Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 20 апр 2018, 19:58

Karl писал(а):Жена - означает женщина.
Тут уже высказывались, что Див - это возможно грифон. Можно пойти дальше и предположить, что это грифон с женским лицом, т.е. сфинкс.

Может и "баба с крыльями"...

Изображение

«Шестикрылый серафим»
(М. А. Врубель, 1905 год)



Согласно мидрашам, херувимы не имеют определённой формы, являясь то мужчинами, то женщинами, то духами и ангелоподобными существами.[2]

В отличие от алых серафимов херувимы изображаются в иконографии, как правило, лазоревым цветом.

В то же время Иосиф Флавий категорически отказывается объяснить, как древние евреи изображали херувимов в Храме. По его словам, «они имели такой вид, какого никто никогда не видел; никто не мог объяснить, что они изображали».[25]

В эпоху Возрождения было популярно изображать херувимов в качестве крылатых младенцев.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 21 апр 2018, 00:09

Нашёл ещё один список "О злых жёнах"
и понял откуда пошла ошибка о заточении
Даниила в ров , якобы из-за женщины.
По контексту женщины там отдельно и
устыдившиеся львы тоже отдельно. Хотя всё рядом.
Один из "Сафрониев" ошибся и эта ошибка
пошла кочевать из рукописи в рукопись.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=043&pagefile=043-0385

Лист 382,9 стр. от низа.

Златоструй
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 21 апр 2018, 12:28

userdez писал(а):Нашёл ещё один список "О злых жёнах"
и понял откуда пошла ошибка о заточении
Даниила в ров , якобы из-за женщины.
По контексту женщины там отдельно и
устыдившиеся львы тоже отдельно. Хотя всё рядом.

Сильно сомневаюсь что великий книжник и философ не разобрался в контексте, уверен, что он специально написал. Ниже про злую жену и стрелу с чемерицей. Ранее в этой теме на С.80 писал уже, что это часть биографии Климента Смолятича:

1. Последняя жена Изяслава Мстиславича «дщерь царева из Обезов» Русудан «славилась» быстрой смертью своих многочисленных мужей, причём их смерть совпадала как раз с симптомами отравления чемерицей: боль в животе - дизентирия - смерть.

2. Львы (= сильные мира сего) «лизали ноги» Клименту когда упрашивали его снова стать митрополитом, после смерти Изяслава Мстиславичами это было дважды (1158 сын Изяслава Мстислав выдвигал его кандидатуру и в 1164 Ростислав Мстиславич посылал гонца в Контантинополь согласовать его в роли митрополита).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 23 апр 2018, 18:43

Лемурий писал(а):
2. Львы (= сильные мира сего) «лизали ноги» Клименту когда упрашивали его снова стать митрополитом


Львы любят и обласкивают послушных псов.
На это и рассчитывал Заточник.

Но видих, господине, твое добросердие к собѣ
И притекох къ обычней твоей любви.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 апр 2018, 19:49

userdez писал(а):Львы любят и обласкивают послушных псов. На это и рассчитывал Заточник.

Да, нет. Это перифраз из Книги Даниила, тоже кстати заточника. А сам Автор СДЗ в "думцы" князю набивается, а не в прислугу:

    Господине мой! То не море топить корабли, но вѣтри;
    Не огнь творить ражежение желѣзу, но надымание мѣшное;
    Такоже и князь не самъ впадаеть въ вещь, но думци вводять.
    3 добрымъ бо думцею думая, князь высока стола добудеть,
    А с лихимъ думцею думая — меншего лишенъ будеть.
    (СДЗ)

А опыт у Клима как удельного князя на "высок стол" сажать был и довольно большой. При Изяславе Мстиславиче из переяславского княжества да в стольный град, а себя в митрополиты, минуя Константинополь. При Мстиславе Изяславиче из Владимира-Волынского да в Киев, "загораживать ворота полю" силами Мстиславичей у Канева (1168-1170). Какой град более других в этом был заинтересован? Правильно, Переяславль.

"Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю" (СПИ)

"Кому Переславль, а мне Гореславль..." (ПДЗ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 апр 2018, 23:33

Лемурий писал(а): А сам Автор СДЗ в "думцы" князю набивается, а не в прислугу:

Лучше волком по яруге,
чем с крестом на брюхе...))
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 26 апр 2018, 00:33

userdez писал(а):Лучше волком по яруге, чем с крестом на брюхе...

Куряне - они кмети знамые, аки волци по яругам славу князьям ищут, а себе чести. Чувствуете уровень иронического?
А кресты на брюхе это «братки» в 90-е носили, клирики XI-XII веков такое себе не позволяли.

Вот как выглядел Климент Смолятич. Где у него «брюхо», а где «крест» на цепи? «Клюка» как символ высокопоставленного пастыря была, а крест на цепи золотой по пояс, наверное, в Курске обронил...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 27 апр 2018, 16:56

Такое ощущение, что Сафроний "заметался" из-за Дива.
Первого превратил в "воду", оборвал "Задонщину" почти на
полуслове, где в следующем предложении должен находиться
второй Див,кинулся к Летописнику ("Караул! Что за Див?
Почему не знаю?"), Выбирает кусок из середины Даниила
игумена русского,бросает, начинает переписывать с самого
начала...
Надо посмотреть, может в этом куске он что-то и намекает
о запрещённом Диве.

http://expositions.nlr.ru/EfrosinManuscripts/_Project/page_Manuscripts.php?izo=16C27D81-B8C3-407D-8062-61F188FA1E89&nCodeList=123&nAn=228

Л.л. 123-193.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1912
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 27 апр 2018, 17:47

Тут уже высказывались, что Див - это возможно грифон.

Рассмотрим грифона с точки зрения его функции. Наиболее известны грифоны тем, что охраняют (стерегут) золото.
Золото - самый ценный драгоценный металл. Соответственно, второй по значимости металл - серебро. Как известно, серебро не менее часто, а то и чаще использовалось в качестве денег, однако грифоны стерегут только золото и никогда серебро.
Может золото грифонов - это все же не металл?
Золото всегда и везде ассоциируется с солнцем (а серебро - с луной).
И кто же стережет солнце? Конечно, его партнер по небосводу - луна.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 29 апр 2018, 22:52

Относительно того, что грифоны наиболее известны тем, что охраняют золото и в "Слове" грифон мог упоминаться под именем Дива как охранитель русского золота, которое Игорь насыпал "во Дне .КА. ялы" и свергнулся на землю. когда запели готские девы звоня тем же "руским златом". Возникает при таком толковании образа Дива. как грифона. охраняющего злато исходя из контекста "Слова" вывод, что таким образом автор намекает, что Игорь с собой вез золото? Это вопрос тянет за собой другой - зачем Игорь, если его поход был набегом вез с собой золото?
И был ли поход Игоря в этом случае вообще набегом? Довольно странно выглядит в этом случае характеристика "галиц" спешащих на "уедие" в половецкую степь под образом которых просматривается ирония в сторону Ольговичей,как ненасытных галок. спешащих на поживу. Но почему тогда они несут в своих клювах золото?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 30 апр 2018, 09:02

Золото можно также интерпретировать как жизнь.
Д. С. Раевский, рассматривая основную триаду зооморфных образов греко-скифского искусства, отмечает: «Заслуживает при этом внимания, что грифон в трактовке греко-скифского искусства — это существо, сочетающее в себе черты хищной птицы и льва, т. е. зооморфных олицетворений обоих потусторонних миров — верхнего и нижнего. Иными словами, используя этот образ, данное искусство доводит до логического конца ту тенденцию к описанию средствами зоологического кода мироздания как бинарной, а не тернарной структуры, которая выше была отмечена для скифского стиля: „этот" мир, мир смертных, символизируемый копытными, противостоит „иному" миру, миру смерти в его различных ипостасях — „верхней" (хищная птица), „нижней" (кошачий хищник) или совмещенной (грифон)» [87, с. 150].
http://www.sno.pro1.ru/lib/agbunov_pute ... fiju/4.htm

Луна ("солнце мертвых") и ее звери (грифоны, или Див в интерпретации СПИ) - "стерегут" золото жизни (солнце).
Только вот "стерегут" означает - подстерегают!
Чуть зазевался - и нет золота (нет жизни).
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 30 апр 2018, 21:56

Но, согласно трактовки образа Дива при его первом упоминании в тексте "Слова" многие исследователи пришли к выводу, что Див русичей не подстерегает, а предостерегает. Если речь зашла о зооморфных образах греко - скифского искусства, то. как хорошо известно, у скифов были распространены жезлы, которые олицетворяли верховенсто власти какого либо правителя, которые были увенчаны изображением какого либо животного. Чаще всего эти жезлы применялись в военных походах, как высший знак военачальника. Такие изображение у археологов получило название "навершие". При раскопках скифских курганов такие находки нам попадались довольно часто. Вполне возможно, под образом Дива, восседающего на древе, а скорее всего на древке жезла, речь могла идти именно о таком воинском знаке, который несли впереди войска. Можно предположить, что во фразе: "Уже връжеся Див на землю" речь может идти о поэтической интерпретации факта разгрома русского войска, Див - жезл был ниспровержен победителями.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 30 апр 2018, 22:53

А точно ли Див за русичей? Из чего это следует?
Если предположить, что Див - просто символ/знак смерти, то смерти безразличен итог сражения, свою жатву див (как например тот же ворон) возьмет в любом случае.
В перечислении
"Уже снесеся хула на хвалу, уже тресну
нужда на волю, уже връжеса див на землю."
див - лишь еще один символ обрушившегося на русскую землю несчастья, наряду с хулой и нуждой.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 01 май 2018, 23:32

Впервые Див как поэтический образ появляется в "Слове", где повествуется о движении русского войска к Дону: "Дивъ кличетъ връху древа... Игорь къ Дону вои ведетъ". Фактически Див сопровождает русское войско, вещая на все стороны света о том, что русское войско идет к Дону, в стан врага. Хорошо известно, что древнерусские боевые стяги, равно как и навершия имели важное значение. По ним можно было "прочесть" намерения войска, его количество, какому князю принадлежат полки. В этом ключе с образом Дива, возможно, перекликается фрагмент "Слова", в котором пишется, что окружая русское войско половецкие полки сопровождали их стяги, по которым можно было определить какие половецкие родоплеменные объединения участвовали в окружении русского войска несли: "стязи глаголють половци идуть".
Второй раз Див упоминается как поверженный; не исключена возможность, что речь может идти о признании поражения русским войском, боевые стяги которых пали к ногам противника и готские половецкие девы уже поют песни в честь победы : "уже Дивъ връжеся на землю. Се бо готьския красныя девы въспеша на брезе синему морю...". Такая версия вполне приемлима для истолкования образа Дива, который в этом случае действует на стороне русских.
Существует и ряд версий. которые в образе Дива видят совершенно противоположный образ, который, наоборот, противостоит русичам как злая неведомая сила, действующая на стороне половцев.
Если атрибутировать Дива. как образ действующий на стороне русских, то скорее всего его можно связать не с грифоном, а Симарглом, который был все же был ближе к славянскому населению, нежели гриф. Сюжеты, с изображением Симаргла были достаточно широко распространены в прикладном искусстве древних русских ремесленников.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 02 май 2018, 09:07

Про навершия.
Изображение
Грифоны, разрывающие свою жертву, украшали шесты в погребальных процессиях.
Найденные навершия по предварительным данным использовались на шестах, украшающих погребальную повозку.
https://kp.ua/life/590689-pod-kryvym-ro ... navershyia

Изображение
Навершие с фигурой грифона. Скифская культура. Вторая половина 4 в. до н.э.
Александропольский курган, Приднепровье. Эрмитаж

краевед писал(а): Хорошо известно, что древнерусские боевые стяги, равно как и навершия имели важное значение.

Какие есть данные, что грифон (Симаргл) украшал навершие в том числе и древнерусского боевого стяга, а не только похоронного шеста?
Использовались ли колокольчики на навершиях боевых стягов? На навершиях, найденных под Кривым Рогом в 2017, также видны отверстия под колокольчики.
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 27