1. Иларион (Боян) - "песнетворец старого времени Ярослава (Мудрого) - Олега (Гориславича)" жил в третье поколение после принятия на Руси христианства, т.е. был "внуком" языческого времени. Cам Иларион отрекался от иудейских корней христианства (ветхозаветного Закона), призывая петь песни Богу по-новому. Для Илариона, впоследствии его идею подхватит Климент Смолятич, ветхозаветные времена это времена язычества Руси:
И, увидев, как чада ее, христиане, терпят обиды от иудеев, сынов работного закона, вознесла свободная благодать вопль свой к Богу: «Изгони иудеев с законом их и рассей между язычниками, ибо что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством?»
Закон ведь и прежде был и несколько возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала большей первого и распростерлась во множестве народов. И благодать Христова, объяв всю землю, ее покрыла, подобно водам моря. И, отложив все ветхое, ввергнутое в ветхость злобой иудейской, все новое хранят, по пророчеству Исайи: «Ветхое миновало, и новое возвещаю вам; пойте Богу песнь новую, славьте имя его от концов земли, и выходящие в море, и плавающие по нему, и острова все»...
И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе, — «а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». Не сумев ведь удержать закона — тени, но не единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати — истины? Но новое учение — новые мехи, новые народы! «И сберегается то и другое».
-------
Слово о законе и благодати митрополита Илариона
2. В работе В. В. Иванова и В. Н. Топорова "Исследования в области славянских древностей" (М., Наука, 1974) авторы пишут об позднем отождествлении Велеса (Волоса) со св. Власием (см. с.46-47), а Власий скрывался от гонений в пещере горы Аргеос, где подвизался в безмолвии и постничестве, воссылая непрестанные молитвы Богу, сравните:
А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла.
-------
Повесть временных лет (1051) перевод Д.С. Лихачева
Надо заметить, что "пение церковных часов" (псалмопение) в то время сопровождалось игрой на музыкальном инструменте 10-струнных гуслях-псалтырь:
Подробно в теме: На каком музыкальном инструменте играл Боян?
3. Велес - скотий бог, а скот на Руси отождествлялся с богатством... Вынужденный уйти из Печерского монастыря Иларион (Никон) за короткий срок сделал быструю "карьеру". Он построил на Бояровом острове церковь святой Богородицы, основал "славный" монастырь, успешно ходатайствовал перед киевским князем о передачи Тмутороканского стола сыну Святослава.
Никон, конечно, с радостью возращается в Печерский монастырь, после поездки с сыном Святослава князем Глебом в Тмуторокань и устроения дел своего Тмутороканского монастыря, ставшего "прикладомъ" Печерского. Вероятно, Никон привез Феодосию и драгоценности или казну своей Тмутороканской обители, так как Нестор пишет: "и вся своя предавь блаженному въ руце, самъ же бе съ всякою радостию покаряяся ему".
------
М. Д. Присёлков Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв., СПб., (1913) 2003, с.117
4. Велес - небесный пастух. Митрополит Иларион (Боян) - духовный пастырь.