Растѣкашется мыслию по древу

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 28 апр 2013, 06:43

Konrad писал(а):Уже и жертва, к рогу привязанная... В роге сжигали, то есть - где? - внутри него, в роге-посудине, а не у рога-выступа, и всё ветхозаветное бедуинское козлодрание к Карне и Жле отношения не имеет

На рог кропили кровью, а сжигали в пламени между рогами жертвенника.
Кровью в данном случае выступает смага = кровавая накипь с губ воинов, страдавших 3 дня от жажды во время второй битвы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Nikola » 28 апр 2013, 08:36

Правдивость Дива я объяснил. Навершие стяга или изображение на стяге Игоря. Грифон - негеральдическое животное, часто используемое в гербах.
А вот какое отношение имеет к СПИ толкование Климом Библии?
Что я тут вижу - Клим называет ЖЕРТВЕННИК ЖЕРТВЕННИКОМ. То есть МОИ СЛОВА о невозможности скществования кеннингов словам ЖЕРТВЕННИК и АЛТАРЬ подтверждены ПРИМЕРОМ. Ваши же слова, Лемурий, примерами не подкреплены.
Вопрос остается прежним: каким чудом без комментария Лемурия читатель или слушатель СПИ мог увидеть в пламенном роге алтарь?
Никто никогда не называл жертвенник иначе как ЖЕРТВЕННИК.
Никто и не мог назвать его иначе, чем в Библии.
В Библии у жертвенника всегда РОГА - множественное число.
Рог спасения в тексте Библии с жертвенником НЕ СВЯЗАН.
Куда и как вязали жертву - никто понятия не имел, даже на картинке не видел.
Но остановимся на вопросе, какое отношение к рассматриваемому случаю имеет ПРАВДИВОСТЬ?
Ну, обида получила образ ДЕВЫ С КРЫЛЬЯМИ - но названа ОБИДА ОБИДОЙ, не каким-то другим словом, никакого ШИФРА и близко нет!
Есть ли основания полагать, что слово Див заменяет ДРУГОЕ СЛОВО, являясь кодовым обозначением? Не вижу оснований, Див назван его собственным именем. Если мы не знаем, кого так называли, зачем наше незнание примерять на тех, кому было сказано Слово?
Может быть, ПРАВДИВОСТЬЮ Лемурий называет РЕАЛИСТИЧНОСТЬ ОПИСАНИЙ?
Так разве я об этом пишу? Или Конрад?
Мы всего лишь показываем: Лемурий приписывает автору такое КОДИРОВАНИЕ
текста, к которому у адресата НЕТ КЛЮЧА.
Кстати, о Диве. В Слове не сказано, что он сверзился с древа... токмо врезался в землю.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 29 апр 2013, 00:38

Nikola писал(а):Правдивость Дива я объяснил. Навершие стяга или изображение на стяге Игоря. Грифон - негеральдическое животное, часто используемое в гербах.

Да, ну !!! А кричит Див "криком звериным", что все приграничные земли слышат - это, видимо, подушка-"крикушка" к древку знамени приделана. Ну, а с чем у "правдивых" сказочников ассоциируется тогда образ Девы-Обиды? Также хотелось бы услышать как сказатели "наверший стягов", что кричат звериным голосом через земли, трактуют "пламенный рог" !

Nikola писал(а):Рог спасения в тексте Библии с жертвенником НЕ СВЯЗАН.
Куда и как вязали жертву - никто понятия не имел, даже на картинке не видел.

Пс.117:27. Бог – Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.

«Составите праздник во учащающих до рог олтаревых.» Поэтому соберитесь все, и празднуя собственное свое спасение, совершите такое великое торжество, чтобы стеснившееся множество достигало до самого жертвенника. Пророк сказал: «во учащающих», то есть, столпившись и теснясь от многолюдства.
-------
блж. Феодорит Киррский Толкование на сто пятьдесят псалмов. Псалом 117.


[Рог] углов (выступов) жертвенника

К углам жертвенника обычно привязывались жертвенные животные перед жертвоприношением:

Бог – Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (Пс. 117, 27, см. также: Исх. 27, 2; 38, 2).

При принесении жертвы за грех (см.: Лев. 4, 7) и при посвящении священника роги жертвенника окроплялись кровью жертв (см.: Исх. 29, 12)18.

Роги жертвенника были местом прибежища (спасения) для преступников:

Адония же, боясь Соломона, встал и пошел, и ухватился за роги жертвенника (3 Цар. 1, 50; см.: 3 Цар. 2, 28).

Возможность обрести неприкосновенность у рогов жертвенника, как полагают многие исследователи [Глубоковский Н. Н. Библейский словарь. С. Посад, 2007. С. 639–640], повлияла на появление известного библейского выражения «рог спасения» (2 Цар. 22, 3; Пс. 17, 3, Лк. 1, 69)
------
М. Скобелев Значение слова «рог» в библейской метафоре
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Nikola » 29 апр 2013, 09:40

Опять заведомое искажение слов оппонента.
А стязи половцев ГЛАГОЛЮТ? А разговор с Донцом? Много чего есть в слове СКАЗОЧНОГО, но какое это имеет отношение К УЗНАВАЕМОСТИ ОБРАЗА?
Я пишу о том, что никто - особенно КЛИРИКИ - не имел возможности угадать в ПЛАМЕННОМ РОГЕ ЖЕРТВЕННИК. Лемурий же на это отвечает - а вот Див кричит нечеловеческим голосом!
Подумайте, какая связь...
В случае с ПЛАМЕННЫМ РОГОМ Лемурий предполагает ИНОЕ ИМЯ для ЖЕРТВЕННИКА, кеннинг.
Девы-Обиды вообще нет в слове - обида ступила ПОДОБНО ДЕВЕ или в ОБРАЗЕ ДЕВЫ. Обида названа ОБИДОЙ - что тут общего с пламенным рогом, который на самом деле ЖЕРТВЕННИК? Пример совершенно левый...
въстала обида въ силахъ Дажь-Божа
внука, вступилъ дѣвою на землю
Трояню, въсплескала лебедиными
крилы на синемь морѣ у Дону плещучи

Может, хоть Див - не известное всем адресатам слово, а иносказание? А ПОЧЕМУ?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 29 апр 2013, 10:44

Nikola писал(а):Правдивость Дива я объяснил. Навершие стяга или изображение на стяге Игоря. Грифон - негеральдическое животное, часто используемое в гербах...

Nikola, не то чтобы поставить на место, а дабы опустить с небес фантазий на землю археологических находок:

Вы делаете свои "доводы" на словах Б.А. Рыбакова:

Что касается образа грифона, то он был известен праславянам еще в далекое скифско-сколотское время, когда на скифском пограничье для украшения наверший знамен применялись бронзовые фигуры грифонов. Им несомненно придавалось охранительное, апотропеическое значение, и грифоны нередко изображались в активной позе терзания.
... Известны бронзовые воинские штандарты с изображением древа жизни, над которыми как бы на вершине дерева помещена объемная фигура грифона с львиным туловищем и воинственно поднятыми над спиной крыльями;
-------
Б.А. Рыбаков Язычество древней Руси. Грифон-Див

Тот в свою очередь на работе А.С.Лаппо-Данилевского "Скифские древности":

Поклонение этому богу [Ойтосуру] подтверждается, по видимому, находкой в царских могилах бронзовых знаков, знамен со втулками, изображающих грифонов. На связь грифона с солнцем указывают древние писатели (Эсхил, Филострат, Епифаний и др.) и в силу именно такой связи можно с большим вероятием предположить, что эти знаки символы бога солнца.
-----------
А.С.Лаппо-Данилевский Скифские древности // ЗОРСА, т. 4, вып.1, СПб. 1887, с 529


Но эти данные не соответствуют более поздним археологическим находкам...
Весьма странно, что Б.А. Рыбаков не привел фотографий наверший к своей версии, приведи их и на вопросе "Дива на древе" можно было бы поставить точку, однако, это не так.

Изображение

Если присмотримся внимательно, то увидим плоские втулки не удобные для насаживания на древко, скобы с бубенцами и остаток ремней конной упряжи в ушках втулок (рис.4) не дают точного определения назначений этих наверший как воинских штандартов.
... Факт обнаружения наверший рядом с конской сбруей в скифских могилах Полтавщины подтверждается за единственным исключением, всеми исследователями, производившими там раскопки.
Нужно полагать, что данное обстоятельство ни в коем мере не случайно и правильно отражает реальную связь скифских наверший с предметами конской упряжи и в конечном счете с конем. Наличие же следов сравнительно длинных древков, на которые насаживались навершия, указывают и на место, где помещались эти навершия, т.е. по всему вероятию, на колесничной дышле...
Я полагаю, что эти навершия украшали колесничные дышла, выполняя апотропеическую функцию по отношению к лошадям...
Сильный изгиб дышла, который мы наблюдаем на изображениях ассирийских колесниц, дает возможность почти вертикальной постановки наверший на конце дышла, вследствие чего наличие их может быть отмечено на большом количестве памятников.
Показательно и изображение колесницы на бронзовом поясе из Ахтала (Закавказье), где наконечник дышла украшен навершием в форме цветка (рис.16-7):
Изображение
Широкая распространенность обычая помещать навершия на конце дышла подтверждается изображениями на сиро-хеттских памятниках, на памятниках малоазийских и очень часто на памятниках греческой архаики...
Учитывая, что древневосточные навершия играли роль распределителя поводьев, мне кажется возможным предполагать подобное же использование и некоторых экземпляров скифских наверший, в частности тех, на втулках которых имеются петли с остатками ремней. Возможно, что установление этой функции даст объяснение и того, что навершия встречаются парами...
Что же касается уточнения назначений наверший, в особенности их апотропеического характера по отношению к лошадям, в связи с чем, повидимому, стоит и их функция погремушек-колокольчиков, то от VI-IV вв. до н.э. может быть переброшен мост и к более близким нам временам, к знаменитому русскому колокольчику под дугой, который, по моему мнению, является прямым наследником скифских погремушек.
----------
В.В. Шлеев. К вопросу о скифских навершиях.// КСИИМК, вып. XXXIV, М.-Л., 1950, c.53-61
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Nikola » 29 апр 2013, 12:36

Мне НЕ ИНТЕРЕСНО, что за зверушка этот самый Див.
Мне НЕ ИНТЕРЕСНО, что и куда втыкали СКИФЫ. У меня нет никаких оснований полагать, что автор СПИ знал, кто они такие, если вообще знал слово СКИФ. В СПИ никаких скифов нет. Если и есть в СПИ иранизмы - для автора это слова исконно славянские.
Почему Див у меня ассоциируется с грифоном? Просто нравится мне эта зверушка. Опять же - в Европе она хорошо известна как ГЕРБ. О гербах русских князей вообще мало что известно, есть только несколько ПЕЧАТЕЙ, ну и знаменитая московская копейка - "чудо Георгия о змие". Из описаний стягов русских - только Спаситель на невесть каком фоне, стяг Дмитрия Иоанновича. С грифоном , собственно, все. Просто домысел.
Вот Див на древке стяга - это чисто из ТЕКСТА СПИ выведено, за отсутствием каких-либо источников на стороне. Детали ПОЛОВЕЦКОГО стяга в слове описаны...
Чрълень стягъ,
бѣла хорюговь, чръвлена чолка, сребрено
стружіе

И половецкие стяги ГЛАГОЛЮТ.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 29 апр 2013, 12:40

Nikola писал(а):Мне НЕ ИНТЕРЕСНО, что за зверушка этот самый Див.
Мне НЕ ИНТЕРЕСНО, что и куда втыкали СКИФЫ.
Почему Див у меня ассоциируется с грифоном? Просто нравится мне эта зверушка...
Вот Див на древке стяга - это чисто из ТЕКСТА СПИ выведено, за отсутствием каких-либо источников на стороне. Детали ПОЛОВЕЦКОГО стяга в слове описаны...
Чрълень стягъ,
бѣла хорюговь, чръвлена чолка, сребрено
стружіе

И половецкие стяги ГЛАГОЛЮТ.

Опять стяги с подушками-"крикушками". Никола, Вы неисправим.

    Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Nikola » 29 апр 2013, 15:55

Лемурий писал(а):
Nikola писал(а):Мне НЕ ИНТЕРЕСНО, что за зверушка этот самый Див.
Мне НЕ ИНТЕРЕСНО, что и куда втыкали СКИФЫ.
Почему Див у меня ассоциируется с грифоном? Просто нравится мне эта зверушка...
Вот Див на древке стяга - это чисто из ТЕКСТА СПИ выведено, за отсутствием каких-либо источников на стороне. Детали ПОЛОВЕЦКОГО стяга в слове описаны...
Чрълень стягъ,
бѣла хорюговь, чръвлена чолка, сребрено
стружіе

И половецкие стяги ГЛАГОЛЮТ.

Опять стяги с подушками-"крикушками". Никола, Вы неисправим.

    Птичь убуди свистъ звѣринъ - въста, зби(ся) Дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.

Опять Лемурий, как всегда, вырывает с мясом из контекста приглянувшиеся ему слова - нимало не задумываясь о их месте. Все, как и писал Конрад - подгонка текста СПИ под априорную версию.
Я это уже писал - последовательное описание дней похода, сказочное, ТРИ НОЧИ - автор мог и пропустить денек-другой, в которые НИЧЕГО НЕ ПРОИЗОШЛО.
Первый день похода
Тогда въступи Игорь Князь въ златъ стремень и поѣха по чистому полю. Солнце ему тъмою путь заступаше; нощь стонущи ему грозою, птичь убуди; свистъ звѣринъ въ ста; (свист зверин вста - НОЧЬ КОНЧИЛАСЬ)
зби дивъ, кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ, влъзѣ, и поморiю, и посулiю, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ Тьмутораканьскый блъванъ.

Длъго нось (ночь) мркнетъ, заря свѣтъ запала, мъгла поля покрыла, щекотъ славiй успе, говоръ галичь убуди. (галки загомонили - НОЧЬ КОНЧИЛАСЬ)
Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша, ищучи себѣ чти, а Князю славы.

Второй день.
Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо (НОЧЬ) далече залетѣло; не было нъ обидѣ порождено, ни соколу, ни кречету, ни тебѣ чръный воронъ, поганый Половчине. Гзакъ бѣжитъ сѣрымъ влъкомъ; Кончакъ ему слѣдъ править къ Дону великому.
Другаго дни велми рано кровавыя зори свѣтъ повѣдаютъ; чръныя тучя съморя идутъ, хотятъ прикрыти д~ солнца: а въ нихъ трепещуть синiи млънiи, быти грому великому, итти дождю стрѣлами съ Дону великаго: ту ся копiемъ приламати, ту ся саблямъ потручяти о шеломы Половецкыя, на рѣцѣ на Каялѣ, у Дону великаго. О Руская землѣ! уже не Шеломянемъ еси. Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съморя стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы! земля тутнетъ, рѣкы мутно текуть; пороси поля прикрываютъ; стязи глаголютъ: - Половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всѣхъ странъ Рускыя плъкы отступиша. (наступил НОВЫЙ ДЕНЬ - другого дни вельми рано...)
Дѣти бѣсови кликомъ поля прегородиша, а храбрiи Русици преградиша чрълеными щиты.

Третий день.
Зби Див - связано с наступлением НОВОГО ДНЯ ПОХОДА, точно так же РУСИЧИ ПОЛЯ ПЕРЕГОРОДИЛИ ЩИТАМИ, а дети бесовы - КЛИКОМ.
В двух случаях описания ночлега завершаются действиями УЧАСТНИКОВ СОБЫТИЙ, почему в третьем (первом по тексту) случае мы должны видеть нечто ПОСТОРОННЕЕ?
Почему стяги половцев могут ГЛАГОЛИТЬ, а СТЯГ ИГОРЯ априорно лишается такой возможности?
Стяг Игоря, поднятый на рассвете, точно так же, как стяги половцев, объявляет - Игорь идет походом. Ну а далее - амбиции Игоря...
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Nikola » 29 апр 2013, 16:15

Но что ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО - с какого (подставить слово по настроению) Лемурий приписывает МНЕ патент на какие-то подушки-крикушки?
Кто-нибудь вообще в курсе, что это такое?
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 29 апр 2013, 22:50

Никола, с такими интерпретациями Ваши подушки-"крикушки" для кричащего с древка дива самое безобидное.

День первый. Вы не написали что за звериный крик, откуда он взялся?
Вместо этого Вы вставили: НОЧЬ КОНЧИЛАСЬ. Это Автор написал? Да нет, это из чьей-то головы придумано.
Дальше же идет объяснение откуда этот крик взялся: встал, взбился Див, кличет сверху древа, велит послушать земли незнаемой.
Вот и объясните мне как навершие может встать, взбиться на древко, а оттуда земли криком предупреждать, не иначе как с помощью "патента".

День второй. Галки кричат днем, читайте по этому поводу замечания натуралиста. Кстати, галочьи стада - это кто по Вашей интерпретации?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Nikola » 29 апр 2013, 23:10

Лемурий, примите поздравления.
Никогда ничего не писал про подушки-крикушки. Первый раз поздравляю Вас солгавши.
Второе поздравление - я никак не мог написать, что за свист кого-то в стада сбил. Поскольку не вижу в тексте СПИ никаких СТАД рядом с Дивом.
Разумеется, галка - птица дневная. Так же как суслики - дневные воришки. Но... я что, писал, что галки НОЧЬЮ КРИЧАЛИ? Третье поздравление.
Последний раз редактировалось Nikola 29 апр 2013, 23:16, всего редактировалось 1 раз.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Nikola » 29 апр 2013, 23:15

"Галичи стады к Дону бегут" - это про Игорев полк. Что, собственно, непреложно вытекает из текста. А вот галки из описания второго дня похода - просто ДНЕВНЫЕ ПТИЦЫ.
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 29 апр 2013, 23:54

От СКАЗОЧНИКА слово "солгавши" услышать - комплимент, значит, сыромяжная правда.

Так и не поняли ни своего же перевода, ни той сумятицы, что внесли в повествование, ни того, кто хотел наставить на путь истинный.

Галочьи стада, Никола, это полки Игоря. Но чтобы это явственно увидеть - надо перевести СПИ целиком, а не выхватывать из него по куску из разных частей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Арсен » 01 май 2013, 21:44

У меня есть идея, как спасти библеизм - жертвенник в СПИ. Для этого надо только не доверять его никаким "карнаижля", что бы это ни значило, а поискать жертвенник в совсем другом месте СПИ. Не буду пока заканчивать свою мысль. Кто-нибудь угадает, куда я хочу в СПИ переместить жертвенник?
Арсен
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 417
Зарегистрирован: 02 фев 2013, 13:11
Откуда: Москва

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 01 май 2013, 23:14

Арсен писал(а):У меня есть идея, как спасти библеизм - жертвенник в СПИ...

Зачем спасать библеизмы? Они в СПИ присутствуют и в "услугах адвокатов" не нуждаются. В частности, с кровавой накипью с губ, пересохших от жажды, на "пламенный рог" алтаря всесожжения.

Вы имеете в виду, что в СПИ много образов повторяются? И эти же образы в другом месте будут уже в виде антонимов или омонимов? Раз окропили кровью "пламенный рог", должен быть и тук, что сжигали на жертвеннике.

Попробую угадать это в такой строке:

    85 Тоска разліяся по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 104

cron