userdez писал(а):https://lib-fond.ru/lib-rgb/304-i/f-304i-698/
РГБ, Ф 304/1, № 698, 16 век, Житие Сергия Радонежского.
Просмотрел рукопись, но Вашей цитаты не нашел. Нет ли у Вас выходных данных приведенной цитаты? Но думаю и здесь, как с Феодосием, восхваляется духовность в младые годы: "возрастом ТЕЛЕСНЫМ".
Конечно,
есть:
«Болѣ двадесятий лѣт видимою връстою, болѣ же ста лѣть разумным остроумием: аще бо и млад сый взрастом телесным, но старь сый смысломь духовным и сврьшень божественою благодатию…»
——
Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия-чудотворца и похвальное ему слово, написанное учеником его Епифанием Премудрым в XV веке» // Памятники древней письменности и искусства, Т.58, СПб., 1885.
См. контекст: речь о том, что разума не по годам, а 1:5. Если бы Заточник был юнец, то разумом как у обычного взрослого, тогда бы он ничем не отличался от других думцев князя, а именно на это место он себя предлагает, а так он говорит, что разума в нем 1:5 к возрасту, если ему 80 было, то разума на все 400 лет со времен образования Руси.
«Господине мой! То не море топить корабли, но вѣтри;
Не огнь творить ражежение желѣзу, но надымание мѣшное;
Такоже и князь не самъ впадаеть въ вещь, но думци вводять.
3 добрымъ бо думцею думая, князь высока стола добудеть,
А с лихимъ думцею думая — меншего лишенъ будеть…»(СДЗ)
С Климентом Смолятичем несколько раз добывал себе «злат стол» Изяслав Мстиславич, а также его сын Мстислав Изяславич, при котором Клим был духовником. Вставьте сюда неопытного юношу и задайте себе вопрос: зачем неопытный юнец в думцы князю «злат стол» добывать?
userdez писал(а):Интересные рассуждения о принятии схимнического имени: "тогда нарицаху сплоха имена"- не было выбора, день какого Святого на день пострижения, то и имя, но похоже, что к 16 веку эта практика претерпела изменения.
«Принятие им великого ангельского образа - схимы - сняло с него сан епископа и возвращало к презвитерству [оставляло святительский сан, он становился иеромонахом], как могло снять и имя. Принимая остроумное предположение профессора Шлякова, что пострижения того времени происходили обычно в воскресенье, причем постригаемый получал имя святого, память которого падала на этот день, получаем любопытное подтверждение нашей догадки о тождестве Илариона и Никона. Память Никона падала на воскресенье между 1051-1054 гг. один раз: это воскресенье 7 ноября 1053 г...»
—-
Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, СПб (1913) 2003, с.105
Ранее даже вычислил в каком году и в какое вс после 1164 Климент мог поменять имя на Даниил -
вс 11.12.1166 ст.ст. - Память
Прп. Даниила Столпника (409-490), к 1168 он уже «свой поп» (= иеромонах) Мстислава Изяславича
Данила.
P.S. Рано Вы сдаться решили, уважаемый Усердец, я в этой версии на 100% уверен, только с ней все «темные места» СПИ открываются.