Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 дек 2016, 22:28

Арсений писал(а):
Андрей Чернов писал(а):Г. К. Вагнер называет это существо «драконовидным барсом» (Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. С. 62). Но ничего «кошачьего» в этом образе нет: на вершине Древа (капитель колонны) сидит и впрямь «драконовидное» крылатое существо с птичьими лапами и клюет плоды Древа.

Лучше один раз увидеть:

Изображение

:arrow: РусАрх: Е.И. Архипова РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ РЕЗЬБА БОРИСОГЛЕБСКОГО СОБОРА В ЧЕРНИГОВЕ

Андрей Чернов писал(а):Второй портрет Дива обнаруживаем на арке бронзовой на-престольной сени XII в. из Вщижа. Это работа русского мастера Константина, чье имя есть на отливке... Две арки найдены при раскопках середины XIX в. в алтаре разрушенной Батыем церкви. Сегодня они хранятся в ГИМ (Рыбаков Б. А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж. М., 1953. С. 98–120). Див на вщижских арках в той же позе и так же клюет плод Древа, как на капители из Чернигова. А под ним дракон-Велес, заглатывающий свой хвост. Б. А. Рыбаков, и сам копавший Вщиж, указал на то, что арка представляет из себя модель языческой вселенной, а держат ее оформленные в виде голов ящеров вертикальные штыри. Но грызущих свои хвосты (или корни Мирового Древа) дракончиков историк не разглядел и на Дива внимания не обратил. В верхней части арки еще одно изображение Дива.


Изображение
Вщижская бронзовая арка, XIIвек
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 10 дек 2016, 07:44

Лемурий писал(а):Лучше один раз увидеть:
- Ваша правда, ибо видим мы на первой иллюстрации отдельно барса и отдельно какую-то птицу вроде бы даже и с хвостом ящерицы и опять начинают "грызть смутные сомнения" зачем? Зачем им всё это надо? Кому это надо так запутывать темы своими нелепыми баснями? ......... На иллюстрации арки тоже видим, что никакой такой Дивъ свой хвост НЕ КЛЮЁТ, ибо одна и та же по форме птица впаяна в эту арку аж 6-ть раз и хвостовое оперение её, а не драконий хвост, вполне себе понятно где располагается.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 10 дек 2016, 11:41

По барсу-птице всё просто: Вагнер описывал капитель целиком (илл. выше), а Чернов иллюстрацию из книги Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993. С.62:

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 10 дек 2016, 13:12

Лучше один раз увидеть:

Язычество древней Руси -Б.А. Рыбаков
Часть вторая: Апогей язычества
Глава шестая: Язычество северных окраин
Изображение
Самым интересным и неожиданным являются изображения над этими
плетеными узлами с корнями в непосредственном соседстве с восходящим
и заходящим солнцем собако-птицы, вплетенной в небольшой
орнаментальный узел. Эти "семарглы" (о которых подробнее будет
сказано ниже) находятся между солнечными кругами (под ними) и
плетенкой, символизирующей корни (над нею). Как и надлежит, крылатые
псы охраняют ростки и корни растений 77.
...
Подземный и подводный ярус представлен на каждой арке двумя
ящерами-подставками, огромные морды которых вытянуты вверх и
вторгаются в земное пространство, что вполне соответствует
земноводной сущности ящера.
http://bibliotekar.ru/rusYazRusi/14.htm


Изображение

Изображение
http://barucaba.livejournal.com/148642.html
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 10 дек 2016, 15:44

http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=022&pagefile=022-0006
22. (1999). Стихирарь, устав., напис. 1303 года,
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1913
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 10 дек 2016, 17:47

Mitus писал(а):
Арсений писал(а):Див в «Слове» противопоставлен знамению солнечного затмения.
- и что дальше? В СПИ и без Вас и Чернова ясно прописано "Спала князю умъ похоти и жалость ему знамение заступи". Яснее ясного, что Дивъ олицетворяет все эти гордости и тп Игоря, и мы уже это обсуждали и наработки Чернова в отношении гордыни Игоря уже обсуждали и признали, но что же такое Дивъ всё равно не проясняется -
Mitus писал(а): Mitus писал(а):
это не значит, что сам Дивъ и есть гордыня... Нет в др-рус памятниках и намёка на такое понимание слова "дивъ".

- и это как раз про версию Чернова в которой Дивъ не гордыня а лишь олицетворяет гордыню:


В отношении св. Петра понятно, что его "Див обуял", так как он на мгновение мог потерять контроль над собой (успокоение, урежение дыхания и сердцебиения-впоследствии кислородное голодание мозга и временная потеря контроля над собой). У Игоря вместо успокоения, наоборот, увеличение частоты дыхания и сердцебиения без потери контроля над собой, то есть нельзя сказать, что "Див обуял" помимо воли (кислородное голодание мозга при учащении дыхания и сердцебиения это другой вид патологии работы сердца). Видимо, действительно, это стремление достичь побед вопреки обстоятельствам, сложности с самооценкой (гордыня?), хотя затмение еще мало о чем говорит.
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 11 дек 2016, 19:12

Див отличается от грифона, хотя и является его отечественным аналогом (рисунок см. по ссылке).

"ДИВ

Вымышленная или фантастическая фигура великорусской геральдики, являющаяся отечественным аналогом античного грифона и представляющая идущего крылатого льва с головой и клювом орла. Этот образ был известен еще праславянам в скифско-сколотские времена, когда на скифском пограничье для увенчания древков родоплеменных или военных знаков применяли бронзовую фигуру крылатого полульва-полуорла.
Греки называли это мифологическое существо «собакой Зевса» и можно предположить, что слово ДИВЪ является прилагательным от древнерусской формы имени Зевса (Zeus, Dios) Дий, Дый - диивъ, дыивъ, т.е. «принадлежащий Дию»

Див и Семарглы. Деталь Золотых врат Рожденственского собора в Суздале. XII век.

В древнерусской мифологии див приурочен к верхнему, небесному миру и имеет космогоническое значение. Он – представитель высшей мировой силы, ежегодно побеждающей мертвящее начало «кощных сил, сиречь тьмы кромешной», а по велению высшего бога руководит поисками Кощеевой смерти.
Див дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»: «дивъ кличетъ връху древа» и «уже връжеся дивъ на землю». Принципиальные отличия дива от грифона обусловлены устойчивостью его образа в древнерусском зодчестве и прикладном искусстве XI - XIII вв. и заключаются в следующем:
1) орлиными изображаются только голова и крылья дива, а не вся передняя часть тела вместе с передними лапами;
2) всегда одноцветная фигура дива чаще всего обременена знаками плодородия;
3) помимо шествующего див может изображаться и терзающим какого-либо зверя." (http://www.liveinternet.ru/users/orhide ... 157924424/ )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 11 дек 2016, 23:01

Расскажите как Див, еже св.Петра обуял, мог забраться на древо, а потом рухнуть на землю?
Проверяйте версию на контекст.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 12 дек 2016, 20:29

сон разума рождает ... "Дива"
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 12 дек 2016, 22:01

Прежде прошу посмотрите материал Владимира Орлова по Диву рязанскому. Место грифонов не на дереве, а под началом Дажьбога. В случае с Игорем, вероятно, автор наделил их правом объявить половцам "иду на Вы", Это право Великого Князя, а Игорь им не был. Див и бросился на землю потому, что объявлять то объявлял, но не предвидел поражения (про поражение кричать не будешь). Получается Игорь это олицетворение Дажьбога в условиях конкретного похода, а Див его подручный.
Про словосочетание "Див обуял" повторю, что человек в таком состоянии "себя не помнит". Игорь же отдавал себе отчет, что идет против обстоятельств. Человек себя не помнит чаще всего в условиях наркотического состояния. Это люди знали со времен райского сада, где росли смоковницы. Видели они и массовые психозы из за знамений, и случаи "тихой утраты контроля" как это было в случае Св. Петра. Часто такое сопровождается "видениями" (галлюцинациями). Это все и есть "Див обуял", то есть как бы без видимых причин, без стремления достичь такого состояния, и часто выдается за "откровение". Другие же поняли, что "видений" можно достичь при помощи специальных техник (йога, "умная молитва" и т.д.). Это все разные методы достижения кислородного голодания мозга, приводящего к галлюцинациям, только специальные техники и вещества выдают уже сознательное стремление к "видениям". Св. Петр был предрасположен к такому, можно предположить, из за особенностей своего организма: редкого сердцебиения и низкой частоты дыхания. Это вызвано было тем, что большую часть жизни он занимался тяжелым физическим трудом и организм приспособился (как у олимпийского чемпиона Петра Болотникова). Достигнув успокоения (на крыше), возможно, безотчетно перешел грань, когда сердцебиение и дыхание замедлились настолько, что из за кислородного голодания мозга потерял контроль над собой. Последствия могли быть печальными, но обошлось, так как транс был непродолжительным с легким возвратом к нормальному состоянию. Шаманы применяют противоположное-доводят себя до транса плясками (нам нравится хоровод). Предрасположенных к трансу немного, поэтому последствий мало. Предрасположенные же часто заканчивают психическими расстройствами.

"Надо отдать должное, доверчивостью грифонов Дажьбог не злоупотреблял. К их помощи он прибегал лишь тогда, когда Солнце «поднималось в гору» и его небесная дорога становилась всё отвеснее. Соответственно, изображение Дажьбога на колеснице, запряжённой грифонами, символизировало не просто Солнце как таковое, а конкретно Солнце на отрезке между днём весеннего равноденствия и днём летнего солнцестояния, между 21 марта и 21 июня, между началом астрономической весны и началом астрономического лета." (http://www.history-ryazan.ru/node/4503 )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 12 дек 2016, 22:47

Этот бред Арсения мог появиться не иначе, как только после кислородного голодания. Похоже, он все темы будет толкать эту идею фикс.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 13 дек 2016, 10:07

Всякое занятие полезно без крайностей. Йогины не пишут о последствиях крайностей, но материалы есть. АИФ констатирует и психические заболевания, и т.д. Высшая цель-самадхи связана с галлюцинациями, то есть кислородным голоданием мозга, и часто вызывающие у себя состояние самадхи это потенциальные клиенты психиатра, так как глубокое кислородное голодание мозга не проходит бесследно. Исихазм -это одна из разновидностей восточных техник достижения «блаженства» (умное делание молитвы). Такого блаженства достигают лишь немногие предрасположенные по показаниям работы сердца. Остальные могут считать свои занятия разновидностью физкультуры. Про шаманистов отдельный разговор.
Игоря же можно назвать не «объятым гордыней», а одержимым целью похода в степь. Возможно, тут тоже «Див обуял», но одержимость здесь осознанная.

"Заболевания, провоцируемые йогой:
Психические расcтройства.
Ухудшение зрения.
Растяжение связок.
Повреждение суставов.
Микротравмы позвоночника.
АИФ No25 от 23 июня 2010
Последователи йоги считают, что понять самадхи можно только пережив это состояние. Свами Вивекананда писал о самадхи: «Когда сознание поднимается выше пределов самосознания, он называется самадхи»«Йога говорит, что случайно впадать в это состояние очень опасно (выделено нами. В.П.). Во многих случаях является опасность повредить мозг» Кроме того, впадающие в состояние самадхи «подвержены галлюцинациям».
... для нас, православных христиан, существует исихастский опыт восточного христианства, где при определенных религиозных условиях можно достичь святой духовной жизни во Христе, мира и «исихии» (тишины) в любви." (http://stavroskrest.ru/sites/default/fi ... rnik_0.pdf )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 13 дек 2016, 20:51

Вам уже пытались показать всю вульгарность ваших представлений о психотехниках. Но у вас пунктик насчёт некого кислородного голодания. Вы напоминаете RedFox-а, деятеля с других форумов. У него другая мания — зациклен на лево- и правостороннем мышлении. Попытки доказать ему, что он берёт здравые научные представления и перевирает их в полную глупость, ни к чему не привели. Могу привести в пример и других персонажей. И у каждого из них своя шиза.

По Игорю вообще цирк. Это значит, что в походе его сопровождала группа врачей с соответствующей аппаратурой. И они постоянно снимали его физиологические показания, которые затем были отражены в Слове, как в неком зашифрованном медицинском личном деле.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 13 дек 2016, 22:31

Я лишь пытаюсь разделить-сложить понятия, прозвучавшие в теме (Див обуял, гордыня и т.д.). Вы спорите не со мной, а с авторами, на которых я ссылался, и возразить, видимо, нечем. Одержимость Игоря походом на половцев (не транс, я хотел сказать) заметна без врачей.

"Йога: факты, свидетельства, исследования. Сборник статей. Вашему вниманию предлагается подборка статей, посвящённых критическому анализу йоги. Своё мнение о йоге высказывают йоги, врачи, христиане." (http://stavroskrest.ru/sites/default/fi ... rnik_0.pdf )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 16 дек 2016, 21:21

Арсений писал(а):Одержимость Игоря походом на половцев (не транс, я хотел сказать) заметна без врачей.
- скорее в СПИ говорится о желании достичь Дона, а по мнению бояр Святославовых даже и Тьмуторокани... А уж Ипатьевская летопись так та чёрным по белому прописывает, что в планы Игоря вообще не входили столкновения с половцами.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29