Страница 1 из 92

Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 26 авг 2010, 15:11
Лемурий
Как не покажется странным но, все эти три "темных места" СПИ: хинова, готские девы и время бусово - объединяет ОДНО событие:

по Руской земли прострошася половци, аки пардуже гнѣздо, и въ морѣ погрузиста, и великое буйство подасть хинови.
-----
cе бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ, поютъ время бусово, лелѣютъ месть Шароканю.

Буйство хиновы - речь идет о летнем походе карел на Сигтуну, во время которого этот древний шведский город был взят и уничтожен.
В 1187 г. новгородские купцы подверглись нападению на Готланде и в других городах, а немецкие были арестованы в Новом Торжке. Причиной таких действий Готланда и немецких городов, по-видимому, явился поход карел на Cигтуну, во время которого этот древний шведский город был взят и уничтожен. Весной 1188 г. из Новгорода ни один из купцов не был отпущен для поездки. за море, а послы немцев, просившие мира, отпущены без заключения, договора...
------
Договор Великого Новгорода с Готландом и немецкими городами 1189 - 1195 гг. как памятник международного права /В. С. Покровский.//Правоведение. -1959. - № 1. - с. 90 - 100

По одним источникам (карелы с русскими - Хроника Эрика), по другим эсты или финны (Иоанна Магнуса), но скорее всего это были карелы на эстонских судах, своего флота у них не было.
По Хронике Эрика народом, напавшим на Сигтуну, были карелы; по Хронике Эрика Олая — карелы и русские; по словам писателей XVI в. Олая Петри и Лаврентия Петри, — эсты, по словам Иоанна Магнуса (тоже XVI в.), — эсты или финны. Писатели XVII в. еще более разноречивы: Лощений приписывает нападение на Сигтуну эстам, карелам и русским, Мессений (описывающий это событие в двух сочинениях, входящих в состав его многотомной работы “Scondia illustrata”) упоминает в одном случае эстов, в другом — курляндцев. Асханеус и Оксеншерна приписывают нападение на Сигтуну русским, и т. д.
--------
Шведская хронология из францисканского монастыря в Висбю.
“В лето господне 1187 г. Сожжен город Сигтуна язычниками, и Иоанн второй Архиепископ Упсальский в Альмарстеке ими же убит, и тогда построен город Стокгольм”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 40)

Старинная хронология:
1187. Иерусалим опустошен королем Саладином. Убит Иоанн Архиепископ Упсальский у Альмарум, накануне августовских ид, Сигтуна сожжена”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 48)

Хроника деяний свеоготских неизвестного шведского автора:
“1187. Убит Иоанн архиепископ в Альмарнум язычниками, накануне августовских ид. И город Сигтуна сожжен ими же”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. I, pars l, p. 84)

Хроника епископов и архиепископов Упсальской церкви:
“Вторым архиепископом Упсальским был господин Иоанн, который в лето Господне 1187 накануне июльских ид был убит язычниками в Альмарстек и погребен в Упсале”.
(Scriptores rerum Suecicarum, t. III, pars 2, p. 99)
-------
И.П. Шаскольский. Сигтунский поход 1187 г.

Летом накануне июльских (августовских) ид - т.е. накануне 13 июля (13 августа) 1187 г.

Итак, с учетом времени на арест новгородских купцов и изъятия у них "русского злата" на о. Готланд, мы имеем узкие рамки написания СПИ: не ранее конца августа 1187 и не позже 1 октября 1188 года - дата смерти Ярослава Осмомысла, к которому Автор СПИ обращается к живому.

Буйство хиновы

СообщениеДобавлено: 26 авг 2010, 15:13
Лемурий
Свеям урон наносили огромный

475 козни карелов — язычников темных.
До вод Мелара они доплывали,
будь сильный шторм иль спокойные дали.
Шли, не стесняясь, шхерами свеев,
гости незваные, злобу лелея.

480 Плыли до Сигтуны раз корабли.
Город сожгли и исчезли в дали.
Жгли всё дотла и многих убили.
Город с тех пор так и не возродили.
Архиепископ Йон там сражен.

485 Весел язычник, в радости он,
что у крещенных так плохи дела.
Русским, карелам смелость дала
мысль та, что свеям не устоять
и можно смело страну разорять.

490 Чистую правду поведал здесь я:
славный погиб в Асканесе Йон ярл,
тот, что последние девять лет,
дом свой не видя, в латы одет,
с русскими и ижорой сражался.

495 Веру христову сберечь он старался.
Только лишь ярл вернулся в свой дом,
первой же ночью убит был врагом.
Скрылась в Хундхамар супруга его
в горе, в тоске, избегая всего,

500 в мыслях, в душе свою боль сохраняла.
Местью жена благородной пылала.
Там собрала она силу большую.
Всех перебила врагов, быль такую
слышал от тех я, кто жил в Эсташхер,

505 жизни лишили их, прочим в пример.
Жгли, оттащив от воды, корабли,
в горе ее отомстить помогли.
Как поступить, чтоб не лез разоритель?
Был Биргер ярл очень мудрый правитель,

510 город Стокгольм повелел он построить,
с толком и разумом жизнь в нем устроить.
Замок грозящий, скажу без прикрас,
выстроен — это был ярла наказ.
Замок тот к озеру путь охраняет,

515 козни карелов теперь не пугают.
Вновь оживились озера воды —
по берегам девятнадцать приходов
расположились и семь городов.
Тихо и радостно. Горя следов

520 нет и в помине у мирного брега.
Нет и языческих страшных набегов...

--------
Примечание: Этот набег карелов датируется 1187 г. Новгородцы тогда были очень недовольны удачным походом шведов на Емь и решили отомстить шведам, но не самостоятельно, а руками своих союзников — карелов (Lehrberg 1816, 166). Те не без помощи Новгорода добрались до богатого шведского города Сигтуны, сожгли город дотла, так что его "с тех нор так и не возродили". Слова хроники, однако, следует понимать как красочное преувеличение. На том же самом месте вскоре возникла "новая" Сигтуна. Воспоминанием о древней Сигтуне остались только знаменитые городские ворота, не иначе как по иронии судьбы украшающие Софийский собор Новгородского кремля. Тесная связь карелов с Новгородом выражается в "Хронике Эрика" в том, что и они, и русские радуются успеху набега 1187 г. (Рыдзевская 1978, 110).
-----
ХРОНИКА ЭРИКА (ERIKSKRONIKAN)

→ В 1187 г. новгородские купцы подверглись нападению на Готланде и в других городах = Се бо готскія красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня рускымъ златомъ...

→ Весной 1188 г. из Новгорода ни один из купцов не был отпущен для поездки. за море = А мы уже, дружина [бояр], жадни веселія...
Летом 1187 года восточные викинги - карелы - воспользовавшись помощью других союзников Великого Новгорода - островных эстонских мореходов - нанесли молниеносный удар по одному их немногих городов средневековой Швеции - Сигтуне.

Сигтуна - торговый и политический центр, расположенный в области Уппланд, на озере Меларен - была резиденцией архиепископа. Окруженный стеной деревянный город был достаточно хорошо защищен. С севера его окружали болота, а с юга - со стороны моря - запиравшаяся цепями гавань.

Вот что рассказывает хроника Эрика о нападении карел:

"Они плыли и при спокойном море, и в шторм до Меларен и пребывали тайно в архипелаге Свеа, обычно с замаскированным отрядом воинов. Однажды им пришло в голову сжечь Сигтуну, и они сожгли ее дотла, и город не получил помощи ниоткуда. Архиепископ Ион был убит, и многие язычники радовались тому, что христиан постигло такое несчастье. Этому радовались вся Карелия и вся Россия..."

Массивные медные городские ворота Сигтуны были переданы карелами новгородцам в качестве дани или подарка и по сей день украшают западный вход Софийского собора в Великом Новгороде.
------
Поход на Сигтуну с сайта Карелии:http://heninen.net
Изображение
Сигтунские ворота (Новгород).

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 26 авг 2010, 15:14
Лемурий
...в олонецких старинах упоминается Хинская земля (т.е. финская) предлагаемая шведским королем царю Алексею Михайловичу в обмен на Смоленец-город [Гильфердингъ II, 510, 511]
Финны по Саксону грамматику (в его Historia Danica, напис. между 1201-1206 г.) отличаются редким искусством в метании стрел. В этой области, говорит он, ни один народ не достиг подобного рода совершенства. Они бьются большими, широкими стрелами [Тиандер "Поездки скандинавов в Белое море"]. Вспомним финского кузнеца, художника и волшебника Ильмаринена, воспеваемого рунами Калевалы. Самые совершенные мечи, ножи, стрелы, выходят из его кузнецы; он же славится, как искусный стрелок...
------
Миллер В.Ф. Хинова «Слово о полку Игореве». — ИОРЯС, 1914, т. XIX, с. 110—118

Хинова (по совокупности аналогий: буйство + стрелки + народ, с которым мог воевать новгородский князь) = Корела.
Их купцы оперировали вот такими словами:
hinnoittua (карел.) = расценивать, оценивать
hinnakas (карел. тверские говоры) = дорогостоящий
hinnatoi (карел. тверские говоры) = бесценный
hinnostuo (карел. ливвиковский диалект) = повысится в цене

Буйство хиновы мы разобрали выше. Теперь рассмотрим другие места в СПИ употребления слова "хинова".

Хинова как сосед Новгорода

СообщениеДобавлено: 26 авг 2010, 15:15
Лемурий
Хинова - как народ, с которым мог воевать новгородский князь.

133 А ты, буй Романе, и Мстиславе! Храбрая мысль носитъ ва<ю> умъ на дѣло.
134 Высоко плаваеши на дѣло въ буести, яко соколъ на вѣтрехъ ширяяся, хотя птицю въ буйствѣ одолѣти.
135 Суть бо у ваю желѣзныи па<в>орзи подъ шеломы латинскими. Тѣми тресну земля, и многи страны – хинова, литва, ятвязи, деремела и половци – сулици своя повръгоша, а главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи.
--------------
133 А ты, буй Роман* и Мстислав*! Храбрая мысль носит ваш ум на подвиг.
134 Высоко парите(2) на подвиг в буести*, ако сокол, на ветрах носится*, стремясь птицу в буйстве одолеть.
135 Ведь у вас (двоих) железные паворзи* под шеломы латинские. От того и дрогнула земля, и многие народы – хинова*, литва, ятвяги*, деремела* и половцы – копья свои побросали и головы свои склонили под те* мечи харалужные.
--------------
* Роман - старший сын Мстислава Изяславича (старшего сына Изяслава Мстиславича).
РОМАН МСТИСЛАВИЧ (1155(?)—19.VI.1205) — новгородский, волынский, затем галицко-волынский князь. Сын переяславского, волынского, а с 1168 — вел. князя киевского Мстислава Изяславича и польск. княжны Агнессы, дочери Болеслава III. Их брак состоялся перед 1154. Предположительно год рождения Р. М. — 1155. Он — праправнук Владимира Мономаха. На полит. арену вышел в 1168, когда новгородцы пригласили его на княжение. Однако положение Р. М. вскоре оказалось шатким, поскольку в 1169 Мстислав потерял киевский стол, ушел на Волынь, откуда безуспешно попытался в 1170 отбить Киев у Глеба Юрьевича, и в августе этого года умер во Владимире-Волынском. В том же году «новгородци показаша путь князю Роману», сообщает хорошо осведомленная Новг. перв. лет. старшего извода. Он уходит в отцовскую вотчину Владимир на Волыни и княжит там до 1187.
В панегирич. обращении С. к Р. М. («А ты, буй Романе, и Мстиславе!») тот предстает во времена его наивысшего могущества, когда он создал Галицко-Волынское княжество и стал вровень с такими властелинами, как Всеволод Большое Гнездо и Рюрик Ростиславич. К тому времени князь одержал свои гл. победы: над половцами, литвой и ятвягами...
[Н. Ф. Котляр C-C CПИ "Роман Мстиславич"].

* Мстислав - старший сын Романа Ростиславича (старшего сына Ростислава Мстиславича).
МСТИСЛАВ РОМАНОВИЧ — князь псковский, затем смоленский, киевский, сын вел. князя Романа Ростиславича, участник войн с половцами в 80-х XII в. В 1177 отец посылал его с др. князьями защищать землю от половцев (поход был неудачным), а на следующий год — на помощь Всеславу Васильковичу Полоцкому против Мстислава Храброго. Ок. 1178 М. Р. сел на княжение в Псков, но княжил там недолго (по крайней мере по 1180). В 1183 и 1184 вновь участвовал в походах против половцев (второй поход — против Кончака)...
[Г. М. Прохоров C-C CПИ "Мстислав Романович"]

* Буесть* (здесь) - запальчивость, смелость, храбрость (Срезн.)

* Ширятися - носиться по пространству (Срезн.)

* Паворза - привязка, петля для привязывания предмета к руке "Бе бо у него (у Мстислава) топоръ с паворозою на руце" (Сузд. л. 6724 (по Ак. сп.) (Срезн.). К шлемам не имеет никакого отношения. Суть аналогии - связь с "Латинскими шлемами". Автор такой краткой аналогией, говорит на каких союзников им можно рассчитывать.

* Ятвязи (ятвяги) — литовское племя

* „Деремела“ с прусским или ятвяжским местным названием Dernme или Derne, Dernen + -ela (известный балтийск. уменьшит. суффикс). А. В. Соловьев (Политич. кругозор автора „Сл. о п. Иг.“. — „Историч. зап.“, т. 25, 1948, стр. 101—102): „Это, несомненно, литовское племя..." [C-C CПИ "Деремала"]

* Тыи = указательное местоимение тот (Срезн.)
Имеется в виду, что "харалужные мечи" тыи, т.е. "латинского" производства ("харалугъ" точно воспроизводит древненемецкое car(a)l-ung/ing «Каролинги» «мечи и копья из стали франков (haralug)»).

Как мы видим в перечислении хинова, литва, ятвязи, деремела и половци - "хинова" и "половцы" перечисляются как РАЗНЫЕ народы.

Изображение

С половцами к 1187 году Роман Мстиславич НЕ воевал с ними в 1183 и1184 году воевал Мстислав Романович. А Роман был только новгородский князь, поэтому искать "хинову" перечисленную среди литовских племен на юге и востоке Руси - бессмысленно.

Вариант же "хинова" как полуподвластная новгородскому княжеству "корела" - вполне подходит.

Хиновские стрéлки

СообщениеДобавлено: 26 авг 2010, 15:18
Лемурий
Хиновские стрéлки и золоченные стрелы

«О, вѣтрѣ вѣтрило! Чему, господине, насильно вѣеши?
Чему мычеши хиновьскыя стрѣлкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои?

"Стрелка" НЕ стрела, а лишь наконечник. Своих рудников у половцев, в отличии от Корелы, не было.
Из Волынца города из Галича,
Из той Волынь-земли богатыя,
Из той Корелы из проклятая
Да не бел кречетушко выпо́рхивал,
Не бел горносталюшко проскакивал,
Не ясен соколик тут пролетывал, —
Проезжал удалый добрый молодец,
Молодой боярский Дюк Степанович.
---
Нашел-то Дюк да ровно триста стрел,
Не мог найти он ровно трех-то стрел
Отошел-то Дюк, а сам дивуется:
«Всем тремстам стрелам да цену ведаю,
А й трем стрелам цены не ведаю,
Которые стрелки потерялися».
А точены стрелки на двенадцать гран,
Да точены стрелки позолочены
,
Перены были перьями сиза орла,
Не тот орел, кой по полям летат,
А тот орел, кой по морям летат.
Летат орел да за сини́м морем,
Детей выводит на синем море...
------
Былина "Дюк Степанович и Чурила Пленкович"
Аи еще есть во колчане три стрелы ... строганы те стрелки во Нове городе Кирша Д., 10. Берет она в ту рученьку левую / И берет стрелу каленую, / То была стрелка булатная. Киреевск. Песни, III, 32...
-----------
С-С СПИ "Стрелка"

Корелы славились своими кузнецами. Новгородский товар "хиновских" мастеров у половцев мог оказаться только во времена междоусобицы 1180-1181 года.
Подробно в теме: Междоусобица 1180-1181 как ключ к СПИ

И ведь именно золоченными стрелами предлагал расстрелять Гза сына Игоря Владимира:

Млъвитъ Гзакъ Кончакови:
«Аже соколъ къ гнѣзду летитъ, соколича рострѣляевѣ своими злачеными стрѣлами».

Время бусово

СообщениеДобавлено: 26 авг 2010, 15:21
Лемурий
Осталось рассмотреть песни о бусовом времени, которые могли петь девы на о. Готланд у синего моря.

Ещё в 1981 году М.А. Салмина предлагала чтение "время бусово" как "времена бус" (скандинавских судов).

см. :arrow: Салмина М.А. Из комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 228

Отклики на статью: Лихачев Д. С. 1) Новгородские черты в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1985. Т. 38. С. 572; 2) Скоморох Всеслава и ток на Немиге // Древности славян и Руси. М., 1988. С. 138—140; Карсанов А. Н. К вопросу о «Времени бусовом» в «Слове о полку Игоревом» // Слово. Сб. — 1988. С. 227];

Busse - очень созвучно русскому названию "буса", как называли на Руси маленькие лодки, но в песнях готских дев, лелеющих месть за Шарукана (1068 г. его пленение прадедом Игоря Святославом Ярославичем) это может быть какое то время, которым готские девы очень бы гордились. Первым на ум приходит хорошо известный на Руси Олаф Трюггвасон с его "Ormen Lange".

Итак, XI век. Готланд. Время "busse".

Интересно, что именно в это слагались песни, которые могли воспевать "готские девы":
"Скальды еще играли большую роль при войске короля-христианина Олафа Трюггвасона (XI в.)"...(Р. М. Самарин ПОЭЗИЯ СКАЛЬДОВ (История всемирной литературы. -Т. 2. - М., 1984. - С. 486-490)

Песни "готских дев" о "времени бусовом": Ormurinn langi

Примечание: "Ormurinn langi" = Ormen Lange ("Длинный змей") 34 весельный корабль типа busse, построенный в 996 г. для войск Олафа Трюггвасона.

Изображение
Гибель Олафа Трюггвасона на на одном из 11 бусов типа "Ormen Lange" ("Великий Змей"). Peter Nicolai Arbo "Slaget ved Svoldre" (Битва у Свольдера)

А вот и ПЕСНИ о "бусовом времени":

Мчал в преславной сече
Мечей Змей Великий [busse "Ormen Lange" - ca 996 AD ]
Вождя, и дружина
Ладьи снарядила. Но
Гадюка в крике
Хлёкк досталась ярлу,
Когда благородный
Клинок окровавил.
------
Сага об Олаве сыне Трюггви

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 27 авг 2010, 14:19
Евгений Беляков
Опять же, Лемурий, приходится повторить: очень выглядит неестественным называть какую-нибудь эпоху "временем кораблей".
Назвать эпоху "временем царя Буса" гораздо естественней, тогда как Автор СПИ вообще о кораблях мало что говорила и ими не интересовалась. Во всяком случае, не так, как соколиной охотой.
В конце 12 века многие образованные люди (да тот же Смолятич) сильно интересовались историей. Вспоминали разнообразные древние книги, пытались согласовать отрывки в целостное полотно древней истории русов и славян. Бус - царь антов, которых, вероятно, и тогда считали славянами. Готские девы в действительности могли проводить параллель между казненным Бусом (его казнил его современник гот Винитарий) и предполагаемой казнью Игоря половцами в качестве мести за Шарукана (возможно за его поражение от Святослава, а также вспоминая поход 1111 года, когда Шарукан или Шарук-хан едва ушел от погони). Автор СПИ могла намекать, что готы, к которым, по слухам, было переправлено русское золото (приданное на свадьбе Владимира и Кончаковны) - вовсе не сторонники русских князей ведь их Винитарий некогда казнил же Буса (Божа). Такого рода намеки весьма характерны для СПИ, признайте.
Еще раз повторю: для СПИ ХАРАКТЕРНО называть эпоху ИМЕНАМИ, а не вещами.

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 27 авг 2010, 16:45
Лемурий
Евгений Беляков писал(а): Автор СПИ могла намекать, что готы, к которым, по слухам, было переправлено русское золото (приданное на свадьбе Владимира и Кончаковны) - вовсе не сторонники русских князей ведь их Винитарий некогда казнил же Буса (Божа). Такого рода намеки весьма характерны для СПИ, признайте.
Еще раз повторю: для СПИ ХАРАКТЕРНО называть эпоху ИМЕНАМИ, а не вещами.

Признаю века Трояна, лета и старое время Ярославля, годины Олега Гориславича, а как же

упуди жирные времена (пробудила времена насилия).

Как видите не все примеры укладываются в схему эпоха ИМЕН.

Скажу более того, сам текст СПИ опровергает Вашу версию о крымских готах:

Уже връжеса дивь на землю; cе бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ

"Се" с последующей частицей „бо“ служит для присоединения предложения, раскрывающего причину того, о чем говорится в предшествующем. Например в ст.102:
И ркоша бояре князю: Уже, княже, туга умь полонила; се бо два сокола слѣтѣста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону.
Див (Грифон) - символ охранителя злата.
Подробно в теме: Див "Слова о полку Игореве"

:arrow: Победа над стражем "злата/достояния", его свержение с Древа Жизни приводит к потери "русского злата".

Буйство хиновы и русское злато в Готланде

СообщениеДобавлено: 24 сен 2011, 09:49
Лемурий
В самом начале темы оперировал материалом В.С.Покровского:

В 1187 г. новгородские купцы подверглись нападению на Готланде и в других городах, а немецкие были арестованы в Новом Торжке. Причиной таких действий Готланда и немецких городов, по-видимому, явился поход карел на Cигтуну, во время которого этот древний шведский город был взят и уничтожен. Весной 1188 г. из Новгорода ни один из купцов не был отпущен для поездки за море, а послы немцев, просившие мира, отпущены без заключения, договора...
------
Договор Великого Новгорода с Готландом и немецкими городами 1189 - 1195 гг. как памятник международного права /В. С. Покровский.//Правоведение. -1959. - № 1. - с. 90 - 100


Но оказалось, что у него неправильный перевод Новгородской летописи.

Последствия Сигтунского похода

Жестокий удар, нанесенный Новгородским государством Швеции в 1187 г., не мог не иметь серьезных последствий в дальнейшем развитии отношений между двумя странами. И действительно, уже в следующем году новгородский летописец фиксирует событие, которое исследователями с полным основанием ставится в прямую связь с Сигтунским походом.

По словам летописца, “в то же лето рубоша Новгородьце Варязи на Гьтех, Немьце в Хоружьку и в Новотържце; а на весну не пустиша из Новагорода своих ни единого мужа за море, ни съла въдаше Варягом, нъ пустиша я без мира”.

Это известие исследователям казалось первое время непонятным: кто кого заключил в тюрьму — новгородцы варягов или варяги новгородцев, что означают названия Хоружек и Новоторжец. Из текста вытекает, что активную роль, по-видимому, играли варяги, но как они тогда могли оказаться в далеком от моря русском городе Торжке (называвшемся в то время Новый Торг или Новоторжец)?

Сейчас приведенное известие в главных своих чертах стало нам более ясным. Словом “варяги” во второй половине XII в. новгородцы обозначали жителей Готланда; да летописец сразу же и поясняет, что дело происходит именно на Готланде (“на Гьтех”). Кроме готландских варягов здесь упоминаются и жители материковой Швеции, в отличие от жителей Готланда названные “немцами”.

Странные для Швеции русские названия городов скорее всего являются в действительности переводом на русский язык непонятных для новгородцев скандинавских названий. По мнению И, И. Миккола, Новоторжец это Нючепинг (Nyköping), Хоружек — это, по-видимому, Торсхэлла (Thorshälla) — города на восточном побережье Швеции. Мнение это представляется наиболее вероятным.

Существует и другое мнение: что Хоружек — это Koroisten (или Коройское Або), т. е. Або на его первоначальном месте (вблизи позднейшего города); Новоторжец — это новое Або (Uusi Turku), т. е. тот же город, перенесенный на новое место в район Абоского собора. Эта гипотеза менее вероятна, поскольку содержащиеся в тексте летописи два названия двух явно разных городов приписываются здесь по существу одному и тому же городу; оба поселения лежали так близко друг от друга, что для приезжавших издалека, из-за моря новгородцев они должны были восприниматься как одно целое. Да и в лингвистическом плане эта гипотеза уязвима.

На Готланде и в двух шведских материковых городах местные власти заключили в тюрьму новгородцев, находившихся там с торговыми целями. Арест новгородских торговых людей был, разумеется, ответным действием шведов против Новгорода после Сигтунского похода. Арест мирных новгородцев, находящихся в Швеции, был самым простым способом мести.

Исключительный интерес для нас представляет политическое значение этого акта. Данный акт показывает, как расценивали шведские власти политический смысл Сигтунского похода. Если после разрушения Сигтуны, совершенного (в основном или целиком) карелами, шведские власти стали мстить новгородцам, то очевидно, что поход на Сигтуну они расценивали как военное предприятие всего Новгородского государства.

Новгородцы в ответ на враждебный акт шведских властей по отношению к русским купцам прервали торговые сношения с Готландом. Русским купцам, ведшим заморскую торговлю, было запрещено отправляться за море. Ведшиеся в тот момент с готландцами переговоры о торговом соглашении были прерваны, и готландцы были отправлены обратно “без мира”.

Интересно отметить хронологические указания летописи по поводу рассматриваемых событий. Разрыв сношений с готландцами произошел “на весну” 1188 г. Следовательно, арест новгородцев произошел раньше, зимой 1187/88 г. или скорее осенью 1187 г., т. е. вскоре (через несколько месяцев) после взятия Сигтуны, как прямая реакция на разрушение шведской столицы.
---------
Шаскольский И.П. Сигтунский поход 1187 г.// Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в XII-XIII вв. Л. “Наука”. 1978.

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 24 сен 2011, 20:01
Konrad
Странный перевод какой-то, не едино-звучный и не единозначный, как сказал бы поп из анекдота. Хоружек...
А вообще от буса - "бусово" будет? Бусье, как от лиса - лисье...
Бусово - чье? Буса. Князя.
Евгений прав.
Бусово время... потому что логично, естетственно и общепринято называть времена по именам лиц

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 24 сен 2011, 21:49
Лемурий
Konrad писал(а):Бусово - чье? Буса. Князя.

Статью М.А. Салминой теперь в сети - читайте о времени busse.

:arrow: см. Салмина М.А. Из комментария к «Слову о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 228

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 25 сен 2011, 20:03
Konrad
Читал давно. Неубедительно. Буса, бусы - *бусье время, как лиса, лисы - лисье время. Бусово противоречило бы узусу всех славянских языков.
Зато подставьте Иван - Иваново время. Бус - Бусово. На Лемковщине в восточной Словакии есть гора Бусов верх. Туда тоже буссэ доплыли???

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 26 сен 2011, 20:48
Лемурий
Konrad писал(а):Зато подставьте Иван - Иваново время. Бус - Бусово. На Лемковщине в восточной Словакии есть гора Бусов верх. Туда тоже буссэ доплыли???

Busse в отлиции от Божа, в девнерусском языке именовались "бусы" (буса в ед.ч.) без всяких двойных согласных.

Вот что пишет Ваш же земляк:

В «Слове о полку Игореве» упоминается «время бусово»: «И вот красные готские девы воспели на берегу синего моря, — звеня русским золотом, воспевают время бусово». А в Киеве ведь есть Бусова гора, Бусово поле и речушка Бусловка. Наверное, упоминание «красных готских дев» натолкнуло некоторых исследователей на мысль, что под «временем Бусовым» следует понимать время царя антов Боза (или Божа), упомянутого готским историком VI века Иорданом. Энциклопедичский справочик «Киев» развивает эту мысль дальше, утверждая, что в IV веке в Киеве на Бусовом поле стояли укрепления вождя местных племен Буса, которые не смогли одолеть готы. И от его имени происходят все вышеупомянутые названия.

Однако эта версия не выдерживает критики. Иордан сообщает, что король готов Винитарий, «понемногу освобождаясь от власти гуннов и пытаясь проявить свою доблесть, двинул свое войско против антов... он распял их царя Боза с сыновьями и семьюдесятью приматами для устрашения покоренных», которые, надо полагать, подняли восстание против владычества готов, воспользовавшись их поражением от гуннов.

Эта печальная история ничего не дает для объяснения происхождения названия Бусово поле. Во-первых, Иордан упоминает имя Боз (или Бож), а не Бус. Во-вторых, как показал В.Петров, Бож правил антами в Побужье. В-третьих, нелогично «красным готским девам» называть время именем не своего, а чужого вождя, да еще и воспевать его.

Если же заглянуть в этимологический словарь русского языка А. Преображенского, то найдем, что буса, или бус — древнеславянское слово, означающее: корабль, лодка, вид судна....
--------
Виктор ЯНОВИЧ Бусово поле, Бусова гора и крепость Самбатас

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 26 сен 2011, 21:03
Nikola
Ну так не готские девы поют время Бусово - автор СПИ пишет, что они его поют, тем более от лица бояр... с противоположной стороны. А Бусово поле и прочие топонимы Киевские - это то же, что Лодейное Поле. Вот только бусы тут никак не могут быть скандинавскими змеями. Не речные это посудины.
Зато в ряду с местью Шаруканевой распятый Бус очень даже даже кстати.

Re: Хинова, готские девы и время бусово

СообщениеДобавлено: 26 сен 2011, 22:17
Лемурий
Готские девы на бреге МОРЯ не кстати вашей с Konrad версии.

Вы даже песен о Бусе не знаете, а нам саги о походах Олафа Трюггвасона известны:

Мчал в преславной сече
Мечей Змей Великий [busse "Ormen Lange" - ca 996 AD ]
Вождя, и дружина
Ладьи снарядила. Но
Гадюка в крике
Хлёкк досталась ярлу,
Когда благородный
Клинок окровавил.
------
Сага об Олаве сыне Трюггви


Nikola писал(а):в ряду с местью Шаруканевой распятый Бус очень даже даже кстати.

А что, Шарукана тоже "распяли", или всё таки готские девы просто радуются поражению своих врагов, чьи полу-вассальные карелы (хинова) сожгли их старый город Сигтуну и убили архиепископа. И всё это не в 1190-х, а в этот же 1187 год в августовские иды.