Хинова, готские девы и время бусово

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 07 окт 2020, 17:37

краевед писал(а):СТАРОГО ВЛАДИМИРА ГОРА
Город Владимира. часть древнего Киева - города Владимира Святого.

Из журнала по археологии, который Вы любезно прислали:

:arrow: Вышгород (В. И. Довженок, В. Н. Зоценко)// Археология Украинской ССР. Том 3. Раннеславянский и древнерусский периоды, Киев, 1986, С.303-310

С.304 Вышгород входил в состав территории Киева как "город Владимира" (sic!);
С.305 О строительстве церкви Василия - патрона "старого Владимира";
С.306 Вышгород играл роль великокняжеской резиденции, здесь найдены печати Изяслава Ярославича, Владимира Мономаха, Давыда Ростиславича;
C.307 О квартале с XIв на "Ольжиной горе" в Вышгороде.

краевед писал(а):А как Вы понимаете фразу в" друзе теле"?

Писал ранее, как "видовито", родившийся в "сорочке", Всеслав по поверьям мог общаться с вилами (=сиринами), от них узнавал то, что другим не дано, отсюда и "вещая душа" в другом теле - теле оборотня.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 07 окт 2020, 17:59

краевед писал(а):я склоняюсь к мысли. что "Слово". скорее всего как свадебная песня прозвучало на свадьбе в Новгород Северске между Святославом и Ярославой Рюриковной, а заодно и в честь вернувшегося из плена Владимира Игоревича с Кончаковной и наследником Изяславом, даже скорее им оно было посвящено и Всеволода. Именно им поется здравица в конце "Слова": "пети слава Игорю Святославличь Буй туру Всеволоде Владимиру Игоревичу..."

См. контекст. ГДЕ в это время Игорь? Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.

    "Половцев было много: они лежали без всякой осторожности, не расставив сторожей, надеясь на силу свою и на Игорев полк. Черные клобуки, не слушаясь приказа русских воевод, бросились на половцев, врезались в их стан, но были отброшены назад и в бегстве смяли дружину Мстиславову, которая также обратилась в бегство, а за нею и сам князь. Но лучшие люди остались: Лазарь, Борис Захарыч и Сдеслав Жирославич; не смутившись нимало, они ударили на половцев и потоптали их; много варваров перетонуло в реке Чарторые, другие были перебиты или захвачены в плен, а князь Игорь сел в лодку и переправился на восточный берег. Но Рюрик воспользовался этою победою только для того, чтоб получить выгодный мир у Святослава, у которого никак не надеялся отнять старшинство; Святославу также не хотелось еще раз выезжать из Киева, и он обрадовался предложению Рюрика, который уступал ему старшинство и Киев, а себе брал всю Русскую землю, т. е. остальные города Киевской волости. Вслед за этим был заключен мир и со Всеволодом суздальским, который возвратил Святославу сына его, Глеба; мир между Мономаховичами и Ольговичами был скреплен двойным родственным союзом: один сын Святослава, Глеб, женился на Рюриковне, другой, Мстислав, - на свояченице Всеволода (1182 г.)..."
    ---
    С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т.2, гл.6 (Междоусобица 1180-1181)
Он в это время в "Русской земле" = Киевской волости - вотчине Рюрика.

краевед писал(а):Обращает на себя внимание. что поется слава именно плененным князьям. Все перечисленные в концовке участники похода прошли через половецкий плен. Скорее слава проигравшим выглядит иронично, изнаночно..

Именно изнаночная "слава", искавшим честь и славу, а нашедшим позор плена и гибель дружины своей: Княземъ - Слава, а дружинѣ - Аминь!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 08 окт 2020, 00:12

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):СТАРОГО ВЛАДИМИРА ГОРА
Город Владимира. часть древнего Киева - города Владимира Святого.

Из журнала по археологии, который Вы любезно прислали:

:arrow: Вышгород (В. И. Довженок, В. Н. Зоценко)// Археология Украинской ССР. Том 3. Раннеславянский и древнерусский периоды, Киев, 1986, С.303-310

С.304 Вышгород входил в состав территории Киева как "город Владимира" (sic!);
С.305 О строительстве церкви Василия - патрона "старого Владимира";
С.306 Вышгород играл роль великокняжеской резиденции, здесь найдены печати Изяслава Ярославича, Владимира Мономаха, Давыда Ростиславича;
C.307 О квартале с XIв на "Ольжиной горе" в Вышгороде.

краевед писал(а):А как Вы понимаете фразу в" друзе теле"?

Писал ранее, как "видовито", родившийся в "сорочке", Всеслав по поверьям мог общаться с вилами (=сиринами), от них узнавал то, что другим не дано, отсюда и "вещая душа" в другом теле - теле оборотня.


Уважаемый Лемурий, город Владимира был не в Вышгороде, а в Киеве, может Вышгород и входил в состав Киева, как резиденция князей, тем не менее город Владимира находился именно в Киеве, как один из главных и первых укрепленний и именовался Детинцем и градом Владимира.
Относительно Всеслава - верно, но "Слово" все же имеет двосмысленные намеки, и это один из намеков, что еще один текст скрыт и находится в "друзе теле". А еще можно рассматривать это место как указание на год захвата Киева "въ друзе лете", т.е. в 1202 г. У автора могло быть и свое летоисчисление, и возможно, более правильное: "въ друзе лете... къ горамъ Кыевьскимъ сего бо ныне сташа стязи Рюриковы...".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 08 окт 2020, 02:35

Какой захват Киева в 1202, уважаемый краевед, если Давыд умер в 1197, а в СПИ сказано, что его стяги «ныне» на горах Киевских вместе со стягами Рюрика, который контролировал Вышгород с 1187 по 1194, но город считался всё равно Давыда. Помимо пражского Вышгорода вспомнил Вышеград Будапешта, такая же архитектура верхний город - Вышеград и нижний - Подол.

Изображение
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 08 окт 2020, 12:48

Уважаемый Лемурий, автор "Слова" не ммог явно намекать на захват Киева Рюриком, т.к. это могло быть сопряжено с опасностью для жизни, потому и упомянул про Рюрика и Давыда, как живущего на тот момент. Уже само упоминание в "Слове" о Рюрике и Давыде, как действующих вместе иронично. т.к. события, с которыми связаны эти два князя, по мнению исследователей, показывают. что Рюрик и Давыд действовали порознь. Так, битва 1176 г. у Ростовца, где русское войско потерпело поражение от половцев, а князья участники затворились в Ростовце: "кое ваши златыи шеломы по крови плаваша" происходила без участия Давыда. Такая же ситуация сложилась и в 1185 г., когда Давыд отказался от участия в защите Киева. уйдя в Смоленск. Для вдумчивого читателя становится ясно, что автор "Слова" иронизируя по этому поводу, мог намекать и на то, что захват Киева Рюриком в 1203 г. состоялся без Давыда. были только его родовые стяги наследников.
Я не перестаю удивляться мастерству древнего поэта - витии в умении зашифровать в одном тексте совершенно иную мысль. Вот, к примеру, диалог Игоря с Всеволодом, который хвалит своих курян. как свидомых кметей содержит скрытыю зашифровку намека на события 1203 г. согласно летописи, а как я предполагаю автор "Слова" датирует это событие 1202 г.

леяниконецькопиявъскормлени
путиимъведомияРУгыимъзна
емилуциунихънЯпРЯженитули
отворенисаблииЗОСтренисами
скачютъакысерЫЕВолцивъполе
ищучисебечтиаКнЯзюславе
тогдавступиигорекнязевозлато

леяниконецькопиЯвъскормлени
путиимъведомиярУгыимъзна
емилуциунихънапРяженитули
отворенисаблиизОстренисами
скачютъАКЫСЕРЫЕВОЛЦИвъполе
ищучисебечтиаКНЯзюславе
тогдавступиигОРЕКНЯЗЕвозлато

1. РУРОВЕ КЫЕВ ВЗЯ; РУРОВЕ РЯСОВО
2. АКЫ СЕРЫЕ ВОЛЦИ ВОРУЯ РУРОВЕ; ЯН КОРЕ КНЯЗЕ

Так. в диалоге Игоря и Всеволода автор зашифровал события захвата Киева Рюриком Киева в 1203 г. согласно летописным источникам. На поругание были отданы главные святыни Руси - Десятинная и София. Погибло много жителей Киева. в том числе и лица духовного звания. Рюрик с Ольговичами и половцами "аки серые волци" как хищники стаей напали на Киев. разрушив его и разворовав. Так же описывают эти события захвата Киева и летописи с той лишь разницей, что автор "Слова" скрыл главную идею написания произведения в тексте, вероятно, опасаясь мести Рюрика. В "Слове" образ Рюрика выписан в явно негативном свете. Интересно, что всем участникам захвата Киева автор напоминает об их поражениях в битвах с половцами - Ольговичам. которые к 1203 г. оставались в живых и учавствовали в захвате Киева. поражение на Каяле. Рюрику - поражение 1176 г. у Ростовца, а в итоге. приведших к Киеву тех самих половцев. от которых в свое время потерпели поражение в качестве уже не врагов. а союзников.
Интерес представляет фраза РУРОВЕ РЯСОВО, что может указывать на время написания "Слово", т.к. эти события в действительности имели место. Во время общего похода на половцев 1203 г. Рюрик и Роман не договорились о дележе волостей. после чего Роман приказал Рюрика постричь в монахи. видимо. припомнив ему Киев.
Как только Рюрик узнал, что Роман погиб 19 июня 1205 г.в походе на Польшу. немедленно скинув с себя ризу вновь объявил себя великим киевским князем. Возможно, этот промужуток времени - монашество Рюрика до гибели Романа и есть время написания "Слова".
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 08 окт 2020, 21:49

краевед писал(а):Уважаемый Лемурий, автор "Слова" не ммог явно намекать на захват Киева Рюриком, т.к. это могло быть сопряжено с опасностью для жизни, потому и упомянул про Рюрика и Давыда, как живущего на тот момент...

Не получается, уважаемый краевед, перенести стяги, что НЫНЕ стоят на горах Киевских в 1201 год, раз Давыд в 1197 уже умер.

краевед писал(а):Уже само упоминание в "Слове" о Рюрике и Давыде, как действующих вместе иронично. т.к. события, с которыми связаны эти два князя, по мнению исследователей, показывают. что Рюрик и Давыд действовали порознь.

Тогда читайте как они вместе пируют по смерти Святослава, то в Киеве у Рюрика, то в Белгороде у Ростислава Рюриковича, то на горах Вышгорода у Давыда (см. Ипат.1195).

краевед писал(а): Так. в диалоге Игоря и Всеволода автор зашифровал события захвата Киева Рюриком Киева в 1203 г. согласно летописным источникам.

Такое толкование противоречит контексту. НЫНЕ стяги стоят на горах Киевских, значит Давыд ум.1197 жив, до НЫНЕШНЕГО Игоря, значит и главный герой ум.1201 тоже жив.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 10 окт 2020, 00:08

Уважаемый Лемурий, "Слово" прежде всего литературное произведение, в котором автор мог позволить себе творческие отступления от реальных событий. что не позволял летописец, да и то не всегда. иногда преувеличивая цифры погибших или плененных, не соблюдая точных дат при освещении событий, так дата солнечного затмения 4 .09.1187 г. летописцем была переосмыслена и вставлена в летопись в связи со взятием Саладдином Иерусалима. как плохое предзнаменование для христиан. Им записана дата солнечного затмения 15 сентября. В новгородских летописях указана дата солнечного затмения 9 сентября. Что тогда говорить о поэте, который написал "Слово". Имеются разные точки зрения относительно того. когда было написано "Слово". но наиболее вероятным представляется мне, что произведение не могло возникнуть ниоткуда. Толчком для его написания послужили какие - то события. Радостные для руси. например. как Вы считаете, свадьба Рюриковича и Верхуславы, другая - Ростислава Игоревича и Ярославы Рюриковны, и примерение двух враждующих кланов. Я считаю. что поводом могли быть и печальные события, такие как взятие Киева в 1203 г. Рюриком. Ольговичами и половцами. В этом случае "Слово" могло быть написано, как осуждающий памфлет бывших врагов, ставших союзниками, привлекшими для своих целей общих своих врагов половцев.
О.Прицак считает. что "Слово" было написано в Галиче в 1202 г. боярином Володиславом Кормильчичем, в пользу вокняжения в Галиче Владимира Игоревича как законного наследника галичского престола и направлено против Романа Мстиславича. как пытающегося захватить Галич незаконно.
Работа довольно интересная и называется "Коли и ким було написано Слово о полку Игоревим". Если интересно, могу сбросить по почте. единственно книга написана на украинском языке.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 10 окт 2020, 22:50

Українську мову розумію, уважаемый краевед, можете присылать. Только 1202 это на год позже смерти «нынешнего Игоря» и на 5 лет позже смерти Давыда, чьи стяги НЫНЕ стоят в его Вышгороде.

    «...възложи на ня дань тяжьку, и двѣ части идета Киеву, а третьяя — Вышегороду къ Ользѣ; бѣ бо Вышегородъ Ольжинъ город. И иде Олга по Деревьской земли съ сыномъ своимъ и дружиною своею, уставляющи уставы и урокы, и суть становища ея и ловища ея. И приде в городъ свой Киевъ съ сыномъ своимъ Святославом...»(ПВЛ)
Видите, Ольгин град Вышгород как часть Киева, т.е. «на горах Киевских» - это и есть в Вышгороде.

Галич совсем не причём. В СПИ ни слова про захват Перемышля и Плесненска, наоборот, Осмомысл сдерживает угров полками, что было до зимы 1188/9, не говоря про то, что жив был сам Осмомысл.

В заключении Игорь князь в Русской земле страны рады, города веселы. Русская земля (= Киевская волость) принадлежала вся Рюрику. Города такие Белгород, там где была свадьба Верхуславы, «Киевские горы» = Вышгород, Василев, Овруч и Канев, куда призывает Автор князей закрыть полю ворота. Чей это интерес? Разве Галича? Нет. Владельца «всей Русской земли» Рюрика.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 11 окт 2020, 00:09

Уважаемый Лемурий, еще А.Никитин отметил, что чтение фрагмента могло быть и другое: "от старого Владимира до нынешняго", т.е до ныне здравствующего Владимира Игоревича. Затем повествование идет об Игоре6 "Игорь иже истягну умъ крепостию своею...". Пока мы точно не знаем какого из старых Владимиров упоминал автор "Слова", Владимира Святого или Владимира Мономаха. но старого Владимира и нынешнего хотя бы связывает между собой имя. Сопоставление великого князя Владимира все равно В.Святого или в.Мономаха с удельным князем НовгородСеверска не может считаться равным. Игорь немного возвысился перед ними став князем Черниговским. но тогда написание "Слова" следует относить ко времени не позже 1198 г.
В самом Киеве был город Владимира. который еще именовался детинцем, т.е. наиболее защищенным местом. Вышгород. можно сказать был загородной резииденцией князей.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 11 окт 2020, 10:36

краевед писал(а):...еще А.Никитин отметил, что чтение фрагмента могло быть и другое: "от старого Владимира до нынешняго", т.е до ныне здравствующего Владимира Игоревича. Затем повествование идет об Игоре6 "Игорь иже истягну умъ крепостию своею..."

Спасибо, уважаемый краевед, за статью. Знаете почему ни О.Прицак, ни его гарвардский друг Р.Якобсон никогда бы такую ошибку А. Никитина не допустили бы? Всё дело в падежах.

    Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ..
◊ Игоря — род. пад. ед. ч.

В варианте А.Никитина Игорь должен был бы стоять в им.пад., а здесь род.пад., как и в слове нынешнего, т.е. эти слова неразлучимы.

краевед писал(а):Пока мы точно не знаем какого из старых Владимиров упоминал автор "Слова", Владимира Святого или Владимира Мономаха. но старого Владимира и нынешнего хотя бы связывает между собой имя. Сопоставление великого князя Владимира все равно В.Святого или в.Мономаха с удельным князем НовгородСеверска не может считаться равным.

Хоть и Владимир Святой в Вышгороде имел 300 наложниц по ПВЛ, церковь своего небесного покровителя Василия построил, Владимир Мономах тоже оттуда же правил - казна на этих «горах Киевских» хранилась, печать его найдена там же.
Владимир Мономах в СПИ назван:

    То же звонъ слыша давный великый Ярославь, <а> сынъ Всеволожь Владиміръ по вся утра уши закладаше въ Черниговѣ.
Более того, старый означало ранее не только возраст, но и поколение, жившее в языческое время в противовес «новым людям» - христианам:

    «Лѣпо бѣ благодати и истинѣ на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благодѣтьна въ мѣхы вѣтхы, обетшавъши въ иудеиствѣ, «аще ли, то просядутся мѣси и вино пролѣется». Не могъше бо закона стѣня удержати, но многажды идоломъ покланявшеся, како истинныа благодѣти удержать учение. Нъ ново учение — новы мѣхы, новы языкы! «И обое съблюдется»...(СЗБ)
Поэтому «старый Владимир» - это отец Ярослава Мудрого, который тоже упомянут в СПИ.

краевед писал(а):Сопоставление великого князя Владимира все равно В.Святого или в.Мономаха с удельным князем НовгородСеверска не может считаться равным.

Даже будучи князем черниговским Игорь не был ровней Владимиру Святому. Это просто временные рамки, например, от старого Владимира Ульянова до нынешнего Владимира = до сего дня.

краевед писал(а):В самом Киеве был город Владимира. который еще именовался детинцем, т.е. наиболее защищенным местом. Вышгород. можно сказать был загородной резииденцией князей.

Тем не менее казна хранилась на горах Вышгорода и здесь же укрывались при первой же опасности (Ляскоронский 1913:I).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 12 окт 2020, 00:11

Уважаемый Лемурий, А.Никитин, не допустил ошибки в падежах, он посчитал, что имя Игоря было вставлено в текст более поздним переписчиком, утверждая. что в первоначальном тексте имя Игоря отсутствовало и текст должен был звучать так: "почнемъ же повесть сию отъ старого Владимира до нынешняго иже истягну умъ крепостию своею... тогда Игорь възре на светлое солнце".
Указание на то, что Рюрик виновен в захвате Киева можно увидеть не только во фразе "сего бо ныне сташа...". Упоминание Давида скорее всего по мему мнению позволяет скрыть истинные намерения автора, осуждающего Рюрика за захват Киева. Без упоминания имеи Давыда эта фраза очень похожа на описание захвата Киева в 1203 г.
Есть и другие намеки в "Слове" об этом событии. Если присмотреться, то эти намеки оказываются в последних листах "Слова" и могли быть вставлены в текст более раннего произведения. Так, в строках о Всеславе, который сумел дотронуться копьем до стола киевского ставши на время князем киевским скрыто осуждение Рюрика. Восставшие против Изяслава кивляне извлекли Всеслава из поруба. т.к. тот отказался выдать оружие, чтоб защититься от половцев.
Судя по тексту "Слова" насилие от земли половецкой все же произошло в 1068 г, хотя это не так. В этом месте скрыт текст, осуждающий Рюрика за насилие от земли половецкой.

поганыяназемлЮРускуюнажизнь
всеславлюкотоРоебобешенасилиеотъ
землиполовецКЫинаседмомъвеце
зоянивръжевсЕславъжребииодевицю
себелюбутъклюкамиподпръся
окониискочикъградукыевуидот
чесястружиемъзлатастолакиевь
скагоскочиотъныхълютымъзверем

РЮРЫКЕ

Видимо, под рассказом о Всеславе автор зашифровал упоминание о захвате Киева в 1203 г., скрыв в тексте имя Рюрика.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 12 окт 2020, 08:25

краевед писал(а):...в первоначальном тексте имя Игоря отсутствовало и текст должен был звучать так: "почнемъ же повесть сию отъ старого Владимира до нынешняго иже истягну умъ крепостию своею...

Ну так сравнивали, уважаемый краевед, текст издания с протографом до буквы: вставлено только слово «Олга»(внука):

    «Как считают, Н. М. Карамзин отрицал наличие этого слова в оригинале. Р. Ф. Тимковский записал как слышанное им от К. Ф. Калайдовича: «...по сделанному им, Н. М. Карамзиным, сличению оказалось, что Песнь о походе кн. Игоря со всей точностью напечатана против подлинника, выключая слов: вечи Трояни, вместо которых в подлиннике стояло сечи Трояни. Касательно же поставленного в скобках слова Олега, на 6 стр., то это учинено для большей ясности речи» (Полевой Н. Любопытные замечания к «Слову о полку Игореве» // СО. 1839. Т. 8. Отд. 7. С. 20).» (ЭСПИ "Внук")
Да и смысл в чём это слово убирать? До нынешнего Владимира, это который муж Кончаковны? Это он-то ум на крепость испытал? Далее снова: Игорь взрел на солнце и т.д. Нелепо писать предложение про одного, затем остальной текст про другого. Эта версия А.Никитина несостоятельна.

краевед писал(а):Указание на то, что Рюрик виновен в захвате Киева можно увидеть не только во фразе "сего бо ныне сташа...". Упоминание Давида скорее всего по мему мнению позволяет скрыть истинные намерения автора, осуждающего Рюрика за захват Киева. Без упоминания имеи Давыда эта фраза очень похожа на описание захвата Киева в 1203 г.

Давыд умер в 1197, забудьте про более позднее время, сам контекст Вам противоречит. Стяги Давыда на горах Киевских стоят, значит события ДО 1197 года.

краевед писал(а):Есть и другие намеки в "Слове" об этом событии. Если присмотреться, то эти намеки оказываются в последних листах "Слова" и могли быть вставлены в текст более раннего произведения. Так, в строках о Всеславе, который сумел дотронуться копьем до стола киевского ставши на время князем киевским скрыто осуждение Рюрика.

Отрывок о Всеславе нельзя рассматривать кусками, там описание «лютого зверя», действующего на седьмом (= апокалипсическом) веце (=твсячелетии), участвующего в жатве плевел. В СПИ два князя разжигателя усобиц Олег Святославич и Всеслав Полоцкий, из их «славы» Автор призывает выпрыгнуть их потомкам Ярославу Черниговскому (Ольговичу) и всем внукам Всеславовым.
Мстиславичи же названы «не худа гнезда шестокрыльцами» (= серафимами, защитниками Престола Господня). Игорь идёт на примирение куда? В «землю Русскую» (= Киевскую волость), принадлежащую целиком Рюрику, к церкви Мстислава Великого. Кем показан здесь Рюрик? Триумфатором!
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 15 окт 2020, 00:02

Уважаемый Лемурий, думаю. не стоит сравнивать мусин - пушкинский список с первоизданием или екатериниским списком. в том плане. что это был уже список 16 в. с более раннего, в котором и могла быть допущена ошибка переписчика. не понявшего замысел автора "Слова". повествующего о времени "отъ старого Владимира до нынешняго (Владимира Игоревича). Как мог рассуждать переписчик - если есть имя старого Владимира, то должно быть и имя современного автору "Слова" князя, а если речь в песне идет о походе Игоря. то его имя и вписал переписчик 16 в.
Бояре, толкующие сон Святослава упоминают двух князей. попавших в плен под образом соколов, с подрезанными крыльями: "уже соколома крилца припешали", т.е. подрезали. Слово "соколома" написано в двойственном числе, тогда. кто из князей скрывается под фразой: "а самого опуташа въ путины железны". Думаю, это Владимир Игоревич, которого опутали брачными узами с Кончаковной. Фраза: "помянувше первую годину и первых князеи того старого Владимира нелзе бе пригвоздити къ горамъ киевьским сего бо ныне сташа стязи Рюриковы а друзии Давидови..." может. как уже писал ранее читаться по другому: "помянувше первую годину и первыхъ князей. того старого Владимира. Нелзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскимъ СЕГО бо ныне сташа стязи Рюриковы а друзии Давидови...". Как видим такое деление
фразы намекает на то, что ссо стязями Рюрика и Давыда стали стязи и СЕГО, именно которого и предлагает автор пригвоздить в назидание будущим поколениям. Можно проследить по тексту "Слова" намек именно на Владимира Игоревича - от старого Владимира до НЫНЕШНЯГО - САМОГО - СЕГО. Если речь может идти о захвате Киева в 1203 г., то Владимир Игоревич был участником грабежа и убийств. Имя Давида, умершего еще в 1197 г., является способом зашифровки истинной мысли автора, осуждающего захват и разгром Киева. Как автор литературного произведения он мог иметь право на литературный вымысел, воскресая Давида. Автор как бы задает вопрос читателю. чем знамениты старый Владимир и нынешний и сам же на него отвечает - старый Владимир принес на Русь христианство, а Киев, как стольный град стал центром православия. Нынешний Владимир Игоревич привел вместе с Рюриком половцев в Киев, разгромив православный центр Руси со всеми святынями.
Нелепое произведение подразумевает и нелепые с точки зрения действительности события, как и упоминание Давыда как живущего в 1203 г., ведь автор с самого начала дает понять. что его произведение "нелепо". Ведь Вы сами писали, что такая ситуация с точки зрения здравого смысла выглядит нелепо в случае с Давыдом.
Такой же "нелепый" намек на захват Киева в 1203 г. связан и с описанием событий может являться зашифровкой в случае со Всеславом, который пришел к власти в Киеве не по закону. а был посажен на великокняжеский стол в результате восстания киевлян, которые изгнали законного князя, который отказался выдать оружие для защиты Киева от полвцев. В 1068 г. русское войско терпит поражение от половцев на реке Альте у Переяслава, что послужило толчком в вокняжении на киевском столе Всеслава. В 1068 г. половцами Киев не был взят, тем более они действовали самостоятельно, а в 12оз г. их привели к Киеву уже сами русские князья: "вы бо своими крамолами начасте наводити поганыя на землю Рускую на жизнь Всеславлю которое бо беше насилие отъ земли половецкыя на седмомъ веце Зояни...". Из контекста следует. что русские князья начали сами наводить поганых половцев. И действия Всеслава и действия Рюрика происходили "на седмом веце", который по мнению книжников должен был стать последним перед Судом Божьим. Это 6576 (1068) и 6711 (1203) гг. Рассматривая эти события автор приходит к выводу. что взятие Киева с помощью половцев - язычников православными князьями и поруганием православных святынь символизирует скорый конец Света. Образ "лютого зверя" можно отнести на счет Рюрика, это своеобразная оценка его действий в отношении событий 1203 г. В этом отношении следует обратить внимание на то, что автор напоминает ему о поражении 1176 г. у Ростовца от половцев. которые в 1203 г. уже его союзники, как и Всеволоду. о поражении суздальцев в 1169 от новгородцев. после чего пленные суздальцы стоили две ногаты. Возникает еще и вариант, при котором можно предположить. что поражение Игоря в походе Рюриком и Всеволодом Большое гнездо было воспринято крайне негативно и автор напоминает этим князьям. что и они в свое время также терпели поражения. не только Игорь.
Игорь, возвращаясь из плена едет в Киев на встречу со Святославом и Рюриком и уезжая из Киева посещает церковь Богородицы Пирогощей на Торговище. Да, это церковь мстиславичей и автор этим мог намекать о примирении двух враждующих родов - Ольговичей и Мстиславичей, но здесь можно рассмотреть и другие варианты. связанные с путем Игоря по Боричеву к Богородице Пирогощей: он повторяет путь статуи Перуна. которого по приказу Владимира Крестителя волокли тем же Боричевым узвозом к Почайне - одному из рукавов Днепра. Тем же путем идет и Игорь. На пути Игоря находилась церковь Богородицы и Игорь, заходя в нее на молитву становится настоящим христианином. православным князем. очистившимся от язычества. Другой вариант - Игорь идет к Богородице Пирогощей тем путем. каким везли убиенного монаха Игоря Ольговича, дядю Игоря, от Бабьего торжка, находящегося в городе Владимира до Подола, где стояла церковь Богородицы Пирогощей. где Игорь мог помолиться в память свонго дяди. Это могло быть 19 сентября в день памяти Игоря Ольговича.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение Лемурий » 15 окт 2020, 10:33

краевед писал(а):Игорь идет к Богородице Пирогощей тем путем. каким везли убиенного монаха Игоря Ольговича, дядю Игоря, от Бабьего торжка, находящегося в городе Владимира до Подола, где стояла церковь Богородицы Пирогощей. где Игорь мог помолиться в память свонго дяди. Это могло быть 19 сентября в день памяти Игоря Ольговича.

Уважаемый краевед, уже писал ранее, по контексту ВСЕ события в СПИ произошли не позже сентября 1188 года, поэтому Ваша версия о 19 сентября интересна, ведь убийство Игоря Ольговича (1147) было причиной 41 летней усобицы Ольговичей с Мстиславичами. Игорь, как представитель Ольговичей, в земле Рюрика едет к церкви Мстислава Великого - конец усобице, страны рады, грады веселы. Тем не менее это картина триумфа Мстиславичей, Рюрика, которому принадлежала с 1180 «вся Русская земля» прежде всего. Ещё одно замечание: Канев, на защиту которого призывает Автор Мстиславичей и их союзников, тоже входил в состав Киевской волости (= «Русской земли» Рюрика) см. Тихомиров 1956:285-286, поэтому и

    Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святъславлича!
За землю Рюрика, старшего Мстиславича.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Хинова, готские девы и время бусово

Сообщение краевед » 26 окт 2020, 00:57

Уважаемый Лемурий, из Ипатьевской летописи следует, что на подол Игоря Ольговича везли уже мертвым на возу: "и тако к Богу отиде месяца сентября въ 19 въ день пяток и оттуда възложиша и на коло и везоша на Подолье на торговище и повергоша пороуганью безаконнии...". В пользу того, что Игорь находясь в Киеве едя по "Слову" к церкви Богородицы Птрогощеи повторял последний путь своего дяди Игоря Ольговича и это 19 сентября говорит то. что это могло быть в 1186 г., т.к. интерес представляет то, что как и в 1147 г. гибель Игоря Ольговича приходилась на пятницу, так и в 1186 г.
19 сентября приходилось на пятницу. Это важное уточнение, т.к. "Слово" может существенно уточнить не только время побега Игоря из плена, которое произошло по всей вероятности в 1186 г., но и время пребывания Игоря в Киеве и посещение ним Богородицы Пирогощеи с целью поминовения Игоря Ольговича. Вполне возможно. что мы имеем дело с явным намеком автора "Слова" на время побега Игоря - и это 1186 г.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 124