userdez писал(а):Похоже понятно, почему "не процвела часть" Данилы в Новгороде. Мотаясь с Ярославом Новгородским(1182-1184 и 1187- 1196) они "упустили" в 1185г смерть архиепископа Новгородского Илии, того что любил кататься на бесе. А у Данилы, видимо, были планы на эту кафедру, но не срослось...
В последние месяцы жизни добровольно снял сан архиепископа и принял Великую схиму, со сменой имени. Отсюда и разночтения имени в разных источниках.
Хороший пример о смене имени после снятия сана архиерейства вспомнили. Над этим фактом "ломают голову"
Успенские 2017:68-70: "
По всей вероятности, оба брата были поставлены в архиереи из белых священников (без предварительного пострижения): имена Илия и Гавриил были крестильными, а Иоанн и Григорий — иноческими", хотя сами же в этом же труде приводят примеры смены имени после снятия сана архиерейства см.
Успенские 2017:62-68. Безусловно, это примеры одного и того же действия: снятие сана архиерейства и уход в иноки (вернее, иеромонахи - священство, в любом случае, сохранялось), подразумевает смену имени.
Что же касается "планов Данилы на кафедру", то не срастается с
контекстом Псевдо-Даниила:
Разве не ставший архиепископом мог быть "
святителскии имея на себе санъ, а обычаемъ похабен"? Т.е. он УЖЕ имел сан епископа/митрополита и осуждаем Псевдо-Даниилом XIIIв.
Разве мы имеем про него летописные записи: "
Мнози бо, отшедше мира сего во иноческая, и паки возвращаются на мирское житие"? Приведите такой пример из летописи тогда.
Разве имеется другой такой пример кроме истории с Климентом Смолятичем (Ипат.1164) когда "
а иныи летаетъ с церкви, или с высокие полаты, паволочиты крилы имея..."?