Растѣкашется мыслию по древу

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Mitus » 05 апр 2019, 17:16

Zinchenko_tanya писал(а):а не по замышлению Бояню!»
=
Zinchenko_tanya писал(а):Без замысла автора.
- у Вас авторское и бояновое это одно и тоже. Бояновое = вымысел? Вы про это? Правильная мысль - поддерживаю.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3218
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Zinchenko_tanya » 23 апр 2019, 19:40

«Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню…» Боян излагает правильную последовательность событий . Время похода Игоря на половцев реальное. А пространство , в котором произошел поход , нереальное. Оно мифологическое ,с авторскими фантазиями «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы».Поэтому «Слово…» «Не лепо…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1254
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 23 апр 2019, 22:28

Да уж, Татьяна, ответьте сперва на простые вопросы:

1) Что такое пѣ(с)?

2) Кому их пел Боян?

3) В каких случаях их пели?

4) Кому собираться Автор петь эту пѣ(с) по былинам сего времени?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21094
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение краевед » 25 апр 2019, 23:07

"Слово" "не лепо" или же "нелепо" потому, что иронично. Одной из составляющих иронии в представлениях древнерусских книжников, как одного из поэтических тропов было "посмеяние", когда осуждение приобретает форму похвалы. Сама фраза "растекашется мыслию по древу" может восприниматься многогранно и относиться не только к самому Бояну, но и к сочинителям "Слова", а возможно даже обращена к читателю, как намек, что под корой мысленного древа, т.есть песенного древа может скрываться истинное отношение автора не только к гнезду Ольговичей, но и других князей. Интересно взглянуть на фразу: " въ граде Киеве въ гриднице Святославли ту немци и венедицы ту греци и морава поютъ славу Святъславлю каютъ князя Игоря иже погрузи жиръ во дне Каялы реки половецкия русскаго злата насыпаша". Сам поход Игоря на половцев по мнению многих исследователей не мог вызвать широкий резонанс в других странах в виду его локального характера, если считать, что "ту" может быть применено в значении "в это время". Тем не менее, именно в гриднице Святослава могли одновременно оказаться и немцы и венедицы и греки и моравы, если предположить, что поход Игоря лишь прикрытие и "Слово" повествует о 1203 г., т.е. о годе взятия Киева Рюриком, Ольговичами и половцами. Такую мысль я высказывал и ранее, но окончательно убедился в правильности такого прочтения "Слова" когда сравнил перечень народов в "Слове" с данными Новгородской летописи по харатейному списку: "Въ лето 6711 Рюрикъ съ Олговицы и съ погаными половци, Концякъ и Данила Бяковицъ взяша градъ Киевъ на щитъ въ 1 день генваря на святого Василия... а что гости иноземця вьсякого языка затвориша по церквахъ и въдаша имъ животъ а товаръ съ ними разделиша на полы" Новгородская летопись по Харатейному списку. Т.3 // Спб, 1888, С.179
Гости - купцы, видимо, надолго запомнили гостеприимство захватчиков Киева. которые у них отобрали в обмен на жизнь половину товара. По поводу церквей не знаю. т.к. другие летописи указывают на разграбление церквей, а вот в какое либо большое помещение, каким могла являться гридница, возможно бывшая Святослава можно было собрать всех купцов оптом. Своеобразный рекет по-древнерусски. Вот и пели тогда славу Святославу, вспоминая, что могли в его княжение спокойно торговать с Русью и каяли не Игоря, а его потомков и потомков Святослава - участников захвата Киева.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1023
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 25 апр 2019, 23:50

Уважаемый краевед,

1) «Не лепо» ни «Слово», а не лепо начали о походе Игоревом старыми словесами трудных повестей (временных лет), летописные версии похода написали тем же панегирическим стилем, каким Боян князьям пѣсни «творил». А поход пораженческий, цели по словам Автора «нечестные», хвалить инициаторов похода не за что.

2) «Въ тропу Трояню», т.е. в тропу языческого периода. Если бы имелся ввиду троп «посмеяния», то он пришёл из Византии в христианское время, а вот τρόπος = «Древнейшее христианское упоминание тропаря находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единственное песнопение древневизантийского богослужения. Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом, ни библейская песнь.»(К.Керн) Время Устава ВКЦ (до 1060-Х) приходится как раз на время Бояна.

3) В купцах Вы упускаете ключевое слово, по которому сокрушаются купцы: ЖИРЪ, это не кусок сала, а пажить, то с чего кормятся. Для овец - это пастбище, для гангрены - тело человека см. примеры Срезн., а для купцов - торговые пути Гречник, Залозник и Соляной.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21094
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 апр 2019, 07:03

Здравствуйте ,Лемурий!
Песни Бояна обрамляют главные темы предания ,и указывают на их начало и конец.
Начало похода Игоря : «Начати же ся той песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы.»
Окончание : «Рек Боян и ходына Святославля песнотворца стараго времени Ярославля Ольгова Коганя хоти: «Тяжко ти головы кроме плечю, зло ти телу кроме головы Руской земли без Игоря.»
Историческое предание «Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря» состоит из трех новелл:

1) Начало:« О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы! Пети было песнь Игореви, того внуку:
«Не буря соколы занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому». Чи ли воспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче: «Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве.»
2)Середина : «Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя. Той бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земли сеяше; ступает в злат стремень в граде Тьмуторокане, — той же звон слыша давный великый Ярославль сын Всеволод, а Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове. Бориса же Вячеславлича слава на суд приведе и на ковыле зелену паполому постла за обиду Олгову, — -храбра и млада князя. С тоя же Каялы Святополкь полелея отца своего междю угорьскими иноходьцы ко святей Софии к Киеву. Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах веци человекомь скратишась. Тогда по Руской земли ретко ратаеве кикахуть, но часто врани граяхуть, трупиа себе деляче, а галици свою речь гозоряхуть, хотять полетети на уедие.»
3)Окончание: «Уже бо Сула не течет сребреными струями к граду Переяславлю, и Двина болотом течет оным грозным полочаном под кликом поганых. Един же Изяслав, сын Васильков, позвони своими острыми мечи о шеломы литовския, притрепа славу деду своему Всеславу, а сам под черлеными щиты на кроваве траве притрепан литовскыми мечи, и схоти ю на кровать и рек: „Дружину твою, княже, птиць крилы приоде, а звери кровь полизаша“. Не бысть ту брата Брячяслава, ни другаго — Всеволода. Един же изрони жемчюжну душу из храбра тела чрес злато ожерелие. Унылы голоси, пониче веселие, трубы трубят городеньскии.
Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизить стязи свои, вонзить свои мечи вережени — уже бо выскочисте из дедней славе. Вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю. Которою бо беше насилие от земли Половецкыи».
На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу. Той клюками подпръся, оконися и скочи к граду Кыеву, и дотчеся стружием злата стола Киевскаго. Скочи от них лютым зверем в полночи из Белаграда, обесися сине мьгле; утръ же вознзи стрикусы, оттвори врата Новуграду, разшибе славу Ярославу, скочи волком до Немиги с. Дудуток. На Немизе снопы стелют головами, молотят чепи харалужными, на тоце живот кладут, веют душу от тела. Немизе кровави брезе не бологом бяхуть посеяни — посеяни костьми руских сынов. Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотске позвониша заутренюю рано у святыя Софеи в колоколы, а он в Кыеве звон слыша. Аще и веща душа в дерзе теле, но часто беды страдаше.

Тому вещей Боян и первое припевку, смысленый, рече: «Ни хытру, ни горазду, ни пытьцю горазду суда Божиа не минути».
О, стонати Руской земли, помянувше первую годину и первых князей! Того старого Владимира нельзе бе пригвоздити к горам киевским».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1254
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Растѣкашется мыслию по древу

Сообщение Лемурий » 26 апр 2019, 08:15

Zinchenko_tanya писал(а):Историческое предание «Почнем же, братие, повесть сию от стараго Владимера до ныняшнего Игоря» состоит из трех новелл:

Доброе утро, Татьяна!
Словом пѣснь в XIв называли молитвы по усопшим, а в XIIв пѣснь - это молитвы по усопшим, если речь идёт о христианском периоде.

Пѣснотворецъ в Мин. 12 Окт. - это составитель канонов Косма Маиумский (см. строку выделенную красным).

В каноне имеется 9 песен, в начале 1-й песни приводится образец песни старого (ветхозаветного) времени, как пример «пою ти пѣснь побѣдную, аки Мариамъ древле»(Ипат.1200) Песнь Мариам. «В правосл. богослужении П.М. легла в основу ирмосов 1–й песни канона...» (А.Мень)

6-я песнь как правило Икос «Сам един еси безсмертный» .

9-песнь Богородичная, там ещё есть, начинающиеся со слов «Слава», «И ныне». А также, как правило имелся акростих.

Вернёмся к СПИ, Автор во второй строке тоже пишет что собирается петь «пѣснь по былинамь сего времени». О ком он поёт? О погибшей дружине. Что берёт за образец (=ирмос)? Стиль «пѣснотворца стараго времени» Бояна.

Считаем:

1-я Песнь - зачин с образцами песен Бояна.
2-я Песнь - описание похода
3-я Песнь - повествовании о крамольном предке Ольговичей
4-я Песнь - «Мутен сон» и «Злато слово» Святослава;
5-я Песнь - Воззвание к князьям
6-я Песнь - Единъ Изяславъ... самъ
7-я Песнь - повествование о крамольном предке Всеславичей
8-я Песнь - плач Ярославны и побег Игоря
9-я Песнь - Богородичная с акростихом и словами «Слава», «Аминь».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 21094
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron