Keil писал(а):Вот интерпретация В.П. Адрианова - Перетц:
Изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя — определение времени по пению «кура» постоянно и в церковной литературе по примеру евангельского выражения: «...прежде даже кур не възгласить три краты» (Остром. ев.: Срезневский, III, 1379); ср. в Изборнике Святослава 1073 г.: «...до курияго възглашения... с вечера доже и до петия курья бъдяште» (л. 195 об.); в Житии Иоанна Златоуста: «...даже и до кур» (цит. по кн.: Перетц, стр. 298); в Ипат. лет.: «...бысть убо к куром» (1152 г.). Определение времени с помощью предлога «до» находим в Поучении Владимира Мономаха: «...днем есмь переездил до вечерни».
Это также основное значение в СССПИ. Разве не логично?
Логично. Смысл пассажа в том, что Всеслав в личине волка ("въ ночь влъкомъ рыскаше"), ночью, пока светил Месяц-Хорс ("великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше"), еще до пения петухов ("до куръ") смог достичь Тмуторокани, отрезанной половцами от Руси ("Тмутороканя").
Все три глагола - "рыскаше", "дорискаше" (описка, вызванная фонетическими процессами внутри киеворусского языка) и "прерыскаше" - относятся к единому подлежащему, тому же, что и "судяше", "рядяше", - "Всеславъ князь". Кстати, подобные языковые игры с единым корнем характерны для украинских средневековых текстов, а также для фольклора.
И речь идет не о 1095 году, когда Всеслав уже не занимался активной политикой, а о событиях 1068-1069 года, когда Всеслав Брячиславич, возглавивший Русь в борьбе с половцами после бегства трусливых Ярославичей и установивший твердую власть над всеми волостями ("людемъ судяше, княземъ грады рядяше,"), был великим князем киевским (что и обусловливает положительное отношение к нему). Ещё есть версия, что речь идет о бегстве Всеслава из Киева в 1069 году и пребывании в Тмуторокани три года, пока летопись не найдет его в Полоцке (См.: В. В. Мавродин. Славяно-русское население нижнего Дона и северного Кавказа в X—XIV веках. — Ученые записки ЛГПИ, т. XI, Л., 1938, стр. 28), но она менее вероятна, хотя прямое правление Всеслава над вотчиной своего убиенного союзника Ростислава вполне возможно. Союз Всеслава с Ростиславом, предком галицких князей, в том числе Игоревой жены Ярославны и её брата Владимира Ярославича - одного из наиболее вероятных ныне претендентов на авторство поэмы, против триумвирата Ярославичей воспроизводил такой же союз его отца Брячислава с Мстиславом Лютым против "старого Ярослава". Тмуторокань на момент этих событий византийской не была.
"Умре куръ Олексии" - "умер кур Олексий". Форма имени, к слову сказать, та, что в украинском языке сохранилась. Кстати, там вообще "у" или ипсилон? И что в этой цитате несклоняемого???
Хорс - не Солнце, а Месяц, ибо "въ ночь", "до куръ" Солнце ни за что не встретишь. Общеизвестно, что волколаки связаны с луной. Феост является искажением имени Гефеста, которому киеворусский летописец поставил в соответствие Сварога, Даждьбогова отца, но никак не самого Даждьбога. Даже если допустить отождествление Хорса с Даждьбогом, чего прямо не сказано ни в одном источнике, и солярные функции Хорса, которых тоже ни один источник не знает, то Хорс однозначно не Сварог, не Феост, и к его закону не имеет отношения.