Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 28 окт 2018, 23:13

Уважаемый Лемурий, спасибо за статью А.Полякова. С ним полностью согласен. Можно согласиться, что образ дива имеет языческий лик. т.к. описывается поход Игоря в пределах тьмы, как трактует текст А.Н.Ужанков. Падение Дива являет собой падение языческого символа похода.
Видимо, в "Слове" о Диве речь все же идет о боевом или даже не боевом, знамени, а глаголющем о мирном характере похода. Интересно, были ли в древности знамена, которые определяли сам характер похода? Может кто из специалистов в этой области ответит.
Трудно скрыть свое передвижение, когда с вершины древка знамени кличет Див., никакие яругы не спасут, т.к. Див не просто кричит, а орет на все стороны света. Вспоминается пословица - "кричать во всю Ивановскую", т.е. кричать, обращая на себя внимание. Это может говорить о том, что Игорь движется открыто по одной из дорог, ведущих в половецкое поле (Муравский шлях или Изюмская сакма). Конечно, из тактических соображений, войско Игоря могло использовать "яругы" и долины рек, чтобы быть незамеченными, передвигаться ночью и т.д., но пока даже "дикая" версия А.Никитина не опровергнута, такой способ утаиться от противника был скорее необходимостью, чтоб не напороться на половцев, не знающих о намерениях Игоря и Кончака. И в Ипат. л. почему-то половцы вдруг становятся "нашими", возможно проводниками к свадебным вежам.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 29 окт 2018, 01:21

краевед писал(а):Див не просто кричит, а орет на все стороны света. Вспоминается пословица - "кричать во всю Ивановскую", т.е. кричать, обращая на себя внимание.

Уважаемый краевед, образ дивной птицы, которую всякая тварь слышит не нов. В славянском апокрифе "Откровения Иоанна Богослова": "гласом птичем всека тварь вьстанет", а в духовных стихах: "Сошлю на вас споедателей, Птицу Главину, крылья орлины. . ., Ноги железные, Власы на них женские: Расточат вашу кровь христианскую, За ваше за великое согрешение". Вы уходите от ответа: кого предупреждает Див, что половцы идут, кто этот «бълванъ тмутороканский»?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение corvin » 29 окт 2018, 17:14

Автор словами Бояна говорит, что не соколов занесло через поля широкие, стадо галок бежит к Дону Великому.

Занесло именно соколов. Но не буря занесла соколов.
... далеко залетел сокол, избивая птиц, — к морю.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 29 окт 2018, 18:39

corvin писал(а):Занесло именно соколов. Но не буря занесла соколов.
... далеко залетел сокол, избивая птиц, — к морю.

    "О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ..."
При чём тут Автор? Это Боян иронизирует над знаемыми яруги знаемыми кметями.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 30 окт 2018, 00:08

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Див не просто кричит, а орет на все стороны света. Вспоминается пословица - "кричать во всю Ивановскую", т.е. кричать, обращая на себя внимание.

Уважаемый краевед, образ дивной птицы, которую всякая тварь слышит не нов. В славянском апокрифе "Откровения Иоанна Богослова": "гласом птичем всека тварь вьстанет", а в духовных стихах: "Сошлю на вас споедателей, Птицу Главину, крылья орлины. . ., Ноги железные, Власы на них женские: Расточат вашу кровь христианскую, За ваше за великое согрешение". Вы уходите от ответа: кого предупреждает Див, что половцы идут, кто этот «бълванъ тмутороканский»?


Уважаемый Лемурий, можно остановиться в поисках образа Дива и на птице, особенно близко к контексту "Слова": "гласом птичем всека тварь вьстанет" - : "Дивъ кличетъ връху древа... волци грозу въсрожать по яругамъ, орли клектомъ на кости звери зовутъ, лисици брешуть на чрленыя щиты...".
Относительно того, кто этот "Тъмутороканскый блъванъ" я уже отвечал, что точно неясно. но это не Игорь, т.к. Див следуя вместе с русским войском взывает ко всем землям незнаемым, т.е. к чужим половецким территориям - и Волге и Поморию и и Посулию, и Сурожу, и Корсуню и тмутороканскому "блъвану". Тмутороканский болван оказывается в списке земель незнаемых. Кличь Дива может быть обращен как к самим землям, так и к народам. живущим на них. В нашем случае основным населением этих земель были половцы. В этом случае и тмутороканского болвана, если обращение идет в иносказательном смысле и обращено к одухотворенному объекту. то тмутороканского болвана необходимо искать среди половцев.
Поверженный Див на землю скрывает в себе то. почему вдруг у готьских дев оказалось русское злато и связано это именно со свадебным походом.

Х ИН ОВИ УЖЕ СНЕСЕСЯ ХУЛА НА ХВАЛУ
У ЖЕ ТРЕСНУ НУЖДА НА ВОЛЮ УЖЕ ВРЪЖЕСЯ
Д ИВ Ъ НЕ ЗЕМЛЮ СЕ БО ГОТЬСКЫЯ КРАСНЫЯ
Д ЕВ Ы ВЪСПЕША НА БРЕЗЕ СИНЕМУ МОРЮ
З ВО НЯ РУСКЫМЪ ЗЛАТОМ ПОЮТЪ ВРЕМЯ

ВОВЕВИ ЖЕНИХУ

Уж слишком осмысленное чтение получается - "ВО ВЕ ВИ ЖЕНИХУ", что дает возможность считать, что изначально поход был задуман как свадебный и русское злато оказалось у готских дев не как какая-то добыча, а подарки от русских дружин.
Есть в этом месте и просто убийственное чтение, связанное со чтением "ВОСКРЕСЫ КА", позволяющее считать, что Игорь вошел в половецкую землю в Вербное воскресенье, неделю Цветную. 14 апреля 1185 г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 30 окт 2018, 07:48

Уважаемый краевед, опять Вы сплетаете мезостих по своим правилам, которые кроме Вас никто не знает. Мало того что сверху вниз, теперь ещё и вбок. Сперва правила, потом акро-, теле/ и мезостихи, но на наоборот.

В Посулье и Поросье Ольговичи: «по Рсі и по Сули гради подѣлиша. А Игорева храбраго плъку не крѣсити!». Можно предположить, конечно, что речь идёт от»шкуре неубитого медведя» - поделили неотвоёванное, но в этом районе русские пограничные города, см. Тихомирова.

Корсунь и Матарха на момент похода были византийские. При чём тут половцы? Да и зачем предупреждать половецкие земли, что половцы идут? Так что кроме черниговских (бывших тмутороканских) князей бълванъ быть некому. Главного героя и предупреждает Див, а он не слышит.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 31 окт 2018, 00:10

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, опять Вы сплетаете мезостих по своим правилам, которые кроме Вас никто не знает. Мало того что сверху вниз, теперь ещё и вбок. Сперва правила, потом акро-, теле/ и мезостихи, но на наоборот.

В Посулье и Поросье Ольговичи: «по Рсі и по Сули гради подѣлиша. А Игорева храбраго плъку не крѣсити!». Можно предположить, конечно, что речь идёт от»шкуре неубитого медведя» - поделили неотвоёванное, но в этом районе русские пограничные города, см. Тихомирова.

Корсунь и Матарха на момент похода были византийские. При чём тут половцы? Да и зачем предупреждать половецкие земли, что половцы идут? Так что кроме черниговских (бывших тмутороканских) князей бълванъ быть некому. Главного героя и предупреждает Див, а он не слышит.


Уважаемый Лемурий, потаенные чтения "Слова" по Екатерининскому списку служат не для украшения текста, а являют собой истинное отношение автора к Ольговичам. Я не против того, что в каноничных служебных книгах применялся акростих, написанный по определенным правилам его составления. Другое дело текст "Слова", хоть и написанный монахами, но ничего не имеющий общего с церковной литературой. Возможно, это единственное литературное произведение подобного рода, в котором автор попытался скрыть истинные мотивы похода Игоря, а возможно, и истинную датировку его похода.
Например, строки "Слова", в которых Вы видите упоминание о иноземных купцах могут еще и служить намеком на систему тайнописи различных народов, которая была известна автору и которую он мог применить в своем проиведении: "ту немци и венедици ту греци и морава поютъ славу Святъславлю каютъ князя Игоря".
Вполне возможно, для автора "Слова", скрывающего в тексте резкие высказывания против князей главное правило тайнописи, отсутствие всех правил. Под час получаются слишком осмысленные чтения, которые случайными трудно и даже невозможно назвать.
Можно скрытый текст прочесть и без боковых букв. например: "ВОВЕВИ ЖЕНИ ХИНОВИ". В этом случае мы видим построение фразы написанной снизу вверх - через поля на горы. которая образовывает правильное Т - образное прочтение в форме креста с перекладиной. Как считается именно на таком кресте был распят Исус Христос.
Намек более чем убедительный - свадьба Владимира Игоревича состоялась в пятницу, 19 апреля, в Страстную пятницу, когда был распят Исус Христос. Страшное святататство створил Игорь этим перед Богом, за что и был наказан пленением и гибелью своего войска 21 апреля, в День Святого Воскресения Господня. Для него Светлый праздник не наступил. т.к. он был погружен во тьму ада за свои грехи.
Относительно тмутороканского болвана, трудно согласиться. что в этом случае ироническое "Слово" здесь подразумевает кого-то из черниговских князей. Див на знамени не просто кричит с вершины древка, он грозит перечисленным землям и в частности, тмутороканскому болвану. Он не предупреждает русское войско о половецкой угрозе, а сам угрожает половцам. Совершенно не понятно, почему автор "Слова" отправляет Игоря в Тмуторокань, бывшую под протекторатом Византии. В этом случае фактически Игорь идя в Тмуторокань объявляет войну Византии. Дело здесь в другом. Тмуторокань была под протекторатом Византии до 1204 г.. до взятия Константинополя в 1204 г. Здесь мы видим датирующий фактор времени написания "Слова" - после взятия Константинополя, т.е. не раньше 1204 г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 31 окт 2018, 01:03

В довершение о моих взглядах на тайнопись "Слова" хочу представить еще одно затаенное чтение, позволяющее считать летописные датировки выхода Игоря в поход 13 апреля большинства летописей наиболее правильными.
"Слово" в своем тексте содержит не менее изумительное, чем: "ВОСКРЕСЫ КА" чтение, которое тем более невозможно назвать случайно образованными фразами внутри самого текста.
Случайности бывают разные. но не такие!

ЦИАКЫПАРДУЖЕГНЕЗ Д ОИВЪМОРЕ
ПОГРУЗИСТАИВЕЛИК О ЕБУИСТВОПОДАСТЬ
ХИНОВИУЖЕСНЕСЕСЯ Х УЛАНАХВАЛУ
УЖЕТРЕСНУНУЖДАНА В ОЛЮУЖЕВРЪЖЕСЯ
ДИВЪНАЗЕМЛЮ СЕБОГО ТЬСКЫЯКРАСНЫЯ
ДЕВЫВЪСПЕШАН Я БРЕЗЕСИНЕМУМОРЮ
ЗВОНЯРУСКЫМЗ Л АТОМПОЮТЪВРЕМЯ
БУСОВОЛЕЛЕЮТЪМ Е СТ h ШАРОКАНЮ
АМЫУЖЕДРУЖИНАЖА Д Н ИВЕСЕЛИЯ
ТОГДАВЕЛИКИЙСВЯ Т Е СЛАВЪИЗРОНИЗЛАТО
СЛОВОСЛЕЗАМИСМ Е ШЕ Н ОИРЕЧЕОМОЯ
СЫНОВЧАИГОРЮИ В СЕВОЛОДЕРАНОЕСТА
НАЧАЛАПОЛОВЕ Ц КУЮЗЕМЛЮМЕЧИЦВЕ

ЦВЕТНЕ НЕДЕЛЯ СЕ БОГО ВХОД!

Можете сами проверить правильность написания на основе Е. - списка.
Из этого затаенного чтения можно сделать один весьма важный вывод, что Игорь совершил большой грех перед Господом Богом, войдя в половецкую землю приурочив это событие ко ВХОДУ ГОСПОДНЕМУ В ИЕРУСАЛИМ, чем совершил огромный грех и святотатство. это можно расценивать, как испытание судьбы, даже бросив вызов Богу. Выход в поход мог состояться 3 апреля. Вход в половецкую землю был приурочен к Входу Господню в Иерусалим. Свадьба могла состояться 19 апреля, в Страстную пятницу. а гибель русского войска произошло 21 апреля, на ВеликДень: "и тако в ДЕНЬ СВЯТОГО ВОСКРЕСЕНИЯ..." по Ипат. л.
В "Слове" скрыты совершенно другие даты похода, определяющие срок похода в период 3 апреля 1185 г. - 21 апреля 1185 г.
Почему в других летописных источниках стоят совершенно другие даты? Возможно, истинные даты стоявшие первоначально были исправлены на более поздние. Ведь совершенно очевидным в этом случае представляется
буйство Игоря, который противопоставляет Богу свои амбиции, проводя свадебный поход в особый период, женя своего сына на половчанке в Страстную пятницу. Веселясь на свадебном пиру, когда следует нести покаяние. Потому и светлый праздник Пасхи становится для Игоря темным днем. Когда должны быть радость и веселье, связанные с вестью о воскрешении Исуса, для Игоря это день стал темным: "темно бо бе въ ГДЕНЬ".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 31 окт 2018, 07:40

краевед писал(а):Вход в половецкую землю был приурочен к Входу Господню в Иерусалим. Свадьба могла состояться 19 апреля, в Страстную пятницу. а гибель русского войска произошло 21 апреля, на ВеликДень
- а затмение солнца произошло когда Игорь был в плену: Игореви князю Богъ путь кажеть ... погасоша вечеру зари" - Бог затмил солнце и вечерней зари не состоялось. Прощение Игоря Богом выражается в том, что Господь затмил это самое языческое солнце и Игорь в потёмках рванул домой.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 окт 2018, 08:22

краевед писал(а):свадьба Владимира Игоревича состоялась в пятницу, 19 апреля, в Страстную пятницу, когда был распят Исус Христос.

Уважаемый краевед, откуда такие сведения? Свадьбы на Руси начинались в «неделю»(=вс) и длились до «вторниковаго вечера», но никак не в пт. Свадьба Владимира Игоревича не исключение:

    "На Боришь день отда Верхуславу, дщерь свою, великыи князь Всеволодъ..."
    "Приведоша же ю в Белъгородъ на Офросеньинъ день [вс 25.09.1188], а заутра Богослова [пн 26.09.1188], а венчана у Святыхъ апостолъ..."

    "Тое же неделе [=воскресенье] отда Рюрикъ дчерь свою Ярославу за Игоревича Святослава в Новъгород Северьскии"

    "Тогда же приде Володимерь [Игоревич] ис Половечь с Кончаковною, и створи свадбу Игорь сынови своему, и венча его с детятемь..."
    (Ипат.1187/88)
Свадьбу сотворил Игорь сыну своему в «неделю» (=вс) 25.09.1188, либо неделей позже как пишет Татищев, но непременно в воскресенье.

краевед писал(а):почему автор "Слова" отправляет Игоря в Тмуторокань, бывшую под протекторатом Византии. В этом случае фактически Игорь идя в Тмуторокань объявляет войну Византии.

Дорога к Тмуторокани в другой стороне, если что. Бахваляясь на вежах они за Дон хотели пойти. «Поискати града Тмуторокани» стоит в антитезе с испить шеломом Дона (=выиграть). Не может же антитеза быть выиграть или выиграть. Исписать шеломом Дона или поискать то, чтотнайти невозможно, аналоги: поискать ветер в поле, иголку в стоге сена и т.д.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 31 окт 2018, 10:42

Лемурий писал(а):Не может же антитеза быть выиграть или выиграть.
- а как это понимать? Где мы видим это в СПИ что они шли не к Дону? Испить шеломом Дона это прямое указание на Дон а не условное выиграть там где-то на Суле или Орели. По Вам, так если Мономах в летописи пил шлемом из Дона так это уже стало идиомой? Тогда укажите где она применена по отношению к другой реке? И ещё: нет разницы в том называл ли Автор СПИ Доном Донец или Дон, но в любом случае слова испить шеломом Дону отнесены непосредственно к походу Игоря к Дону или Донцу. Так что нет здесь никакой идиомы про выиграть. Там прописано "поискать города Тьмутороканя или хотя бы испить шеломом Дона", как первые издатели и перевели.
Лемурий писал(а):поискать ветер в поле, иголку в стоге сена
- В то самое время когда болгары создавали 2-е болгарское царство появился хороший шанс оттяпать у ромеев старые русские земли.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 окт 2018, 19:02

Да так и понимать, что в тексте СПИ есть две пары антитез:

хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону»
и
два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону»

Испить шеломом Дон = выиграть;
Соответственно, "потерпеть поражение" = главу свою приложити = поискати града Тьмутороканя.

Итого:

Два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града тьмутороканя (= несуществующего города подобные поговорки поискать ветра в поле, иголку в стоге сена и т. д.), а любо испити шеломомь Дону».

    "понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов." ( Татищев В.Н. История Российская, т. II, М.-Л. 1963, с.155 )
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 окт 2018, 19:57

Mitus писал(а):- В то самое время когда болгары создавали 2-е болгарское царство появился хороший шанс оттяпать у ромеев старые русские земли.

Да как бы для этого надо было идти в ДРУГУЮ сторону:

    «А мы в земли их есмы, и самѣхъ избили, а жены их полонены, и дѣти у насъ. А нонѣ поидемъ по них за Донъ и до конця избьемъ ихъ...»(Лавр.1186)
В то время когда «копья пели на Дунаи» антивизантийского восстания Петра и Асеня и Роман Нездилович с берендеями на себя основную массу половцев перетянул, черниговские (тмутороканские) князья кушались (=попытались) на вежах их без половцев «ударить», бегут галки стадами яругами знаемыми, какое уж тут геройство отвоевания града у Византии. Для этого и подготовка, и снаряжение, и состав войск, и направления передвижения другими должны были быть изначально.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 31 окт 2018, 20:30

Лемурий писал(а):Да как бы для этого надо было идти в ДРУГУЮ сторону:
- в какую в другую? Путь к Тьмутороканю лежит по Дону или через Дон.....
Лемурий писал(а):В то время когда «копья пели на Дунаи» антивизантийского восстания Петра и Асеня и Роман Нездилович с берендеями на себя основную массу половцев перетянул,
- вообще-то Роман Нездилович, как это общеизвестно, половцев не отыскал, а так половил немного по степи отбившиеся стада и вернулся. Впрочем Игорь скорее всего что на Романа Нездиловича какие-то надежды питал. И какое это всё имеет отношение к моим словам
Mitus писал(а):когда болгары создавали 2-е болгарское царство появился хороший шанс оттяпать у ромеев старые русские земли.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 окт 2018, 21:00

Mitus писал(а):Роман Нездилович, как это общеизвестно, половцев не отыскал, а так половил немного по степи отбившиеся стада и вернулся...

Отметьте слова «монашеской летописной братии»:

«Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ. Божиею помочью взяша вежѣ половецькѣи, много полона и коний, мѣсяца априля въ 21, на самый Великъ день»

Божьей помощью, в самый Великий день Пасху. Сравните с высказываниями по Игорю: «И тако во день Святаго Воскресения наведе на ня Господь гнѣвъ свой, в радости мѣсто наведе на ны плачь, и во веселиа мѣсто желю на рѣцѣ Каялы...».

Вроде и там «Великъ День» и здесь «день Святого Воскресенья», а какие проитоволожные эпитеты.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 115