Страница 114 из 239

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 12 апр 2018, 23:52
краевед
Уважаемый Лемурий, если согласится с наличием акростиха Деви къ Святей Богородицы - спаси ! Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу, то тогда должно было читаться - спаси Игоря Святославича, буй тура Всеволода, Владимира Игоревича. а не так как в выделенном тексте. Так же и весь текст "Слова" надо приводить к подобной разбивке на строки, выделяя остальные восемь песен, если следовать Вашей логике, что "Слово" написано по византийским канонам. Канонического способа построения "Слова" придерживался Боян, а авторы "Слова" в самом Зачине писали, что они отказываются от "старых словес" как способа составления стихов, т.к. таким способом составлялись канонические хвалебные произведения, чего не скажешь о походе Ольговичей, над которыми автор иронизирует, а выделенный акростих в конце произведения как раз не говорит о насмешке над Ольговичами, а наоборот о сострадании к их судьбе, что заставляет видеть в авторе скорее приверженца Ольговичей, нежели Мстиславличей. К тому же наличие такого акростиха заставляет согласиться с мыслью. что произведение писалось, когда Игорь, Всеволод и Владимир еще были в плену. Тогда такое обращение к Богородице - спаси их из плена, было бы актуально, но не позже 1186 г., когда все перечисленные князья были еще в плену.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 13 апр 2018, 08:14
Лемурий
Уважаемый краевед, спросите Усердца как оформляли окончание текста:

Изображение

Потом Вы берете в конце уже целиковую строку, а надо только инициал строки, это Боян свивал акротелестих обаполы (с обеих сторон), а обычный акростих только из инициалов.

Обращение к Богородице о спасении Руси. Гречаник (Двина течёт болотом) и Залозник (серебряные струи через Сулу) на момент произнесения СПИ «под кликом поганых», поэтому актуальна молитва о спасении именно Руси.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 13 апр 2018, 23:12
краевед
Уважаемый Лемурий, но в таком случае, если речь идет о спасении Русской земли, имена князей Игоря, Всеволода и Владимира можно трактовать как князей, на которых возложена миссия спасения земли Русской. Ведь в этом случае акростих приводится автором "Слова" не как самоцель, а подчинена смысловому восприятию остального текста, в котором и названы имена князей - участников похода 1185 г. Имена Ольговичей. раз уже названы в заключительной части "Слова" не могут не играть какой-либо роли. Хотя, не исключена и возможность намека, что акростихом автор призывает Богородицу спасти Русь от таких князей как Ольговичи. Все дело в предпочтениях различных исследователей относительно роли русских князей в русской же истории.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 14 апр 2018, 06:23
Лемурий
Уважаемый краевед, не путайте акростих с текстом. В тексте о чём речь? Мстиславичи и их союзники «загородите полю ворота» = выступите к Каневу для возврата контроля над Гречником и Залозником, а Ярослав Черниговский и князья полоцкие принизите стяги и вонзите мечи вредоносные. «Слава» князьям Ольговичам, а дружине, которую князьям славу искала - Аминь. Где ж здесь «надежда» на Ольговичей? Здесь лишь горькая ирония по поводу загубленной ими дружины.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 14 апр 2018, 21:57
userdez
У Сафрония есть про "нози лизаху",
а в этом списке 14 века, нет.

http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=039&pagefile=039-0241

л. 236 об. Слово о злых женах, непокоривых, злоумных, беседа на послушание


39. (2021). Сборник, устав. в два столбца, исх. ХІV века, в лист, 242 листа.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 15 апр 2018, 12:54
Лемурий
Дорогой Усердец, а где это место? Дело в том, что этот отрывок из СДЗ. По контексту Даниил из-за козней «злой жены» был ввергнут в ров со львами и те ему «нози лизаху»:

Жены ради Данила пророка в ровъ ввергоша*,
И лви ему нози лизаху.
О злое, острое оружие диаволе
И стрѣла, лѣтяща с чемеремъ!

* Согласно Библии, пророк Даниил был ввергнут в ров со львами, однако причиной этого была не женщина. См. Дан. 6, 10—24; 14, 23—40.
—-
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.as ... #_ednref47

Вдруг Вы нашли недостающее «звено»!

СообщениеДобавлено: 15 апр 2018, 23:27
краевед
Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, что это за «молитва» такая «СМОЛА БАГРЯНАЯ»?

Византийский канон делился на девять песен, шестая песня всегда была Икос «Самъ единъ еси безсмертный…» (см. Икос Изяславу), а девятая песнь Богородичная, если в тексте есть акростихи, то искать их следует с девятой песни. Попробуем выделить акростих:

Дѣвици поютъ на Дунаи -
Вьются голоси чрезъ море до Кіева.
Игорь ѣдетъ по Боричеву
Къ Святѣй Богородици Пирогощей
Страны ради, гради весели!
Пѣвше пѣснь старымъ княземъ,
А по томъ молодымъ пѣти:
Слава
Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу!

Изображение
Богоматерь (Заступница) Оранта Стена Нерушимая.
Мозаика в конхе центральной апсиды Софийского собора. Киев. 1040-е гг.


Акростих в виде правильного Т-образного креста: Дѣви, къ святѣй Богородици - спаси !


Уважаемый Лемурий, подобный акростих был выделен А.А.Гогешвили и опубликован в книге Акростих в "Слове о полку Игореве" и других памятниках русской письменности 11 - 13 вв., М., 1991, С. 71 - 92
А.Чернов в своей книге "Хроники изнаночного времени" приводит его в более полной редакции, обращая внимание на то, что: "Можно спорить с деталями этой реконструкции, но чтение спаси Святъславличя представляется весьма убедительным. Другое возможное чтение : Тяжъко зьло Руси, Деви в <ъ> икъс <ь> спаси Святъславличя... Найденный угловой акростих ... Спаси Святъславича, найденный А.А.Гогешвили, убедителен потому. что а). находится в конце текста4 б). связан с общим контекстом данного места; в). повторяет устойчивую молитвенную формулу; г). восходит к общепоэтической средневековой традиции "выкупов головы". А.Чернов. Хроники изнаночного времени. "Слово о полку Игореве и его окрестности"// СПб, 2006, С. 189 - 192
Однако, стоит заметить, что в этом месте не отражена полностью концовка текста "Слова" и при определенной разбивке текста акростих можно продолжить. Я приведу акростих. найденный А.Гогешвили, и здесь же отделив чертой другой возможный акростих, с той лишь разницей, что придется перенести имена князей. разрывая их. Итак:

ТЯЖКО ти головы кроме плечу
ЗЪЛО ти телу кроме головы
РУськои земли безъ Игоря
Сълнце светится на небесе
Игорь князь въ рускои земли
ДЕвици поютъ на дунаи
ВЬються голоси чрес море до Кыева
Игорь едетъ по боричеву
КЪ Святеи Богородицы пирогощеи
Страны ради гради весели
Певше песнь старымъ княземъ
А потомъ молодымъ пети
Славу Игорю СВЯТЪСЛАВЛИЧУ
Игорю
СВЯТЪ славлич
У буи туру В
Севолоду Владимиру
Игоревичу побарая за
ХРИСТ ианы на п
Оганыя полкы княземъ
СЛАВА а дружине
АМИНЬ

Несколько изменив последнюю строчку акростиха по Гогешвили, перенеся отчество Игоря вниз, мы можем прочесть акростих, где упоминается имя : СПАС СВЯТЪ ИСУСИ ХРИСТОС. АМИНЬ !
Обращение СПАСИ, объединяет Богородицу и Исуса Христа. И тут уже заметно, что вовсе не князьям поется слава, а Богородице и Исусу Христу!
Чем не вариант продолжения акростиха, найденного А.Гогешвили?

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 16 апр 2018, 18:31
userdez
Лемурий писал(а): а где это место? Дело в том, что этот отрывок из СДЗ. По контексту Даниил из-за козней «злой жены» был ввергнут в ров со львами и те ему «нози лизаху»:

Жены ради Данила пророка в ровъ ввергоша*,
И лви ему нози лизаху.


-------------------------------------------------------------------

Сообщение userdez » 10 апр 2018, 19:03

Из-за жены пророка Даниила в ров ввергли,
Где львы ему ноги лизали.

Даниил З.

http://expositions.nlr.ru/EfrosinManusc ... F188FA1E89
КИР.-БЕЛ. 9/1086


"О злых жёнах".

Лист 117 об.,2 стр от низа.


Да и "дивее дива" скорее всего из "Злых жён" -
переделка "зла злее".

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 16 апр 2018, 20:42
Karl
userdez писал(а):Да и "дивее дива" скорее всего из "Злых жён" -
переделка "зла злее".

"А что злее аспида – тигр, а что злее тигра? – Демон. А что злее демона? – Жена. А что злее жены? – Ничто тако имамы!"
viewtopic.php?p=246865#p246865
Прям женоборчество какое-то. )

"А. С. Архангельский в книге «Творения отцов церкви в древне-русской письменности» возводит традицию создания подобных слов к творчеству Ефрема Сирина.
Кроме Ефрема Сирина, вторым источником традиции русских «Слов о злых женах» послужили «Вопросы и ответы» Анастасия Синаита — сочинение, известное по «Изборнику» Святослава 1073 года. Это самый ранний текст «Слова о злых женах», пришедший на Русь из Византии.
...
Каждый из упомянутых памятников при характеристике женщины ссылается на ветхозаветные примеры женского злонравия (Ева, Вирсавия, Далила и т. д.). Таким образом, можно сделать вывод, что такое понимание женской природы восходит к Ветхому Завету."
http://maxpark.com/community/25/content/2029829

Даниил Заточник разговор о женах заводит, начиная с рассуждений о советчиках.
"Ведь не море топит корабли, но ветры; не огонь раскаляет железо, но поддувание мехами; так и князь не сам впадает в ошибку, но советчики его вводят."
http://old-ru.ru/03-2.html
А наущает плохому известно кто.

Re:

СообщениеДобавлено: 17 апр 2018, 00:57
Лемурий
краевед писал(а):подобный акростих был выделен А.А.Гогешвили и опубликован в книге Акростих в "Слове о полку Игореве" и других памятниках русской письменности 11 - 13 вв., М., 1991, С. 71 - 92
А.Чернов в своей книге "Хроники изнаночного времени" приводит его в более полной редакции, обращая внимание на то, что: "Можно спорить с деталями этой реконструкции...
Несколько изменив последнюю строчку акростиха по Гогешвили, перенеся отчество Игоря вниз, мы можем прочесть акростих, где упоминается имя : СПАС СВЯТЪ ИСУСИ ХРИСТОС. АМИНЬ !
Обращение СПАСИ, объединяет Богородицу и Исуса Христа. И тут уже заметно, что вовсе не князьям поется слава, а Богородице и Исусу Христу!
Чем не вариант продолжения акростиха, найденного А.Гогешвили?

Уважаемый краевед, Чернов ссылается на выделенный акростих Гогешвили, но не совсем с ним согласен. Ровно как и Ваш визави ссылается на акростих выделенный в исследовании Вашего соотечественника:

:arrow: Золотухин А.И. Тайны «Слова о полку Игореве», Николаев, 2005, С.110-113

но тоже с ним не во всём согласен, хотя напомню, что именно его рекомендации выделения обапол (=краестрочий) "слав сего времени" и привели к открытию акротелестиха из припевок Бояна.

Итак, что пишет Золотухин: С.110-111, С.112-113

Откуда он берёт З. П. К. А. 6821(1313), а вот откуда:

Здрави, князи и дружина,
побарая за христьяны на поганыя плъки!
Княземъ - Слава,
A дружинѣ - Аминь!

Однако "п" синяя это только продолжение предложения, поэтому на мой взгляд всё обходится без очевидного года (1188):

З. КА = 7.21

Изображение

"КА" = 21 в древнерусском обозначении чисел. "З" = 7.

Перед числом обычно пишут месяц. Киевское летосчисление начиналось с марта месяца, т.е. март = 1, а 7 = СЕНТЯБРЬ.

Дата 21 сентября 1188 года.

Всё что писал ранее 1:1.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 17 апр 2018, 19:16
userdez
Karl писал(а):
"А. С. Архангельский в книге «Творения отцов церкви в древне-русской письменности» возводит традицию создания подобных слов к творчеству Ефрема Сирина.
Кроме Ефрема Сирина, вторым источником традиции русских «Слов о злых женах» послужили «Вопросы и ответы» Анастасия Синаита — сочинение, известное по «Изборнику» Святослава 1073 года. Это самый ранний текст «Слова о злых женах», пришедший на Русь из Византии.
...

Никто не жаловал злых жён.

46. Фонд 173.I. Измарагд


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=046&pagefile=046-0089
Лист 85. Иоанн З.


43. Фонд 173.I. Златоструй

Лист 24.
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=043

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 17 апр 2018, 23:58
краевед
Уважаемый Лемурий. исследования А.Золотухина несомненно интересны, но выделенные им краестрочия в конце "Слова" .З. .П. .К. .А. и его догадка, что это 1313 год неверна уже потому, что в этом случае должно было стоять -
.S. .TW. (От) - лигатура и далее .К. .А. = шесть тысяч восемьсот двадцать один= 6821= 1313
А по а.Золотухину "Слово" написано З = 7, в семь тысяч восемьсот двадцать первом году = 7821 = 2313, т.е. это "воспоминание о будущем" и его еще только предстоит открыть нашим далеким потомкам через 295 лет, если учесть, что сейчас 2018 г.
Целая фантастическая версия получается - пришельцы из будущего написали "Слово" в 12 или 13 веках, но оставили в зашифрованном виде год написания, точнее год, когда прибыли в 12 век из будущего - 7821 = 2313

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 18 апр 2018, 08:26
Mitus
краевед писал(а):Целая фантастическая версия получается - пришельцы из будущего написали "Слово" в 12 или 13 веках, но оставили в зашифрованном виде год написания, точнее год, когда прибыли в 12 век из будущего - 7821 = 2313
- давно уже это меня убивает, ибо судя по прописанной грамматике именно так всё и было.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 18 апр 2018, 10:07
Лемурий
Уважаемый краевед, конечно, там ошибок много, но зато именно там нашёл правило отбора обапол (=краестрочий) для свивания акростиха, благодаря чему получился очевидный акротелестих из припевок Бояна.

Не писали 800 через «П», ибо это 80. Если даже отбирать по его буквам то там написано: 87 и 21. Поэтому тот вариант что предложил с 7 (месяц) с учётом того, что мартовский год 1 (=март)... 7(=сентябрь) более верный.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 18 апр 2018, 11:03
Лемурий
Mitus писал(а): - давно уже это меня убивает, ибо судя по прописанной грамматике именно так всё и было.

А Вы не задумывались, что грамматика того времени может отличается от грамматики Mitusa?

Вот Вам тест: откуда в «плаче Ярославны» солнце написано так: слънце и правильна ли эта словоформа с точки зрения Вашей грамматики?