Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение а лаврухин » 09 июн 2017, 16:33

Ужанков Александр Николаевич «Слово о полку Игореве» и его эпоха, М., 2015.
Стр.7.

Возникают вопросы и к первым издателям «Сло-
ва»: почему они впервые использовали гражданский
шрифт для публикации древнерусского текста, и ка-
ких научных принципов придерживались в его пере-
даче?


Комментарий. Указ Екатерины II запрещал использовать церковнославянский шрифт при печатании книг светского содержания.
Однако, А.И.Мусин-Пушкин опубликовал в 1793 году "Поучение Вдадимира Мономаха" на церковнославяни.

Вопрос, почему А.И.Мусин-Пушкин не убоялся грозной императрицы?
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение corvin » 09 июн 2017, 16:51

Наверно запрет касался только новых текстов.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Mitus » 25 июн 2017, 08:43

а лаврухин писал(а):А.И.Мусин-Пушкин опубликовал в 1793 году "Поучение Вдадимира Мономаха" на церковнославяни.

Вопрос, почему А.И.Мусин-Пушкин не убоялся грозной императрицы?
- Поучение детям не является светским по содержанию. С таким же успехом Вы почти любой текст Библии светским можете объявить, а уж Слово Данилы Заточеника и подавно.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Пиар по древнерусски?

Сообщение PoslannikM » 30 июл 2017, 13:27

Лемурий писал(а):
Евгений Беляков писал(а):Целей у Игорева похода было ДВЕ: во-первых, сымитировать сепаратный поход на Кончака, чтобы в дальнейшем не участвовать в "общерусском" походе мономашичей. Вторая цель - сыграть свадьбу сына с дочкой Кончака.

Для того чтобы угробить всё войско (только 30 из 8-10 тысяч вернулось) имитировать ничего не надо было. Это провал, фиаско, ошибка Игоря, из-за которой он раскаивался.
Для того чтобы сыграть свадьбу стрелами сватов встречать не принято, а сватам грабить и насиловать половецких девок в пустых вежах. Это был самый обычный грабительский поход, "нечестный", как назвал его сам Святослав.

Кстати, Евгений, Вы читали М.А. Сабурову "Погребальная древнерусская одежда и некоторые вопросы ее типологии", где она описывает женские захоронения, когда женщин хоронили в свадебном наряде.


Тут уважаемый Лемурий прав.
Всё дело в том, что казна Игоря на момент предпринятия им рискованного похода в неизведанные половецкие земли была абсолютна пуста. У стен Путивля было собрано за несколько дней довольно большое по тем временам войско. Включая не только конников, но также и многочисленную "пехоту", "рать", созванную со всей Северской земли.
Ни о каком "свадебном кортеже" речи тут и быть не может. У князя Игоря были совершенно иные планы и цели.
Он, как говорится, поставил на карту всё - и проиграл...
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Mitus » 30 июл 2017, 21:39

PoslannikM писал(а):Включая не только конников, но также и многочисленную "пехоту", "рать", созванную со всей Северской земли.
- ну и по кой Игорю была эта отягощающая набег пехота. Всеволод реально глаголил что уйти они всегда смогли бы, но: аще .. оутечемъ сами а черные оставим люди то грех от бога. Черные люди не пехота а простонародье ... да какая пехота, но если Вы мужиков с копьями за пехоту держите то пусть бы и пехота. Но пехоту не берут в набег .........
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 31 июл 2017, 07:46

Mitus писал(а):Черные люди не пехота а простонародье ... да какая пехота, но если Вы мужиков с копьями за пехоту держите то пусть бы и пехота. Но пехоту не берут в набег .........

Если пишут, что в походе участвовало 120 рыцарей, то это не значит что всего 120 всадников было, все они со своим "чёрным людом" ходили в походы (оруженосцы, извозчики телег для брони и добычи) и т.д.
Скрипят телеги КаКИЕ? "полунощные"(=северные) - Игорь к Дону войско ведёт. Кто на этих телегах был?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 31 авг 2017, 00:19

В пылу диспутов перестал следить за новыми публикациями ТОДРЛ, а теперь вижу - напрасно, пропустил интересную статью лучшего на сегодня эксперта по СПИ:

:arrow: Л. В. Соколова (С.-Петербург). Смысловая функция перекличек рассказов об Олеге Святославиче и Всеславе Полоцком в «Слове о полку Игореве»// ТОДРЛ Т.64, СПб. 2016, С.628-652
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 сен 2017, 15:07

Здравствуйте , Лемурий!
Весь текст и «смысловые функции перекличек» должны раскрывать главную тему «Слова о полку Игореве». Она обозначена автором Бояном :
«Здрави князи и дружина,
побарая за христьяны
на поганыя плъки»
Здравы будьте князья и дружина борясь за христиан против толпы поганых ( язычников).
Это религиозная, информационная война . Тезис произведения подтверждает аргументация.
Даже причинно – следственные связи надо начинать от «старого Владимира» и прослеживать их до «нынешнего Игоря», а не от Всеслава Полоцкого к Олегу.
Вот ключ к тексту :
!)События и линейное время – связь причинно –следственная .
2)События и время цикличное – связь повторяемость событий
3). Связь двух и более событий при отсутствии времени – ассоциативная связь ( параллелизм ).
Текст в самом деле характеризуется многомерностью : читаете на основе логики – причинно следственных связей - один смысл , этот же текст на основе параллелизма , смысл меняется .
Читайте , там все легко написано .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 02 сен 2017, 17:50

Дорогая Татьяна, с прошедшим Днём Знаний!
Смысловые переклички в рассказах о Всеслава Полоцком и Олеге Гориславичи в СПИ безусловно присутствуют и хоть по некоторым моментам (вечи (=тысячелетия) Трояни, на седьмом веке (= апокалипсическом тысячелетии) Трояни, "храбрые" Ольговичи и т.д.) я б с Лидией Викторовной поспорил бы, но в целом она провела полный сравнительный анализ и объединяются эти оба рассказа ГДЕ, как Вы думаете?

В отрывке, который Вы постоянно, вслед за Лихачёвым правите, а он как раз объединяющий рассказы и в нём смысл почему эти князья представлены как зачинщики усобиц:

    Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени[=вредоносные]:
    уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ,
    вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю,
    которою бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!

Последнему Ольговичу (остальные в плену) и всем потомкам Всеслава Автор предлагает выскочить из "дедней славы" зачинателей усобиц, склонить стяги и вонзить вредоносные мечи, не мешать Мстиславичам загораживать полю ворота, залечивать раны, нанесённые Руси буйными Ольговичами.

P.S. Сегодня в ВК М.В.Рождественская сообщила, что вчера вечером не стало видного учёного, сотрудника Пушкинского Дома Прохорова Гелиана Михайловича, помним его ТРУДЫ:

http://odrl.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2015
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Zinchenko_tanya » 04 сен 2017, 09:21

Здравствуйте , Лемурий!
Языческого бога Трояна, упомянутого в апокрифическом « Хождении Богородицы по мукам», Л.В. Соколова связывает с « библейскими временами « семь веков»- семь тысяч лет существования мира». Надо отметить , что время христианской религии и языческого мифа глубоко различны. Время христианства линейно, события необратимы и оно обрело начало - от сотворения мира и до его конца – разрушения .
В дохристианскую эпоху время было циклично, как колесо , или змея ,кусающая свой хвост . События в цикле через какое то время повторяются .
" Были вечи Трояни,
минула льта Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя "
Минула льта – под годом подразумевался полный цикл смены времен года: лето , осень , зима , весна . Счисление года шло по лету .
«Ярославля;
были плъци Олговы,
Ольга Святьславличя»- в данном тексте временные отрезки более крупные и цикл соответствуют отрезку времени от деда Ярослава до внука Олега.
Каждый последующий цикл более длительный по времени . Значит, «веци Трояни» цикличны и мельче чем солнечный год :
«Были вечи Трояни,
минула льта».
А дальше все просто .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Седьмой век Трояни

Сообщение Лемурий » 04 сен 2017, 10:50

Zinchenko_tanya писал(а): Языческого бога Трояна, упомянутого в апокрифическом « Хождении Богородицы по мукам», Л.В. Соколова связывает с « библейскими временами « семь веков»- семь тысяч лет существования мира». Надо отметить , что время христианской религии и языческого мифа глубоко различны. Время христианства линейно, события необратимы и оно обрело начало - от сотворения мира и до его конца – разрушения .
В дохристианскую эпоху время было циклично, как колесо , или змея ,кусающая свой хвост . События в цикле через какое то время повторяются...

Дорогая Татьяна, невнимательно читали статью Лидии Викторовны, давайте остановимся на этом моменте и наглядно увидите насколько ёмки эти на первый взгляд "обычные" термины.
Для удобства оформления цитат из статьи Л.В. Соколовой буду выделять их жирным шрифтом со ссылкой на страницу.

    "У слова «век» не было в древности значения «столетие». Выражение «седьмой век Трояни» содержит отсылку к библейскому понятию «семь веков» — семь тысяч лет существования мира — и символически означает «последний век», т. е. «последние времена существования чего-либо». Речь здесь идет, безусловно, о «последних временах» Киевской Руси как единого государства..."(С.634)

Совершенно верно, НЕ было такого значения у слова "век" как "столетие", а было "тысячелетие":

Изображение
Богословие Иоанна Дамаскина в переводе Иоанна екзарха Болгарского.
(12-я гл. "Небеса" (О вѣцѣ) — ЧОИДР, 1877, кн. 4.


- Каждого человека житие называется век - в СПИ: въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась.

- Называется также век - тысяча лет век един - в СПИ: были вѣчи Трояни, на седьмомъ вѣцѣ Трояни;

- Также называется век всё настоящее житье - в СПИ не представлено, см. примеры из СССПИ на значение "время" = "наш век";

- И также прибавим век, который по воскрешению без конца будет - в СПИ не представлено, см. примеры из СССПИ на значение "вечность".

Как пример, о 6644(1136) годе:
"Отъ Адама до сего времени минуло есть вѣковъ 6. А седмого вѣка минуло лѣтъ 644. Тысящь бо лѣтъ вѣкъ есть единъ...
--------
Кирик Новгородец Учение имже ведати человеку числа всех лет л.344

"Седьмой век" = седьмое тысячелетие от сотворения мира, апокалиптическое по средневековым представлениям:

:arrow: см. «Сказания» о «скончании седьмой тысящи». 1492 г.

Почему же Автор выводит отчёт времени не от Адама, а от некого Трояна?

СЗБ выделяйся среди оригинальных текстов XI в. (житийные композиции в слишком большой степени определялись каноническими образцами и строимым в соответствии с ним жизнеописанием) и позже - вплоть до "Слова о полку Игореве", где композиционная структура разработана с непревзойденным в древнерусской литературе искусством (интересно, что СЗБ предвосхищает композиционный прием столкновения двух временных пластов - старого времени и сего времени.
***
Одним из наиболее сильных и очевидных аргументов в пользу защищаемой здесь точки зрения об особо тесных связях СЗБ с самыми истоками древнерусской литературы нужно признать впервые формулируемую в этом памятнике "русскую" идею. Речь идет о русском ответе–отклике на сложившуюся нестандартную ситуацию, чреватую не только неожиданностями, но и опасностями. Вызов–вопрос, с русской (киевско–княжеской) точки зрения, был сделан Византией. Напряжение этой ситуации challenge–response, объяснялось не только и не столько требованиями Византии (к ним привыкли), но решимостью сформулировать "русский" ответ, расходящийся по самой своей сути с позицией духовной наставницы и покровительницы - Византии. И этот спор, в котором русская сторона в первый раз в своей истории вполне осознанно и богословски убедительно выражает идею равенства народов во Христе и, следовательно, в понимании и толковании высшего смысла его учения - истины и благодати, не был конфликтом исключительно престижного и, значит, несколько теоретического (во всяком случае - преимущественно знакового) характера. Спор–ссора был совершенно реальным политическим конфликтом, который сулил крупные неприятности Киеву. У русской стороны, видимо, не было типового беспроигрышного решения, и нужно было быстро (почти в импровизационном порядке) найти обоснованный, точный и вместе с тем не дерзкий, выдержанный с оглядкой на Византию и ее духовные основы ответ. Таким - по меркам того времени - почти незамедлительным ответом, представленным на обсуждение и одобрение киевской княжеской (и, возможно, духовной) верхушке, и было СЗБ. в этом ответе, ставшем фактом и русской историософской мысли и русской литературы в момент ее становления, чуть ли не впервые на Руси проявилось умение идеологического осмысления реальной нестандартной ситуации и выражения своей позиции в образно–литературной форме. Весь этот исторический эпизод, как и отражающий его текст–документ СЗБ, фиксирует и одно из первых и наиболее ярких проявлений русского национального самосознания: "не въ худе бо и неведоме земли владычествоваша. нъ въ руське. яже ведома и слышима есть. всеми четырьми конци земли" (185а) - мотив, нередко вспоминавшийся и позже, особенно в тяжелую минуту. Но национальное сознание рождается не из претензии на исключительность, отличие от других христианских народов, а напротив, из уверенности в том, что русские, приняв христианство, войдя в царство благодати, стали такими же, как и другие христианские народы, не хуже их...
---
ВЛАДИМИР ТОПОРОВ - СВЯТОСТЬ И СВЯТЫЕ В РУССКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ. ТОМ 1

Автор СПИ последователь этой же идеи "русского самосознания" как и его предшественник Иларион Киевский (Боян), называющий сам себя в подписи под СЗБ "пастухом и учителем", отсюда и "Велесов внуче" (обсудим ниже).

Второй митрополит из русичей Климент Смолятич последователь первого Илариона Киевского. Он поддерживает эту же идею самобытности развития русского народа и выводит начало отчёта времени НЕ от иудейского Адама, а от скифского отца трёх сыновей (=Трояна) Таргитая:

см. :arrow: НГ: Троян "Слова о полку Игореве". Кто он?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Солярные боги в СПИ

Сообщение Лемурий » 04 сен 2017, 11:55

Далее хотел бы обратить внимание ещё на одно на ценное замечание в статье Л.В. Соколовой:

    "III. В обоих рассказах упоминаются языческие боги солнца: во фрагменте об Олеге — Даждьбог, во фрагменте о Всеславе — Хорс. Всеслав пересекает путь богу солнца Хорсу, двигаясь («рыща») по ночам с севера на юг, из Киева в Тмуторокань. Во фрагменте об Олеге говорится, что при нем «погибашеть жизнь Даждьбожа внука (т. е. достояние княжеского рода, Русская земля. — Л. С.)..."(С.636)
Почему Автор делает русичей "внуками" именно солнечного бога? Ответ на этот вопрос найдёте в ПКС:

Преспѣвшу же Закону, уже преста завѣтное многоженство и единоя жены сочетание узаконися. Закон бо упраздни Завѣта. Благодать бо упраздни обое, завѣтное и законное, солнцу въсиавшу. Нужа есть всему миру пребывати под мраком, но освѣтитися подобает прѣсвѣтлами лучами. Тако и Христу, Богу нашему, солнцу праведному и озарившу нас божествеными зарями и освѣтившу нас святым крещениемь, и «се вся ветхаа низпадоша, и быша вся нова».
---
Послание Климента Смолятича

"Куръ Тмуторокани" на время правления Всеслава Алексей I Комнин "пресёк путь" Феосты (Хорса, Даждьбога), а это действительно так:

    «Преже бо сего жены блудяху к немуже хотяше, и бяху, акы скотъ, блудяще. Аще родяшеть дѣтищь, который ѣй любъ бываше, дашеть: “Се твое дѣтя”. Он же, створяше празнество, приимаше. Феость же сь законъ расыпа и въстави единому мюжю едину жену имѣти и женѣ за одинъ мужь посагати; аще ли кто переступить, да ввергуть ̀и в пещь огнену». «Сего ради прозваша и́ Сварогомъ и блажиша и́ егуптяне. И по семъ царствова сынъ его, именемъ Солнце, егоже наричють Даждьбогъ..." (ПВЛ 1114)
Феоста (=Сварог), отец Солнца (=Даждьбога) закон о единоженстве утвердил, а "куръ Матархи/Тмуторокани" (=куръ Олексий) этот закон "прерыскал": Алексей I Комнин, известный из ПВЛ как "Куръ Олексий" (см. Ипат.1116,1117), ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами , что противоречило древним традициям.

Автор СПИ делает христиан Руси (детей Христовых = "солнца праведного") "внуками" солярного языческого бога. Эта традиция связывать местных солярных богов с Иисусом не нова. Сам день Рождества 25 декабря вытеснил день рождения римского солярного бога Митры, нимб святости идентичен нимбам Гелиоса, Аполлона и т.д. Казалось бы митрополит Руси не может даже упоминать языческих богов, как это требовали более поздние каноны, однако именно во время XI-XII вв, в период формирования идеи русской самобытности, такое было возможно:

...якоже бо Богъ двоя люди имѣ, израильтескыя и иже от языкъ, да убо израильтестии людие покров имѣаху на сердци, се же есть, о невѣрѣ прилѣжаху, а еже от языкъ вѣрною облежаху добротою, тако Иаков двѣ женѣ имѣ, Лию убо въ образ израильтескых людий, тѣмь и очима болна бѣ, понеже израильтестии людие покров имѣаху на сердци, и Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху и, Спасу вѣровавше правдою, ис корене исторгоша лесть, образ же сему бяше Рахиль, того ради и отча идолы окраде...
яко и абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго; и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли. Димитра бо земля ся нарицает...
---
Послание Климента Смолятича

Схема рассуждений Илариона-Климента такова:
Все народы ранее жили в язычестве, затем иудеи приняли Завет Авраама и Закон Моисея, а когда пришла Благодать христианства отказались от неё и остались в своём иудейском Законе. Язычники же (здесь речь о тысячелетиях язычества "Трояновых веках") или "новые народы" перешли сразу из язычества в христианство и поэтому их путь более правильный и все новые народы "братья во Христе" имеют равные права. Это концепция идеологов Русской Церкви XI-XIIвв.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 04 сен 2017, 12:27

Тоже самое касается и "Велесова внука". Кто себя именовал "Пастырь добрый"?

    11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
    12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
    13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
    14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня...
    (Ин.10:11-14)

Уже приводил цитату из книги Михайлов В.М. "Тайна древнего "Апостола". Кто написал "Слово о полку Игореве", М., 2012.

Как заканчивает Иларион (Боян) своё СЗБ?

    "Азъ милостию человѣколюбивааго Бога мнихъ и прозвитеръ Иларионъ изволениемь его от богочестивыихъ епископъ священъ быхъ и настолованъ въ велицѣмь и богохранимѣмь градѣ Кыевѣ, яко быти ми въ немь митрополиту, пастуху же и учителю..."
    ---
    СТАВЛЕННИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА
Внук Велесов = пастырь, наследник старого языческого времени, идентично названию христиан Руси "внуками" солярного языческого бога.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Zinchenko_tanya » 05 сен 2017, 08:22

Здравствуйте , Лемурий!
« На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.»
« На седьмомъ веце Трояни…» - это дата, точное календарное время события, когда Всеслав приходит к власти в Киеве
« и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго». Автор счисление производит по «старым словесам « языческому календарю . В летописи есть эта дата «В год 1068 люди освободили Всеслава из поруба в 15 СЕНТЯБРЯ и прославили его среди княжеского двора . Год на Руси в XII веке начинался в марте , сентябрь седьмой месяц .Значит, век Трояна равен лунному месяцу.
И солнцу и месяцу приписывали человеческие качества в колядках ,а "Каждого человека житие называется век - в СПИ: въ княжихъ крамолахъ вѣци человѣкомь скратишась.

«Светел месяц —
То хозяин во дому,
Красно солнышко —
То хозяюшка,»
Они рождались и умирали , солнце каждое утро возрождалось и вечером умирало . У месяца век был более длинный : Луна проходит следующие фазы:
1. новолуние — состояние, когда Луна не видна.
2. молодая луна — первое появление Луны на небе после новолуния в виде узкого серпа.
3. первая четверть — состояние, когда освещена половина Луны.
4. прибывающая луна
5. полнолуние — состояние, когда освещена вся Луна целиком.
6. убывающая луна
7. последняя четверть — состояние, когда снова освещена половина луны.
8. старая луна
Начало лунного цикла принято считать с момента новолуния. а в первые два дня после новолуния Луны не видно на небосводе и затем, в третий день рождается молодой месяц.
« Темно бо бе въ 3 день:
два солнца померкоста,
оба багряная стлъпа погасоста
и съ ними молодая месяца,»
Появляется молодая луна в виде узкого серпа . Затем луна "растет" -пребывающая луна, старится (старая луна) и умирает. Так проходит время от» рождения до смерти» месяца т.е. век .
«Были вечи Трояни,минула льта»
Лунные циклы всегда совмещены с солнечным годом ( летом) и "веков Трояна"- 12 месяцев в году .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 05 сен 2017, 13:46

Zinchenko_tanya писал(а):На седьмомъ веце Трояни…» - это дата, точное календарное время события, когда Всеслав приходит к власти в Киеве...

Дорогая Татьяна, помните как делал Срезневский? Брал значение слова и на примерах аргументировал, почему он считает именно так.

Например, как и это слово:

Срезн.
Изображение...Изображение

Увеличенно наше искомое значение:

Изображение

Как видите, это словосочетание "седьмой век" = "седьмое тысячелетие" (последнее, апокалиптические), но именно в значении "тысячелетие" - в СПИ не гапакс.

Предлагаю Вам привести примеры своей версии на отрывках из памятников древнерусской литературы, если же не найдёте - оставьте эту версию.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 70