Уважаемый Userdez, очень интересное замечание относительно того, что Дивъ не поет, а кличетъ. Вы, по моему мнению, весьма тонко прочуствовали смысл образа Дива, возможно даже интуиктивно. Конечно, то что я предложу для прочтения весьма спорно, тем не менее возьму на себя смелость разшифровки образа Дива, точнее первого упоминания о нем. Как известно, В.М.Михайлов предложил видеть в авторе "Слова" псковского священника Домида, переписчика Апостола в 1307 г. Его предположение, что тайнопись Домида написнная на 180 л. Апостола - Е. ЗЗ ЗЗЗ Ов МОРЕ и повторенная ниже прописью - пять земель две тьме море мудры разумеетъ является не цифрофой. Упоминание о пяти земелях он нашел в тексте "Слова": "Дивъ кличетъ върху древа велитъ послушати земли незнаеме Влъзе и Поморию и Посулию и Сурожу и Корсуню и тебе Тъмутороканский бълванъ" (по Екатерининской копии). В его расшифровке - начальные буквы этих пяти земель по его мнению являются ничем иным, как сообщением Домида о месте написания "Слова" - В ППСКОВ МОНАСТЫРЕ считая, что "Слово" написано в 1307 г. в Пантелеймоновском Псковском Монастыре писцом Домидом. Думаю, многие со мной согласятся, что запись в богослужебной книге, не имеющая к ней отношения, к тому же с цитатой, весьма напоминающей фразу из "Слова" не сошло просто так Домиду с рук. Видимо, его за это наказали, и в этом наказании принимал участие игумен Изосима, для которого и переписывался Апостол. А ведь из тайнописи по Екатерининской копии можно узнать, кто такой Дивъ, почему он не поет, а кличет, неся в себе образ злого существа:
ТОГДАВСТУПИИГОРЬКНЯЗЬВЪЗЛАТЪТОГДАВСТУПИИГОРЬКНЯЗЬВЪЗЛАТЪ
СТРЕМЕНЬ
ИПОЕХАПОЧИСТМУПОЛЮСТРЕМЕНЬИПОЕХАПОЧИСТОМУПОЛЮ
СОЛНЦЕЕ
МУТМОЮПУТЬЗАСТУПАШЕСОЛНЦЕЕМУТМОЮПУТЬЗАСТУПАШЕ
НОЩЬС
ТОНУЩИЕМУГРОЗОЮПТИЧЬНОЩЬСТОНУЩИЕМУГРОЗОЮПТИЧЬ
УБУДИ
ДИВОКЛИЧЕТВЪРХУДРЕВАУБУДИ
ДИДИВОКЛИЧЕТВРЪХУДРЕВА
ВЕЛИТЪПОСЛУШАТ
ИЗЕМЛИНЕЗНАЕМЕВ
ЕЛИТЪПОСЛУШАТ
ИЗЕМЛИНЕЗНАЕМЕ
ВОЛЗЕИПОМОРИЮИП
ОСУЛИЮИСУРОЖУВ
ОЛЗЕИПОМОРИЮИП
ОСУЛИЮИСУРОЖУ
ИКОРСУНЮИТЕБЕТЬМУТОРОКАНЬИКОРСУНЮИТЕБЕТЬМУТОРОКАНЬ
СКЫИБЪЛВАНЪАПОЛОВЦИНЕГОТОСКЫИБЪЛВАНЪАПОЛОВЦИНЕГОТО
ВАМИДОРОГАМИПОБЕГОШАКЪДОНУВАМИДОРОГАМИПОБЕГОШАКЪДОНУ
Домид, подвергшийся наказанию за порчу Апостола, чем оказал бесценную услугу будущим исследователям (к сожалению представленный шрифт не позволяет точно воспроизвести все тайнописные прочтения, но желающие могут прочесть их с помощью шрифта Courier New, где скрыто затаенное чтение "Злое Дидиво Изосем отрезо мое вусево (видимо, усы, не садист же Изосима в самом деле), "отпоре розчо" (розгою), возможно, часть фразы "кличет
ЕВР ОХУ древа" в обратном прочтении дает чтение "ухо рве".
Фактически под образом Дива в "Слове" Домидом скрыт игумен Пантелеймоновского Псковского монастыря Изосима - злой дед, наказавший унота Домида за своеволие. Находим мы и имя самого Домида, но с недописанной буквой Д, что впрочем не редкость в затаенных текстах. Но, если переставить слова "тогда вступи" местами, появляется полное имя писца - "УМНИ УНОТ ДОМИД", что в прочем можно отнести и на счет читателя обнаружившего его полное имя с помощью перестановки слов - "УМНИ". Интересно, что если написать слово "ночь" вместо ночь получим чтение "унот сечон".
ВСТУП
ИТОГ
ДАИГОРЬКНЯЗЬВЪЗЛАТЪВСТУПИТОГДАИГОРЬКНЯЗЬВЪЗЛАТЪ
СТРЕМЕ
НЬ
ИПОЕХАПОЧИСТОМУПОЛЮСТРЕМЕНЬИПОЕХАПОЧИСТОМУПОЛЮ
СОЛНЦЕЕ
МУТМОЮПУТЬЗАСТУПАШЕСОЛНЦЕЕМУТМОЮПУТЬЗАСТУПАШЕ
НОЩЬС
ТОНУЩИЕМУГРОЗОЮПТИЧ
ЕНОЧЕСТОНУЩИЕМУГРОЗОЮПТИЧЬ
УБУДИ
ДИВОКЛИЧЕТВЪРХУДРЕВАУБУДИДИДИВОКЛИЧЕТВРЪХУДРЕВА
ВЕЛИТЪПОСЛУШАТИЗЕМЛИНЕЗНАЕМЕВЕЛИТЪПОСЛУШАТИЗЕМЛИНЕЗНАЕМЕ
ВОЛЗЕИПОМОРИЮИПОСУЛИЮИСУРОЖУВОЛЗЕИПОМОРИЮИОСУЛИЮИСУРОЖУ
ИКОРСУНЮИТЕБЕТЬМУТОРОКАНЬИКОРСУНЮИТЕБЕТЬМУТОРОКАНЬ
СКЫИБЪЛВАНЪАПОЛОВЦИНЕГОТОСКЫИБЪЛВАНЪАПОЛОВЦИНЕГОТО
ВАМИДОРОГАМИПОБЕГОШАКЪДОНУВАМИДОРОГАМИПОБЕГОШАКЪДОНУ
Вполне возможно, тайнопись Екатерининской копии доказывет правоту В.Михайлова, видевшего в авторе "Слова" писца Домида. Тем не менее, Домид не единственный автор "Слова". Он являлся наследником рода Митус, своего отца Макия и деда Яна. Перед нами литературное произведение поэтической династии "Словутного певца Митусы".