Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 12 окт 2016, 18:58

Арсений писал(а): Тут есть церковно-славянский текст Песни Пресвятой Богородицы, русская транскрипция и греческий оригинал (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0 ... 0%D1%8F%29 )

Изображение
Интересно, почему херувим на первом месте, а не серафим
(славнейший без сравнения, духовоскресения? в сборнике 14в.?
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=002&page=144
Лист 144.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 12 окт 2016, 19:45

userdez писал(а):Лемурий, не подскажите, где можно поискать эту книгу?
(Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С. 48)

Она есть в РГБ. Отснять С.48 или какие-то еще?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22413
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 13 окт 2016, 15:50

Лемурий писал(а):Она есть в РГБ. Отснять С.48 или какие-то еще?

Спасибо Лемурий. Скорее всего не надо, просто
хотелось почитать всю книгу.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 13 окт 2016, 17:14

http://old.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=780
л. 289 об. Мес. сентебря 14, канон честнаго Креста истолкован гл. 1.


Здесь много о Древах, в т. ч. и Кресте, о "стражаре херувиме" и
"страшен же херувим уступати распятому Христу"???(лист297),
а на листе 304об. уже знакомое "Оле чюдо древа".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 26 окт 2016, 23:51

userdez писал(а):https://www.youtube.com/watch?v=dBc0pE4f50g

Вспомнилась Херувимская Песнь.
Хотя Дивъ не поёт, а кличет.

http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/86.htm


Уважаемый Userdez, очень интересное замечание относительно того, что Дивъ не поет, а кличетъ. Вы, по моему мнению, весьма тонко прочуствовали смысл образа Дива, возможно даже интуиктивно. Конечно, то что я предложу для прочтения весьма спорно, тем не менее возьму на себя смелость разшифровки образа Дива, точнее первого упоминания о нем. Как известно, В.М.Михайлов предложил видеть в авторе "Слова" псковского священника Домида, переписчика Апостола в 1307 г. Его предположение, что тайнопись Домида написнная на 180 л. Апостола - Е. ЗЗ ЗЗЗ Ов МОРЕ и повторенная ниже прописью - пять земель две тьме море мудры разумеетъ является не цифрофой. Упоминание о пяти земелях он нашел в тексте "Слова": "Дивъ кличетъ върху древа велитъ послушати земли незнаеме Влъзе и Поморию и Посулию и Сурожу и Корсуню и тебе Тъмутороканский бълванъ" (по Екатерининской копии). В его расшифровке - начальные буквы этих пяти земель по его мнению являются ничем иным, как сообщением Домида о месте написания "Слова" - В ППСКОВ МОНАСТЫРЕ считая, что "Слово" написано в 1307 г. в Пантелеймоновском Псковском Монастыре писцом Домидом. Думаю, многие со мной согласятся, что запись в богослужебной книге, не имеющая к ней отношения, к тому же с цитатой, весьма напоминающей фразу из "Слова" не сошло просто так Домиду с рук. Видимо, его за это наказали, и в этом наказании принимал участие игумен Изосима, для которого и переписывался Апостол. А ведь из тайнописи по Екатерининской копии можно узнать, кто такой Дивъ, почему он не поет, а кличет, неся в себе образ злого существа:

ТОГДАВСТУПИИГОРЬКНЯЗЬВЪЗЛАТЪТОГДАВСТУПИИГОРЬКНЯЗЬВЪЗЛАТЪ
СТРЕМЕНЬИПОЕХАПОЧИСТМУПОЛЮСТРЕМЕНЬИПОЕХАПОЧИСТОМУПОЛЮ
СОЛНЦЕЕМУТМОЮПУТЬЗАСТУПАШЕСОЛНЦЕЕМУТМОЮПУТЬЗАСТУПАШЕ
НОЩЬСТОНУЩИЕМУГРОЗОЮПТИЧЬНОЩЬСТОНУЩИЕМУГРОЗОЮПТИЧЬ
УБУДИДИВОКЛИЧЕТВЪРХУДРЕВАУБУДИДИДИВОКЛИЧЕТВРЪХУДРЕВА
ВЕЛИТЪПОСЛУШАТИЗЕМЛИНЕЗНАЕМЕВЕЛИТЪПОСЛУШАТИЗЕМЛИНЕЗНАЕМЕ
ВОЛЗЕИПОМОРИЮИПОСУЛИЮИСУРОЖУВОЛЗЕИПОМОРИЮИПОСУЛИЮИСУРОЖУ
ИКОРСУНЮИТЕБЕТЬМУТОРОКАНЬИКОРСУНЮИТЕБЕТЬМУТОРОКАНЬ
СКЫИБЪЛВАНЪАПОЛОВЦИНЕГОТОСКЫИБЪЛВАНЪАПОЛОВЦИНЕГОТО
ВАМИДОРОГАМИПОБЕГОШАКЪДОНУВАМИДОРОГАМИПОБЕГОШАКЪДОНУ

Домид, подвергшийся наказанию за порчу Апостола, чем оказал бесценную услугу будущим исследователям (к сожалению представленный шрифт не позволяет точно воспроизвести все тайнописные прочтения, но желающие могут прочесть их с помощью шрифта Courier New, где скрыто затаенное чтение "Злое Дидиво Изосем отрезо мое вусево (видимо, усы, не садист же Изосима в самом деле), "отпоре розчо" (розгою), возможно, часть фразы "кличет ЕВР ОХУ древа" в обратном прочтении дает чтение "ухо рве".
Фактически под образом Дива в "Слове" Домидом скрыт игумен Пантелеймоновского Псковского монастыря Изосима - злой дед, наказавший унота Домида за своеволие. Находим мы и имя самого Домида, но с недописанной буквой Д, что впрочем не редкость в затаенных текстах. Но, если переставить слова "тогда вступи" местами, появляется полное имя писца - "УМНИ УНОТ ДОМИД", что в прочем можно отнести и на счет читателя обнаружившего его полное имя с помощью перестановки слов - "УМНИ". Интересно, что если написать слово "ночь" вместо ночь получим чтение "унот сечон".


ВСТУПИТОГДАИГОРЬКНЯЗЬВЪЗЛАТЪВСТУПИТОГДАИГОРЬКНЯЗЬВЪЗЛАТЪ
СТРЕМЕНЬИПОЕХАПОЧИСТОМУПОЛЮСТРЕМЕНЬИПОЕХАПОЧИСТОМУПОЛЮ
СОЛНЦЕЕМУТМОЮПУТЬЗАСТУПАШЕСОЛНЦЕЕМУТМОЮПУТЬЗАСТУПАШЕ
НОЩЬСТОНУЩИЕМУГРОЗОЮПТИЧЕНОЧЕСТОНУЩИЕМУГРОЗОЮПТИЧЬ
УБУДИДИВОКЛИЧЕТВЪРХУДРЕВАУБУДИДИДИВОКЛИЧЕТВРЪХУДРЕВА
ВЕЛИТЪПОСЛУШАТИЗЕМЛИНЕЗНАЕМЕВЕЛИТЪПОСЛУШАТИЗЕМЛИНЕЗНАЕМЕ
ВОЛЗЕИПОМОРИЮИПОСУЛИЮИСУРОЖУВОЛЗЕИПОМОРИЮИОСУЛИЮИСУРОЖУ
ИКОРСУНЮИТЕБЕТЬМУТОРОКАНЬИКОРСУНЮИТЕБЕТЬМУТОРОКАНЬ
СКЫИБЪЛВАНЪАПОЛОВЦИНЕГОТОСКЫИБЪЛВАНЪАПОЛОВЦИНЕГОТО
ВАМИДОРОГАМИПОБЕГОШАКЪДОНУВАМИДОРОГАМИПОБЕГОШАКЪДОНУ

Вполне возможно, тайнопись Екатерининской копии доказывет правоту В.Михайлова, видевшего в авторе "Слова" писца Домида. Тем не менее, Домид не единственный автор "Слова". Он являлся наследником рода Митус, своего отца Макия и деда Яна. Перед нами литературное произведение поэтической династии "Словутного певца Митусы".
Последний раз редактировалось краевед 27 окт 2016, 21:31, всего редактировалось 2 раз(а).
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1198
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 27 окт 2016, 19:58

краевед писал(а):Как известно, В.М.Михайлов предложил видеть в авторе "Слова" псковского священника Домида, переписчика Апостола в 1307 г.
- там ещё Михайлов позабыл прописать, что приписка включает в себя слова о том, что эти книги дал монастырю игумен Изосим этого же монастыря.... А себя на место Изосима не пробовали поставить?
краевед писал(а):не сошло просто так Домиду с рук. Видимо, его за это наказали, и в этом наказании принимал участие игумен Изосима, для которого и переписывался Апостол.
- Домида бы просто высекли, а страницу он бы по новой переписал ..... слабоват Михайлов на поверку оказался ....
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 27 окт 2016, 23:32

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Как известно, В.М.Михайлов предложил видеть в авторе "Слова" псковского священника Домида, переписчика Апостола в 1307 г.
- там ещё Михайлов позабыл прописать, что приписка включает в себя слова о том, что эти книги дал монастырю игумен Изосим этого же монастыря.... А себя на место Изосима не пробовали поставить?
краевед писал(а):не сошло просто так Домиду с рук. Видимо, его за это наказали, и в этом наказании принимал участие игумен Изосима, для которого и переписывался Апостол.
- Домида бы просто высекли, а страницу он бы по новой переписал ..... слабоват Михайлов на поверку оказался ....


Уважаемый Mitus, не понимаю, в чем слабость доводов В.Михайлова. Поставил я себя на место Изосимы, которого обиженный юнец Домид прописал в "Слове" под образом дива. Высекли Домида даже не за то, что он оставил в Апостоле тайнописную запись, а за то, что Домид в Богослужебной книге позволил себе критиковать князей, наместников Бога на земле, фактически выступив против порядков, заведенных на земле Богом. Конечно, удивительно, что страницу Апостола не переписали, а ведь написанное можно было просто смыть и написать по новой. Это конечно, озадачивает. Домида не просто высекли, но и изрядно надавали по рукам, написавшим крамолу на князей: "тИКУРЯНИСвиДОМИДОмети" - "СИНЯ РУКИ ДОМИДА".
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1198
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 28 окт 2016, 07:54

краевед писал(а):Конечно, удивительно, что страницу Апостола не переписали,
- а мне это не удивительно и я о том именно ведь и пишу, что это не Домид пацанчик тут развлекался, а игумен Изосим, который с Домидом одна шайка-лейка был или же даже это один и тот же человек немного подстраховавший себя подписью Домида.... Можно было бы свалить и на то что это вообще кто-то посторонний развлекался, но сроки событий не позволяют... И возвращаясь к Диву: чего это Домиду своего якобы обидчика Дивом называть? А если у Вас есть основания считать, что так русские в 12-13 вв могли своего обидчика назвать или сравнить с каким-то там злым существом по имени ДИВЪ, то Вы ИМЕННО ЭТИ СВЕДЕНИЯ USERDZU I PREDOSTAVTE :D
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 31 окт 2016, 00:49

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Конечно, удивительно, что страницу Апостола не переписали,
- а мне это не удивительно и я о том именно ведь и пишу, что это не Домид пацанчик тут развлекался, а игумен Изосим, который с Домидом одна шайка-лейка был или же даже это один и тот же человек немного подстраховавший себя подписью Домида.... Можно было бы свалить и на то что это вообще кто-то посторонний развлекался, но сроки событий не позволяют... И возвращаясь к Диву: чего это Домиду своего якобы обидчика Дивом называть? А если у Вас есть основания считать, что так русские в 12-13 вв могли своего обидчика назвать или сравнить с каким-то там злым существом по имени ДИВЪ, то Вы ИМЕННО ЭТИ СВЕДЕНИЯ USERDZU I PREDOSTAVTE :D


Уважаемый Mitus, нельзя не согласиться, что Изосиму и Домида что - то связывает. Собственно Дивъ вырастает из имени Домида, взывающего к читателям обратить внимание на земли незнаемые, где скрывалась тайная запись о том, что "Слово" дописывалось в Псковском Пантелеймоновском монастыре. Сам Домид Дивом называет и Изосиму, наказавшего Домида за непослушание. Но, видимо, наказание то носило благие намерения, умудренный опытом Изосим высек Домида даже не за то, что он оставил запись в Апостоле, а за то, что эта запись могла сослужить плохую службу обоим. Если они были родственниками, то действовали заодно. Сам образ Дива напоминает образ демона, в украинских и белорусских говорах его называют лысым дидько - "убуДИДИВО кличетъ върху древа". А.Веселовский считал слова Дивъ и Обида родственными по своему значению выражениями. В древнерусском языке слово дивый обозначало невежественного, грубого человека - лесного жестокого демона. Интересное чтение получается в трехстрочии:

НОЧЕСТОНУЩИ
убуДЕДИВОкличетъ
велИТъпослушатизе

Стонущи ночь унот сечон. Дедиво кличетъ, велитъ дети послушатисе.
Вполне возможно Изосима приходился дедом Домиду. Мы имеем дело с духовными именами Изосимы и Домида. Вполне возможно Домид в затаенном чтении оставил свое мирское имя. Но об этом продолжу в следующий раз.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1198
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 31 окт 2016, 08:17

Лемурий, Вас кто-то спрашивал, есть ли гнездо у шестикрыльцев-
ангелов. Что-то похожее,но место "тёмное".
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=010&pagefile=010-0228
10. (2028). Иоанна Лествичника лествица, напис устав. 1334 года,

Лист211об, 3-4 стр. от верха.
А на листе 214 "взыде в скликновении" и между прочим
на херувиме,как и у Иоанна Болгарского, да и сам Господь
придёт в "кличи"(Срезневский). Думаю, что этот клич будет издавать херувим.
и глáсъ кри́лъ херуви́мскихъ слы́шашеся дáже до внѣ́шняго дворá, я́коже глáсъ Бóга саддаи́ глагóлющаго.
Иез. 10:5
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 31 окт 2016, 08:37

Молодец, Усердец.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22413
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 31 окт 2016, 20:46

краевед писал(а):Дивъ вырастает из имени Домида, взывающего к читателям обратить внимание на земли незнаемые, где скрывалась тайная запись о том, что "Слово" дописывалось в Псковском Пантелеймоновском монастыре.
краевед писал(а):Если они были родственниками, то действовали заодно.
краевед писал(а):Вполне возможно Изосима приходился дедом Домиду.
- хотите перетянуть одеяло с Эдгара По на псковитянина Домида? :D
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Mitus » 31 окт 2016, 20:52

userdez писал(а):Лемурий, Вас кто-то спрашивал, есть ли гнездо у шестикрыльцев-
ангелов.
- гнездо у шесткрыльцев-ангелов? Вы шутите? Гнездо в СССПИ вполне себе разобрано, да и в нашем языке гнездом и город назовут и родную семью, а таки можно без ссылок а по-простяцки поинтересоваться: типа ангелы гнёзда вили?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение краевед » 01 ноя 2016, 00:06

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Дивъ вырастает из имени Домида, взывающего к читателям обратить внимание на земли незнаемые, где скрывалась тайная запись о том, что "Слово" дописывалось в Псковском Пантелеймоновском монастыре.
краевед писал(а):Если они были родственниками, то действовали заодно.
краевед писал(а):Вполне возможно Изосима приходился дедом Домиду.
- хотите перетянуть одеяло с Эдгара По на псковитянина Домида? :D


Уважаемый Mitus, уж простите меня. что я все время обращаю внимание на Екатерининскую копию, точнее на то, по моему мнению в ней скрыты затаенные чтения. Создается впечатление, что они несут в себе довольно осмысленное чтение. Например:

тикурянисведомикъметиподътикурянисведомикъметиподъ
трубамиповитиподъшеломывъзлетрУбамиповитиподъшеломывъзле
леяниконецькопиявъскръмленилЕЯНИконецькопиявъскръмлени
путиимъведомияругыимъзнапутиИмЕВедомияругыимъзна
емилуциунихънапряженитулиемиЛуЦИунихънапряженитули
отворенисаблиизостренисамиотВорЕнисаблиизостренисами
скачутъакысерыевълцивъполескАчуТъакысерыевълцивъполе
ищучисебечтиакнязюславеищучиСебЕчтиакнязюславе
тогдавступиигорькнязьвъзлатътогДавступиигорькнязьвъзлатъ

Фактически здесь мы можем видеть сплошную зашифровку текста, в котором я выделил наиболее интересные затаенные чтения: "САВЛИЕ ЯНИВИ ДЕТЕ". Полностью эта тайнопись может звучать так: "Учи Савлие имеве унец- умец, Яниве дете. Келии творене". Эту запись можно рассматривать не только как намекающую на принадлежность Савлия (в св. крещении Домида) к роду Яна Митусы как его внука, но, возможен и вариант, что здесь намек на мирское имя игумена Изосимы, который учил Домида. Вполне возможно в миру Изосима носил имя Ян. Согласно СССПИ Л.В.Виноградовой слово дети могло применяться по отношению к ученику наставника. Создается полное впечатление, что Домид сообщает свое мирское имя - Савлий. Хорошо известна новгородская берестяная грамота под №272, начинающаяся словами: "от Савлия ко Максиму...", датируемая второй половиной 14 в. И даже если это не тот Савлий, чье имя скрыто в "Слове", то можно утверждать, что имя Савлий было довольно широко распространено в псковско-новгородских землях.
Пожалуй, никто не обратил внимание на возможность присутствия тайнописи в записи Домида, близкой по смыслу сказанного к фразе "Слова".

Сегожелебы
боинаруськоИЗемлими
хаилъсьюрьемьОКНЯ
женьеновгородьСкОепри
сихъкнязехъсеюшЕТся
ирастяшеусобицаМЪ
гыняшежизньнаши
въкнязехъкоторыиве
цискоротишасячлвкомъ

ИЗОСЕМЪ ТО ЯНКО
Случайность?
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1198
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 01 ноя 2016, 20:15

Mitus писал(а): а таки можно без ссылок а по-простяцки поинтересоваться: типа ангелы гнёзда вили?

Вряд ли. Гнездо им "свил" Отец.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=009&pagefile=009-0112
9.(2022) Иоанна Златоустаго и других поучения полууст., исх. ХІV века, в четверть

л. 102. В четверг 6 недели по Пасце. Слово тогоже Кирила мниха на Възнесение Господа нашего Ис. Христа,

Лист104.
"...ангелы вся поущают глаголяше- вскликните..."
"...взидет Бог с кликновениеь,Господь в гласе трубне..."
Вторую цитату Кирилл ,видимо "увёл" из Златоструя(слово 9):
"...взиде Бог в кличи и Господь в гласе трубнем..."

На обороте этого же листа.

"...взиде бо рече на херувим лете..."
Важная птица этот херувим!
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1402
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1