Страница 67 из 245

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 05 окт 2016, 20:04
Арсений
Здесь оле это междометие для усиления экспресивности высказывания.

"ОЛЕ (33) межд. Употребляется для усиления экспрессивности высказывания."
Оле страшно. чюдо и || дивно. бра(т)ѥ. поидоша сн҃ве на оц҃ѧ. бра(т) на бра(т). рабъ на г҃на. г҃нъ на рабъ. ЛН XIII2, 84–85 (1216) (http://old_russian.academic.ru/9053/%D0%BE%D0%BB%D0%B5 )

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 05 окт 2016, 20:35
Арсений
Для Шестоднева Иоанна эк.болг. есть такой вариант: "о диво" как восклицание. Сейчас распространено более позднее "о господи".

"О диво! И тварь не может стерпеть хулы на Господа." (http://old-ru.ru/02-7-41.html )

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 05 окт 2016, 21:26
Арсений
Mitus писал(а):
Арсений писал(а):Их предания с замечательным согласием рисуют чудские ямы: это углубления, вырытые в земле и покрытые деревянной крышей, на которую насыпалась земля. …"
- согласен с Вами, ибо и русские говорят, что чудь белоглазая ушла под землю. О древности чуди говорит и тот факт, что о них сообщает Иордан рассказывая о том, что гот Германарих покорил якобы и "тиуд". В результате я и пишу, что Трубачёв пошутил насчёт чуда. Там пути инкорпорирования и взаимозаимствований распутать я думаю невозможно.


Отождествление иордановского "тиуда" с чудью отходит на второй план. Сама чудь не исчезла, так как у тех же эстонцев до 30% индоевропейской крови. Аналогично 30% и более ее у зырян, удмуртов. Чудь в текстах показаны как люди исполинского роста (волоты). Самые могучие характеризуются как чудо (Святогор-Див).

"В современных исследованиях отказались от толкования Thiudos как чудь и видят в нем готское Þiuda – народ. В статье С.В. Ярцева напоминается, что еще фон Гринбергер восстанавливал начало списка словосочетанием «скифские народы». Весь список, подчеркивал Ярцев, сильно испорчен, происхождение его неизвестно, возможно, список является собственной этнической реконструкцией Иордана на основе сведений из каких-то устных источников, воспринимавшихся на слух. Цель – «дотянуть» образ Германариха как завоевателя до уровня Александра Великого (Ярцев С.В. Еще раз о списке народов Эрманариха // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Экономика. Информатика. Белгород, 2014. № 21(192).Том 32. С. 36-42)."

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 06 окт 2016, 07:38
userdez
Арсений писал(а):
"ОЛЕ (33) межд. Употребляется для усиления экспрессивности высказывания."
Оле страшно. чюдо и || дивно. бра(т)ѥ. поидоша сн҃ве на оц҃ѧ. бра(т) на бра(т). рабъ на г҃на. г҃нъ на рабъ. ЛН XIII2, 84–85 (1216) (http://old_russian.academic.ru/9053/%D0%BE%D0%BB%D0%B5 )

Спасибо Арсений. Интересные примеры.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 06 окт 2016, 16:26
Mitus
userdez писал(а):Спасибо Арсений. Интересные примеры.
- присоединяюсь

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 09 окт 2016, 13:35
userdez
https://www.youtube.com/watch?v=dBc0pE4f50g

Вспомнилась Херувимская Песнь.
Хотя Дивъ не поёт, а кличет.

http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/86.htm

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 09 окт 2016, 23:00
Арсений
Спасибо за добрые слова. Тут есть церковно-славянский текст Песни Пресвятой Богородицы, русская транскрипция и греческий оригинал (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0 ... 0%D1%8F%29 ) О Диве ничего не нашел. Пение восхитительное, но текст отследить сложно. Есть еще авторские песнопения на текст этой Песни.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 11 окт 2016, 14:29
userdez
Лемурий.

Крест, Усердец, как Древо употребляется только как Т-образный столб распятия Христа.


Древо, не только Крест Господень.

Да егда бысть прѣдание Господа нашего Исуса Христа, приведошя къ Пилату Христа и два разбойника. Пилать повелѣ и сътворишу въ тѣх дрѣвѣх 3 кресты. И распяшя Христа на дрѣвѣ, иже израсте из главы Адамовы, а разбойника вѣрнаго распяшя на дрѣвѣ, иже израсте от главень одеснуя Христа, а разбойника невѣрнаго распяшя ошую Христа на дрѣвѣ, иже израсте въ Мерстѣй рѣцѣ, еже посади Моиси.


http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4928
СЛОВО О КРЕСТНОМ ДРЕВЕ

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 11 окт 2016, 15:33
userdez
http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=012&pagefile=012-0014
Лист 7.
12. (2023.) Сборник, устав., исх. ХIІ или нач. ХІIІ века,

"На древе пригвождён Господь?...
Древом Адама изгна изд рая сотона,
древом же пакы Господь разбойника в рай введе."

А на листе 10 или "иди въ рай", или "дивъ рай"?

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 11 окт 2016, 19:36
Mitus
userdez писал(а):А на листе 10 или "иди въ рай", или "дивъ рай"?
там весь абзац прописан от имени одного из разбойников, который просит Христа "помяни мя господи егда придеши в царствие твое.... аминь глю (истинно говорю) тебе скоро "съ мною боудеши въ раи и дасть ми крстное знамение гл(агол)я се възьмъ иди въ раи". То есть войдёшь в рай с крестным знамением.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 11 окт 2016, 21:40
Лемурий
userdez писал(а):"На древе пригвождён Господь?...
Древом Адама изгна изд рая сотона,
древом же пакы Господь разбойника в рай введе."

Эти "древа", что Вы выписали, связаны между собой:

:arrow: СЛОВО СВЯТОГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА О ЧЕСТНѢМ КРЕСТѢ

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 12 окт 2016, 07:18
userdez
Mitus писал(а): там весь абзац прописан от имени одного из разбойников, который просит Христа "помяни мя господи егда придеши в царствие твое.... аминь глю (истинно говорю) тебе скоро "съ мною боудеши въ раи и дасть ми крстное знамение гл(агол)я се възьмъ иди въ раи". То есть войдёшь в рай с крестным знамением.

Согласен...

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 12 окт 2016, 07:27
userdez


«Слово о честнем кресте» не принадлежит Григорию Богослову. Изучавший апокриф о крестном древе И. Я. Порфирьев предположил, что поводом приписать произведение отцу церкви послужила содержащаяся в одном из слов Григория краткая параллель между падением Адама и крестной смертью Спасителя и между древом познания добра и зла и древом креста

Труды Отдела древнерусской литературы

На то она и Российская Академия Наук, чтобы
говорить немного, но достоверно.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 12 окт 2016, 09:16
Лемурий
А разница какая: принадлежит или не принадлежит Григорию Богослову? Апокриф такой существовал и история происхождения крестного древа была популярна.

Re: Див "Слова о полку Игореве"

СообщениеДобавлено: 12 окт 2016, 16:49
userdez
Лемурий писал(а):А разница какая: принадлежит или не принадлежит Григорию Богослову?


Согласен...
Лемурий, не подскажите, где можно поискать эту книгу?
(Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1877. С. 48)

Сказанiя о сотворенiи и паденiи ангеловъ 83—88
Сказанiя о раѣ, древѣ жизни, древѣ познанiя
добра и зла

Сказанiя о древѣ крестномъ:

Сказанiе о честнѣмъ крестѣ Григоpiя Богослова 96—99
Олово о древѣ крестномъ Северiана Гавальскаго 101—103
Сказанiе о трехъ древахъ Григорiя Двоесловца