Хинова, готские девы и время бусово

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 22 дек 2016, 08:38

sasha a писал(а):Какая уж роль отводилась Кончаковне в этом заговоре, не ясно (вероятно - сеять раздоры и смуту)
- очень красивая версия и даже захотелось пересмотреть и переделать в этом смысле свой перевод... Но простая прагматика сказала: плюнь и разотри ибо пустое это всё, Игорь и Кончак - побратимы и месть свою Кончак изливал на Переяславль....
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 22 дек 2016, 08:45

Лемурий писал(а):ЗВОНЯЩИЙ, лучше подошло бы ТРЕЗВОНЯЩИЙ (=разглашающий).
Стоит отметить что у кр. действ. прич. ед.ч. в м.р. такое же окончание как в ср.р.
- букву "е" взял случайно с предыдущего поста, а род понятно что контекстом определится, тут уж у кого как получится, у меня подошёл муж род.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 22 дек 2016, 09:51

Почему вы решили, что Автор различает звонить и звенеть?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 22 дек 2016, 10:26

corvin писал(а):Почему вы решили, что Автор различает звонить и звенеть?

Потому как это РАЗНЫЕ слова. Вы же и сейчас не замените их местами, почему же считаете, что Автор СПИ их "перепутал" ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 22 дек 2016, 10:30

Mitus писал(а):...а род понятно что контекстом определится, тут уж у кого как получится, у меня подошёл муж род.

Так когда Ваша книга выходит? Интересно как получилось согласовать.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 22 дек 2016, 10:37

Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ, позвони своими острыми мечи о шеломы литовския, притрепа славу дѣду своему Всеславу, а самъ подъ чрълеными щиты на кровавѣ травѣ притрепанъ литовскыми мечи

В пылу битвы Изяслав проголодался и решил позвонить к обеду. Ничего другого кроме литовских шеломов вблизи не оказалось.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 22 дек 2016, 10:58

corvin писал(а):В пылу битвы Изяслав проголодался и решил позвонить
- немного не так, по шлемам литовским Изяслав громыхал (" яръ туре всеволоде ... гримлеши о шеломы"), а не поЗВЕНИвал, а эффект сообщения об этой битве выражен глаголом аориста "поЗВОНи" - прозвонил о славе
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 22 дек 2016, 11:20

corvin писал(а):В пылу битвы Изяслав проголодался и решил позвонить к обеду. Ничего другого кроме литовских шеломов вблизи не оказалось.

Заметьте, не позвенел мечом аки монистами, а позвонил, т.е. произвел удар о предмет, издающий звук звона (см. СССПИ "звонити" 1-е значение: "1. Производить звон, ударять в звенящий предмет...")
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24144
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 22 дек 2016, 11:52

У автора звонить может означать и звенеть, и звонить в зависимости от контекста.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 22 дек 2016, 12:22

По-поводу согласованности звоня Зализняк "СПИ": Взгляд лингвиста, 3-е изд, стр.316
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 22 дек 2016, 19:40

corvin писал(а):У автора звонить может означать и звенеть, и звонить в зависимости от контекста.
- в зависимости от контекста у Автора СПИ: "чьто ми шюмить чьто ми ЗВЕНИТЬ" ... а Вы о чём пишите?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 22 дек 2016, 19:52

corvin писал(а):По-поводу согласованности звоня Зализняк "СПИ": Взгляд лингвиста, 3-е изд, стр.316
- а что мы можем отсюда почерпнуть? То что Зализняк объясняет Хендлеру, а заодно и Вам, что переписчик 16-го века понапрописывал тут деепричастий или то что Зализняк не может сделать перевод с причастием ед ч и муж рода, и которые Зализняк совершенно нелепо называет несогласованными причастиями? Какие уж тут причастия если сам Зализняк по факту видит тут деепричастие и во всех переводах прописано деепричастие........ а ничего что П-16 кое где так сказать прописывает правильные причастия и ничего такого в тексте не гадит? .... лично я все три причастия о которых пишет Зализняк так и прописываю "звоня - имея - побарая", но перевод соответственно меняется .....
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение corvin » 22 дек 2016, 20:25

Зализняк только допускает,что деепричастие поставил переписчик. Оно могло быть уже в изначальном списке. Тем более не ясно в каком веке СПИ написано.
Переход от причастий к деепричастиям происходил постепенно. Со временем все большая часть причастий в текстах теряла согласование. Такие нарушения есть уже в Житии Феодосия Печерского, 11-ый век.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение sasha a » 22 дек 2016, 21:27

Mitus писал(а):
sasha a писал(а):Какая уж роль отводилась Кончаковне в этом заговоре, не ясно (вероятно - сеять раздоры и смуту)
- очень красивая версия и даже захотелось пересмотреть и переделать в этом смысле свой перевод... Но простая прагматика сказала: плюнь и разотри ибо пустое это всё, Игорь и Кончак - побратимы и месть свою Кончак изливал на Переяславль....


Ну, как говаривал Маяковский: "Не плюй в колодец - вылетит, не поймаешь".

В теме "Свадебный полк" я рассматривала маршрут бегства с поля боя в одной лодке князя Игоря и Кончака. Процитирую себя же:
P.S. Весьма любопытно, что в 1181 г. Игорь и Кончак в одной лодье (т.е. по рекам) добрались до Городца Черниговского (имеется в виду Городец-Остёрский Черниговской). Как видим, Кончак бежал в противоположном от своего улуса направлении. Да и Игорь несколько отклонился от своего Новгород-Северского княжества. Такой крюк Игорь дал, очевидно, неспроста. Был у него интерес в этом маленьком городишке, главной достопримечательностью которого была небольшая каменная церковь - св. Михаила.

«Въ лєто 6606 (1098) заложи Володимєр градъ на Въстри Црквь жє при нєм стаго Михаила каменну, а вєрхъ ся дрєвомъ нарублєнъ».

Церковь имела еще одно название: Юрьева божница.
Полагают, что "Юрьей божницей" она названа в честь Юрия Долгорукого.
Однако у меня есть другая версия:
"Божницей" на Руси традиционно называли католические соборы (немецкая божниця, варяжская божниця, лядские божницы - см. Срезневского).
Св. Юрий = Георгий-победоносец, он же - Рыцарь, побеждающий Дракона с помощью длинной стрелы (копья).

Но самое интересное - это фрески Юрьевой божницы: во втором ярусе была изображена Тайная вечеря, на которой присутствует ГРААЛЬ.

http://iht.univ.kiev.ua/library/ks/1896 ... 884%29.pdf

Итак, в 1181 г., избегнувший плена Игорь держал путь, как и в СПИ, к определенной церкви.
Выбор церкви был неслучаен. Подобные изображения Тайной вечери имелись в то время только в двух православных церквах: в Киево-софийском соборе и в Михайловском монастыре (Киев же). Однако Игорь шел не к Киевской Тайной вечере, а к своей - Черниговской.


Тогда я полагала, что изображение чаши с кровью должно было отвечать интересам, в первую очередь, Кончака при заключении сделки с Игорем о будущей свадьбе детей: половцы клялись кровью, смешивая ее в чаше и отпивая глоток по очереди, православные клялись Христом и Божьими угодниками. Символ чаши с кровью Христа сближал их. Теперь я думаю, что выбор церкви отвечал интересам еще одной стороны, которая принимала участие в процедуре заключения свадебного договора: "готских консультантов". Швеция исповедовала католицизм, готские "девы" - также придерживались католического вероисповедания. "Тайная вечеря" - один из самых распространенных сюжетов в изобразительном искусстве Западной Европы. Опять же название церкви - "божница" - возможно, допускались здесь отправления католических служб для купцов-католиков.
Князь Игорь поклялся перед иконой Тайной вечери" закрепить союз с Кончаком брачным договором, но за 4 года, очевидно, ситуация изменилась. Свадьба в ставке Кончака являлась ловушкой для Игоря. Но он сбежал из плена и отправился к другой иконе - к Пирогощей, вымаливать у Константинополя прощение.
Последний раз редактировалось sasha a 22 дек 2016, 21:32, всего редактировалось 1 раз.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Mitus » 22 дек 2016, 21:29

corvin писал(а):Такие нарушения есть уже в Житии Феодосия Печерского, 11-ый век.
- 12-й век и в Успенском Сборнике конца 12-го века и о нарушениях там бабка на двое сказала или уж приведите пример фразы и мы её тут все вместе и оближем........
corvin писал(а):Тем более не ясно в каком веке СПИ написано.
- СПИ написано в 1195 году а текст с которого редакторы 18-го века делали свои черновики был 16-го века. Грамматика же исходного текста частично сохранена и помимо книжки Зализняка есть ещё множество не менее умных работ......
corvin писал(а):Со временем все большая часть причастий в текстах теряла согласование.
- сама эта терминология и такое понимание вызывают естественное неприятие и возмущение. Там что, типа русский язык за язык дебилов что ли считают? Это просто появление новой категории без рода и числа, которая называется деепричастие. А причастия-то никуда при этом не подевались ....
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 139