Scaevola писал(а):Увы, каролингский меч сменил т.н. меч романский (из простенькой "трёхслойки") - драгоценная узорчатая сталь какое-то время оставалась исключительно фигурой речи.
Собственно, моя работа с источниками и привела к выводу, что во времена написания СПИ слово харалуг уже являлось литературным эпитетом. Ни берега, ни сердца, ни даже цепи харалужными быть не могли никак!
Дорогой Scaevola, выше цитировал слова не Ваши, а П.П. Аносова, и мне казалось, что Вы с его мнением согласны, но видимо придется начинать ab ovo...
Вот Вы пишите: "
каролингский меч сменил т.н. меч романский ", а как называли на Руси всё "романское"? Подскажу - "латинское".
Ну и чем это отличается от контекста СПИ: Харалужные (мечи) = ТЕ ЖЕ Латинские (шеломы)? Ничем, это одно и тоже.
"Берези" (берега) харалужные только в "Задонщине" (плагиате СПИ). Автор просто показывает, что они крепкие. "Цепи харалужные" - это НЕ цепи для молотьбы, это
БОЕВЫЕ цепи.
Сюжет битвы на Немиге Автор заимствует из библейского сюжета "жатвы плевел" Апокалипсиса. Но по этому сюжету есть и пшеница, есть и плевелы.
"Жатва" Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле (фрагмент)30 "
оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою". (Мф.13:30)
Иными словами: грешники - это плевелы; праведники - пшеница.
В этой междоусобице Автор не делит стороны на хороших и плохих, обе стороны, участвующие в междоусобице - плевелы.
Tокъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла...
Есть и другая параллель:
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
39 враг, посеявший их, есть Диавол. Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: (Мф. 13:36-40)
Усобная же рать бываеть от сважения Дьявола. Богъ бо не хощеть зла вь человецехъ, но блага. А Дьяволъ радуеться злому убииству, кровопролитью, вьздвизая свары, зависти братоненавидения, клеветы... (Ипат.1067)