Див "Слова о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 21 апр 2019, 08:14

Гусли своей историей уходят к временам Библии. Изначально церковь на Руси относилась к гуслям настороженно так, что никаких мыслей "о горнем" у Бояна быть не могло. Он участвовал в княжеских пирах (может быть не каждое воскресенье). Вообще, в дружине князя многие должны были знать не только ратное дело, но и уметь играть на гуслях. Боян тоже, вероятно, мог быть не только песнотворцем, но и воином.

"Бог дал попа, а черт - скомороха. (Пословица).
А гусли оказались нужны и тому, и другому. Их звуки сопровождают и молитвы, и разгульное веселье, выражают и высокий, божественный настрой, и буйство страстей человеческих.
Почитаемый церковью библейский царь Давид изображается с гуслями, под звуки которых он пел свои обращенные к Богу псалмы. И на лубочных картинках мы видим скоморохов, держащих в руках гусли.
Церковь осуждала непотребные, неблагочестивые развлечения.
В древнееврейском тексте Библии чаще всего упоминаются два названия струнных инструментов - "киннор" и "небель". И если "небель", вслед за греческим переводом "псалтерион", в русской Библии назван "псалтырью", то "киннор" в разных библейских книгах называют то "арфой", то "цитрой", то "гуслями" (Библейский словарь 2002, 263-264).
Нельзя определенно указать и время появления гуслей у восточных славян. Первое упоминание о гуслях на Руси относится к VI веку. К X веку, времени Владимира Красна Солнышка, ни один воскресный княжеский пир не обходился без певца-гусляра. Искусством игры на гуслях владели такие былинные герои как Добрыня Никитич, Василий Буслаев, Садко, Ставко Гордятинич и его жена" (https://vk.com/wall455788886_60 )

"Знакомясь с разными памятниками старины, мы видим, что русское духовенство, воспитанное на
византийском аскетизме, очень рано начинает осуждать “различные писки гусельные и органные гласы”,
как характеризующие времена язычества. Однако это осуждение первоначально не было резким и
беспощадным, оно ограничивалось увещеваниями и наставлениями. Так, например, когда игумен
Киевопечерского монастыря Феодосии, будучи у князя Святослава II (1073—1078), увидел “играющих и
поющих гусельные и органные гласы”, он не громил присутствующих гневной проповедью, а скорбно
поникнув головой, со вздохом сказал: “будет ли тако на свете том” (18), и только." (http://forum.buza.su/viewtopic.php?f=54 ... view=print )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1585
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 21 апр 2019, 08:28

Арсений писал(а):Изначально церковь на Руси относилась к гуслям настороженно так, что никаких мыслей "о горнем" у Бояна быть не могло.

    «Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири...»(Пс.32:2)
Ну да, ну да, в то что Боян и волком бегал и орлом летал верите, а в прямой отсыл к Пс.32.2 нет, а зря:


Чтобы быть в курсе темы прочитайте эти три статьи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21176
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 21 апр 2019, 17:54

Г.Н. Базлов в работе «Русские гусли. История и мифология» пишет, что в среде духовенства распространен был лишь один музыкальный инструмент язычников-»шлемовидные гусли, наиболее близкие по конструкции к библейскому инструменту псалтирь, получившие широкое распространение среди духовенства, в народной традиции назывались «гуслями поповскими». Но характерно это было для средневековой традиции, а Боян пел все таки для величания князей, так как гусли применялись для «умного делания молитвы» исихастов, а их влияние на Руси в домонгольский период было незначительным. Контакт с «горними» силами по его заявлению смог установить Сергей Радонежский. Феодосию Печерскому лишь явилась Богородица.

«Греческое слово «псалтирь» означает музыкальный инструмент с 10–12 струнами, а слово «псалом» (букв.: «бряцание») — духовная песнь, которая исполнялась в сопровождении игры на псалтири. То есть конструктивные различия псалтири и гуслей древние переводчики понимали, но их мифологический, духовный контекст был общим. С принятием христианства ряд мистических и мифопоэтических характеристик псалтири как инструмента духовного и богоугодного был перенесен на русские гусли, вероятно, в первую очередь на подобные псалтири «поповские гусли».
В средневековой духовной литературе понятие «псалтирь» — гусли и «Псалтирь» — книга, содержащая духовные стихи, часто поэтически и содержательно отождествляются. «Псалом» в буквальном переводе с греческого — «бряцание по струнам», духовный стих. То есть музыкальная игра на гуслях обозначалась тем же словом, что и пение священного текста, инструмент назывался как и священная книга. Возникало некоторое смысловое тождество, позволившее гусли уподоблять священной книге и переносить на инструмент и игру круг образов и понятий, связанных с Псалтирем — книгой и псалмами — духовными стихами.
Святой Василий Великий, говоря о Псалтири, писал в «Беседе на первый псалом», что: «…Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом во плоти, есть угрожение Судом Божиим. Здесь внушается надежда Воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице (выделено мною — Г.Б.)». Псалтырь воспринимался как краткое изложение библейской мудрости. И часть этого отношения к священному тексту, переносилась на «псалтирь» — гусли. Посредством образа инструмента и гусельной игры описывали различные духовные состояния и духовные аскетические практики.
Несмотря на то что гусли как инструмент, прежде связанный с натурфилософией славянского язычества, был некогда отвергаем и даже иногда отрицаем богословами, постепенно в русской средневековой традиции он опять восстанавливается в качестве инструмента духовного, связанного с богослужением. Итак, гусли — это единственный инструмент, который православная традиция признавала в качестве совершенного настолько, что под его аккомпанемент не возбранялось петь духовные стихи: гусли, пожалуй, вообще единственный легитимный музыкальный инструмент православного духовенства. В среде русского духовенства гусли вновь получили признание как инструмент, угодный Богу, способный выражать духовные переживания верующих. Гусли использовались при пении псалмов и духовных стихов.
Весьма показательно, что гусли и приёмы гусельной игры в качестве наглядного примера применялись для объяснения «умно-сердечного делания», а умно-сердечное делание, или исихазм, считался у христиан высшим молитвенным навыком, позволявшим соблюдать евангельскую заповедь — непрерывно пребывать в молитве.
Фимиам (др. — греч. θυμίαμα, от θυμιάω — жгу, курю; аналогично церковному — ладан (левона)) — ароматическая смола, благовоние; вещества, сжигаемые при богослужениях. Благовония символизируют молитвы святых к Богу, а гусли традиционно понимаются, как звучное песнопение их душ. Как и в средневековой православной символике гусли здесь обозначают человеческую душу, возносящую к Творцу, Новую Песнь Нового Завета.»( https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/baz ... mifologiya )

«По мнению Г. П. Федотова «в лице Феодосия Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна много веков» [14]. Этим идеалом стала деятельная святость. И. Кологривов отметил, что в эпоху Киевской Руси сформировались три типа святости: тип святых князей-воинов, тип святых отшельников (преп. Антоний и его подражатели) и тип общежительной монашеской святости (преп. Феодосий). Исследователь сделал вывод, что именно последний стал на Руси наиболее почитаемым. Несмотря на суровую созерцательность устава он развился «в сторону культурной и социальной активности, весьма далекой от распространенного представления о русском монахе, как о созерцателе чистой воды». Победу деятельного типа святости И. Кологривов связывает с тем предпочтением, которое было отдано на Руси не египетской, а палестинской школе византийского монашества [15]. Подтверждением непосредственной связи Киево-Печерской Лавры и Византии является построение на ее территории Троицкой церкви. Тем самым, монастырь как бы отдавался под покровительство Святой Троицы и византийского православия. Это уникальное событие, так как на Руси в то время предпочтение отдавалось образам грозного Спаса, женственному культу Богородицы-Софии или святому Николаю Чудотворцу. Таким образом, в VIII –XI вв. в результате иконоборческого движения в Таврику и Киевскую Русь пришли идеи византийского исихазма.В Таврике в «пещерных монастырях» утвердилась его аскетическая форма по образу египетской школы монашества. В Киевской Руси исихазм нашел распространение в Киево-Печерской Лавре. Феодосий Печерский считал монашество единственным путем спасения, придерживался суровой аскезы, утвердил общежитие (киновию), что сближает его взгляды с позицией византийских аскетов. Общие масштабы влияния аскетического исихазма на культуру Киевской Руси и Таврики были незначительными, что было связано с устойчивостью языческой традиции.» (https://zhirtueva.ru/article/Art_15_Isihasm.pdf )
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1585
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 21 апр 2019, 21:45

Арсений писал(а):Боян пел все таки для величания князей, так как гусли применялись для «умного делания молитвы» исихастов...

Арсений, где это Вы всё находите? Беллетристика какая-то. Зайдите на сайт rsl и лучше там книги читайте. Выше же дал Вам ссылку на статьи из РГБ по этой теме.

Гусли не применялись в богослужении, в СПИ просто метафора, отсыл к (Пс.32:2). Шлемовидные гусли появляются не ранее XIIIв, самое раннее в Азбуковнике заглазная «Д» (Давид). Боян был песнотворец старого времени XIв, а обычныя пѣсни пели князьям только при отпевании.В СПИ Автор тоже «поёт» песнь погибшей дружине: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню:

    «...у кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбріи русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с<я> тугою къ земли преклонилось.

    А Игорева храбраго плъку не крѣсити!
    За нимъ кликну Карна и Жля, поскочи по Руской земли, смагу мычючи въ пламянѣ розѣ.

    Нъ уже, княже, Игорю утрпѣ солнцю свѣтъ, а древо не бологомъ листвіе срони: по Рсі и по Сули гради подѣлиша. А Игорева храбраго плъку не крѣсити!

    Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
    Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21176
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Арсений » 22 апр 2019, 22:18

Если речь идет о Святославе, Владимире, Александре Невском, то однотональными записями дело не обходилось. Что касается исихастов, то они в истории церкви место имеют. До сих пор не найдено археологами шлемовидных гуслей 14-15 веков, только их отображение в металле или на рисунках.

"В самых восторженных тонах придворного панегирика описано русским летописцем короткое княжение Святослава Игоревича (964-972). Страницы, посвященные этому князю, являются не столько хроникой событий, сколько воспеванием доблести, рыцарства и мудрости молодого князя, «славой», «хвалой» ему, где восхищение преобладает над добросовестным описанием.
Летописная запись о Святославе хорошо сохранила эпический строй дружинной поэзии, близкой к былинам, но не тождественной им; как уже говорилось, в народном эпосе имени Святослава нет. Автор дружинного сказания показывает своего героя слушателям (а потом и читателям) еще ребенком, «детским вельми». Но этот мальчик 3-5 лет обрисован как настоящий князь-полководец - он открывает сражение с древлянами броском своего копья, и воеводы почтительно говорят: «Кънязь уже почал. Потягнем, дружино, по кънязи!»
Под 964 годом в летопись включено эпическое описание начала самостоятельного княжения Святослава… Перед нами спартанец, привыкший к суровому походному быту, пренебрегающий жизненными удобствами ради быстроты движения войска без отягощающего обоза.
(https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/v ... viatoslava )

Речь идёт о накладке из цветного металла (на основе меди) с изображением музыканта-гусляра (гудца), играющего на многострунных псалтиревидных гуслях. Рядом с музыкантом, слева и справа, изображены фигуры людей, заворожённо слушающих его игру, подперев ладонью голову.
В изображениях подобного рода, опираясь на позу музыканта и тип инструмента, исследователи склонны видеть образ библейского псалмопевца царя Давида (Поветкин, 2003. С.229).
Это пятая находка в Великом Новгороде с изображением музыкальных инструментов. На всех предыдущих находках так-же был изображён музыкант с инструментом типа псалтериума или гуслей-псалтиря (Поветкин, 1994. С.72; Поветкин, 2004. С.85-91). 
Находка этого года происходит из слоёв начала XV в. и предварительно датирована концом XIV - началом XV вв.» (http://centrpovetkina.ru/novaya-nakhodk ... lyara.html ).
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1585
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 23 апр 2019, 00:28

Замечательно, Арсений, судя по цитатам, вижу что потихоньку втягиваетесь в тему. Не видел, чтобы Вы ссылались на последние находки В.И.Поветкина:

:arrow: Поветкин Владимир Иванович Новгород музыкальный по материалам археологических исследований. Сезон раскопок 1995 г.//Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып.10, Новгород, 1996, С.125-138

Посмотрите на фасадную скульптуру древнерусских соборов XIIв:

Изображение
Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли. "Стъ Двд" с титлами рядом с изображением псалмотворца.

Изображение
Владимир. Дмитриевский собор.

Изображен у Давида 10-струнный псалтериум, конечно, схематично, но другого инструмента у него не было.

Более того, живые струны напрямую указывают на Давида, как и 10-струнные гусли тоже указывают на Давида-псалмотворца.

Что касается шлемовидных гусель, в Азбуковниках и миниатюрах они нарисованы схематично, наверное, таких действительно не существовало и игра Бояна на 10-струнных гуслях не более чем экзегеза на Пс.32:2 = славил Господа.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21176
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 май 2019, 19:55

Лемурий писал(а): игра Бояна на 10-струнных гуслях не более чем экзегеза на Пс.32:2 = славил Господа.


Уважаемый Лемурий!
Мы же изучаем Древнерусское произведение и не
хотелось бы засорять свой язык непонятными словами.
У нас же есть красивое слово "толкование"...))
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 май 2019, 20:40

userdez писал(а):У нас же есть красивое слово "толкование"...))

Так устроит?

Изображение
Никольский Н.К. «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в.» СПб., 1892, прим. с.94
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21176
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 май 2019, 21:32

Почти. Правильно переложили "неразумное на разум".

2. (2027.) Собрание некоторых книг В. Завета с прибавлениями, полууст., исх. XIV века, в четверть, 166 листов.


л. 144. О именех, глаголемых жидовьскымь языком в книгах церковных сказаною, преложено неразумное на разум, иже в Евангелии, и в Апостоле, и в Псалтыри, и в Паремии, и в прочих книгах.


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=002&pagefile=002-0155

Лист 150, низ.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 06 май 2019, 18:42

314 (847.) Псалтирь с возследованием, полууст. четкий, исх. ХV века, в большую четверть, 637 листов.


л. 28 об. Тлък о неразумных словесех. Начнется. Псалтирь красен с гусльми. Псалтир есть ум, гусли суть мысли, струны – пръсти, арган – дума добраа, и т. д


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=314&pagefile=314-0031

"...крыле вперивше мыслении и на небеса взлетевше,
яко небо? парнии орли".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 13 май 2019, 13:53

Дорогой Усердец, спасибо за очередную ценную находку. С меня, как и обещал, репортаж из Софии Константинопольской:

Изображение
1 из 4 шестокрылев Собора Софии Константинопольской
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21176
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 май 2019, 17:53

Порадовали старика изображением шестикрыла
из центра Православия.

Может Вам пригодится: Боян свивал славы, а здесь
в погребальных песнях сплетают похвалы.

оставшиеся в живых братья наши восхвалят нас <682> должным образом - пропоют над нами вожделенные погребальные песни, сплетая нам похвалы и припевая соответственные песнопения:


https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/velikoe-oglashenie/2_95

преподобный Феодор Студит

Великое оглашение


Оглашение 95.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 14 май 2019, 20:22

Арсений писал(а):Вот строка из словаря древнерусского языка Р.И. Аванесова.

«Диво

3. Наблюдение, созерцание:

«взидѣте и взнесите(с) || на нб(с)ную высоту. в позорище идѣте нб(с)наго дива (ταῖς... θεωρίαις) ФСт XIV, 168б-в.» (http://rus-yaz.niv.ru/doc/old-russian-d ... m#zag-4343 )


Скорее всего там напутал переводчик.

восходите и поднимайтесь на высоты добродетелей, парите в небесных созерцаниях.


"Парите в небесных созерцаниях" перевёл, как
"в позорище идёте небесного дива".
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение userdez » 02 июн 2019, 20:19

Боян ничего нового не придумал, всё было
придумано до него:
"...распростри криле умне и полетаи всем(?) умом
по сей жизни"...


11. (2025.) Златая цепь, устав. в два столбца, исх. ХІV века, в четверть, 122 листа.


л. 88. Слово св. Петра (Дамаскина) о временнемь семь житьи. Нач. Въздьбни душе, хотящия взискати себе добра в сем житьи.


http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=011&page=88

Лист 88, 2 столбец, середина.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1368
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: Див "Слова о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 03 июн 2019, 08:06

А как же «вспоминал речь первых усобиц»? Про Редедю, про Мстислава, про Романа Красного. Редедя был зарезан в 1022, если под «пѣ(с)» подразумевать «обычныя пѣсни», то Боян не мог сочинять панегирик на смерть Редеди, если говорил с Всеславом Полоцким (ум. 1101), а вот ретроспективную запись делать мог, например, вставку в ДКС, где редактор 1073 года тмутороканские предания про Редедю, Мстислава и Романа Красного в краткие «погодные статьи» вставляет. А летописи не что иное как «совестные книги» - описание деяний, с которыми князья предстанут в день Страшного Суда.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21176
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1