Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 21 окт 2018, 23:34

Лемурий писал(а):Обращаю внимание на побег Игоря по рассказу Ипат. летописи:

Се же избавление створи Господь в пятокъ в вечерѣ. И иде пѣшь 11 денъ до города Донця, и оттолѣ иде во свой Новъгородъ, и обрадовашася ему. Из Новагорода иде ко брату Ярославу к Чернигову, помощи прося на Посемье. Ярослав же обрадовася ему и помощь ему... обѣща. Игорь же оттолѣ ѣха ко Киеву, к великому князю Святославу, и радъ бысть ему Святославъ, такъже и Рюрикъ, сватъ его...(Ипат.1185)

Конечный путь даже по летописи к Киеву, но самое главное, намерение женить детей Игоря и Рюрика было уже в 1185 году, хотя свадьба состоялась лишь осенью 1188, когда Игорь оказался в «Русской земле» Рюрика, а не у стола своего сюзерена «отче господине» Святослава, направление к церкви Мстиславичей лишний раз это подтверждает.


Уважаемый Лемурий, если исходить из того, что в Ипатьевской летописи упоминается о свате Игоря Рюрике, т.е. фактически между Игорем и Рюриком был заключен "договор о намерениях", то и в случае с походом Игоря на половцев такие намерения присутствуют между Игорем и Кончаком, который "тогда же на полчьи Кончакъ поручися по свата Игоря зане бяшетъ раненъ...". Великодушен Кончак - Игорь идет на его кочевья, а он прощает его и берет под свою ответственность. предоставляя Игорю достаточно большие привелегии. Видимо, коли сватом летописец именует Игоря, то и поход князя был свадебным. Нигде ранее в летописях о сватовстве не упоминалось. Разве, исследователи предполагали. что князь и хан могли договориться о будущей женитьбе своих детей. когда бежали к Городцю в одной лодье в 1180 г.
Неспроста летописец акцентирует внимание на слове сват. Скорее всего поход был свадебным и вежи атакованные Игорем были свадебным поездом и даже Ипатьевская летопись повествует о том, что первым к вежам поехал Владимир, видимо, Игоь не опасался потерять сына в битве, т.к. там ожидала его невеста.
Иное дело, что половцы не зная намерений Игоря напали на по сути мирное предприятие, или же инициатором этого нападения был Кза, решивший отомстить за свою обиду, что более вероятно, т.к. Кза принадлежал к другой ветви половцев и не входил в орду Кончака и Кончак не имел на него особого влияния.
Собственно, чем отличается Игорь сват Рюрика от Игоря свата Конака? Ничем.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 21 окт 2018, 23:59

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Прощение Игоря Богом происходит уже в плену, трудно согласиться с мыслью, что полное прощение Богом он получает только через два года после побега.
- да и в летописи ведь именно КАК ВЫ ПИШИТЕ так и прописано, что Игорь из плена сразу поехал к Ярославу а потом к Святославу и "радъ бысть Святослав ему, так же и Рюрик сватъ его". Тут Рюрик явно на вторых ролях. Стало быть не надо тут русскую землю за ухи к одному Рюрику притягивать. Игорь прибыл в Русскую землю, а именно в свой Донец и солнце засияло для него по-другому.
Лемурий писал(а):А КАК он оказался в земле Рюрика? Читаем выше про плечи и голову: жена - плечи, муж - голова, тяжко одному без другого. А когда у детей Игоря и Рюрика был династический брак? 25-27 сентября 1188:
- жена не плечи а шея. А муж голова это уж точно. Голове Руси Святославу тяжко было без Игоря и Владимира Глебовича, а телу Руси тяжко от того что не слушались мстиславичи голову.


Да, главное было договориться со Святославом, как со своим сюзереном, ведь поход Игоря не прошел даром для Руси. был осажден Переяславль, взят и сожжен Римов. Пострадали и земли Игоря. Игорю главное было попросить прощения у Святослава за необдуманный поход. повлекший достаточно плачевные последствия.
Судя по моим наблюдениям над возможными тайнописными прочтениями я склоняюсь к мысли, что речь о голове и плечах относится к вере в Бога. Голова - князь, плечи - православная вера: "тяжко княжеской голове без опоры, плечей. Собственно говоря, основная идея "Слова" в том и заключается. Игорь охвачен грехом гордыни, попирая духовные начала православия - его плечи.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 22 окт 2018, 00:48

краевед писал(а):...коли сватом летописец именует Игоря, то и поход князя был свадебным...

Уважаемый краевед, в свадебный поход по 5000 воинов в полном вооружении не ходят, сторожей в бороне не пугаются, друг друга насмерть не убивают, детей с жёнами в полон не берут. После первого дня конференции предлагали купить каталог собрания иллюстратраций к СПИ разных художников. Рассказали, что в советское время цензура, в частности некоторые гравюры Фаворского В.А., не допускала к публикации, а касались они пленения половецких жён и детей, например как здесь:

Изображение
Н.М.Бондаренко «...помчали красных девушек половецких». Кат.69

краевед писал(а):Собственно, чем отличается Игорь сват Рюрика от Игоря свата Конака? Ничем.

Ошибаетесь. Брак детей русских князей равный брак, а брак с «полем» принижение князю:

    "Русские князья никогда не отдавали своих дочерей замуж за ханов, хотя сами часто женились на знатных половчанках. В данном случае безотказно действовал неписаный закон средневековья: в тех случаях, когда кочевые правители стояли во главе сильных государственных объединений, владетели соседних оседлых государств не только брали из степи жен, но и отправляли своих дочерей и сестер в жены степному властителю, подчеркивая этим свое равноправие с ним. Можно безошибочно судить о степени влиятельности кочевого объединения по тому, брали ли жен из него или вообще не роднились с ним и, что особенно существенно, отдавали ли в него своих родственниц. Так, не известно ни одного случая браков русских князей с дочерьми вассальных черных клобуков, переяславских торков или черниговских коуев. С «дикими половцами» и со всеми остальными половецкими ордами русские князья охотно роднились. Начиная со Святополка, взявшего за себя дочь Тугоркана в 1094 г., браки с половчанками стали, по-видимому, частым явлением среди русской знати и особенно князей, которым постоянно нужны были союзники и наемники в войнах. Характерно, что Святополк женился на дочери половецкого хана после сокрушительного поражения, которое он потерпел от будущего тестя. Несмотря на то что в данный момент женитьбы русский князь был слабее, он не отдавал в степь свою дочь или сестру, а, наоборот, брал из степи девушку. Этот акт был официальным признанием кочевых соседей в качестве достаточно самостоятельной и влиятельной «организации». Однако в целом сила и международный вес половецких ханов были значительно меньше, и ни один из них за все время пребывания в южнорусских степях половецких орд и объединений так и не смог получить в жены русскую княжну. Вот потому-то уникальная история матери Мстислава Владимировича и нашла отражение в летописной записи...."
    -----
    С.А. Плетнева "ПОЛОВЦЫ", Москва, изд. "Наука", 1990, С.103
Логичней было бы предположить, что сговор напасть на пустые вежи в 1183, пока основные силы выступили против русских князей, был первой попыткой расторгнуть договорённость с Кончаком о браке его дочери и Владимира Игоревича. Первая попытка не удалась из-за встречи с 400 всадниками, повторную отложили до 1185.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 22 окт 2018, 06:35

Лемурий писал(а):и ни один из них за все время пребывания в южнорусских степях половецких орд и объединений так и не смог получить в жены русскую княжну. Вот потому-то уникальная история матери Мстислава Владимировича и нашла отражение в летописной записи...."
- а сходу разве не видно, что антилогика этой фразы зашкаливает? Мстислав Владимирович понятно что сын Владимира Мономаха и при чём тут тогда разбор факта что русских жён половцам не давали? Уникальная история жизни Гиты Гаральдовны Уэссекской нашла отражение в летописной записи потому что половцам не давали русских жён?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 22 окт 2018, 07:39

Да, судьба Гиты Уэссекской здесь не причём, не обратил внимание при цитировании. Но в целом так и есть, брак детей князей и половецев равным не считался. К такому браку стремилась больше степень, чтобы возвыситься в глазах соплеменников, для русских же князей наоборот. Хотя здесь не без исключений: Андрей Боголюбский - сын дочери хана Аепы, отец Игоря Святослав Ольгович - сын дочери хана Осолука, сам Рюрик был женат на дочери хана Белука.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 23 окт 2018, 23:41

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):...коли сватом летописец именует Игоря, то и поход князя был свадебным...

Уважаемый краевед, в свадебный поход по 5000 воинов в полном вооружении не ходят, сторожей в бороне не пугаются, друг друга насмерть не убивают, детей с жёнами в полон не берут.


Уважаемый Лемурий, точное количество русского войска отправившегося в поход и до сих пор неизвестно, его доводили и до 8.000 тыс. и до 10.000 в зависимости от предположительной цели похода - набег на ближайшие кочевья или же более широкомасштабные боевые действия направленные в глубь половецких территорий. Количество 5.000 тыс. воинов тоже под большим вопросом. Даже если это и так, В.Н.Татищев пишет, что их: "многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5.000". В.Н.Татищев. История Российская. Т.3, М. - Л., "Наука", 1964, С.136
Исследователи, предполагавшие свадебный поход пытались ответить на этот вопрос, полагали, что Игорь затевал совместный с Кончаком поход на Переяславль, но русское войско неожиданно было атаковано Кзой.
Тем не менее, русское войско могло быть и значительно меньше этих цифр. Удивляет нерешительность сторожей, предлагавших Игорю не входить в половецкое поле: "ратници ваши (Х.П. наши) соз доспехомъ ездять да или поедете борзо или возвратися домовь яко не наше есть веремя". Создается впечатление, что сторожа не от князей была послана - "ваши ратницы", а пришла откуда-то со стороны, будто это не их не касается. В Х.П. исправлено на "наши" и еще более запутывает ситуацию, получается, что они испугались своих ратников.
Не исключена возможность того, что силы русского войска были малочисленны и перед ними стояли не боевые задачи. Как то не вяжется такой ответ сторожи с целями боевого похода: "яко не наше есть веремя". Так можно было сказать в случае каких-то других целей похода, но не боевых.
Вызывает удивление повествования о половцах узревших приближающееся русское войско и беспечно СТОЯЩИХ, а не УБЕГАЮЩИХ от русских дружин: "веже своя пустили за ся а сами собравшася от мала и до велика СТОЯХОУТЬ на онои стороне рекы Сюорлия" - "за себя пустили вежи, а сами собрались и малые (дети) и большие, стоят на другой стороне реки Сюорлий". В повествовании ипатьевского летописца указывается, что в движении только русское войско. В то же время в описании действий половцев присутствует статистическая картина. Слову "стоять" вполне синонимично слово "ожидать". Половцы ЖДУТ русское войско. Такая картина соответствует именно свадебным обрядам, когда жених едет к невесте, а его к ней не пускают без выкупа. И в Ипат .л. одним из первых князей, который поехал через Сюорлий в половецкий стан был именно Владимир Игоревичь вместе со Святославом и ковуями. Почему Игорь без опаски отпустил сына на вежи? Да просто не предполагалось никаких боевых действий. На вежи поеал жених за Кончаковной. Игорь и Всеволод: "по малу идястя не роспустястя полку своего". Игорь с Всеволодом шли прикрывая тыл от нападения. Указывается. что и половецкие полки стояли поодаль, видимо, с той же целью. охраны свадебных веж.
Об этом повествуется и в "Слове": "потопташа поганыя полкы половецкыя". Будто бы из этих строк все ясно, русское войско с легкостью смяло сопротивление половцев, буквально втоптав их в землю. Удивительным образом в тексте появляется скрытое прочтение, В КОРНЕ изменяющее смысл повествования:

КНЯЗЮ СЛАВЫ СЪ ЗАРАНИЯ ВЪ ПЯКЪ ПО
Т ОП ТАША ПОГАНЫЯ ПОЛКЫ ПОЛО
В ЕЦ КЫЯ И РАССУШАСЬ СТРЕЛАМИ ПО
П ОЛ Ю ПОМЧАША КРАСНЫЯ ДЕВКЫ ПО
Л ОВ ЕЦКЫЯ А СЪ НИМИ ЗЛАТО И ПАВО
ЛОКЫ И ДРАГЫЯ ОКСАМИТЫ ОРЪТ

ПОЦЕЛОВО

Происходит не битва с половцами, а братание!
А затем уже описывается степной обряд умыкновения невесты.

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Собственно, чем отличается Игорь сват Рюрика от Игоря свата Конака? Ничем.

Ошибаетесь. Брак детей русских князей равный брак, а брак с «полем» принижение князю:

Логичней было бы предположить, что сговор напасть на пустые вежи в 1183, пока основные силы выступили против русских князей, был первой попыткой расторгнуть договорённость с Кончаком о браке его дочери и Владимира Игоревича. Первая попытка не удалась из-за встречи с 400 всадниками, повторную отложили до 1185.

Не могу согласиться, что брак с половецкими князьями был унизительным для русских князей. Как и в случаях равных династийных браков, русских князей с русскими же княжнами, такие браки имели целью заручиться поддержкой поля в случаях военных конфликтов среди самих князей в борьбе за стол, как и было в 1180 г., когда Святослав пригласил половецкое войско при борьбе с Рюриком за киевское княжение. После этой битвы Игорь и Кончак стали сватами.
Ни события 1183 г., когда случилась распря Игоря и Владимира Глебовича при походе на половцев к реке Хирия, ни поход Игоря 1184 г., когда идя в половецкое поле он повстречал половецкий отряд Обовлы Костуковича не указывают на разрыв союза с Кончаком, а напротив только подтверждают укрепление этого союза, всячески поддерживаемого Ярославом Черниговским, отказывающемуся под разными предлогами идти на половцев, равно как и Игорь, опоздавший в начале 1185 г. на битву с войском Кончака и воспользовавшийся этим разрушив христианский город Глебов, о чем потом горько сожалел на Каяле.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 24 окт 2018, 08:26

краевед писал(а): Создается впечатление, что сторожа не от князей была послана - "ваши ратницы", а пришла откуда-то со стороны, будто это не их не касается.
- уже с Userdez всё это разжевали - это были дозорные из крепости Холки. ...
краевед писал(а):Не исключена возможность того, что силы русского войска были малочисленны и перед ними стояли не боевые задачи.
- там были полки четырёх князей а у Всеволода кроме трубчевцев ещё и куряне. Плюс полк ковуев от Ярослава Черниговского. .........
краевед писал(а):Вызывает удивление повествования о половцах узревших приближающееся русское войско и беспечно СТОЯЩИХ, а не УБЕГАЮЩИХ от русских дружин:
- про беспечно стоящих это Вы загнули. Они как раз луки свои натягивали. Цитируйте летопись до конца. Половцы дождались русских, пустили по стреле и начали своё ОБЫЧНОЕ притворное отступление. Чему Вы удивляетесь в поведении половцев когда на утро Игорь оказался полностью окруженным. .........
краевед писал(а):В повествовании ипатьевского летописца указывается, что в движении только русское войско. В то же время в описании действий половцев присутствует статистическая картина.
- просто Вы не дочитали этот рассказ до конца. :D
краевед писал(а):перед ними стояли не боевые задачи. Как то не вяжется такой ответ сторожи с целями боевого похода: "яко не наше есть веремя". Так можно было сказать в случае каких-то других целей похода, но не боевых.
- цель похода прояснится если Вы не будете подменять реку Дон другими реками.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 25 окт 2018, 00:12

1. Жевали. жевали, да не разжевали до конца, чья сторожа приехала к Игорю. Интересно получается, Игорь посылает СВОИХ сторожей из своего войска для разведки обстановки, а они вдруг возвращаясь обратно превращаются в жителей Холка, а почему не, например, жителями пограничного городка у с. Гайдары Змиевского района?
Сторожа были посланы из войска Игоря, а не из какого-то городка: "тоу же к нимъ и сторожеви приехаша ихже бяхоуть послале языка ловить и рекоша приехавше видихомся с ратными ратници ваши (Х.П. нашими) соз доспехомъ ездять да поидете борзо или возворотися домовь яко не наше есть веремя".
В этом рассказе удивляет слово ВИДИХОМСЯ, т.е. видели друг друга. Если бы сторожа скрытно наблюдала за противником, то в этом случае уместно было бы употребить форму - "видевше". В случае же с ВИДИХОМСЯ становится ясно, что сторожа виделась с ратниками и именно от них получила информацию о том, что в степи неспокойно. Кто же тогда эти загадочные наши ратники? Я предположил, что это передовой отряд Всеволода, если речь могла идти о наших в смысле русских ратниках. Есть и другой вариант, что этими нашими ратниками могли быть и половцы, но в том случае, если это половецкая сторожа, выдвинутая вперед для того, чтобы провести войско Игоря к свадебным вежам. В этом случае половецкая сторожа действительно могли быть "нашими половцами".
2. Количество войска в княжеских полках приблизить к современным понятиям о количестве воинов в полку. состовляющее 1.000 воинов можно весьма условно. Скорее всего в походе участвовали княжескии дружины, количество которых не превышало 400-та всадников у каждого из князей, а ковуев было не более ста сабель.
3. Совершенно статическая картина. Все события развиваются вокруг неподвижных веж. Что в первую очередь спасали бы половцы от нападения русского войска? Своих жен и детей, угоняя вежи подальше от противника, как в походе к р. Хирия 1183 г., когда основная задача половцев была спасти вежи: "половце котории оутягли переити вежами спасошася а которыи не утяглы а тех взяша". В нашем случае, половецкие вежи не только не двигаются, но и их обитатели, жены и дети, спокойно "стояхоуть" на берегу реки Сюурлия как простые наблюдатели. Летописный рассказ я читал до конца и сделал определенные выводы из него относительно действий половецких воинов: "и выехаша ис половецкыхъ полковъ стрелци и поустиша по стреле на Роусь и тако поскочиша Роусь же бяхоть не перехала еще реке Сюрлия поскочиша иже и ти половци силы половецькии которыии же далече рекы стояхоуть". Интересно получается, русское войско еще на отдалении, а половцы пускают на них стрелы, и то только по одной. Из рассказа явствует, что пускаемые стрелы не должны были причинить русскому войску вреда, не долетев до него. Далее. Половецкие стрельцы "поскочиша", а за ними и другие половецкие полки, которые дальше стояли. Куда поскакали? На встречу русскому ворйску брататься, а вежи стоят и не двигаются. Все повествование летописи вращается вокруг веж. Все в движении, а вежи стоят как вкопанные. Создается впечатление, что преследование половцев происходит по кругу относительно веж. Это не больше, чем инсценировка боя. Наконец "боевые" действия заканчиваются и русское войско "захватывает" беззащитные вежи со всем добром. т.к. их защитники пробежали сквозь вежи.
4. О реке Дон упоминает только Лаврентьевская летопись. В то же время Ипатьевская, более подробная реки Дон в походе Игоря не знает, а конкретно указывает на Донец, Оскол, Сальницу и половецкий Сюурлий. В ней не остается места для Дона. Все события привязываются к реке Северский Донец в современном понимании этого гидронима и возможно его притоков Сальницы и Сюурлия. К реке Дон в современном понимании Игорь не ходил.
Нет никакой уверенности в том, что события похода произошли исключительно в междуречьи Сев.Донца и Оскола. События похода могли развернуться и на правобережьи Сев. Донца.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 окт 2018, 13:33

краевед писал(а):...точное количество русского войска отправившегося в поход и до сих пор неизвестно, его доводили и до 8.000 тыс. и до 10.000 в зависимости от предположительной цели похода - набег на ближайшие кочевья или же более широкомасштабные боевые действия направленные в глубь половецких территорий...

Уважаемый краевед, ранее была такая тема: НГ: Сколько воинов было в полку Игоря?, где в большинстве случаев сходятся на 8.000 воинах:

Вопрос о количестве воинов, принявших участие в П., решается исследователями достаточно приблизительно, на основании общих соображений и летописных сведений о численности войск в др. походах рус. князей. Оценки колеблются гл. образом в пределах 4—9 тысяч воинов (Афанасьев. Вероятный путь... — ок. 4 тыс.; Федоров. Кто был автором... С. 27—28 — 6—8 тыс.; Гетманец. Тайна реки... 1-е изд. С. 93; 2-е изд. С. 59, 99 — 6—8 тыс.; Гойгел-Сокол. «Слово...». С. 152 — 4—9 тыс.; Грум-Гржимайло. О битве... С. 25—5 тыс.; Иванов А. «Тули отворени...». С. 181 — 6—8 тыс. и др.), что примерно соответствует сведениям Татищева о том, что в результате поражений рус. войск на Каяле половцы «многих порубили, а достальных с князи разобрали по рукам более 5000» (История Российская. Т. 3. С. 136). По мнению Б. Зотова, высказанному без какой-либо аргументации, в П. принимало участие 10—14 тысяч воинов (Шел к синему морю. С. 53).
------
А.Г. Бобров А. Г. Поход Игоря Святославича на половцев 1185 г.// Энциклопедия СПИ в 5 т., СПб., 1995. Т. 4., С. 160—169

И даже, под впечатлением от разбивки Рыбаковым героев на два лагеря Ольговичей и Мстиславичей, была такая версия:

Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ... тебѣ, тьмутораканьскый (= тьму тораканьскый ) блъванъ

можно предположить, что речь идет о 10 000:
...понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов.
---------
В.Н. Татищев. История Российская, т. II, М.-Л. 1963, с.155

Но на сегодня, разобрав «Слово» до конца, вижу, что не стал бы ругать Автор героя так откровенно, если желает примирения «страны ради, грады веселы» Ольговичей с Мстиславичами после 40-летней усобицы. Хотя, «тебѣ бълванъ» обращение к кому-то живому, кто не желает слышать предостережение Дива, что половцы идут.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 окт 2018, 13:51

краевед писал(а):Половцы ЖДУТ русское войско. Такая картина соответствует именно свадебным обрядам, когда жених едет к невесте, а его к ней не пускают без выкупа...

    «Два дня мы были в перестрелке.
    Что толку в этакой безделке?
    Мы ждали третий день.
    Повсюду стали слышны речи:
    «Пора добраться до картечи!»
    И вот на поле грозной сечи
    Ночная пала тень...»(с)
Кто к нам 1812 с «гостинцами» пожаловал: «жених» или «невеста»? Вот уж ждали мы «друга» так ждали.
А если серьёзно, открывайте «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия в древнерусском переводе XI-XII вв, Лидия Викторовна на конференции сравнительные цитаты как раз раздавала, и найдёте там описание «битва как свадебный пир».

Изображение
Перетц В.Н. К изучению СПИ III «Слово» и «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия // ИОРЯС за 1924 г., 1925, Т.29, С.52
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 25 окт 2018, 18:05

Со свадебным походом все просто: Помолвка не помешала нападению Игоря. Нападение не помешало женитьбе. Между помолвкой и женитьбой должна быть свадьба. Развивая эту мысль, Автор представляет битву свадебным пиром, где кровь льется как вино. Очередной брак с половчанкой таит в себе новый приход половцев на Русь и новую войну. И все это свадьба с полем.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 окт 2018, 18:52

corvin писал(а):Помолвка не помешала нападению Игоря. Нападение не помешало женитьбе.

Вообще-то, Игорь ТЕМ ЖЕ СОСТАВОМ и в 1183 (по Ипат.) пытался напасть.

    "Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
    У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
    К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
    Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:

    "Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)..."

    --------
    Рыбаков Б.А. ПЕТР БОРИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, С.66-67
Странно ходить в "свадебный" поход дважды и испугаться первый раз 400 всадников Обовлы Костуковича, даже повернуть всем войском назад, но так до "невесты" и не добраться.

corvin писал(а):Между помолвкой и женитьбой должна быть свадьба. Развивая эту мысль, Автор представляет битву свадебным пиром, где кровь льется как вино. Очередной брак с половчанкой таит в себе новый приход половцев на Русь и новую войну. И все это свадьба с полем.

Это поэтические приёмы: битва - свадебный пир или "жатва плевел", как в эпизоде с Всеславом Полоцким и оба поэтических образа присутствуют в СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 25 окт 2018, 21:20

Лемурий писал(а): не стал бы ругать Автор героя так откровенно, если желает примирения «страны ради...


Теперь вижу, что конференции вельми полезны.))

тьма значит 10 000 тараканов.
---------


Думаю, что можно и Татищевских "тараканов" выкинуть из головы.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1946
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 25 окт 2018, 23:29

userdez писал(а):Думаю, что можно и Татищевских "тараканов" выкинуть из головы.

Всенепременно воспользуюсь советом знаемого курянина сразу как тот объяснит к КОМУ обращается Автор, когда пишет:

    Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.

"Тебѣ" - личн. местоим. 2-го л. дат. пад. ед. ч.

Срезн.
Изображение

Личное обращение не может быть к статуям, а может быть только к живому существу, который не слышит Дива, предостерегающего все пограничные земли и лишь некий бълванъ его не слышит. О ком речь?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 26 окт 2018, 09:34

Лемурий писал(а):к КОМУ обращается Автор, когда пишет:

Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
- Автор пишет что к этому всему обращается Дивъ.
Лемурий писал(а):Личное обращение не может быть к статуям, а может быть только к живому существу
- а как Дивъ непосредственно к Волге обращался? Слушай Волга, солнце затмилось - тебе карачун или как? ....
Лемурий писал(а):"Тебѣ" - личн. местоим. 2-го л. дат. пад. ед. ч.
- О, Руская земле, за шоломянемь еси. Еси - 2-е лицо и ед. число = ТЫ ЕСТЬ, и ничего, обращается. "О, Днепр Словутичь", "О, Донче, не мало ти величия".
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 42