Велесов внуче

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 07 ноя 2011, 09:04

corvin писал(а): ...согласно Соколовой в первом предложении Автор утверждает свое намерение положить в основу СПИ Ипатьевскую и Лавретьевскую летописи, которые ему представляются написанными старыми словесами. Т.е. в его время язык их был уже архаичным.

Начало логичное. Действительно, Автор обращается к братьям в местоимении "МЫ в дат. пад." со словами:
"Не лепо ли нам было начать старыми словами ратных повестей о полке Игоревом...".

А вот вывод подкачал. Братья, авторы ратных повествований в Ипатьевской и Лаврентьевской летописях - ЖИВЫ и современники Автора СПИ раз он обращается к ним с ироническим укором, мол негоже писать о столь неудачном походе в духе ратных повестей "по замышлению" основоположника такого летописного стиля - Бояна ( ред. КДС - Никона).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18494
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 07 ноя 2011, 09:23

userdez писал(а):Начало СПИ весьма напоминает и по форме, и по содержанию начало евангелия от Луки:

Начало - перифраз летописи за 1170 год, написанной летописцем Мстислава Изяславича:

"Вложи Бог в сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу о Рускои земли. И съзва братию свою и нача думати с ними. Река им:
А уже у нас и Гречьский путь изъотимають и Солоный и Залозный.
А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести ...
(Ипат. 1170)

Кстати, Климент Смолятич был духовным отцом детей Изяслава Мстиславича и в 1170 году был в Киеве при своем воспитаннике Мстиславе.

Также не случайно в СПИ старшему сыну Мстислава Изяславича и старшему сыну старшего сына Ростислава Мстиславича посвящено отдельное панегирическое обращение:

"А ты, буй Романе [Мстиславич], и Мстиславе [Романович (Старый)]! Храбрая мысль носитъ васъ умъ на дѣло...."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18494
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Станислав Сахаров » 07 ноя 2011, 16:26

НЫ - переводят = НАМ. Вполне возможно, но ...
"Не лепо ли НЫ бяшеть, братие,
начати старыми словесы А ведь НЫНЕ , братие, не противно ли брехать,-
начинать ИСТРЁПАННЫМИ напыщенными словесами

трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича?
Начати же ся той песни по б ы л и н а м с е г о в р е м е н и,
а не по замышлению Бояню!"
"Ны" в сочетании с "старыми" звучит не сколько "нам", сколько "ныне=теперь".
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 08 ноя 2011, 11:01

Важно другое: Боян - внук хтонического змееподобного Бога, обитателя Нижнего мира.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Велесов внуче

Сообщение Nikola » 08 ноя 2011, 11:36

Konrad писал(а):Важно другое: Боян - внук хтонического змееподобного Бога, обитателя Нижнего мира.

Уху... а еще он устроил ледниковый период, за что и был бит Перуном.
Да, я тоже считаю, что Велес в Слове - не аллегория поэта, а именно скотий бог, волохатый змей собственной персоной. И, разумеется, для Автора он не БЕС, а Бог. Что не мешает автору быть христианином в служебное время.
Но, Konrad, у меня вопрос к Вам: пошто Даждьбога относите к хтониям? Мне такое не встречалось... а интересно.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 09 ноя 2011, 00:00

А с чего Вы взяли, что автор - в служебное время иной веры?)
Где я отнес его к хтонике?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Велесов внуче

Сообщение Nikola » 09 ноя 2011, 05:37

Konrad писал(а):А с чего Вы взяли, что автор - в служебное время иной веры?)
Где я отнес его к хтонике?

Да вера у него одна - просто он к разным компаниям оборачивается разными ее сторонами... Вы писали, что князей в конце 12 века сильно качнуло к старине - и действительно, жалобы церковников известны. Ренессанс язычества. Князья христианами не перестали быть - но, сдается мне, христианский Бог был для них новым Богом в древнем пантеоне, как и для черного люда... ну так вот вам, господа язычниники, Даждьбог и Велес, и Хорс с Трояном впридачу. И обыграно автором это - новый Бог - старые Боги... по службе автор в старых богов не верит, на гайтане крест, по воскресеньям подсвечником работает, на купола крестится и к исповеди ходит. А вне службы плюет на постные дни, привечает скоморохов... Не религиозное сочинение Слово - ни христианское, ни языческое. Княжеское - а страна крещеная. Хоть и не настолько просветленная новой верой, как заявлял Илларион.
Не надо было мне тянуть с вопросом... Уже понял - недоразумение. Хтоник не Даждбог, а Велес...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Велесов внуче

Сообщение Konrad » 09 ноя 2011, 12:23

Всё дело в том, что вряд ли приживший после смерти венчанной супруги двух детей с невенчанной женой-попадьей Владимир Галицкий ощущал себя христианином и питал пиетет к христианскому Богу и его служителям.
Аналогично - погибший Ростислав, которому автор поэмы, в отличие от клириков и монахов, сочувствует.
С городами галицких князей соседствовали огромные действующие святилища, которые посещали не какие-то там старушки украдкой, а знать.
Нового Бога в поэме нету в помине.
Вряд ли князья вообще бегали на исповедь, исповедные вопросы явно рассчитаны на простых мирян, а князя поди заставь рассказать о своих делах. И носили они не кресты, а змеевики. Кресты в Украине во 18. века редко носили, даже Иван Сирко погребен без креста.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 11 окт 2016, 22:05

Интересную версию "Велесова внука" предложил В.М. Михайлов в книге "Тайна древнего "Апостола". Кто написал "Слово о полку Игореве", М., 2012:

Изображение

    "Азъ милостию человѣколюбивааго Бога мнихъ и прозвитеръ Иларионъ изволениемь его от богочестивыихъ епископъ священъ быхъ и настолованъ въ велицѣмь и богохранимѣмь градѣ Кыевѣ, яко быти ми въ немь митрополиту, пастуху же и учителю." (СЗБ)

т.е. митрополит Иларион Киевский сам себя в СЗБ "пастухом" называет.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18494
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Mitus » 13 окт 2016, 07:36

Лемурий писал(а):т.е. митрополит Иларион Киевский сам себя в СЗБ "пастухом" называет.
- слава Богу, что Илларион не называет себя Велесом... а Михайлова они за такую версию сожгли бы или утопили.
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1905
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 13 окт 2016, 12:49

Mitus писал(а): - слава Богу, что Илларион не называет себя Велесом... а Михайлова они за такую версию сожгли бы или утопили.

Значит Вы что-то не дочитали в СЗБ и в ПКС. Иларион и Климент, митрополиты из русичей, к языческим временам Руси относились по-другому:

    "Яко образ имѣа Иаков, въ всѣх благ, якоже бо Богъ двоя люди имѣ, израильтескыя и иже от языкъ, да убо израильтестии людие покров имѣаху на сердци, се же есть, о невѣрѣ прилѣжаху, а еже от языкъ вѣрною облежаху добротою, тако Иаков двѣ женѣ имѣ, Лию убо въ образ израильтескых людий, тѣмь и очима болна бѣ, понеже израильтестии людие покров имѣаху на сердци, и Рахиль, — иже от языкъ людие, того и красну блаженое Писание его глаголет, яко тѣм иже от языкъ людие вѣрною добротою приспѣваху и, Спасу вѣровавше правдою, ис корене исторгоша лесть, образ же сему бяше Рахиль, того ради и отча идолы окраде...."
    ------
    Или что мне, брат, до Иакова и двух жен его, Лии и Рахили, если о них просто так читать, а не доискиваться духовного смысла! Прообразует собой во всем благой Иаков, что как у Бога было два народа, израильский и тот, что из язычников, и израильские люди имели покров на сердце, то есть уклонялись в неверие, а те, что из язычников, облекались красотою правоверия, так и у Иакова две жены было, Лия — прообраз израильского народа, потому и была она больна глазами, что израильский народ имел покров на сердце, и Рахиль — прообраз языческого народа, потому и называет ее Священное Писание прекрасной, что народ из язычников преуспевал в добродетели веры и, уверовав истинно в Спасителя, с корнем исторг дьявольскую лесть, образ же этому была Рахиль, потому и украла она отеческих идолов.
    -------
    Послание Климента Смолятича
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18494
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Mitus » 13 окт 2016, 13:33

Лемурий писал(а):Значит Вы что-то не дочитали в СЗБ и в ПКС.
- здесь снисходительное отношение к чистой помыслами и сердцем Рахили, но не к идолам ... о том, что язычники - новые народы оказались на поверку лучшими верующими, ибо истинная вера противопоставлена формальной ....
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1905
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 13 окт 2016, 13:50

В 2-х словах так: противопоставляются иудеи, принявшие Завет Авраама, затем Закон Моисея, но отвергшие Благодать христианства, "новым народам" из язычников, которые приняли Благодать сразу из язычества. Этакий философский трактат об истином пути прихода к Христианству.

А если еще глубже, то обоснование права на автокефалию для "новых народов", принявших христианство позднее Византии.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18494
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Велесов внуче

Сообщение Mitus » 27 окт 2016, 20:42

Лемурий писал(а):А если еще глубже, то обоснование права на автокефалию для "новых народов", принявших христианство позднее Византии.
- и именно поэтому Климент и кичится тут псевдо двоеверием?
Аватара пользователя
Mitus
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1905
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Велесов внуче

Сообщение Лемурий » 27 окт 2016, 21:55

Mitus писал(а):именно поэтому Климент и кичится тут псевдо двоеверием?

Не кичится, а вслед за учеником Григория Богослова повторил отрывок из Жития оного: "Егда великый Григорий Богословецъ пловяше во Афины ... абие суровства Посидонска свободишяся, рекше, морьскаго, и тако во кроткое земли, Димитры, обитати сотвори, рекше, въ кроткое и тихое земли..."(ПКС)

Как Вы сами думаете, что более последовательно:

- ругать иудеев, как Иларион в СЗБ, но при этом чтить их языческие времена (кн. Бытия) и знать историю их народа
или
- попытаться сохранить историю своего народа, философски оправдывая запоздалый путь к Благодати Христианства?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 18494
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3