Konrad писал(а):Попробуйте эту ссылочку:
Что-то из вышеперечисленных все файлы скачиваются в командном формате .exe
Здесь можно безопасно скачать не токмо "Мир скифской культуры" Раевского, но и ещё 9 не менее замечательных книг по скифской культуре.
Ну так вернемся к Раевскому. Если Вы, Konrad, его уже скачали открывайте сразу стр. 84 и далее, где идет речь о Таргитае -
отце трех сыновей (=Трояне).
Следует отметить, что совокупность этих трех зон и составляет тот телесный, видимый мир, персонификацией которого, согласно моему толкованию, является в скифской мифологии отец трех братьев — Таргитай. Мифические образы отца и трех его сыновей образуют, таким образом, стройную систему. Такое ]триединое понимание телесного мира в скифской и, шире, в индоиранской мифологии объясняет, между прочим, почему символом этого мира служил именно образ водоплавающей птицы: это единственный представитель земной фауны, обладающий способностью передвигаться во всех трех стихиях — по суше, по воде и под водой и, наконец, по воздуху. Именно в этих четырех позициях представлены утки на ритоне из Карагодеуашха. Показательно, что и в «Атхарваведе» отражено представление о «тройном» или «утроенном» гусе (X, 8; ссылка заимствована из упомянутой работы Ю. А. Рапопорта). Это скорее всего также связано с толкованием водоплавающей птицы как символа трех зон мироздания...
-------
Раевский Д. С. Мир скифской культуры, М., 2006, с.85
Сравните с
"водоплавающей птицей" из СПИ:
"...
вступила дѣвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синѣмъ море у Дону..."
На берегу Азовского моря, у Дона (Танаиса) - это земля скифов, указанная ещё Геродотом.
20. За рекой Герром идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными. Их область к югу простирается до Таврики, а на восток – до рва, выкопанного потомками слепых рабов, и до гавани
у Меотийского озера [Азовского моря] по имени Кремны. Другие же части их владений
граничат даже с Танаисом [Доном]...
--------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена
Также интересна этимология имени Таргитай. Если к тому, что Таргитай - отец трех сыновей = Троян, пришел интуитивно, то Раевский видит
тождество Таргитая с Траетаоной, где последний переводится как "тройной", "тройственный":
В то же время сходство описания родины Таргитая Скифии и характеристики страны, где родился Траетаона, служит дополнительным аргументом в пользу отождествления этих персонажей. Как соотносится гипотеза об их тождестве с ономастическим материалом? Если рассматривать отраженные в источниках имена этих персонажей как единственные и постоянно за ними закрепленные, то ономастических соответствий между ними не обнаруживается (высказанное мной ранее [Раевский 1971а: 278] мнение о тождестве этих имен сейчас представляется мне ошибочным). Но если трактовать их как эпитеты и вникнуть в стоящую за ними характеристику персонажей, то это открывает новые возможности для отождествления самих героев. X. Бартоломе, анализируя структуру имени Θraētaona указывал, что, хотя образование его остается не до конца ясным, можно с уверенностью говорить, что оно возводится к основе Θrita [Bartholomae 1904: 799—800; ср. имя его индийского аналога], Θrita же означает порядковое числительное «третий». Такое имя персонажа может отражать представление, что связанная с ним зона мироздания — третья по порядку в истории сложения космоса. Это же имя может рассматриваться как восходящее к образованному от числительного прилагательному — «тройной», «тройственный». Это вполне согласуется с предложенным выше толкованием образа Таргитая как триединого воплощения телесного мира...
--------
Раевский Д. С. Мир скифской культуры, М., 2006, доп.I: Таргитай и Траетаона, с.110-111