Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 сен 2017, 12:14

Здравствуйте , Лемурий!
« У древних арабов , а затем и в лунном исламском календаре месяц «Раджаб относится к Ашур Хурум (священным месяцам), это один из четырех месяцев, в которые были запрещены военные действия. Раджаб — месяц посевов и саженцев.».
Нечто подобное , запрет на военные действия во время сева и сбора урожая были и на Руси .Автор призывает сыновей Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого прекратить крамолы (ВОЙНЫ , КРОВНУЮ МЕСТЬ ): «Ярославли вси и внуце Всеславль!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.» т.к. наступил сентябрь «На седьмомъ веце Трояни», а это время сбора урожая , но происходит
«токъ.На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.».


Олег привел войско весной во время сева ,
« Тогда, при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшеть усобицами,
погибашеть жизнь Даждьбожа внука,
въ княжихъ крамолахъ веци человекомь скратишась.
Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть,»
Земледельцы ушли на войну и «Чръна земля подъ копыты костьми была посеяна,
а кровию польяна:»
Роль Бога Трояна , следить за соблюдением мира в эти месяцы , и нарушителей наказывать .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 06 сен 2017, 12:37

Zinchenko_tanya писал(а): У древних арабов , а затем и в лунном исламском календаре месяц «Раджаб относится к Ашур Хурум (священным месяцам), это один из четырех месяцев, в которые были запрещены военные действия. Раджаб — месяц посевов и саженцев.».
Нечто подобное , запрет на военные действия во время сева и сбора урожая были и на Руси .Автор призывает сыновей Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого прекратить крамолы (ВОЙНЫ , КРОВНУЮ МЕСТЬ ): «Ярославли вси и внуце Всеславль!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.» т.к. наступил сентябрь «На седьмомъ веце Трояни», а это время сбора урожая , но происходит
«токъ.На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела.».

Дорогая Татьяна, в предыдущем сообщении просил Вас найти место из памятников древнерусской литературы, где слово "векъ" употреблено в значении "месяц". Не нашли? Неудивительно! Ведь "На седьмомъ веце" - устойчивое словосочетание означающее на последнем апокалиптическом тысячелетии:

Изображение

а сбор "урожая" означает "жатву плевел":

Изображение
Перетц В. Н. «Слово о полку Игореве» и древнеславянский перевод библейских книг // ИОРЯС, 1930. — Т. III. Кн. 1. — С. 295

    30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам:
    "Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою"...
    36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
    37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
    38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого;
    39 враг, посеявший их, есть Диавол. Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
    40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего...
    (Мф. гл.13)
Изображение
"Страшный суд". Византийская мозаика собора Санта Мария Ассунта, Торчелло, Италия. Ок. 1130 г. Фрагмент "Жатва плевел".

    "На седьмомъ [= последнем, апокалиптическом] вѣцѣ Трояни ...Tокъ на Немизѣ: снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. Немизѣ кровави брезѣ не бологомъ бяхуть посѣяни, посѣяни костьми рускихъ сыновъ..." (СПИ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19927
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Zinchenko_tanya » 06 сен 2017, 14:16

Лемурий , слово век было известно и до древнерусской литературы . Оно встречается в обрядовой поэзии «Русская свадьба» Современник Москва 1985г стр. 54 ,55 59 ,60. т.д. И на каждой стр. образы века . Правда, не 1000 летнего . Тема апокалипсиса ,Божье суда, есть в «Слове…», но связана она со старым Владимиром , принявшим христианство.
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".

О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:»
Всеслав Полоцкий здесь не при чем .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Mitus » 06 сен 2017, 14:32

Zinchenko_tanya писал(а):Счисление года шло по лету .
- счисление года шло в Руси ПО ЗИМАМ, то есть с окончания астрономической зимы, то бишь с 1 астрономического марта. Лишь иногда использовался и византийский календарь - тогда уж счёт оказывался с окончания лета. Поэтому называть года летами это просто дань старой традиции, которая когда-то давно вошла в русский язык но реальности уже не имела. Проще говоря: какое же это лето, если оно начинается с 1 марта или оканчивается 28 февраля?
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2640
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 06 сен 2017, 14:53

Zinchenko_tanya писал(а):Тема апокалипсиса ,Божье суда, есть в «Слове…», но связана она со старым Владимиром , принявшим христианство.
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".

Так КОМУ Боян эту припевку осмысленную говорит?

    ТОМУ вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече:
Не Владимиру, который упомянут в обращении к Рюрику и Давыду, конечно, а ТОМУ, о ком речь в текущем отрывке - Вячеславу Полоцкому, который действует "на седьмом веце"(=апокалиптическом последнем тысячелетии) отсюда и упоминание "Суда Божьего" и "Жатвы плевел".

P.S. А о начале года на Руси читайте здесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19927
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 сен 2017, 15:40

Здравствуйте , Лемурий!
Каждая строчка текста в отрывке :
Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ
онымъ грознымъ полочаномъ
подъ кликомъ поганыхъ.
Единъ же Изяславъ сын Васильковъ

позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеславу,
а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи
и с хотию на кроватъ и рекъ:
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.
Уныли голоси,
пониче веселие,
трубы трубятъ городеньскии.

Ярославли вси внуце и Всеславли!
Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени.
Уже бо выскочисте изъ дедней славе.
Вы бо своими крамолами
начясте наводити поганыя
на землю Рускую,
на жизнь Всеславлю.
Которою бо беше насилие
отъ земли Половецкыи!

На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.
Скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ
въ плъночи изъ Белаграда,
обесися сине мьгле; утръже вазни,
с три кусы отвори врата Новуграду,
разшибе славу Ярославу,
скочи влъком
до Немиги съ Дуду токъ.

На Немизе снопы стелютъ головами,
молотятъ чепи харалужными,
на тоце животъ кладутъ,
веютъ душу отъ тела.
Немизе кровави брезе
не бологомъ бяхуть посеяни -
посеяни костьми рускихъ сыновъ.

Всеславъ князь людемъ судяше,
княземъ грады рядяше,
а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше:
изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя,
великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше.
Тому въ Полотьске позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы,
а онъ въ Кыеве звон слыша.
Аще и веща душа въ дерзе теле,
нъ часто беды страдаше.
Тому вещей Боянъ
и пръвое припевку, смысленый, рече:
"Ни хытру,
ни горазду,
ни пытьцю горазду
суда божиа не минути".

О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину
и пръвыхъ князей!
Того старого Владимира
нельзе бе пригвоздити къ горамъ киевьскымъ:
сего бо ныне сташа стязи Рюриковы,
а друзии Давидовы,
нъ розно ся имъ хоботы пашутъ,
копиа поютъ!»
повествует либо о границы цикла или о его окончании. Например:
1)Сула и Двина пограничные реки .
2)Окончание битвы : Единъ же Изяславъ сын Васильковъ

позвони своими острыми мечи
о шеломы литовьскыя,
притрепа славу деду своему Всеславу,
а самъ подъ чрълеными щиты
на кроваве траве
притрепанъ литовскыми мечи
3) Конец «дивьего века «и с хотию на кроватъ»
4) Конец человеческого века"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде,
а звери кровь полизаша".
Не бысть ту брата Брячяслава,
ни другаго - Всеволода.
Единъ же изрони жемчюжну душу
изъ храбра тела
чресъ злато ожерелие.»
5) Конец веселия « Уныли голоси,
пониче веселие»
6) Как закончить войну «Уже понизите стязи свои,
вонзите свои мечи вережени. « и т.д.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 08 сен 2017, 21:42

Zinchenko_tanya писал(а): Каждая строчка текста в отрывке ...

Добрый вечер, Татьяна!
Каждая строка говорит О ЧЁМ???

Выделите отрывок о Изяславе Мстиславиче, что в 1127 году отправляется в полоцкий поход и пленит своего свяка (= мужа сестры) Брячеслава Полоцкого:

    "Посла князь Мстиславъ братию свою на кривичи ...И сына своего Изяслава ис Курска съ своим полком посла на Лагожескъ... Изяслав же перестряпавъ 2 дни у Логожска и иде ко Зяславлю, къ стрыема своима [к дядьям своим Вячеславу и Андрею], водя с собою Брячеслава, брата своего (в рукописи вычеркнуто), зятя своего, иже пошол ко отцю своему, и бывъ посредих путей, устрашивъся, и не поиде ни онамо, ни семо, и иде к шюрину своему в руце..." (Радзив. 1127)

Изображение
M.371 (Радз.1127): Пленение Изяславом Мстиславичем (брата) зятя своего Брячислава (кот, поймавший мышь)

"Изрони "жемчюжну душу" изъ храбра тѣла чресъ злато ожереліе..." = дюже испугался.

Ровно как и следующий эпизод - литовский поход 1132 года:

    "В лeто 6640 Ходи Мстиславъ на Литву съ сынми своими и съ Олговичи и съ Всеволодомъ ГороденЬскимъ и пожгоша я, а сами (литовцы) ся расхорониша (спрятались); а Кианъ тогда много побиша Литва; не утягли (не успели) бо бяху съ княземъ но последи идяху (позади идущие) по немъ особе..." (Ипат.1132)
Дружина киевская ЧЬЯ - Изяслава? НЕТ. Его отца князя Мстислава, которому он по возвращению раненный, но живой и докладывал:

    и рек: «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь полизали...»
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19927
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Mitus » 08 сен 2017, 22:12

Лемурий писал(а):и рек: «Дружину твою, князь, птицы крыльями приодели, а звери кровь полизали...»
- и рекъ дружину твою княже ПТИЦЬ крилы ПРIОДh" - кто такой ПТИЦЬ который приодел дружину крыльями?
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2640
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 09 сен 2017, 01:22

Mitus писал(а): и рекъ дружину твою княже ПТИЦЬ крилы ПРIОДh" - кто такой ПТИЦЬ который приодел дружину крыльями?

Для нигилистов, исключительно: ◊ Птиць — им. пад. собир..

Речь идёт о поражении дружины КНЯЗЯ Мстислава Великого, вороны или галки её прикрыли, клюют мертвечину, так что, княже, принимай как есть оставшихся после литовского похода 1132 года.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19927
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Mitus » 09 сен 2017, 11:20

Лемурий писал(а):Для нигилистов, исключительно: ◊ Птиць — им. пад. собир..
- и где Вы это высмотрели? Ужели у Срезневского в статье "ПтицЬ" ? Так Вам же уже поясняли что Срезневский тот ещё интерпретатор - вот, теперь снова читаем эту статью внимательно и до конца: После того как Срезневский закончил в ней СПИ цитировать НО НЕДОПИСЫВАТЬ ЦИТАТЫ (птичь убуди СВИСТЪ) и мучить СПИ он прописал: "Бысть житие его яко единому отъ птицЬ" Какой здесь падеж? Вот то-то что РОДИТЕЛЬНЫЙ и МН. Ч.... ИТОГО: ПТИЧЬ - птичий, ПТИЦЬ - птиц.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2640
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Zinchenko_tanya » 12 сен 2017, 20:22

Здравствуйте , Лемурий!
Цикл имеет несколько фаз , но самая главная - граница, когда заканчивается прежний цикл и начинается новый.
Каждая строка говорит о границе« въ плъночи» время окончания одних суток и начало других .
«до куръ» до пения петухов на рассвете после ночи
« позвониша заутренюю рано
у святыя Софеи въ колоколы»- граница перехода от ночи ко дню .
«веютъ душу отъ тела» - граница жизни и смерти .
"Дружину твою, княже,
птиць крилы приоде» переход человека из мира живых в мир мертвых язычники представляли в зооморфных образах.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 13 сен 2017, 09:58

Mitus писал(а):ИТОГО: ПТИЧЬ - птичий, ПТИЦЬ - птиц.

Знаете, Mitus, чем Срезневский хорош? У него примеры красноречивее длинных витиеватых рассуждений, а вот что пишут в СССПИ:

    На верху же всажены быша златы гвозды, и велици и долзи, исти яко стрѣлы остры, да никоторыи же птичь, сѣд, осквернить верха. Флав. Полон. Иерус., 371 (XVI в. ~ нач. XII в.).

    И видѣхъ два птича летяща, имуща обличие человѣческо, елиньскымъ языкомъ свыше зваста. Александр., 79 (XV в. ~ XII в.).

    Бяше же пелепеличина клетка злата висящи у връха, в неиже бѣ птичь, акы голубь. Там же, 99.

    Птич бо радуется веснѣ, а младенецъ матери. Сл. Дан. Зат. (перед. ред. XII в.), 41 (XVII в. ~ XII в.).
    (цит. по СССПИ "Птичь"
Найдите здесь хоть одно прилагательное, потом и подводите ИТОГ...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19927
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Mitus » 14 сен 2017, 06:50

Лемурий писал(а):да никоторыи же птичь, сѣд, осквернить верха.
- а как эти слова переводите? здесь явное ПТИЧЬИ ................
Лемурий писал(а):И видѣхъ два птича летяща, имуща обличие человѣческо,
- если БЫ летели два птича мужескаго рода, то птичЬ в двойственном числе будет прописываться ДВА ПТИЧИ ЛЕТЯЩА. Стало быть здесь написано Два ПО ПТИЧЬИ ЛЕТЯЩИХ, ибо это же НЕ ПТИЦЫ БЫЛИ .........................
Лемурий писал(а):в неиже бѣ птичь, акы голубь.
- явно прописана птица с указанием мужского рода или опять напишите что СОБИРАТЕЛЬНОЕ? .................................
Лемурий писал(а):Птич бо радуется веснѣ, а младенецъ матери.
- я бы трактовал как "птичий род", впрочем, ПАС.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2640
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Zinchenko_tanya » 24 сен 2017, 08:46

Здравствуйте , Лемурий!
«РЕКА - важный мифологический символ, элемент сакральной топографии.
« Стугна — река , мелководная, но жадная, «пожирающая» в периоды разлива чужие ручьи и речки, за счёт которых она полнится и ширится к устью.» В конце мая 1093 года утонул в реке Стугне юный князь Ростислав, брат Владимира Мономаха. Река Стугна пожирает не только чужие ручьи , но и проклятых людей. «Ростислав же не счел вину греха своего и не пошел в монастырь от ярости. Не захотел он благословения, и оно удалилось от него. Возлюбил проклятие. И проклятие пало на него.»( О святом Григории чудотворце слово 280)
« Днепрь темне березе
плачется мати Ростиславля
по уноши князи Ростиславе.»- река плача .
Подземное царство Аида орошают две пограничные реки: Стикс и Ахерон. Они отделяют мир живых от мира мертвых . Сами боги клялись рекой Стикс, так как эта клятва считалась самой мощной и нерушимой. Иногда река Стикс описывается как топь (болото), Ахерон, грязная и мутная река — «река скорби». В «Слове …»есть очень похожие реки
« Уже бо Сула не течетъ сребреными струями
къ граду Переяславлю,
и Двина болотомъ течетъ…», да и по тексту далее автор повествует о событиях, вызвавших скорбь ,либо нарушения клятвы:
« Уныли голоси,
пониче веселие…»
О, стонати Руской земли,
помянувше пръвую годину»,
Всеслав приходит к власти в Киеве после нарушения клятвы крестоцелования Изяславом Ярославичем.
«На седьмомъ веце Трояни
връже Всеславъ жребий
о девицю себе любу.
Тъй клюками подпръ ся о кони
и скочи къ граду Кыеву
и дотчеся стружиемъ
злата стола киевьскаго.»
Да и в судах всегда клялись говорить только правду « Всеславъ князь людемъ судяше».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1217
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Обсуждение новых статей и книг по СПИ

Сообщение Лемурий » 24 сен 2017, 11:33

Дорогая Татьяна, Двина болотом течёт под криком поганых, а Сула не течёт к Переяславлю ЧЕМ? Серебряными струями. Карту посмотрите - не проходит Сула через Переяславль, не о потоках воды речь, а о потоках серебра с русских торговых путей XII века.

Что касается Всеслава, то упоминание о том, кто людей судил - напомню, что по средневековым представлениям судить может только Бог, отсюда и понятие "Божьего суда" или судебного поединка.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19927
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron