Konrad » 18 июн 2011, 21:49
Мстислав Лютый скончался в 1036 году бездетным, через два года после своего единственного сына, и его владения перешли к Ярославу Мудрому. Любопытно, что сразу последовал набег печенегов. Смерть такого воителя, как Мстислав, вероятно, воодушевила кочевников напасть на русские земли [Артамонов 1962, с. 439; Новосельцев 1987, с. 73]. Точнее, после неё воспрянули хазары и свободно стали направлять печенегов в набеги. И действительно, в последующие годы о хазарах слышно гораздо больше.
Ещё про хазар. В экстрактах дербентской хроники у Мюнаджим-баши в богатый событиями 1064 год попало такое сообщение: «В том же году и остатки хазар численностью в 3000 семей (домов) прибыли в город Кахтан из страны хазар, отстроили его и поселились в нем». Еще в переводах этого арабского текста речь идет о прибытии этих хазар в город Кахтан хазарской страны или (как вариант) «в Кахтан на (прежней?) хазарской территории». Это известие следует за упоминанием захвата в том же году многих исламских земель. Здесь загадкой является уже сам город Кахтан, название которого созвучно названию арабского племени кахтан. А поскольку, согласно ал-Масуди, на происхождение от этого племени претендовали правители Хайтака в Дагестане, допускают, что Хайтак и есть Кахтан. Однако в тексте Мюнаджим-баши речь идет о городе Кахтан, а такой город не известен ни в Хазарии, ни в окрестных землях по другим источникам [Новосельцев 1990]. Впрочем, это не повод сомневаться в его существовании.
Откуда пришли хазары и что подвигло их покинуть места своего обитания? Уж во всяком случае, не половцы. Как мы имели возможность убедиться, с половцами хазары ладили гораздо лучше, чем русины, болгары или византийцы. Сказывался большой опыт. Следовательно, случилось нечто другое.
Что произошло на самом деле, объясняет такой непредвзятый и достоверный источник, как киеворусские летописи. Один из внуков Ярослава, Ростислав Владимирович, бежал из Новгорода, явно не от добра, скорее всего, был изгнан властолюбивыми дядьями [Грушевський 1905, с. 53]. Молодой князь явился со своей дружиной в Тмуторокань и, выгнав Глеба, в 1064 году захватил этот город. Сопровождали его Порей, киевский воевода, и Вышата, сын Остромира, воеводы новгородского, потомок древлянского княжича Добрыни Низкинича, дяди князя Владимира. Оба имели связи и пользовались авторитетом среди русского населения Тмуторокани [Гумилев 1997, т. 1, с. 372]. В следующем 1065 году сюда прибыли Святослав и Глеб с войском. Ростислав ушел из города не потому – объясняет летопись, – что испугался, а потому, что не желал сражаться со своим дядей. Восстановив Глеба на княжении в Тмуторокани, Святослав удалился, Ростислав же снова овладел городом, а затем утвердил свою власть в Прикубанье и других областях Северного Кавказа и Приазовья. Чеканил редкий тип монет, подражаний Иоанну Цимисхию, обложил данью местные инородческие племена. Поэтому можно согласиться с Артамоновым, что Ростислав пользовался успехом у населения, считавшего Тмуторокань своим экономическим и политическим центром и нуждавшегося в смелом, предприимчивом вожде [Артамонов 1962, с. 441], но оно могло быть только и исключительно славянским. Всех остальных Ростислав рассматривал как данников. Именно у местного славянского населения он укрылся при появлении Святослава и с его помощью настолько прочно куселся на княжеском столе в Тмуторокани, что Святослав больше уже не пытался выжить его оттуда силою [Артамонов 1962, с. 441].
Летопись рассказывает, что воинственный Ростислав «емлющю дань у Касогъ и у инђхъ странъ», под последними, очевидно, следует понимать и хазар, вынужденных спасаться бегством в Дагестан. Он начал энергично воевать с соседями и этим обеспокоил Византию [Грушевський 1905, с. 53]. Греки отнюдь не желали усиления русинов на Черном море. Кровавые гекатомбы Игоря и победоносный поход Святослава Хороброго ещё не были забыты, а Ростислав был сыном того полководца, который всего лишь в 1043 году шел громить Константинополь [Гумилев 1997, т. 1, с. 341]. Экспансия Ростислава грозила перекинуться на Крым. «Сего же убояшеся грьци» и отправили корсунского катепана, вероятно, стратига Херсонской фемы, с тайным враждебным намерением («послаша с лестью котопана»). Согласно обоснованному предположению Шахматова, летопись передает в данном случае сведения, собранные Никоном, современником событий, жившим в Тмуторокани; к сведениям этим приходится относиться с полным вниманием. Из дальнейшего рассказа видно, что Ростислав отнесся к корсунскому катепану с доверием («и ввђрившюся ему, чтяшеть и Ростиславъ»). Катепан дал князю выпить чашу с вином, растворив в нем яд, который был скрыт у него под ногтем, и Ростислав умер. Похоронили его в местной церкви Богородицы. Летопись с огромной симпатией говорит об этом предке галицкой династии [Грушевський 1905, с. 53]. При дружественном нейтралитете половцев и согласии мирволивших иудеям ясов да касогов город мог отойти Византии, и в нём бы посадили, как в Крыму, наместника-хазарина, крещёного, а может быть, и нет. Но среди населения Тмуторокани многие предпочитали, по-видимому, русскую власть всякой другой. Проводить аналогии с Херсоном в отношении существования в Тмуторокани выборной власти, интерпретируя просьбу жителей города, обращенную к Никону Печерскому, как решение вопроса о замещении княжеского стола [Гадло 1989; 1990; 1994; 2004], преждевременно – других причин для подобных заключений автором этой гипотезы, не приводится. После смерти Ростислава, «князя острова того», именно Никон, по словам Киево-Печерского патерика, «умолен бысть от людей тех» [Абрамович 1930] на поездку в Чернигов к Святославу Ярославичу с ходатайством вернуть изгнанного Ростиславом Глеба «на столе томъ» в Тмуторокань, при этом вполне вероятно, что «горожане отдали предпочтение духовному лицу, чтобы обезопасить его от княжеского произвола в экстремальной ситуации» [Кабанец Е.П. К вопросу о роли Тмутараканской епархии в церковной истории Древней Руси конца XI вв. // Сугдейский сборник. – Киев–Судак, 2005. – Вып. II]. Это доказывает, что, вопреки некоторым предположениям [Артамонов 1962, с. 441], за смертью тмутороканского князя Святослав не стоял.