Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2016, 13:17

Mitus писал(а):Вы мой пост откорректировали и он стал не очень-то и ясен и поэтому я повторю: короче, там этот главный герой сильно болел и Рафаил пришёл его беды устранять и рассмотрев ситуацию (ПОЗНАВ ЕЁ) решил диво невиданное сотворить = решил эту ситуацию в диво превратить

Уважаемый Mitus, основная масса наших читателей в "морских терминах" не разбираются, посему попрошу, если хотите отойти от литературного языка, то в "Культурный слой", а здесь "будте осторожны - читают"(с).

Рафаил после исцеления Товита превратился из "слуги" сына Товита Товия в архангела (=дива) света невиданного. Не ситуация превратилась, а сам Рафаил. См. Книгу Товита.

Другое дело, что мы имеем противоречие: Игорь, отвергнувший знамение Божье, попадает под власть языческих сил, с ними и терпит поражение. А если бы его оберегал архангел, то как христианин мог бы написать, что под его "опекой" он потерпел поражение?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 28 ноя 2016, 13:27

Лемурий писал(а):Рафаил после исцеления Товита превратился из "слуги" сына Товита Товия в архангела (=дива) света невиданного. Не ситуация превратилась, а сам Рафаил.
- а что это меняет в отношении моего утверждения?
Mitus писал(а): это не значит, что сам Дивъ и есть гордыня... Нет в др-рус памятниках и намёка на такое понимание слова "дивъ". Между тем, гордыню Игоря может олицетворять и многое другое, будь оно к месту помянуто.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 28 ноя 2016, 13:36

Лемурий писал(а):Не ситуация превратилась, а сам Рафаил.
- в тексте прописан инфинитив "ПРЕВРАТИТИ" = превратить, "НЕВЕДОМОЕ" - средний род - это не Рафаилъ ....
Mitus писал(а):...Рафаиль придя в образе слуги все его беды устранять сотворил чудо (решил в диво превратить) в свете невиданное "наипаче же очам ослепление отложивши"
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 28 ноя 2016, 13:41

Лемурий писал(а):А если бы его оберегал архангел, то как христианин мог бы написать, что под его "опекой" он потерпел поражение?
- Вы только что САМИ тут прописали что Рафаил в Дива невиданного превратился и теперь спрашиваете почему-то об этом у меня :shock: - мне это абсолютно всё равно ибо я лишь утверждаю что Див пусть хоть сто раз тут гордыню олицетворяет, но это не гордыня. Это так сказать красная линия спора и я её придерживаюсь.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 28 ноя 2016, 14:49

Mitus писал(а):инфинитив "ПРЕВРАТИТИ" = превратить, "НЕВЕДОМОЕ" - средний род - это не Рафаилъ ...

Превратить КОГО? "Того" о ком речь выше. А "неведомое" к свету относится.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 28 ноя 2016, 15:18

Лемурий писал(а):Рафаил после исцеления Товита превратился из "слуги" сына Товита Товия в архангела (=дива) света невиданного
-
Лемурий писал(а):Превратить КОГО? "Того" о ком речь выше. А "неведомое" к свету относится.
- тогда дайте свой перевод всей фразы.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 дек 2016, 18:21

Лемурий писал(а):Так про грешников, что в смаге висят это отсюда?

Занимался себе приличным Дивом, у самого уже начинали
расти крылья, так нет, занесло в преисподнюю. Ладно
Богородица и Предтеча сходили туда по делу, но зачем
это мне, а главное за что? Хотя дьяволу я сразу не поверил на
слово, как он говорил: " Взиду на небо, сяду на облацех и буду
подобен Богу". Я то не так прост и знаю, Кто и на чём (на Херувимах)
взидет.

Перечитал -не оттуда. Сейчас читаю
л. 268. Начало утрачено. Слово Палладия мниха о втором пришествии и о страшном суде, и проч

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=747&pagefile=747-0274
Огня и пламени, скажу Вам, в аде много, рва пока не встречал.
Жюпел(через ю) где-то попадался.

Интересен апокриф про Иеремию, что упоминается в книгах ложных
и думаю не только из-за орла, летающего в Вавилон и говорящего
человеческим голосом. Там есть "ровъ" и это не просто яма
"в скверне глубоко умерших".
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=751&pagefile=751-0291
Лист288 об. вверху.
л. 287. Повесть о плачи и рыдании пророка Иеремия и о Иерусалиме и о запустении ему и о иступлении Авимелехове. Нач. Иеремиа с великый пророк от Наафора (чит. Анафофа) случающаяся все и о Иерусалиме и о Вавилоне много пророчьствова. Упоминается в числе ложных писаний... Паралипомена, что орла слали (с грамотою) к Иеремии в Вавилон.

Там не всё так просто: сам Иеремия воскресал на третий день,
Авимелех несколько лет "спал" в гробе. Не знаю,есть ли это
в Библии или только в апокрифе?
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 дек 2016, 18:39

Интереснейшее произведение:
л. 297. Слово св. Иоанна Златоустаго о петии.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=751&pagefile=751-0299
751. (1883.) Сборник, полууст., ХV века, в четверть

Про медведя понятно,но кто кличет? Или это "сколько можешь".
Возможно ли по правилам д.-р. словообразования получить
из "могу -могы"?
Здесь всего один лист, но есть более полная версия, сам
ещё не читал.

л. 443 об. Слово св. Иоанна Златаустаго о петии. Нач. Добро убо божественным песнем прилежати мерно.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=747&pagefile=747-0450
Хотя похоже тоже самое.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 дек 2016, 20:06

В аду есть и смола горящая.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=747&pagefile=747-0281
Л.275 и смрад л 303.,пещь и воск, жгущая река огненная.
Рекомендую почитать, очень живописно, чтобы отпало
желание туда попасть.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2016, 00:26

userdez писал(а):Огня и пламени, скажу Вам, в аде много, рва пока не встречал. Жюпел(через ю) где-то попадался.

Так горящий жупел это и есть СМАГА = "горящая сера или смола для грешников в аду".


Из художественной литературы XIX века:

"Поведь ми о западном крае, якоже глаголется земля сикилийская. В той же украйне, под землею, по правде, зело премноги скважни, и тамо родится жупел, сиречь сера горячая от огня, и от тоя серы горячия, разумей, яко в том самом месте, на западе, под тою землею смердливою дом, иже есть ров смертный, ад, и то есть правда, понеже в том крае ничто же видимо благо, но токмо зловоние серы смердит"...
<...>
...в каком-нибудь раскольничьем скиту ее научили читать "Златый бисер"...
----
http://dlib.rsl.ru/viewer/01003660379#?page=156


:arrow: РАН: Луцидариус (или Златой бисер)

:arrow: Луцидариус [рукопись], 1738 г. /об Аде/: "Ад есть в перст узок, а доле широк и глубок... Ад именуется в том писании РОВ смертный..."

там же: "Ещё именуется Флогетонъ [от греч. φλογιστός — горючий, воспламеняемый] огненная река, яже там подле течет и смердит от смолы и серы горячих..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 08 дек 2016, 13:50

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 09 дек 2016, 11:33

Археологи находили несколько изображений Дива.

"ВТОРАЯ ПЕСНЬ
Д. С. Лихачев пишет: «Многобожие в отличие от монотеизма всегда отличалось терпимым отношением к «чужим» богам. В связи с этим отметим, что и Див явно “чужой”, а не русский бог, и “тьмутораканьскыи блъван”. <...> Ведь клича с дерева, какое-то языческое божество — Див обращается к “чужим” странам: «велитъ послушати земли незнаемѣ (так чаще всего именовалась, даже и в «Слове», половецкая степь), Влъзѣ, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ Тьмутораканьский блъванъ». Страна могла быть названа по главному божеству, которому в ней
поклонялись и где стояли идолы (ср. многочисленные топонимы по названиям идолов: Перынь, Волотово, Велесово и т. д.)» (Лихачев. С. 28–29).
Принять это можно лишь отчасти: архаический Див уже не воспринимается христианином-автором как один из прародителей. Это (согласимся с Л. В. Соколовой; см.: ЭСПИ. Т. 2. С. 113) — враждебное, а потому и «чужое» существо. В брянских говорах див — леший, то есть, как и в «Слове», на Брянщине он и сегодня ассоциируется с лесом, а, вероятно, и живет на дереве. (Суетенко В. Гимн русскому народу: гипотезы, догадки, предположения // Литературная Россия. 1980. 5 сентября. No 36.) Див сидит на вершине Древа. Но Грифон и Сирин венчают старинные русские прялки, а на прялках XIX в. это место иногда занимает двуглавый орел. (Приношу благодарность за эту подсказку писателю Леониду Латынину.) Как выглядел Див, мы узнаем, сравнив три его изображения XII столетья (см.: Чернов. С. 76).
Первое обнаружено мною на археологической капители портала Борисоглебского собора в Чернигове (20-е г. XII в.). «При раскопках Борисоглебского собора было найдено несколько белокаменных капителей, покрытых великолепной резьбой явно романского характера», — пишет исследователь древнерусской архитектуры П. А. Раппопорт (Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. С. 49.) Г. К. Вагнер называет это существо «драконовидным барсом» (Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. С. 62). Но ничего «кошачьего» в этом образе нет: на вершине Древа (капитель колонны) сидит и впрямь «драконовидное» крылатое существо с птичьими лапами и клюет плоды Древа. Второй портрет Дива обнаруживаем на арке бронзовой на-престольной сени XII в. из Вщижа. Это работа русского мастера Константина, чье имя есть на отливке. Вщиж — город на Брянщине, в котором до своей смерти в 1201 г. сидел Владимир, второй сын центрального героя «Слова» Святослава Всеволодича Киевского. Две арки найдены при раскопках середины XIX в. в алтаре разрушенной Батыем церкви. Сегодня они хранятся в ГИМ (Рыбаков Б. А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж. М., 1953. С. 98–120). Див на вщижских арках в той же позе и так же клюет плод Древа, как на капители из Чернигова. А под ним дракон-Велес, заглатывающий свой хвост. Б. А. Рыбаков, и сам копавший Вщиж, указал на то, что арка представляет из себя модель языческой вселенной, а держат ее оформленные в виде голов ящеров вертикальные штыри. Но грызущих свои хвосты (или корни Мирового Древа) дракончиков историк не разглядел и на Дива внимания не обратил. В верхней части арки еще одно изображение Дива. И ту же композицию находим на наруче (браслете) из киевского Тереховского клада (XII — начало XIII в.). Вновь сверху Див, клюющий то ли плод, то ли собственное крыло (превратившееся здесь в чудовищную лапу), а под ним дракон. (Полностью воспроизведение этого наруча см.: Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., 1985. Ил. 15).
Див в «Слове» противопоставлен знамению солнечного затмения. Солнце и гроза предупреждали Игоря о роковой опасности, но Див с вершины Древа объявил «незнаемой земле» о походе, и после этого отступать уже нельзя. При такой логике это место отсылает нас к походам Святослава Игоревича, последнего русского языческого князя. В «Повести временных лет» под 964 г. есть стихотворный фрагмент (видимо, из наследия Бояна, см.: Чернов. С. 106), где о Святославе сказано:
И посылаше къ странамъ, глаголя: «Хочю на вы ити».
Объявив это, Святослав идет на Оку и Волгу. А в «Слове» Див «велит послушать земле незнаемой... Волге, Поморию...». Удивительным образом и лексика «Слова» совпадает с лексикой летописца. В летописи в этом отрывке (помимо прочего) звучат слова възмужавшу, вои многи, а также редкое слово пардус (гепард). Но это в «Слове» Игорь и Всеволод скажут «помужествуем сами», Ярослав Черниговский будет назван эпитетом «многовоя», а гепард, с которым в летописи сравнивается Святослав, мелькнет в «Слове» в негативном плане в виде выражения «половцы, как выводок гепардов». Налицо прямая отсылка.
ВТОРАЯ ПЕСНЬ к летописи. И фраза: Хочю на вы ити также откликается в «Слове» кратким монологом Игоря:
Хощу бо рече копiе приломити...
Хощу главу свою приложити.
... Разница лишь в том, что не Игорь, а Див произносит горделивую свою угрозу «незнаемой земле». Из этого следует, что Див — воплощение темной языческой архаики, гордыни и агрессии. Для Игоря он оказался сильнее Божьего знамения. И потому при втором упоминании о Диве (уже после поражения Игоря) будет сказано, что хула насела на хвалу, нужда на волю, а Див бросился на землю 29" (http://chernov-trezin.narod.ru/ITOM-comments.pdf )
.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 09 дек 2016, 16:50

Арсений писал(а):Див в «Слове» противопоставлен знамению солнечного затмения.
- и что дальше? В СПИ и без Вас и Чернова ясно прописано "Спала князю умъ похоти и жалость ему знамение заступи". Яснее ясного, что Дивъ олицетворяет все эти гордости и тп Игоря, и мы уже это обсуждали и наработки Чернова в отношении гордыни Игоря уже обсуждали и признали, но что же такое Дивъ всё равно не проясняется -
Mitus писал(а): Mitus писал(а):
это не значит, что сам Дивъ и есть гордыня... Нет в др-рус памятниках и намёка на такое понимание слова "дивъ".

- и это как раз про версию Чернова в которой Дивъ не гордыня а лишь олицетворяет гордыню:
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 09 дек 2016, 18:35

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=012&pagefile=012-0027
12. (2023.) Сборник, устав., исх. ХIІ или нач. ХІIІ века

Лист 20, 11 стр. от верха.
Здесь кур явно петух.
"Кде питие еже до вечера и не до вечера точию, но и
до полунощи и до коуръ и точию до света."
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 09 дек 2016, 19:30

userdez писал(а):Здесь кур явно петух.
- то что не кесарь это уж точно, но и само собой разумеется, что не петух :D - отличный текст, который явно показывает, что речь идёт о времени перед рассветом.
Последний раз редактировалось Mitus 10 дек 2016, 07:23, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 27

cron