Велесов внуче

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 12 окт 2010, 08:26

Причин, по которым Автор СПИ мог назвать Илариона (Бояна) потомком языческого бога Велеса несколько:

1. Иларион (Боян) - "песнетворец старого времени Ярослава (Мудрого) - Олега (Гориславича)" жил в третье поколение после принятия на Руси христианства, т.е. был "внуком" языческого времени. Cам Иларион отрекался от иудейских корней христианства (ветхозаветного Закона), призывая петь песни Богу по-новому. Для Илариона, впоследствии его идею подхватит Климент Смолятич, ветхозаветные времена это времена язычества Руси:
И, увидев, как чада ее, христиане, терпят обиды от иудеев, сынов работного закона, вознесла свободная благодать вопль свой к Богу: «Изгони иудеев с законом их и рассей между язычниками, ибо что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством?»
Закон ведь и прежде был и несколько возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала большей первого и распростерлась во множестве народов. И благодать Христова, объяв всю землю, ее покрыла, подобно водам моря. И, отложив все ветхое, ввергнутое в ветхость злобой иудейской, все новое хранят, по пророчеству Исайи: «Ветхое миновало, и новое возвещаю вам; пойте Богу песнь новую, славьте имя его от концов земли, и выходящие в море, и плавающие по нему, и острова все»...
И подобало благодати и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, «в мехи ветхие», обветшавшие в иудействе, — «а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». Не сумев ведь удержать закона — тени, но не единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати — истины? Но новое учение — новые мехи, новые народы! «И сберегается то и другое».
-------
Слово о законе и благодати митрополита Илариона


2. В работе В. В. Иванова и В. Н. Топорова "Исследования в области славянских древностей" (М., Наука, 1974) авторы пишут об позднем отождествлении Велеса (Волоса) со св. Власием (см. с.46-47), а Власий скрывался от гонений в пещере горы Аргеос, где подвизался в безмолвии и постничестве, воссылая непрестанные молитвы Богу, сравните:
А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла.
-------
Повесть временных лет (1051) перевод Д.С. Лихачева

Надо заметить, что "пение церковных часов" (псалмопение) в то время сопровождалось игрой на музыкальном инструменте 10-струнных гуслях-псалтырь:
Подробно в теме: На каком музыкальном инструменте играл Боян?

3. Велес - скотий бог, а скот на Руси отождествлялся с богатством... Вынужденный уйти из Печерского монастыря Иларион (Никон) за короткий срок сделал быструю "карьеру". Он построил на Бояровом острове церковь святой Богородицы, основал "славный" монастырь, успешно ходатайствовал перед киевским князем о передачи Тмутороканского стола сыну Святослава.
Никон, конечно, с радостью возращается в Печерский монастырь, после поездки с сыном Святослава князем Глебом в Тмуторокань и устроения дел своего Тмутороканского монастыря, ставшего "прикладомъ" Печерского. Вероятно, Никон привез Феодосию и драгоценности или казну своей Тмутороканской обители, так как Нестор пишет: "и вся своя предавь блаженному въ руце, самъ же бе съ всякою радостию покаряяся ему".
------
М. Д. Присёлков Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв., СПб., (1913) 2003, с.117


4. Велес - небесный пастух. Митрополит Иларион (Боян) - духовный пастырь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение tyta » 22 апр 2011, 09:28

Более сильная версия отождествляет Бояна с Йорданом внуком Вульфилы.
http://forum.zmeybor.mksat.net/viewtopic.php?f=22&t=41
tyta
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 08:54

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 22 апр 2011, 10:14

tyta писал(а):Более сильная версия отождествляет Бояна с Йорданом внуком Вульфилы.
http://forum.zmeybor.mksat.net/viewtopic.php?f=22&t=41

Очень любопытная "версия" с ссылками на Формум НГ ... :D

Анатолию Ивановичу Золотухину ПРИВЕТ передавайте. Он в Вашем городе Большой специалист по акростихам в "Слове о полку Игореве" и работам Илариона-Никона-Бояна.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение tyta » 22 апр 2011, 11:30

Лемурий писал(а):
tyta писал(а):Более сильная версия отождествляет Бояна с Йорданом внуком Вульфилы.
http://forum.zmeybor.mksat.net/viewtopic.php?f=22&t=41

Очень любопытная "версия" с ссылками на Формум НГ ... :D

Анатолию Ивановичу Золотухину ПРИВЕТ передавайте. Он в Вашем городе Большой специалист по акростихам в "Слове о полку Игореве" и работах Илариона-Никона-Бояна.
При случае обязательно. Литургичность в старых текстах его хорошая идея.
tyta
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 22 апр 2011, 08:54

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 22 июл 2011, 12:14

Не люблю я вот такого вот юмора, как насчет Иордана и Бояна
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 22 июл 2011, 15:20

Konrad писал(а):Не люблю я вот такого вот юмора, как насчет Иордана и Бояна

Из первоначальной ссылки:
Путем несложной перестановки слогов можно установить похожесть имени Боян и латинского Йордан. Такую перестановку могли допустить переписчики или переводчики по той простой причине, что в прямом написании образовывалось неприличное слово. Перестановка и замена близкого по звучанию Б и Д дает слово ЙОДАН. По этой причине место в слове рек Боян и Ходына следует понимать как расшифровка имени Боян (Йордан). Написание ИХОДЫНА похоже на ЙОрДАНА в глаголическом письме (глаголическая Й(]е) по написанию похожа на латинскую Н(аш) и могла быть переписана как русское X).


Ну это даже "юмором" назвать сложно... (no comments) ... но сам город Николаев, хорош уже тем, что там живет исследователь СПИ Анатолий Иванович Золотухин - председатель Николаевского Пушкинского клуба. Будете в тех краях непременно познакомьтесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 22 июл 2011, 17:14

Стоит?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 22 июл 2011, 20:18

Konrad писал(а):Стоит?

Ну человек он интересный и много читавший, причем в том числе и на древнегреческом. Если не будете сразу спорить о том кто Автор СПИ, то не пожалеете. Оцените перечень его публикаций.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 23 июл 2011, 16:55

Некоторые скорее пугают.
А каковы его идеи по нашей с Вами теме?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 23 июл 2011, 19:39

Мои идеи изложены в первом посте.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 24 июл 2011, 06:31

Не Ваши идеи, уважаемый Лемурий, а господина Золотухина. Некоторые его работы названы так... радикально и претензионно, что, признаться, скорее пугают, нежели вызывают желание ознакомиться с ними и познакомиться с автором.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 24 июл 2011, 09:39

Konrad писал(а):Не Ваши идеи, уважаемый Лемурий, а господина Золотухина. Некоторые его работы названы так... радикально и претензионно, что, признаться, скорее пугают, нежели вызывают желание ознакомиться с ними и познакомиться с автором.

Зря Вы так. Не судите о "звере" по надписи на "клетке", Кузьма Прудков ещё "учил". :wink:

Интересы Анатолия Ивановича действительно масштабны. А идеи его в том, что при правильном оформлении византийского канона, по форме которого писались ранние христианские произведения: "Слово о Законе и Благодати" прежде всего, каноны Кирилла Туровского и др. они должны были непременно обрамляться АКРОСТИХАМИ. Другое дело, объем "скрытого" текста, который он высмотрел, и сама правомерность раскрытия сокращений - другой и ОЧЕНЬ спорный вопрос, но сама идея о непременном наличии акростихов - правильная.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 26 июл 2011, 08:08

Да, но названия выразительно свидетельствуют о том, что дело имеем с точной копией героя рассказа Фазиля Искандера "Пушкинист из Чегема". Это пугает.
Признаться, литургичность и "скрытые" акростихи еще больше наводят на неодобрительные и нехорошие мысли. А конкретика, то есть трактование гапаксов, каких-либо мест у него есть?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 26 июл 2011, 18:47

Konrad писал(а):Признаться, литургичность и "скрытые" акростихи еще больше наводят на неодобрительные и нехорошие мысли. А конкретика, то есть трактование гапаксов, каких-либо мест у него есть?

Напрасно. Вот пример из его работы:

Канон Кирилла Туровского «Слово на антипасху (Фомину неделю)» с акростихом (по первых слогам каждой из 9 песен) в память того же Илариона-Никона-Бояна.

1.1 Велика учителя и мудра сказателя
2.1 Вѣнчаим, братие, царицю днем
3.1 Того ради и артусный хлеб от пасхы и до
4.1 Ныне зима греховнаа покаянием престала
5.1 Бѣ хомбо преже акы древа дубравнаа
6.1 Ныне мнишьскаго образа трудолюбиваа пчела
7.1 И всю печаль телесную и страх сердечный
8.1 К нему же под сень с двема ангелома
9.1 О Нем же писана пророци дозряще духом

Что касается нового, то начальная идея Анатолия Ивановича о наличии акростихов в СПИ превратилась в совершенно законченную и логическую версию о "свивании обаполы слав сего времени", которую развил и дополнил здесь.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 27 июл 2011, 10:56

По-моему, при желании "акростихи" можно обнаружить в любом большом тексте. Все таки, автор "Слова о полку Игореве" в моем представлении далек от бароккового поэта 18. века Ивана Величковского из Полтавы, развлекавшегося "акростихами" и "раками литеральными".
А конкретикой, гапаксами сей человек занимался? "Темные места" пытался объяснить? Кстати, кто у него автор? Хоть не Ратша, предок Пушкина?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 33