Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 фев 2021, 12:46

Ещё вчера было недоброе предчувствие, что Дивъ именно там,
где у греков многоточие после слова "боги".(2 перевод)
Интересно, что "знаки и монстры" древнерусский переводчик понял,
как "чюдеса и знамения".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 фев 2021, 13:09

Однозначно нужен аутентичный желательно пословный перевод 12 строк
от слов: "Они вошли в комнату с пантерами..."(2 перевод)
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Karl » 06 фев 2021, 22:20

Пантеры здесь не при чем.
"Они вошли в прекраснейшую комнату, потом еще и еще ... и все они были полны удивительных, неописуемых красот, от которых восхищались глаза, а разум терялся .."

А "знаки и монстры" это видимо "знаки и символы"
"Ваши глаза будут видеть знаки и символы, понятные только мудрым и сметливым."
Символом может быть например иероглиф )
Изображение
Karl
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 958
Зарегистрирован: 11 мар 2010, 21:56

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 фев 2021, 09:43

Весьма странно, что древнерусский переводчик не упоминает имени Христа и архангела, которые есть в оригинале : "Христос дал вам это...", а записывает"творяше Дивъ Великъ". Неужели Дивъ даже не ангел, а Тот кто ещё выше? Лемурий, срочно нужен перевод, а то впаду в ереси и
не дай Бог в богохульство. В других местах переводчик добросовестно упоминает имена собственные, например где двойное обращение к Михаилу и он два раза записывает его имя.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 07 фев 2021, 11:23

Ещё Николай Грамматик в 12 веке писал, что "Ж. Н. в некоторых местех развращено есть", а наши Святые Отцы в 14 веке: "Подобает ведущего вопросити о сем, аще истина есть".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1957
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 08 фев 2021, 00:41

Serg писал(а):
краевед писал(а):Если Шлеев считает, что они применялись как удила, то это неправильно, т.к. у скифов для этой цели применялся так называемый псалий

Распределители и псалии с удилами являются совершенно разными предметами и помещаются в разных местах упряжки.

Профессор Б.А.Шрамко сделал вывод, что изделие было выполнено из высокохудожественной бронзы с добавлением каких - то примесей, которые давали прочность псалию.

Нет такой бронзы — "высокохудожественной". Просто то изделие из-за соответствующих природных условий покрылось качественной "благородной" патиной.

…насколько можно выдержать морозы и снега в открытой степи, без возможности запастись дровами.

В степях, где жили половцы, были леса вдоль рек. Например, так было в степной части нынешних Краснодарского края и Адыгеи. Совсем не обязательно на зиму оставаться в совсем безлесном районе.


1. Псалии являются стержнями, к которым крепятся удила.
2. Несомненно, псалии должны иметь достаточную крепость для долгосрочного использования, поэтому в состав бронзы могли вводиться дополнительные компоненты. Я не знаю. подвергался ли псалий впоследствии анализу, но. что удивительно, он отличался от других предметов, сделанных из бронзы цветом патины. Обычно бронза покрывается зеленым налетом. псалий же в отличие от других предметов, сделанных из бронзы имел более темную патину, несмотря на то, что изделия относились к одному времени. Конечно же. скифы не знали такого понятия, как "высокохудожественная бронза", это высказывание скорее определяло более качественную бронзу относительно иных предметов. из нее сделанных.
3. В моем Посте речь шла не о всех половцах, живших и в Краснодарском крае и в Приазовье, а о конкретном племенном союзе шаруканидах, беспокойных соседях Руси, часто нападавших на местное русское население.
Исследователи пришли к выводу, что это было сопряжено с тем, что половцы не запасались вдоволь провиантом на зиму и зачастую это было основной причиной нападения на поселения местного северянского населения.
Видимо, разгром шаруканидов в связи с частыми набегами на местное население стал основной задачей похода Владимира Мономаха в 1111 г.
Один из моих знакомых краеведов из Змиева исходивший берега Сев.Донца и Мжи указывал именно на эти реки, как пограничные между Русью и половцами, т.к. именно там часто встречались находки предметов древнерусского вооружения, что указывает на эти места, как на точки соприкосновения двух противоборствующих сил. Именно отсюда начинаются большие лесные массивы, которые и сейчас остаются наиболее крупными на харьковщине и носят название Гомильшанских лесов. У меня нет никаких сомнений. что город Змиев получил свое наименование в связи с присутствием здесь в свое время половцев. носящих название каи или змеи. Один из населенных пунктов южнее Змиева носит название Гайдары, что учеными переводится как тюркское Гай + дары, как деревата. производное от Кай + плюс аффикс множественности, т.е. "место полное змей". Оно не отличается какими - то природными аномалиями от других мест Подонья и скорее всего имеет в своей основе упоминание о народе змеев - каев, к которому и относился род шаруканидов.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 08 фев 2021, 14:46

краевед писал(а):1. Псалии являются стержнями, к которым крепятся удила.

Плохое определение. Удила находятся в пасти лошади, а псалии, которые могут иметь самую разную форму, — на щеках.

2. Несомненно, псалии должны иметь достаточную крепость для долгосрочного использования, поэтому в состав бронзы могли вводиться дополнительные компоненты. Я не знаю. подвергался ли псалий впоследствии анализу, но. что удивительно, он отличался от других предметов, сделанных из бронзы цветом патины. Обычно бронза покрывается зеленым налетом. псалий же в отличие от других предметов, сделанных из бронзы имел более темную патину, несмотря на то, что изделия относились к одному времени. Конечно же. скифы не знали такого понятия, как "высокохудожественная бронза", это высказывание скорее определяло более качественную бронзу относительно иных предметов. из нее сделанных.

Хотите сделать переворот в истории металлугргии? Ничего в ту бронзу дополнительно не добавляли. Всё добавлено при её получении или уже входило в состав исходной руды. Цвет патины зависит не от этого. Плохие условия нахождения приводят к появлению рыхлой ярко-салатной патины — "медной чумы", которая быстро разрушает изделие. Наоборот, стабильная тёмно-зелёная благородная патина точно сохраняет первоначальный вид предмета. В конце концов бронза всё равно вся станет патиной, но здесь этот процесс гораздо более длительный. Понятие же "высокохудожественный" не имеет смысла в металлургии. Это к искусствоведам.

3.

А зачем тут вылезли змеи? Речь о том, доступен ли был лес половцам в зимний период. Я предположил, что доступен. Не знаю условий именно в том регионе, но подозреваю, что и там есть места, где можно было найти дрова для очага, а не только кизяки.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 09 фев 2021, 00:48

1. Да, удила находятся в пасти лошади, а к чему они крепятся?
2. Вместе с псалием были обнаружены и другие предметы. сделанные из бронзы, которые находились в тех же условиях хранения, что и псалий. тем не менее он отличался и по цвету патины и по сохранности, что отметили многие видевшие его археологи. Я конечно, не специалист по древней металлургии, но факт говорит сам за себя.
Такого же качества бронзы я встречал при раскопках курганов скифов у пос. Песочин под Харьковом., где было обнаружено бронзовое зеркало знатной скифянки. Скорее всего это говорит, что эти предметы быта скифов являлись привозными, отличаясь от местного производства более высоким качеством бронзы.
3. Как мне показалось, я достаточно ясно объяснил откуда у г.Змиева выползли змеи, т.к. так называли в свое время выходцев из племени змеев - каев, к роду которых относился и Шарукан. Именно по р. Донец при впадении в него р.Мжа многие исследователи локализовали это половецкое объединение. которое доставило немало бед местному русскому населению. что и повлияло на решение русских князей пойти против них в поход ранней весной 1111 г. Были взяты Шарукань и Сугров. Существует ряд гипотез определения места положения Шарукани, где одной из наиболее приемлимой можно считать отждествление Змиева городища с Шаруканью. Существует даже предположение, что Донецкое городище находящееся на окраине современного г.Харьков, ранее называлось Шаруканью. ссылаясь на одного старожила, который говорил, что ранее Донецкое городище носило название Шарукань. Такое предположение было озвучено на 12 Археологическом съезде Городцовым. Если Вы плохо знаете этот регион, то мне он хорошо известен как краеведу.
Можно вспомнить и сообщение Лаврентьевской летописи о победе над половцами в 1111 г. В.Мономаха, который говорил. что "скрушил им головы змииные". Не с настоящими же змеями пришлось сразиться В.Мономаху, а с половцами, присхождение которых было известно даже русскому князю. Можно учесть и сообщение Ипатьевской летописи за 1116 г., где указывается. что некие половцы бились на Доне (Сев.Донец) два дня и две ночи с объединением торков и печенегов и потерпевшие поражение торки и печенеги пришли в Русь прося помощи от В.Мономаха. Если учесть и тот факт, что Кончак являлся сыном Атрака, а вежи его находились в районе р. Тор (совр. Казеный Торец), то становится понятным, что некие половцы были из рода шаруканидов и изгнав торков, завладели богатым районом басс. Северского Донца, где основным богатством являлась соль.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 09 фев 2021, 01:01

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Половецкие навершия с изображением грифона могли нести солнечную символику, не только как предмет убранства колесниц, но и как знак власти и намек на статус хозяина такого навершия - солнцеликий, сиятельный, подобен солнцу.
На сколько знаю, у скифов не было оружия в виде сабель или мечей. Основным оружием являлся акинак, возможно, имея разную длину.

Интересный пост, уважаемый краевед, про археологические находки получился. Тут возразить нечем, сам в земле артефакты не искал, но в части теории замечу, что ВСЕ навершия с грифоном, которые находили получается были с полукольцами по бокам, т.е. являлись элементами конской сбруи. Логика понятна: символ Солнца - колесо - ось со спицами, расходящихся лучами. А грифон связан именно с Солнцем и его колесницей:

    48. Что же до золота, добываемого грифонами41, то существуют скалы, усеянные золотыми каплями, словно искрами, и золото это упомянутые твари высекают из камня силою клюва. Грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу — потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженною четверкой грифонов. Огромностью и мощью грифоны подобны львам и даже нападают на последних, ибо имеют преимущество в крыльях; превосходят они силою также слонов и драконов. А вот летать они — словно слабокрылые птицы — не горазды, ибо нет у них подлинных крыльев42, присущих птичьей породе, но имеются лишь алые перепонки, натянутые на лапах между пальцами: расправляя эти перепонки, они взлетают и бросаются с воздуха, так что неодолим для них только тигр, проворством сродный ветрам..."
    ----
    41 Что же до золота, добываемого грифонами... — Неарх и Мегасфен золотодобытчиками представляют не грифонов, а муравьев (Страбон, XV, 1, 44), которых Филострат, напротив, помещает в Эфиопии (VI, 1). Предания о грифонах, стерегущих золото, также достаточно распространены (Геродот, III, 116; IV, 13, 27.79 и др.), причем грифоны всегда изображаются обитающими на краю земли, рядом с домом Солнца (т. е. в стране гипербореев, в Индии или в Эфиопии)

    42 ...нет у них подлинных крыльев... — У грифонов орлиные головы, но львиные лапы, так что при рационалистической интерпретации эта четырехногость становится помехой для полета.

    ---
    Флавий Филострат Жизнь Аполлония Тианского (отв. ред. М.Л. Гаспаров). Изд-во «Наука; Серия «Литературные памятники»; М., 1985, С.71


Уважаемый Лемурий, то, что по мифам грифоны являлись охранниками золота, вполне может быть связано и с загадочным русским золотом "Слова". Игоря каят иза того, что он вместе с жиром в Каялу насыпал русского золота. После того как повержен Див (грифон) русское золото оказывается у готских дев.
Не буду здесь полемизировать относительно географического расположения готских дев. Крымские готы тетракситы или же жительницы о.Готланд, но получается интересная связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон. Хоть этот герб появился позже написания "Слова", тем не менее это говорит. что в Новгороде почитался образ грифона. который впоследствии стал гербом города. видимо выполняя охранительные функции.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 09 фев 2021, 02:47

краевед писал(а):1. Да, удила находятся в пасти лошади, а к чему они крепятся?

Они лежат прямо на десне и языке, в промежутке, который имеется между передними и задними зубами. Сдвинуться вбок им не дают соединённые с ними псалии. А вперёд они не выпадают, т. к. эту конструкцию фиксирует на одном месте кожаная уздечка, подсоединённая к псалиям.

2. Вместе с псалием были обнаружены и другие предметы. сделанные из бронзы, которые находились в тех же условиях хранения, что и псалий. тем не менее он отличался и по цвету патины и по сохранности, что отметили многие видевшие его археологи. Я конечно, не специалист по древней металлургии, но факт говорит сам за себя.
Такого же качества бронзы я встречал при раскопках курганов скифов у пос. Песочин под Харьковом., где было обнаружено бронзовое зеркало знатной скифянки. Скорее всего это говорит, что эти предметы быта скифов являлись привозными, отличаясь от местного производства более высоким качеством бронзы.

Качеством бронзы можно назвать её прочность, которая нужна для оружия и инструментов. Только это и стремились иметь древние, скажем, переходя на оловянистую бронзу. А окисление её никак не могло контролироваться. Это процесс стихийный. Сделать анализ всех микроэлементов в сплаве древние на имели возможность и даже не подозревали о них. Тем более, они не могли предугадать, какие будут в будущем происходить с металлом в почве электро-химические процессы. А это зависит от того, в какое место, например, могилы положат бронзовый предмет: на тело человека, просто в насыщенный гумусом грунт или в чистую глину; какая степень влажности там будет и т. д. Поэтому нельзя называть древние предметы качественными или некачественными, исходя из их сегодняшнего внешнего вида.

3. Как мне показалось, я достаточно ясно объяснил откуда у г.Змиева выползли змеи…

Я это понял. Непонятно было, зачем это всплыло для меня. Возможно, это надо было адресовать другим участникам беседы. А вот про безлесье тех мест ничего не сказали. Хотя по нынешнему виду местности судить тоже нельзя. Климат меняется, и древесно-кустарниковая растительность то наступает, то исчезает. Например, сейчас трудно представить, что в бронзовом веке Северный Кавказ не имел лесов.

…связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон.

Так на гербе Новгорода медведи и рыбы.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 фев 2021, 08:48

краевед писал(а):...по мифам грифоны являлись охранниками золота, вполне может быть связано и с загадочным русским золотом "Слова". Игоря каят иза того, что он вместе с жиром в Каялу насыпал русского золота. После того как повержен Див (грифон) русское золото оказывается у готских дев.
Не буду здесь полемизировать относительно географического расположения готских дев. Крымские готы тетракситы или же жительницы о.Готланд, но получается интересная связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон. Хоть этот герб появился позже написания "Слова", тем не менее это говорит. что в Новгороде почитался образ грифона. который впоследствии стал гербом города. видимо выполняя охранительные функции.

Уважаемый краевед, «ЖИРЪ» - это пажить (=пастбище), место корма. Европейские купцы кают Игоря не за потерю золота Руси, а за потерю "серебряных струй” Переяславля - Греческого, Залозного и Соляного торговых путей, проходящих через днепропетровские пороги близ Канева, где купцы вынуждены были перетаскивать свои "бремена" по берегу и становились лёгкой добычей кочевников. Именно к Каневу и призывает Автор князей. Див - это Ангел-хранитель Русской земли, над которой утерян контроль. Канев, замечу, также к Киевской волости (=всей земли Русской по ряду 1180) принадлежал.

Что касается «герба» Новгорода с грифоном -покажите мне его. То что печатали на монетах вовсе не означало геральдику города, грифон, прежде всего, это охранительная символика.

Изображение
Грифон на новгородской печати // Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XII вв. Т.III
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 09 фев 2021, 17:51

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):...по мифам грифоны являлись охранниками золота, вполне может быть связано и с загадочным русским золотом "Слова". Игоря каят иза того, что он вместе с жиром в Каялу насыпал русского золота. После того как повержен Див (грифон) русское золото оказывается у готских дев.
Не буду здесь полемизировать относительно географического расположения готских дев. Крымские готы тетракситы или же жительницы о.Готланд, но получается интересная связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон. Хоть этот герб появился позже написания "Слова", тем не менее это говорит. что в Новгороде почитался образ грифона. который впоследствии стал гербом города. видимо выполняя охранительные функции.

Уважаемый краевед, «ЖИРЪ» - это пажить (=пастбище), место корма. Европейские купцы кают Игоря не за потерю золота Руси, а за потерю "серебряных струй” Переяславля - Греческого, Залозного и Соляного торговых путей, проходящих через днепропетровские пороги близ Канева, где купцы вынуждены были перетаскивать свои "бремена" по берегу и становились лёгкой добычей кочевников. Именно к Каневу и призывает Автор князей. Див - это Ангел-хранитель Русской земли, над которой утерян контроль. Канев, замечу, также к Киевской волости (=всей земли Русской по ряду 1180) принадлежал.

Что касается «герба» Новгорода с грифоном -покажите мне его. То что печатали на монетах вовсе не означало геральдику города, грифон, прежде всего, это охранительная символика.

Изображение
Грифон на новгородской печати // Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XII вв. Т.III


Не совсем точно понял текст, уважаемый Лемурий, книги М.Л.Серякова. где он сообщает не о гербе Великого Новгорода, а о городской печати. на которой был изображен грифон, а на другой стороне текст: печать Великого Новагорода. О почитании грифона в Новгороде Серяков пишет: "Так, в Новгороде была найдена деревянная резная колонна с изображением грифона и кентавра, датируемая XI в. (со ссылкой на Арциховского). При раскопках в том же городе между улицами Холопьей и Космодемьянской улицами в слое второй половины XI в.
было найдено каменное грузило от рыболовной сети с изображением лучника на одной стороне и грифона на другой. Более того: впоследствии грифон стал одной из эмблем Новгородской республики... На древней фелони Антония Римлянина находится кайма... При сопоставлении друг к другу отдельных участков ленты складываются в цельные изображения геральдических пар барсов заключенных в круглые обрамления. и грифонов в овальных обрамлениях... Стилизованные животные расположены попарно, по сторонам древа жизни".
Серяков М.Л. Радигост и Сварог. Славянские боги. // Москва. Алгоритм, 2013 Глаава 8. Образ грифона в славянском язычестве. К сожалению в скачанном файле отсутствует нумерация страниц.
Речь идет все же не о монете. а о эмблеме Новгорода. потому я и подумал, что речь идет о гербе. На самом деле это печать Новгородской республики.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 09 фев 2021, 19:33

Serg писал(а):
краевед писал(а):1. Да, удила находятся в пасти лошади, а к чему они крепятся?

Они лежат прямо на десне и языке, в промежутке, который имеется между передними и задними зубами. Сдвинуться вбок им не дают соединённые с ними псалии. А вперёд они не выпадают, т. к. эту конструкцию фиксирует на одном месте кожаная уздечка, подсоединённая к псалиям.

2. Вместе с псалием были обнаружены и другие предметы. сделанные из бронзы, которые находились в тех же условиях хранения, что и псалий. тем не менее он отличался и по цвету патины и по сохранности, что отметили многие видевшие его археологи. Я конечно, не специалист по древней металлургии, но факт говорит сам за себя.
Такого же качества бронзы я встречал при раскопках курганов скифов у пос. Песочин под Харьковом., где было обнаружено бронзовое зеркало знатной скифянки. Скорее всего это говорит, что эти предметы быта скифов являлись привозными, отличаясь от местного производства более высоким качеством бронзы.

Качеством бронзы можно назвать её прочность, которая нужна для оружия и инструментов. Только это и стремились иметь древние, скажем, переходя на оловянистую бронзу. А окисление её никак не могло контролироваться. Это процесс стихийный. Сделать анализ всех микроэлементов в сплаве древние на имели возможность и даже не подозревали о них. Тем более, они не могли предугадать, какие будут в будущем происходить с металлом в почве электро-химические процессы. А это зависит от того, в какое место, например, могилы положат бронзовый предмет: на тело человека, просто в насыщенный гумусом грунт или в чистую глину; какая степень влажности там будет и т. д. Поэтому нельзя называть древние предметы качественными или некачественными, исходя из их сегодняшнего внешнего вида.

3. Как мне показалось, я достаточно ясно объяснил откуда у г.Змиева выползли змеи…

Я это понял. Непонятно было, зачем это всплыло для меня. Возможно, это надо было адресовать другим участникам беседы. А вот про безлесье тех мест ничего не сказали. Хотя по нынешнему виду местности судить тоже нельзя. Климат меняется, и древесно-кустарниковая растительность то наступает, то исчезает. Например, сейчас трудно представить, что в бронзовом веке Северный Кавказ не имел лесов.

…связь с гербом Новгорода, где был изображен грифон.

Так на гербе Новгорода медведи и рыбы.


1. При раскопках древнего Новгорода были найдены городские печати с изображением грифона. Это конечно не герб. но как пишет М.Л.Серяков в книге Радигост и Сварог. Славянские боги: "впоследствии грифон стал одной из эмблем Новгородской республики". Герб Новгорода с медведями и рыбами появился позже.
2. Так и я о том же. Псалии непосредственно связаны с удилами.
3. Видимо, псалий мог быть изготовлен из оловянистой бронзы, т.к. все же отличался от других бронзовых предметов. относящихся к тому же времени. Я и не утверждал. что древние металлурги знали о том. что со временем бронзовые изделия подвергаются патинизации.
4. Дело в том, что половцы. не смотря на то. что отдельные прадставители их знати приняли христианство, в большинстве своем остались на позициях многобожия. за что в Руси их называли "поганые".
Тогда у половцев еще были свежи предания о происхождении их родов от представителей животного мира. У каев - змеев. что их прародителями являлись Змей - Дракон и Хатун. Другие половцы считали, что их прародителем был лебедь или гусь. Другие половцы своим прародителем видели волка.
Характерный пример тотемической связи половецкого рода, который связывают с Бурчевичами, приводится в ПВЛ, когда Боняк, чтобы узнать последствия битвы с венграми на Вагре в 1099 г., гадает: взвыв по волчьи, ждет ответа и когда волк отозвался ему. то это было воспринято как добрый знак. Половцы тогда одержали победу.
Тотемические представления тогда среди половцев еще были достаточно развиты м пример с Боняком красноречиво свидетельствует об этом. Именно поэтому я и обращал Ваше внимание на то, что тотемизм у половцев еще не исчез полностью, оставаясь в легендах и преданиях о их происхождении, приводя пример со змеями - каями, представителем которых был и Шарукан. О тотемических верованиях кочевников достаточно красноречиво говорит сообщение Ибн Фадлана: "... мы видели как одна группа поклоняется змеям, другая - рыбе, третья группа - журавлям". Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. // АН СССР, М. - Л., 1939, С.66
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 09 фев 2021, 20:25

краевед писал(а): Не совсем точно понял текст, уважаемый Лемурий, книги М.Л.Серякова. где он сообщает не о гербе Великого Новгорода, а о городской печати. на которой был изображен грифон, а на другой стороне текст: печать Великого Новагорода... Серяков М.Л. Радигост и Сварог. Славянские боги. // Москва. Алгоритм, 2013 Глаава 8

Видел, уважаемый краевед, эту работу, ссылок на материал много, но все они публицистические. Вот Вам пример как надо работать с тем же материалом: раз речь о печатях идёт - сразу открывайте:

:arrow: В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков "Актовые печати Древней Руси X-XII вв.", М., 1998

Изображение

    С изображением зверя

    749-2. Л. с. Надпись в четыре строки: Вокруг точечный ободок. О. с. Изображение грифона, вправо; перед ним вертикальная линия, над крылом звездочка. Вокруг точечный ободок.
    Д.- 28 мм (обл.). М. н.- Новгород, 1983 г., найдена в южной части Кремля И. Ю. Анкудиновым. Хр.- НЭ.

    749-3. Д.- 24 мм (обл.). М. н.- Новгород. Хр.- ч. к. (Новгород).

    —-
    Печать 749

Смотрим аналоги этого же времени:

Изображение
    С изображением зверя

    738-3. Л. с. Надпись в четыре строки: Вокруг точечный ободок. О. с. Изображение зверя, влево, на фоне стилизованного дерева.
    Обломок. М. н.- Новгород, Городище, 1971 г., найдена В. Н. Суховаровым. Хр.- НМ, N. 33656-234.

    738-4. Обломок. М. н.- Новгород. Хр.- ч. к. (Новгород).

    —-
    Печать 738
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Serg » 09 фев 2021, 21:25

краевед писал(а):4. Дело в том, что половцы. не смотря на то. что отдельные прадставители их знати приняли христианство, в большинстве своем остались на позициях многобожия. за что в Руси их называли "поганые".
Тогда у половцев еще были свежи предания о происхождении их родов от представителей животного мира. У каев - змеев. что их прародителями являлись Змей - Дракон и Хатун. Другие половцы считали, что их прародителем был лебедь или гусь. Другие половцы своим прародителем видели волка.
Характерный пример тотемической связи половецкого рода, который связывают с Бурчевичами, приводится в ПВЛ, когда Боняк, чтобы узнать последствия битвы с венграми на Вагре в 1099 г., гадает: взвыв по волчьи, ждет ответа и когда волк отозвался ему. то это было воспринято как добрый знак. Половцы тогда одержали победу.
Тотемические представления тогда среди половцев еще были достаточно развиты м пример с Боняком красноречиво свидетельствует об этом. Именно поэтому я и обращал Ваше внимание на то, что тотемизм у половцев еще не исчез полностью, оставаясь в легендах и преданиях о их происхождении, приводя пример со змеями - каями, представителем которых был и Шарукан. О тотемических верованиях кочевников достаточно красноречиво говорит сообщение Ибн Фадлана: "... мы видели как одна группа поклоняется змеям, другая - рыбе, третья группа - журавлям". Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. // АН СССР, М. - Л., 1939, С.66

Да, примеры убедительные.
Чёрных копателей, продавцов металлоискателей и их лобби пытать долго, но больно.
Чиновников необходимо срочно выдернуть из наших кремлей и крепостей.
Аватара пользователя
Serg
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1359
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 22:05

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 83