Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 15 апр 2011, 08:45

Сразу оговорюсь, процесс выделения акро- и теле- стихов процесс настолько спорный, что как правило никогда не воспринимается всерьёз за исключением очевидных результатов.

Для начала общие понятия:

Акростих - скрытый текст по первым буквам;
Мезостих - текст по средним буквам (ниже пример диагонального и вертикального);
Телестих - текст по последним буквам (на рисунке не представлен).

Пример:
Изображение

В "Слове о полку Игореве" есть один бесспорный акротелестих, связанный с припевками Бояна, на который указывает сам Автор СПИ:

рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы = рыща (= передвигаться в поисках "добычи") в "трОпу" (= краткая песнь (тропарь) или припевка) Трояна ( = ТРИ припевки) через "поля" ( = строфы) на "горы" (= снизу вверх)

Тому вѣщей Боянъ и пръвое припѣвку, смысленый, рече: - третья припевка Бояна заявлена "первой осмысленной", т.е. с неё и надо начинать:


«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

«Комони ржуть за Сулою – звенить слава въ Кыевѣ! Трубы трубять въ Новѣградѣ, стоять стязи въ Путивлѣ».

«Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути!».

Читаем по часовой стрелке: Ни-Ко-Н-У в лѣти! ...

Изображение
Никон Великий, основатель летописания Киево-Печерского монастыря,
до принятия схимы первый митрополит из русичей - гимнограф Иларион Киевский.


Никону Великому (Илариону Киевскому) - первому гимнографу Руси, посвящали свои произведения его последователи:

Например, Кирилл Туровский см. Золотухин А.И. «Тайны «Слова о полку Игореве», Николаев, 2005, с. 89-90:

Откроем «Слово на антипасху (Фомину неделю)» Кирилла Туровского

Слово построено по канону. Имеет 9 песен (Последняя песня - Богородичная). Каждая песня делится на 4 краткие песни [тропарь /или стихира].

Первый тропарь называется "ирмосом", последний (в данном случае 4-й) "славой".

I. Акростих на "Ирмосы" (первые тропари песен):
Слева цифры означают: № песни и тропаря в песни

1.1 Велика учителя и мудра сказателя
2.1 Вѣнчаим, братие, царицю днем
3.1 Того ради и артусный хлеб от пасхы и до
4.1 Ныне зима греховнаа покаянием престала
5.1 Бѣ хомбо преже акы древа дубравнаа
6.1 Ныне мнишьскаго образа трудолюбиваа пчела
7.1 И всю печаль телесную и страх сердечный
8.1 К нему же под сень с двема ангелома
9.1 О Нем же писана пророци дозряще духом

Акростих "свивается" и на "Славы" (последние тропари[=тропы] песен), но в обратном порядке 9.4-8.4-7.4....- 2.4-1.4 - "с полей на горы"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 15 апр 2011, 15:49

Теперь рассмотрим окончание СПИ. Если оно построено по правилам византийского канона, то здесь должно быть 9 песен, причем последняя (Богородичная) должна содержать акростих и дату создания Слова.

Краестрочие в последней части СПИ выделяли:

Гогешвили А.А. Акростих в «Слове о полку Игореве» и других памятниках русской письменности XI-XIII вв. - М., 1991.

Золотухин А.И. Тайны «Слова о полку Игореве», Николаев, 2005

Только у них получился разный результат. Оставим в стороне правомочность "свивать" акростих из разных песен, причем начинать не с начала, а с середины и произвольно менять падеж "Святославичю" (дат. пад.) на "Святославича" (род. пад.), попробуем сами разобраться в границах "Богородичной песни", а также акростихе, который из этой песни получается.

Предыдущая восьмая песня должна заканчиваться "Славой" (Господу, Святым или Богородице).
Подобную "Славу" мы видим в строке: Рекъ Боянъ и Ходына (от ходити) cвятъ, славлю пѣснотворца стараго времени Ярославля - Ольгова

Этот отрывок заканчивается припевкой Бояна и словами: Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въ Руской земли.
Итак, начало Богородичной песни должно начинаться со следующей строфы. Попробуем выделить акростих:

Дѣвици поютъ на Дунаи -
Вьются голоси чрезъ море до Кіева.
Игорь ѣдетъ по Боричеву
Къ Святѣй Богородици Пирогощей
Страны ради, гради весели!
Пѣвше пѣснь старымъ княземъ,
А по томъ молодымъ пѣти:
Слава
Игорю Святъславличю, буй туру Всеволоду, Владиміру Игоревичу!

Изображение
Богоматерь (Заступница) Оранта Стена Нерушимая.
Мозаика в конхе центральной апсиды Софийского собора. Киев. 1040-е гг.


Акростих в виде правильного Т-образного креста: Дѣви, къ святѣй Богородици - спаси !

В завершающей краткой песне (заздравной), как правило, проставляют дату.
Анатолий Иванович (Золотухин 2005:111-112), например, предлагает, выделив П(обарая), получить датировку (см. ниже) З. П. К. А. 6821(1313), но такая датировка не согласуется:
- ни с контекстом - Автор обращается к ЖИВЫМ князьям;
- ни с морфологическими и синтаксическими нормами, которые соответствуют нормам древнерусского языка XII в.
(см. Исаченко А.В. Двойственное число в «Слове о полку Игореве» // Заметки к «Слову о полку Игореве», вып. 2, Белград, 1941, С.34-48;
Зализняк А.А. «Слове о полку Игореве»: Взгляд лингвиста, М., 2008, С. 38-122);
- ни с тем, что из "3." - "6000", а из "П." - "800" никак не получаются.

Попробуем выделить дату:

Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!
Княземъ - Слава,
A дружинѣ - Аминь!

З. КА = 7.21

Изображение

"КА" = 21 в древнерусском обозначении чисел. "З" = 7.

Перед числом обычно пишут месяц. Киевское летосчисление начиналось с марта месяца, т.е. март = 1, а 7 = СЕНТЯБРЬ.

Дата 21 сентября 1188 года - вполне соответствует границам времени написания СПИ:

- не ранее "буйства хиновы" (разгрома карелами Сигтуны накануне 13 июля (13 августа) 1187 г), после изъятия в связи с этим "буйством" "рускаго злата" у новгородских купцов на о. Готланд = "cе бо Готьскыя красныя дѣвы въспѣша на брезѣ синему морю, звоня Рускымъ златомъ "

Подробно в теме: Хинова, готские девы и время бусово

- и не позднее 1 октября 1188 года, когда умер Ярослав Осмомысл Галицкий, к которому в СПИ Автор обращается к ЖИВОМУ.

P.S. Замечу также, что день 21 сентября был христианским праздником Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, в форме которого и написан вышеприведённый акростих.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение а лаврухин » 01 авг 2012, 16:26

Здравствуйте, уважаемый Лемурий.

Мы здесь говорим об акростихе поэмы "Слово о полку Игореве".
Мне думается, что это значит определённо следующее. Текст написан стихами на листе пергамента XII в.,
у которого были своя ширина и длина. Текст поэмы писался строчками в столбик, как мы к тому привыкли.

ВОПРОС: 1) какой длины была в среднем строчка поэмы;
2) какой был возможный разброс в длинах разных строк в разных частях поэмы?

P.S. Где можно купить книгу А.И.Золотухина?
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 01 авг 2012, 20:04

Добрый вечер, Александр!
а лаврухин писал(а):ВОПРОС: 1) какой длины была в среднем строчка поэмы;
2) какой был возможный разброс в длинах разных строк в разных частях поэмы?

Без разницы сколько строк в строке, "свиваются" "обаполы" (=краестрочия) ИРМОСОВ и ТРОПАРЕЙ (т.е. "Слав")...

а лаврухин писал(а):P.S. Где можно купить книгу А.И.Золотухина?

Купить, наверное, нигде. Он её выпустил за свой счет малым тиражом и в основном раздарил по знакомым.
1 экз. есть в РГБ (Фонд литературы русского зарубежья) комн.(?)420 , но думаю, Анатолий Иванович не обидится, если популяризируем его труд среди специалистов:

читайте :arrow: Золотухин А.И. Тайны «Слова о полку Игореве», Николаев, 2005
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение а лаврухин » 02 авг 2012, 00:21

Здравствуйте, уважаемый Лемурий!

1. Было бы очень нужным расположить здесь фото с древних книг (русских, западных, восточных),
где приём акростихов был бы очезрим.

2. Горячо поддерживаю Ваше прочтение последнй фразы из "Слова" : "Князем слава, а дружине - Аминь!"
Собственно говоря, так и обстоит дело в источнике 1800 г.
Но такое понимание в корне расходится с интерпретацией Д.С.Лихачёва и его учеников. Конфликт?
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 авг 2012, 06:42

Доброе утро, Александр!
а лаврухин писал(а):1. Было бы очень нужным расположить здесь фото с древних книг (русских, западных, восточных),
где приём акростихов был бы очезрим.

На копии текстов Вы всё равно ничего не увидите, поколику перед тем как прочитать надо правильно на 9 песен разбить, Богородичной венчая, и Ирмосы с Тропарями (Славами) выделить. Вот по "обаполам" этих строк акростих и совьется. Читайте А.И. Золотухина он подробно описывает процесс разбивки текста, там у него и наглядные примеры имеются из Кирилла Туровского.

а лаврухин писал(а):2. Горячо поддерживаю Ваше прочтение последнй фразы из "Слова" : "Князем слава, а дружине - Аминь!"
Собственно говоря, так и обстоит дело в источнике 1800 г.
Но такое понимание в корне расходится с интерпретацией Д.С.Лихачёва и его учеников. Конфликт?

Как уже писал: мнение человека всегда субъективно. Процесс исследователя можно сравнить с работой старателя, что в песке золотые самородки ищет. Пару крупинок на книгу песка - уже не напрасный труд. У Дмитрия Сергеевича же в золотых самородках песок попадается. Если он Даниила Заточника, цитирующего книги Бытия; Второзакония; Первую книгу Царств; Притчи Соломона; книги Екклесиаста; книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова; книги пророка Даниила; Евангельские тексты, "под единым платом [аналава - четвероугольный плат] лежаща", к "скоморохам" приписал - разве после этого не читать его другие ценнейшие исследования?

Вот Бориса Александровича Рыбакова после смерти часто критикуют, меж тем он ближе других к Автору СПИ подошел.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение а лаврухин » 02 авг 2012, 16:27

Здравствуйте, уважаемый Лемурий.

Книгу А.И.Золотухина "скачать" пока не удалось. А какие материалы по акростиху "Слова"
вы посоветовали бы посмотреть к тому ещё?

Сейчас работаю параллельно над темой; поэтический текст "Слово о полку Игореве" как Храм.
На мой взгляд, тема акростиха затрагивает и вопросы существования текста поэмы в пространстве
(вертикальные,горизонтальные, крестообразные т.п. построения), что очень перекликается с
архитектурной тематикой.

Как Вы думаете, было бы уместным здесь вести совместное рассмотрение двух тем?
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 авг 2012, 18:31

Добрый вечер, Александр!
а лаврухин писал(а):Книгу А.И.Золотухина "скачать" пока не удалось. А какие материалы по акростиху "Слова" вы посоветовали бы посмотреть к тому ещё?

Гогешвили А.А. Акростих в «Слове о полку Игореве» и других памятниках русской письменности XI-XIII вв. - М., 1991.

Наверняка в той книге, что Вы рекомендовали по древнерусской гимнографии тоже есть, но основы, а именно с них и надо начинать, безусловно здесь:

Акростих

Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте...
----------
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология


а лаврухин писал(а):Сейчас работаю параллельно над темой; поэтический текст "Слово о полку Игореве" как Храм.
На мой взгляд, тема акростиха затрагивает и вопросы существования текста поэмы в пространстве
(вертикальные,горизонтальные, крестообразные т.п. построения), что очень перекликается с архитектурной тематикой.

Как Вы думаете, было бы уместным здесь вести совместное рассмотрение двух тем?

Начните новую тему. В древо Форума СПИ заходите и вверху "НОВАЯ ТЕМА *"
Это будет лично Вашей темой, куда Вы будете скидывать наработки и новые аргументы.

Честно говоря, анонс немного настораживающий, в том плане, что раскритиковать могут в пух и прах. Вам надо с более мощного компьютера работу А.И. Золотухина скачать, или напишите свой e-mail в ЛС - скину напрямую. Вот у него в Богородичной (9-й песне) из слов КРЕСТ получается, даже с нижней перекладиной. Но тут, опять таки, играет роль количество букв в строке. Один сдвиг и летит вся "конструкция"...
Короче, тема Вами выбранная - сложная, но порыв благородный.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение а лаврухин » 06 авг 2012, 13:31

Здравствуйте, уважаемый Лемурий.

Позвольте, я изложу своё отношение к замечательному труду А.И.Золотухина "Тайны "Слова о полку
Игореве".

Труд исследователя вводит, помимо предмета теории и практики составления Акростихов (Мезостихов,
Телестихов), в мир Богослужебной практики Православной Церкви. И что очень ожидаемо , для меня
во всяком случае, здесь рассмотрен вопрос и о сопряжении АРХИТЕКТОНИКИ акростихов, к примеру,
"Слова о Законе и Благодати " Кирилла Туровского (как канона Цветной Триоди ) с архитектурным
замыслом собора Софии Киевской, которая ориентируется на собор Христа и 12 апостолов (сс.81-82).

Материал книги А.И.Золотухина я условно поделил на три части:


[b]
1. ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ[/b] вообще для всех тех, кто интересуется историей культуры Древней Руси
и проблематикой "Слова а полку Игореве".

а) АКРОСТИХ - это то, что давало творцам богослужебных песнопений некую с в о б о д у
в выражении своего чувства и мысли. Правила составления акростихов были известны только
ограниченному кругу лиц среди учеников, что давало возможность держать в тайне поэтический
замысел нового произведения (с.85).

б) В основу древнерусской гимнографии легли болгарские акро-мезо-телестихи (с.83).

в) Авторы литургических текстов, как правило. старались сохранять автономность любого отдельно
взятого акро-мезо-телестиха. Иногда сложность конструкции при повторных прочтениях стихов
могла очерчивать фигуру, напоминающую русскую матрёшку: самые последние стихи извлекаются
из предыдущих (с.69).

г) В угоду составления акро-мезе-телестиха могла СОЗНАТЕЛЬНО НАРУШАТЬСЯ грамматика.
Это информация для размышления - особенно для лингвистов, когда они стремятся к обязательному
исправлению (читай: и с к а ж е н и ю) первоисточника при прочтении так называемых "тёмных
мест", так и не задумавшись ни разу о надлингвистических аспектах текста "Слово о полку Игореве".
У лингвистов нет КЛЮЧЕЙ к пониманию "Слова" ! (с.123). А.И.Золотухин пишет:
"Настоящее исследование (...) открывает новые горизонты для понимания
внутреннего смысла некоторых из "тёмных мест" и даёт новые комментарии,
не только дополняющие, но в некоторых случаях изменяющие былые
представления", с.136.

д) В своё время Б.А.Рыбаков предложил сделать в тексте "Слова" перестановку больших его частей.
При этом он утверждал то, что в ходе многократных переписок поэмы были смешаны, а потом и
перепутаны отдельные её страницы, имеющих небольшой размер по ширине и длине.
Но по той самой причине, что "Слово" имеет более глубокие корни своего внешнего вида, а именно -
богослужебные (и другие!), все соображения Б.А.Рыбакова и др. уважаемых учёных по поводу
о б я з а т е л ь н ы х перестановок (исправлений) текста "Слова" можно отнести к разряду
несостоятельных (с.106).

ж) Текст "Слова" как КАНОН был исполнен исключительно как ЛИТЕРАТУРНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ.
Тем самым Автор достиг исключительной драматической насыщенности, которая имеет вид службы
ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ. В.И.Золотухин пишет о каноне в "Слове":
"Причём форма последнего отличалась от канонической во имя того,
чтобы можно было обеспечить более широкие возможности вложения
в него т а й н о г о (выделено - А.Л.) содержания", (с.109).



[[b]
b][/b]2. СОМНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ[/b]. Здесь нет обязательности в выводах, или есть то, с чем я
не могу согласиться по причине наличия собственной (аргументированной) точки зрения.



а) Акростих составляется и прочитывается по правилам, скрытыми от глаз постороннего наблюдателя.
Эти правила в чём-то могут допускать нестрогость своего исполнения (109), что не может не
привести к вариативности прчтения акро-мезо-телестиха. Никто здесь не застрахован от субъективности
(своевольности). По этой причине академическая наука и обходит стороною проблематику
акростиха (с.67).

б) Единственным источником, дающим нам символические указания на наличие акро-мезо-телестихов
является текст "Слово о полку Игореве" (67). И вопрос о древности поэмы решается А.И.Золотухиным
именно на основе наличия в ней акростиха. Исследователь пишет:
"Никто из современников Мусина-Пушкина (если считать их авторами подделки)
не мог иметь представления о принципах построения тайных стихов. Этот принцип
и ямбические акромезотелестихи содержатся в более древнем памятнике XII в.
"Слове о Законе и Благодати" Илариона-Никона и в Ипатьевской летописи. Так что
Кирилл Туровский пользовался этим приёмом последним, если не считать его сына
Андрея. После них традиция составления тайных стихов была утрачена (...). В науке
сегодня ещё не известно, что Иарион принял имя Никона (...). Так что Мусин-
Пушкин не мог знать этого, и тем более день рождения Илариона, чтобы
назвать его Баяном, не знал он даты кончины Нестора и много другого.
Наконец, то, что "Слово" сохранилось только в единственном экземпляре,
а более древнее "Слово о Законе и Благодати" дошло до нас более чем в 50
списках, объясняются только тем, что первое было языческим по содержанию
и даже апокрифом (...)", с.168.

В о з р а ж е н и я.
1) Всё новое, что касаемо истории: даты дней рождения. написания текстов и т.п. выводятся из
текста "Слова" с применением ключей (техника акро-мезо-телестих), которые в свою очередь сами
выводятся из текста "Слова";
2) В исследовании приводятся исчиляемые даты от Р.Х. (1147, 1187 и т.д.), когда они обязаны
были бы быть исчислены в виде дат от сотворения мира;
3) Если "Слово" считать апокрифом, то, с учётом его распространённости во времени и в пространстве
(обнаруживается литературная увязка с десятками древнерусскими произведениями), оно обязано
было бы быть занесённым в так называемые "Индексы запрещённых книг". Индексы стали вестись
в Древней Руси ещё с XII в. Но этого занесения "Слова" в индексы мы не видим. И нет даже признаков
такового;
4) Граф А.И.Мусин-Пушкин был во многом и сам тайна тайн, которую и стоило бы разгадывать в первую
очередь;
5) Ипатьевская летопись с известиями о походе кн.Игоря имеет все признаки позднейшей
вставки, чтобы однозначно утверждать о принадлежности её не только руке Кирилла Туровского, но
и XII веку.



3. НАИВАЖНЕЙШАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Здесь для меня, как исследователя "Слова", содержится
то, что может быть использовано в качестве: 1) строительного материала для моей концепции;
2) методологического подхода (КЛЮЧ).

а) А.И.Золотухин пытается прочесть "трудных повестей" из "Слова" как "сокрытых" или "тайных"
сказаний ( с.68).Далее, предлагая разделить весь текст поэмы на 9 песен, исследователь поясняет:

"Автор "Слова" писал "...через поля на горы". Здесь напрашивается предположение
о процессе составления акромезотелестихов, в котором "п о л я м и" являются обычно
расположенные горизонтально стихи канона, а "г о р а м и" - акромезотелестихи,
располагающиеся вертикально.Сам процесс составления акро-мезо-телестихов
путём свивания "Слав" канона сверху вниз от 1-ой к 9-ой песни и наоборот, снизу
вверх, напоминает движение по горам (...).
"Таким образом, если составлять акро-мезо-телестих по "Славам" в направлении
от 1-ой песни к 9-ой песне (1-9), то это не что иное, как движение от п р о ш л о г о
к будущему, если же в противоположном (9-1), то - от б у д у щ е г о в прошлое".

А.И.Золотухин подводит читателя к пониманию фразы "Слова": "свивая славы оба полы", - как к
описанию приёма замыкания между собой акро-мезо-телестихов (с.69).
Для меня же в этом стихе "Слова" открывается формула овладения временем, неким способом
проникнуть в бездну прошлого.

б) А.И.Золотухин пишет (с.161):
"Особо следует подчеркнуть, что в истории мировой культуры "Слово о полку
Игореве является, вероятней всего, единственным памятником, исполненным
чисто в жанре светского богослужения".

Для версии написания поэмы в XVIII в. этот результат наблюдения над "Cловом" может привести
к ещё большим неожиданностям.

в) Слово "Троян" может означать и то, что весь текст "Слова" можно разделить на ТРИ части (с.107).
Для меня же эта увязка с числительным "три" означает три уровня понимания поэтического текста
"Слова" подобно скандинавским сагам.
Фраза "рища в тропу Трояню" может толковаться по-иному, где "тропа" - краткая песнь (ТРОПАРЬ).

г) А.И.Золотухин отмечает повышенный ЭРОТИЗМ (любовь подвигнула Автора) "Слова" (с.194).
Исследователь отмечает необычную жизненную силу, выраженную Автором в ПЛАЧЕ Ярославны.
И эта сила не оставляла равнодушных на протяжении в о с ь м и веков. Только вот сочинитель
Задонщины никак этого не смог различить.


Подводя некоторые итоги. скажу,что книга А.И.Золотухина может и должна занять достойное
место в "Слововедении" как книга-первопроходец.
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение а лаврухин » 12 авг 2012, 22:17

Изображение
Здравствуйте, уважаемый Лемурий!

Откликаясь на Ваше ко мне обращение изобразить Бояна, умеющего искусно свивать "ОБА ПОЛЫ"
(акро-мезо-телестихи), я даю здесь рисунок писца-монаха (из моих прежних нароботок). Этот
образ создан больше под впечатлением от пушкинского Пимена ("Борис Годунов"), нежели от "Слова".
В свою очередь А.С.Пушкин многое взял из поэмы "Слово о полку Игореве", в том числе и от образа
Бояна.
Вот такое выходит у меня своеобразное движение по произведениям разных поэтов из разных времён,
только выраженное в изобразительных знаках (графическое "оба полы").
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 13 авг 2012, 22:14

Понятно. Наберите в строке " поиск" обаполы, токмо вместе не раздельно. Посмотрите что писал об этом слове ранее. Это НЕДЕЛИМОЕ слоово, обозначающее то, что находится с обоих сторон, если обаполы полей=строк, то это краегранесия или краестрочия, имено ТО что берется для составлния акротелестихов. К человеческим полам отношения никакого не имеющие.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Zinchenko_tanya » 26 авг 2012, 07:36

ЗДРАВСТВУЙТЕ , ЛЕМУРИЙ.
Азбучная молитва – одна из самых ранних, или даже первых, известных на Руси. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки – святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константином Философом). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX – Х веков. Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. «край строки»), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII – XVII вв.
Мог ли автор «Слова…» воспользоваться азбучным акростихом?
Возьмём начало произведения : « Не лепо ли» (см. Русская азбука в инициалах{XI-XVIвв – М,НИЦ, «Скрипторий,1998.с.155)

Но мне ныне пространно слово даждь ( Но мне теперь пространное слово дай)
Еже будет на успех всем ( Его же Слово будет спасением всем)

Люди твои нарещися хотяше ( Людьми твоими называться хотим)
Еже будет на успех всем ( Его же Слово будет спасением всем)
Просящему помощи от Тебе( Просящему помощи у тебя)
Отче Сына Пресвятый Душе (Отче и Сын и Святой дух)

Люди твои нарещися хотяше ( Людьми твоими называться хотим)
Иже ищет евангельского слова.( И уже ищет евангельского слова ).

Примерно так может звучать акростих «Слова…».
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1446
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Евгений Беляков » 01 сен 2012, 13:19

http://www.ashtray.ru/main/texts/bonch_course/l7a.htm
Вот тут - ликбез по акростихам, абецедариям, мезостихам и лабиринтам.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Лемурий » 02 сен 2012, 21:01

Евгений Беляков писал(а):http://www.ashtray.ru/main/texts/bonch_course/l7a.htm
Вот тут - ликбез по акростихам, абецедариям, мезостихам и лабиринтам.

Вот ЕСЛИ БЫ Автор СПИ жил в каком-нибудь гипотетическом XVIII веке, то может быть эти "хитросплетения", приведенные в статье, и были бы ему знакомы, НО для конца XII века иных акростихов кроме как акростихов гимнографических канонов НЕ СУЩЕСТВОВАЛО:

Акростих

Акростих или "краегранесие," "краестрочие" представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов. Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона. Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте...
----------
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Кстати, по поводу Бояна, который "сплетал обаполы" (=краестрочия) "слав" (=тропарей) и который назван "Велесовым внуком", чем не ответ у К.Керна: "Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения..."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Акростихи в "Слове о полку Игореве"

Сообщение Евгений Беляков » 04 сен 2012, 19:31

Ну почему?
Оптициан Порфирий, византийский поэт, как раз писал нечто очень похожее...
Он составлял тексты в квадраты, по-моему, 30х30 букв и выделял цветом буквы и слова, создающие некие изображения.
К сожалению, примеров привести не могу - не нашел, а было бы интересно посмотреть.
В последние дни я работал над созданием более точной реконструкции текста, включающей найденные мною буквенные лабиринты (изображения) в СПИ. Я уверен, что это не моя иллюзия. Но, естественно, каждый волен думать, как хочет. Доказательства имеют определенную степень убедительности, и тут она никогда не достигает 100%.
Я только приведу в новой редакции еще раз первую и вторую страницу. Интересно, что на третьей странице нет никаких лабиринтов с именем "Мария".

1-й лист (оборот)

1. нелѣполиныбѧшетьбратиеначати
2. старымисловесытроудьныхъповѣстии
3. опълкоуигоревѣигорѧсвѧтъславли
4. чаначатижесѧтъипѣснипобылинамъ
5. сеговременианепозамышлениюбоя
6. нюбоянъбовѣщииащекомоухотѧше
7. пѣснѣтворититорастѣкашетьсѧ
8. мыслиюподревоусѣрымьвълкомь
9. поземлишизымьорьломьподъоблакы
10. помьнѧшетьборечьпьрвыхъвременъ
11. оусобицѣтогдапоущашетьдесѧтьсоко
12. ловънастадолебедѣикоторыѣдотечаше
13. тапредипѣсньпояшестаромоуярославоу
14. храбромоумьстиславоуижезарѣзаре
15. дедюпредъпълкыкасожьскымикрасьно
16. моуромановисвѧтъславличюбоянъже
17. братиенедесѧтьсоколовънастадолебе
18. дѣипоущашенъсвоѣвѣщиѣпьрстына
19. живыѣстроунывъскладашеониже
20. самикънѧземъславоурокотахоу
21. почьнеМъжебратиеповѣстьсию
22. отъстарАговладимерадонынѣшь
23. нѧгоигоРѧижеистѧгноуоумъкрѣпостиюсвоею
24. ипоострИсьрдьцасвоегомоужествомьина
25. пълнисѧратьнагодоуханаведесвоѣхрабрыѣ
26. пълкыназемлюполовѣцькоуюзаземлюроуськоую

Итак, на первой странице - только "маркер" Мария с 21 по 25 строчку.


2 лист (лицо) часть А



1. обоянесоловиюстараговремениабыты
2.сиѣпълкыоущекоталъскачаславиюпомысле
3. ноудревоулетаяоуМомьподъ
4. облакысвивАяслАвыобАполысего
5. вРемениРищавътРопоутРоянючРесполѧнагоРы
6. пѣтибылопѣсньИгоревИтоговъноукоу
7. небоурѧсоколызанесечресполѧширокая
8. галицистадыбѣжатькъдоноувеликомоучили
9. въспѣтибыловѣщеибояневелесовъвъноуче
10. комониржютьзасоулоюзвенитьслававъкыевѣ
11. троубытроубѧтьвъновѣгРАдѣсто
12. ятьстѧзивъпоутивлиИгоРьжьде
13. тьмилабратавьсеволодаиРечееМоубоуи

часть Б

14. тоуръвьсеволодъодинъбРАтъоди
15. нъсвѣтъсвѣтьлыитыИгоРюобаесвѣ
16. свѧтъславличѧсѣдьлаибРАтесвои
17. бързыѣкомониамоитиготовиосѣдьланиоу
18. коурьсканапередиамоитикоурѧнисъвѣдо
19. ми къметиподътроубамиповитиподъшеломы
20. възлелѣяниконецькопиявъскърмленипоути
21. имъвѣдоМияроугыимъзнаемилоуци
22. оунихънАпрѧженитоулиотъворениса
23. блиизостРенисамискачютьакысѣ
24. рыивълцИвъполѣищючисобе
25. чьстиакънѧзюславытогдавъстоупи
26. игорькънѧзьвъзлатъстременьипоѣха

Здесь 2 сокола (Игорь и Святослав), причем один повернут на 90 градусов и "маркер" Мария в том же месте - с 21 по 25 строчки.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Zinchenko_tanya и гости: 41