму Святьславличу!»
Стяги Игоря какие? Червлёные (=красные), с навершием или без не написано, но далее идёт хоругвь = Церковное знамя особой формы, прикреплявшееся к горизонтальной палке, поперечной шесту. Христианский символ не может быть с языческим навершием.

Стяги глаголютъ - половци идутъ означает, что стяги окружили полка Игоревы не червлёные, а иные, про навершия на них слова нет, думаю, неправильно языческого божка на христианскую хоругвь водружать, как Вы пытаетесь сделать. Зверь-птица (Симаргл идеально подходит) зверей зовёт на пир кровавый, земли пограничные предупреждает о движении войска, какой же он ангел-хранитель?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 27 мар 2021, 00:59

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):русские князья "прочли" название половецких племен, учавствовавших в окружении русского войска: "стязи глаголютъ половци идутъ...". Думаю, что в "Слове" мы имеем дело с символикой противопоставления: русские стяги - половецкие,

Давайте читать СПИ вместе, уважаемый краевед:

    «Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе – храброму Святьславличу!»
Стяги Игоря какие? Червлёные (=красные), с навершием или без не написано, но далее идёт хоругвь = Церковное знамя особой формы, прикреплявшееся к горизонтальной палке, поперечной шесту. Христианский символ не может быть с языческим навершием.

Стяги глаголютъ - половци идутъ означает, что стяги окружили полка Игоревы не червлёные, а иные, про навершия на них слова нет, думаю, неправильно языческого божка на христианскую хоругвь водружать, как Вы пытаетесь сделать. Зверь-птица (Симаргл идеально подходит) зверей зовёт на пир кровавый, земли пограничные предупреждает о движении войска, какой же он ангел-хранитель?


Судя по контексту "Слова", уважаемый Лемурий, описывается не знамя Игоря, а знамя половецкое, врученное ему как побкдителю в первом бою. так понимают все исследователи "Слова", в частности Л.В.Соколова, которая по этому поводу писала про цветовое восприятие автора, что: "им представлены радостные светлые картины: картина первого удачного для русских. боя. где описание трофейного знамени. преподнесенное Игорю. построено на красном, белом, серебрянных цветах". Соколова Л.В. Цвет в "Слове...". ЭСоПИ, т.5
О каком тогда христианском символе может идти речь, если хоруговь оказывается половецкой?
Допустим. что речь все же идет о христианской символики хоругви, тогда ее надо относить к русским знаменам.
Тогда концепция о том, что Бог отвернулся от Игоря и князь попадает в сферу деятельности языческих сил, несостоятельна. т.к. исходя из нее Игорь духовно возрождается только после посещения Богородицы Пирогощеи: "солнце светится на небеси Игорь князь въ рускои земли".
С древнейших веков символика белого цвета означала перемирие, невинность, чистоту и являлась элементом свадебной символики.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 27 мар 2021, 10:30

Для начала, уважаемый краевед, давайте разберёмся что такое ХОРУГВЬ.

1. Римское военное знамя — вексиллум:

Изображение

«И Кестии постави 400 храбрых с хоругвами, да быша мнѣли жидовѣ всю силу ту сущю...» (И.Флавий Полонение Иерусалима).

Четырёхугольный штандарт, как правило с номером легиона.

2. Церковное знамя особой формы, прикреплявшееся к горизонтальной палке, поперечной шесту:

Изображение

« Вънити къ приемъшему хоругъви и тому яже о подобьныхъ възвѣсти, яко дабы имъ своя цьркви прияти, а дьржаща ихъ зъловѣрьныя отгнати. Ж. Ф. Студ.» (цит.СССПИ)

Опять четырёхугольный штандарт, висящий на поперечном шесте.

Половцы имели римские штандарты? НЕТ. А церковные знамёна?

О каком тогда христианском символе может идти речь, если хоруговь оказывается половецкой?
Допустим. что речь все же идет о христианской символики хоругви, тогда ее надо относить к русским знаменам.
Тогда концепция о том, что Бог отвернулся от Игоря и князь попадает в сферу деятельности языческих сил, несостоятельна.

Если христианские хоругви половецкие, то это штандарты НЕСТОРИАН, помните поход Владимира Мономаха в 1111-м, когда несториане встречали единоверцев:

    «И оболичишася во бронѣ, и полки изрядиша, и поидоша ко граду Шаруканю. И князь Володимеръ пристави попы своя, ѣдучи предъ полкомъ, пѣти тропари и коньдакы хреста честнаго и канунъ святои Богородици поѣхаша ко граду [Шаруканю] вечеру сущю и в недѣлю[воскресенье] выидоша из города и поклонишася княземъ Рускымъ и вынесоша рыбы и вино...» (ПВЛ 1111)
Это Мстиславичи в союзе с латинянами (христианами, католиками) языческие земли содрогают, а Ольговичи сами поганых толковин на Русь приводят. Вот и единоверцев в «нечестном» походе повергли.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 мар 2021, 15:08

userdez писал(а):Без сомнения и Вы заметили работу Мастера, аккуратного как в деталях оформления так и в разъяснении сути первоисточника. Единственная большая претензия Вам: не указали имени переводчика. Пока не хочется окончательно хоронить версию с Херувимом, если принять слова о том, что Херувимы- Серафимы никогда не опускаются на землю(вержеся Дивъ на землю). Можно вспомнить Пс 17:11- "Взыде на Херувим и полете"(Вознесение).

:arrow: Ответ переводчика Усердцу - 3, оцените оформление.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 28 мар 2021, 22:08

Уважаемый Лемурий, следует заметить. что хоругвь прежде всего форма оформления знамени, а уж потом следует рассматривать его символику. На половецкой хоругви в описании ее автором "Слова" нет каких либо признаков принадлежности ее к атрибутам религиозного культа.
Трудно сказать, были ли половцы несторианами. Для автора "Слова" они оставались "погаными", т.е. язычниками.
Несторианство было ближе к религии монголов, что не остановило их в походе на земли христиан - Руси и западной Европы.
Думаю. что белая хоруговь половцев определяла в цветовом восприятии символику белого цвета, который у большинства народов олицетворял собой чистоту помыслов. ассоциировался с верностью. невинностью. нравственной чистотой. Белый цвет и у русского народа всегда ассоциировался с такими же цветовыми особенностями его восприятия, как символ мирных инициатив, в том числе был связан со свадебной символикой. что особенно заметно в свадебном убранстве невесты, свадебные одежды которой были и остаются белыми, как символ невинности.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 29 мар 2021, 01:42

Несториане, уважаемый краевед, не все половцы были, а лишь их малая часть, поэтому и погаными в основной массе летописцы их величали. Хоругвь - церковное знамя. Хотите видеть его как трофей, значит Игорь захватил хоругви несториан, при этом потоптал полки поганые. Для меня церковный атрибут среди половецких трофеев тоже загадка, Татьяна Зинченко лет 12 назад предложила разложить эти трофеи по цветам и вот что у неё получилось:

    Восток - Червлен рассвет - Лада - Чрълена чолка

    Юг - Белый свет - Даждьбог - Бела хоругвь

    Запад - Червлен закат - Бог войнов - Перун - Чърленъ стягъ

    Север - Черненный (серебром) символ надела - Богиня плодородия -Макошь - Сребрено стружие

А вместе: ЗБРУЧСКИЙ ИДОЛ Рыбаков 1987:241-243
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 29 мар 2021, 20:16

Не хочется ждать Второе Пришествие, чтобы увидеть на земле Херувимов. Один до сих пор ходит у врат Эдема с мечём пламенным, обращающимся. Другие опускались на землю облаком и возносили Господа ("Бога на собе возя"). Третий(Серафим) прилетал к Исаи.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 29 мар 2021, 22:00

userdez писал(а):Без сомнения и Вы заметили работу Мастера, аккуратного как в деталях оформления так и
в разъяснении сути первоисточника. Единственная большая претензия Вам: не указали имени переводчика...

Исправляюсь, уважаемый Усердец, назовём его Wagner, может захочет появиться как участник, к тому же уже зарегистрированный.

:arrow: Wagner о версии Дивъ как ангел

краевед писал(а): Конечно. в реалистичной составляющей, знамена Игоря не были с языческой символикой. неся в себе христианскую. А вот в мифологической составляющей, почти в основной части произведения Игоря окружают языческие силы. начиная с игнорированием солнечного затмения. как предупреждения Игорю Богом о будущих бедах. Игорь попав во тьму солнца, видя той же тьмою своих воинов прикрытых. как намек на гибель его полка, не обращает внимания на свои стяги. а они уже несут не христианскую символику. а языческую...

Переводчик Вас, уважаемый краевед, поддержал:

:arrow: Wagner о навершиях христианских стягов
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 29 мар 2021, 23:20

Размышления Татьяны Зинченко, уважаемый Лемурий, относительно того, что под образом половецкого стяга скрывается расшифровка языческих богов, которые были изображены на Збручском идоле достаточно интересны. т.к. это объясняло бы то. что Игорь захватив хоругвь, христианскую ли. остался в сфере влияния языческих сил, к чему не прикоснется, все становится атрибутами язычества, даже несторианская хоругвь, если. конечно. изначально речь шла о половцах - несторианах. хотя и не вяжется с предыдущим текстом: "съ зарания въ пякъ потопташа ПОГАНЫЯ полкы половецкыя... чръленъ стягъ бела хоруговь чрълена чолка сребрено стружие храброму Святъславличу". Опять превращения из поганых в христиан - несториан.
Относительно другого комментария по поводу поддержки wagner моего предположения о навершиях, а заодно и дива как ангела. У меня не открываются ссылки. не могли бы Вы. уважаемый Лемурий, отправить мне на почту эту информацию. Интересо было бы прочесть. Как я понял wagner, один из участников форума.
Заренее признателен.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 23

cron