Перу Рыбакова не принадлежат пространные вдохновенные трактаты о русском народном духе, о русской душе, о величии языка, балансирующие на скользкой грани национализма и шовинизма, кои в изобилии строчил Лихачев. Это я и имел в виду.
Читал.
А как быть с тем, что "древняя Русь" там практически всегда - Московия и петровская Россия, но никак не Киевская Русь??? Иное время, иная территория, иной этнос с другим мировосприятием?
И уровень анализа в книге устарел несомненно, хотя определенные наработки структурализма и школы Анналов там уже есть.
Объясняю еще раз. За прошедшие десятилетия накоплены колоссальные достижения в изучении ментальности средневековья, главнейшим из которых есть понимание кардинального отличия тогдашнего мышления от нынешнего. Средневековый человек не походил на своего потомка ХІХ-ХХІ веков. Он мыслил иначе, имел особое восприятие. И здесь хоть в Киевской Руси, хоть в Священной Римской империи, хоть у норманнов Британии - эти отличия есть. У русинов не было иронии в литературе - нужно было время, дабы она возникла, дабы стала литературным приемом, всем понятным и воспринимаемым.
Кое-что уже понимал и Лихачев, говоря о чуть ли не единственном киеворусском произведении в монографии:
Кромешный мир — смешной сам по себе. Поэтому в произведениях, изображающих этот мир неупорядоченности, нет еще до поры до времени сатирического начала. Пример тому — “Слово” и “Моление” Даниила Заточника. Мир, в котором находится Даниил Заточник,— это мир кромешной неупорядоченности: Заточник лишен положения, средств к существованию, не упорядочена и его семейная жизнь. Он, как трава в “застении”, лишен света (мир кромешный — это еще и мир тьмы). Но от несчастий Заточника не становится хуже мир благополучия, в котором живет князь, и Заточник восхваляет князя до небес. “Настоящая”, “подлинная” действительность князя не унижена существованием “ненастоящего” смехового мира Заточника. Заточник не устает возносить хвалы своему князю.
Вы так и не ответили, что дает для Вашей концепции принятие вымышленной слабости Святослава. Как оно действует в качестве аргумента? Или вы его просто унаследовали?