Вот взгляд А.Чернова на Дива. Тут он видится как зло по отношению к Игорю и его войску. Комментарии по ссылке.
"А фрагмент о Диве я перевел так:
Вот тогда князь Игорь
в злато стремя вступал,
выезжал он в чистое поле.
Солнце ему тьмою путь преграждало,
ночь стонала ему грозою,
птичьим свистом зверей пробудив.
Но взметнулся Див,
с вершины Древа кличет,
велит трепетать земле незнаемой –
Волге и Помо’рью, и По’сулью,
Су’рожу и Ко’рсуню,
и тебе, тмутороканский истукан!
Игорь ведет своих ратников «испить шлемом Дона». Ведет к Тмутаракани (Тамани) и Корсуни (сейчас это Севастополь). Ведет в чужую землю, где даже дождь обрушится на его воинов не струями, а стрелами. Бог предупредил его солнечным затмением, природа, и та против. Но этому князю волю диктует не Бог, а его собственная гордыня, злобный архаический Див.
С Дивом в качестве вожатого войско обречено. А после гибели Игоревой рати на Русь приходит беда. Плещет лебедиными крылами Дева Обида.
Скачут по беззащитной земле чудища Карна и Жля:
Уже напала хула на хвалу,
уже насело насилье на волю,
уже накинулся Див на землю.
Не знаю, подтвердят ли мою гипотезу страницы шести дошедших до нас сборников Ефросина. Мои ученые друзья пока отнеслись к ней прохладно.
Задачка нехитра: найти среди полутора тысяч страниц Ефросина похожую маргиналию. Никто не хочет помочь?
Андрей Чернов" (
https://nestoriana.wordpress.com/2014/1 ... v_o_slove/ )