Zinchenko_tanya » 07 мар 2019, 15:25
Здравствуйте , Keil .
Дерево , древо – это понятие , простейшая логическая форма мысли, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках.
Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой. Содержанием же этого понятия будут общие признаки деревьев - иметь ствол, крону, корень. В объем мысленного понятия "древо" войдут:
все существующие на Земле деревья - , березы, сосны, дубы(Уже бо беды его пасет птиць по ДУБИЮ)
Мировое древо – мифологический архетип древа объединяющего три сферы мироздания : крона – мир небесный , ствол соотносится с миром земным , а корни - с подземным миром, с преисподней. Древо Жизни и Смерти присутствует практически во всех культурах и у всех народов .
Генеалогическое древо – схематичное преставление родственных связей. Древнее родословие состояло в перечислении отцов от предка до того лица, для которого и выводилось родословие «отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря». Но наиболее широкое распространение получило родословное древо . В основании его, около корня, помещалось имя родоначальника, место на стволе занимала главная линия рода«отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря», а на ветвях с древа пристраивались побочные ветви родственников .
«Б. М. Соколов в « Композиции лирической песни» (Статьи Б.М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора журнал «Художественный фольклор» М1926 , №1,стр.30-53)отмечает народный прием , который организует песенную лирику.
1)« Описание дерева и действующего лица.» В «Слове…» «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу»,
2)«Мотив птица на дереве»
«Формула птица на дереве встречается во многих песнях ( соловей, орел, кукушка )»
В «Слове …»«шизым орлом под облакы» , «скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, Уже бо беды его пасет птиць по дубию;
3) «И последний мотив «могилы под деревом» ,гибель.
«Взвивался орел высокохонько
Спущался орел низехонько
Ушибался орел о бел горюч камень» .
Композиционный прием ниспадения образов. ;
В «Слове…» «зби Див, кличет верху древа … уже връжеса Дивь на землю»
Примером формулы» Дерево с могилой под ним может служить песня(СоболевскийIII№156)
«Умирающий молодец велит схоронить себя в чистом поле под березою… в руках - крепкий лук , в ногах – каленую стрелу» Близок к этой формуле тип песен изображающих умирающего под деревом – раненого воина:
«Стояла тут дубравушка зеленая…
На войлочке лежит ли добрый молодец
Припекает свои ранушки боевые
Боевые ранушки кровавые»
В «Слове…»; «. Уже бо беды его пасет птиць по дубию… орли клектом на кости звери зовут» «храбрии русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли преклонилось.» «Но уже, княже, Игорю утрпе солнцю свет, а древо не бологом листвие срони — по Роси и по Сули гради поделиша. А Игорева храбраго полку не кресити.»
Общие – понятия, в которых мыслится множество предметов «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы». Логически мыслимая среда реально не пространственная, но содержит в себе понятия действительного пространства : древо – центр Вселенной, орел – вверху, волк – внизу.
Татьяна