Лемурий писал(а):
Гнездо выступает как сравнительное существительное прострошася половци КАК ЧТО? как пардужье гнездо.
При синтаксическом разборе предложения данное сравнение выступает в роли составной части сложного ПОДЛЕЖАЩЕГО. Поэтому глагол (сказуемое) в единственном числе относится к нему.
Лемурий писал(а):Темно бо бѣ въ ґ̃ день: два солнца помѣркоСТА,
оба багряная стлъпа погасоСТА
и съ нима молодая мѣсяца, Олегъ и Святъславъ, тъмою ся поволокоСТА.
На рѣцѣ на Каялѣ тьма свѣтъ покрыла:
по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо,
и въ морѣ погрузиСТА,
и великое буйство подаСТА хинови.
Что-то у Вас, Лемурий, все в этом отрывке перемешалось. Фраза "и въ морѣ погрузиСТА," вклинилась не туда.
И почему у Вас ВСЕ глаголы в данном отрывке стоят в двойственном числе?
Получается, что буйство хинови подадут ОЛег и Святослав? Ооооочень смелая интерпретация....))))
Коллеги, я стараюсь донести до вас мысел, что СПИ - гениальное произведение. Как всякую гениальную вещь, его надо рассматривать не только, и не столько, с формальной точки зрения (склонение, спряжение), а воспринимать его категориями ОБРАЗОВ. Автор выражает свою мысль фразами, в которых слова, их сочетание и последовательность порождают в мозгу читателя зрительные образы. При этом формальные связи между словами могут нарушаться. Как в гениальных стихах.
Предложение, над которым мы с вами бъемся уже не первую страницу темы, - это готовая раскадровка для фильма (простите мое уж очень современное сравнение).
Вот попробуйте расслабиться, закрыть глаза и представить:
- солнце скрывается за тучей, тень тучи ползет по земле. Камера опускается чуть ниже, и видно, что это не тень, а полчища половцев продвигаются по русской земле, сжигая и уничтожая все на своем пути.
- форма их наступательной линии заостряется. Камера приближается и выхватывает крупным планом половецкого хана в плаще, отороченном шкурой гепарда. Рядом - его плководцы, такие же поджарые, гибкие, с хищным прищуром и кровожадным оскалом. Это и есть ПАРДУЖЕ ГНЕЗДО.
- камера отъезжает: к хану и его "птенцам гнезда" приближаются представители племени хинови. Они смотрят на главные трофеи: пленные князья, униженно стоят на коленях. На лицах хинови появляется полуулыбка удовлетворенных отмщением жестоких людей.
СТОП. Кадр снят.
Видите, сколько мне понадобилось слов, чтобы описать этот эпизод. А Автор уложился (лась) в 15-20 слов. Это и есть ГЕНИАЛЬНОСТЬ.