Великий Хорс

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 27 сен 2012, 14:23

Konrad писал(а):Итак, помните о том, что у осетин был персонаж Хорс Никкола?
И о том, что Хорс, по одной из гипотез, божество Луны?
Так вот, в скифском, сарматском и аланском искусстве попадается троица божеств, одно из которых солярное.
Этнографы пишут, что с тройкой мужских божеств в нартовском эпосе сталкиваемся в чрезвычайно архаичном описании шествия богов, сватающих Агунду за Ацамаза.
Там вместе с божеством Уастырджи идут Никкола и Сослан.
С другой стороны в связи с представлениями о путешествии умершего в верхний мир (котрое, кстати, часто ассоциировалось со свадьбой), встречаем того же Уастырджи и Солнце и Луну или же неких Сына Солнца и Сына Луны. Они обязаны были набдить умершего всем необходимым.
Одна троица соответствует другой.
Сослан - солярный герой, что доказано изысканиями Дюмезиля, Раевского, Бессоновой и других.
Он соответствует Солнцу.
Соответственно Хорз Никкола соответствует в мифологии осетин... правильно, Луне!

Напрашивается сопоставление Уастырджи(1), Сослана(2), и Хорз Никкола(3) с св. Георгий(1), пр. Илья(?), и св. Николай(3) и соответственно сезонами весна, лето, и зима (а солнце и луна только как символы тепла и холода, потому что Сослан какой-то поздний чересчур в генеалогии нартовской для аватары Солнца, "сын" Шатаней, дочери Дзерассы, т.е. внук Уастырджи. И кто тогда Батрадз, который "родился из спины своего отца Хамыца, выскочив оттуда раскалённым как огонь. Батрадз не живёт на земле, он обитает либо у матери в море либо на небе у закалившего его кузнеца Курдалагона"?).
Последний раз редактировалось Евгений 16 янв 2013, 18:55, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 27 сен 2012, 14:25

Евгений писал(а):Это как же можно Xvarz из сванского žgərāg вывести?!!

    "производство С.П. Обнорским русск. хороший из Хърсъ, а этой формы из осет. ирон. xorz, дигор. xvarz "хороший" (Обнорский не первый предложил выводить хороший от осет. xorz, см. у Фасмера), причем последняя рассматривается как эпоним божества... ( Менгес К.Г. Восточные элементы в "Слове о полку Игореве", Л., 1979, 207-208 )

Когда с одной стороны аргументированные выводы таких экспертов как Обнорский, Менгес, Фасмер, а с другой стороны "выводы" во всем сомневающегося Евгения, позвольте читателям самим выбрать на чьей они стороне.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 27 сен 2012, 14:31

Лемурий писал(а):
Евгений писал(а):Это как же можно Xvarz из сванского žgərāg вывести?!!

    "производство С.П. Обнорским русск. хороший из Хърсъ, а этой формы из осет. ирон. xorz, дигор. xvarz "хороший" (Обнорский не первый предложил выводить хороший от осет. xorz, см. у Фасмера), причем последняя рассматривается как эпоним божества... ( Мегнес К.Г. Восточные элементы в "Слове о полку Игореве", Л., 1979, 207-208 )

Когда с одной стороны аргументированные выводы таких экспертов как Обнорский, Менгес и Фасмер, а с другой стороны "выводы" во всем сомневающегося Евгения, позвольте читателям самим выбрать на чьей они стороне.

Конечно, внимательному читателю сразу будет заметно, что ваши цитаты одна другой противоречат:
С одной стороны выше "хороший из Хърсъ, а этой формы из осет. ирон. xorz, дигор. "хороший"" и ранее "убедительно связывает с авест. hvare-xšaēta" и с другой стороны "убедительно объясняет из *žgərа - Gege" (в сообщении http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?p=190369#p190369)
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 27 сен 2012, 16:06

Konrad, это для Вас, а то здесь такие "специалисты" по осетинским языкам, куда деваться... :wink:

Изображение
Изображение
Менгес К.Г. Восточные элементы в "Слове о полку Игореве", Л., 1979, 207-208
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 27 сен 2012, 16:11

Лемурий писал(а):
Konrad писал(а):Соответственно Хорз Никкола соответствует в мифологии осетин... правильно, Луне!

Ну а древнерусская мифология здесь при чем? Могу отсканировать ств статью К.Г. Менгес (если нет под рукой):

    ХЪРСЪ. Имя солнечного божества (Фасмер, Чижевская). Р.О. Якобсон (Geste 355 и сл.) рассматривает в связи с иранским влиянием на древневосточнославянскую религию и убедительно связывает с авест. hvare-xšaēta-... и т.д. ( Мегнес К.Г. Восточные элементы в "Слове о полку Игореве", Л., 1979, 207-208)
Тут же на С.208 у него и этимология Вашего осетинского имени:

    осет. дигор. Xvarz Nikkola - обычный эпитет св. Николая и из сван. žgərāg - имя св. Георгия наиболее популярного святого на всем христианском Кавказе; его он убедительно объясняет из *žgərа - Gege "добрый Георгий"


Лемурий, у меня есть Менгес, но от повторения, что оно солнечное (остаток мифологических трудов середины позапрошлого уже века, где и Перун, и все прочие считались солнечными богами, - солярная ведь теория, так и называлась), Хорс богом солнца не станет. Убедительные аргументы против hvare-xšaēta- приводились выше. Ведь производное от него новоперсидское хур-шид - двухосновно, причем шид - самостоятельное слово, из которого не получился бы -с в конце. Об этом уже писалось. И в осетинском, resp. аланском это слово имеет совсем другую форму, оно вовсе не собирается прилепляться к хур- и отмирать, оставив в конце свой начальный согласный. Тем более, что лексема Хорс уже существовала у аланов, не будучи продуктом усвоения новоперсидского (!) слова и сохраняя привычный нам вид.
По Батрадзу - пусть господа читают Дюмезиля. Если Сослан солярен, то Батрадз - бог войны, скифский Арей.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 27 сен 2012, 16:21

Konrad писал(а):По Батрадзу - пусть господа читают Дюмезиля. Если Сослан солярен, то Батрадз - бог войны, скифский Арей.

Конечно, лучше Дюмезиля читать, чем оригинал!
Конрад, вы нартовский эпос читали? Помните что-нибудь? Своё мнение имеете?
По поводу Арея - вы понимаете, что соответствием Арея-Марса является не Батрадз, а Уастырджи?
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 27 сен 2012, 16:58

Евгений, ну и с чего Вы это взяли?
И где у Уастырджи связь с мечом? С поклонением мечу, жертвоприношениями?
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 27 сен 2012, 17:48

Konrad писал(а):Евгений, ну и с чего Вы это взяли?
И где у Уастырджи связь с мечом? С поклонением мечу, жертвоприношениями?

Мы говорим о типовом соответствии? Марс был богом земледельческим, и лишь позже стал богом воинов - почитайте что угодно по древнеримской религии. Плеть Уастырджи - это тот же инструмент, что использует Джамшид/Йима-Кшетра при расширении земли после атаки Зимаки на Арьяна-Вежу. Оплодотворяющая плеть=Оплодотворяющий меч. Не стану продолжать, поскольку вы не стали отвечать на мои вопросы по поводу знакомства с нартовским эпосом.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 27 сен 2012, 19:49

Продолжаем, уважаемый Евгений, продолжаем. Я прочел трехтомник, и другие издания...
Уастырджи и его плеть - действительно хорошая параллель, но к Джамшиду, Йиме как первому царю!
Тогда Уас-Тырджи - не "Георгий", а божественный первочеловек Таргитай. И верно, от него - мать нартов Сатана.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Евгений » 30 сен 2012, 11:22

Konrad писал(а):Уастырджи и его плеть - действительно хорошая параллель, но к Джамшиду, Йиме как первому царю!
Тогда Уас-Тырджи - не "Георгий", а божественный первочеловек Таргитай. И верно, от него - мать нартов Сатана.

Ну, про Таргитая я не думал, я думал Тырджи из Георгия (типа, дигорское Керджи>Тырджи), и развивать идею его соответствия другим персонажам не стану, однако же обратите внимание, что оружием Феридуна (Таргитая) является дубина с коровьей головой. И у всех древнейших персонажей также дубина, ваджра, топор. Меч же - оружие железного века, он появился поздно, так как бронза больше подходит для колюще-дробящего чем колюще-режущего оружия (ломается, её надо делать массивнее, как шестопёр), поэтому культ меча не может служить для различения образов, уходящих корнями глубже рубежа эр, он мог стать заменой другому, более древнему оружию, вышедшему из употребления, а потом и сам утратить актуальность.

В любом случае, более значимыми, чем наличие или отсутствие меча, для обоснования соответствия Уастырджи Аресу представляется наличие традиции, связывающей святого Георгия с военной функцией, его "всадничество", волшебная супружеская связь с женским персонажем (у Весты от Марса рождаются близнецы, а у Дзерассы - дочь, но близнецы тоже присутствуют, + мотив запирания в склепе под землёй, как будто эти две истории зазеркалены), вообще любовь к ... донжуанистость некоторая.
Аватара пользователя
Евгений
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1178
Зарегистрирован: 27 май 2006, 10:28
Откуда: Екатеринбург

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 30 сен 2012, 22:28

Ну, версия с Батрадзом мне все равно кажется убедительнее
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина


Re: Великий Хорс

Сообщение Mitus » 30 июл 2016, 00:12

Непонятно всё же почему лунный Хорс назван великим и почему Всеслав ему путь прерыскаше
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 30 июл 2016, 09:49

Mitus писал(а):Непонятно всё же почему лунный Хорс назван великим и почему Всеслав ему путь прерыскаше

Надеюсь, Вы вслед за автором последнего "доказательства" "лунности" Хорса не будете утверждать, что оный "бог скота", скот это коровы, коровы это рога, рога это полумесяц???)))

Автор оперирует именами языческих богов, аки автор Жития Григория Богослова, он и раньше употреблял такие сравнения в ПКС. Великий потому, что солнцем называли Христа, а это его предшественник.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24062
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Mitus » 30 июл 2016, 13:22

Лемурий писал(а):Великий потому, что солнцем называли Христа, а это его предшественник.
- это ересь, просто чистая ересь и всё. А этимологии что тут до неба напложены - это этимологии и есть. Лже наука = типа птолемеевой астрономии. Хорсови не солнце и не луна, как horse не солнце и не луна, а лошадь; как и хоры не луна, а галереи на верхах для певчих. :D
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 25