Великий Хорс

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 16 июл 2011, 13:13

Да нет, не новодел, я лично знаю исследователя как скептика. К тому же, автор новодела скорее пристал бы на солярную версию, растиражированную во всех русских и зависящих книгах, и более авторитетную. Второй момент - то, что в 12.-13. веках, судя по Зеленчукской надписи (прочтение доктора Камболова), у аланов уже был Хорс как личное имя, а не новоперсидский (!) хур-шид. Да и скифская надпись (прочтение Турчанинова) тоже дает Хорс.
Право, не понимаю, почему Вы тогда так это отстаиваете.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 17 июл 2011, 00:05

Konrad писал(а):Да и скифская надпись (прочтение Турчанинова) тоже дает Хорс. Право, не понимаю, почему Вы тогда так это отстаиваете.

Ещё раз пишу, что абсолютно не настаиваю, просто математическое образование обязывает "класть на полку" версии токмо то, что ДОКАЗАНО.
Пока не увижу "доказательной базы" Вашего знакомого - судить об обратном не имею права.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 18 июл 2011, 15:05

Я бы с радостью, но имею грустный опыт, когда выложенное на форумах потом используют другие. Поэтому...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 19 июл 2011, 10:54

Konrad писал(а):Статья пока не находится? Интересно ж.

На завтра заказал. Какие страницы из Ученые записки МГПИ № 198 (1963) кроме с.35 Вас ещё интересуют?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 19 июл 2011, 18:23

Первая и последняя - дабы нормально сослаться по украинским требованиям, и титульная сборника.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 20 июл 2011, 18:55

Первая и последняя страница статьи (они же сборника) + стр. 34-39 с пересказом доклада Е.Ф. Корша

Обратите особое внимание на стр. 36:
В природе, судя по "Слову", действуют: заменивший древнего Сварога великий Хорс, - горячее огненное солнце, жизнедавец (как Зевс). С ним связан бывший ранее сыном Сварога, а теперь сын Хорса - Даждьбог, чудесный свет, оживляющий землю. Третьим оказывается Стрибог - воздушная стихия, ощутимая в движении...

и далее на стр. 37:
Так создалось соединение идеалистического христианства и естественно-материалистического язычества: над природой царит великий Хорс, параллельный богу-отцу, создателю; свет-Даждьбог, близкий к сыну божию - Христу -проливает духовный свет; святой дух по библии, носился над водами, а это входит в функции Стрибога и его внуков.


Необычно интересная концепция, подтверждающая ту версию о которой писал раньше о тмутороканском (=византийском) "Куре Олексии", прерыскавшем закон Великого Хорса (Сварога по версии Корша). А это слово в слово совпадает с летописью:

Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом... (Ипат. 1114)


Это вставка взята летописцем из юго-славянского перевода "Хроники Иоанна Малалы" ( конец I и начало II книги). В глоссарии славянским переводчиком пояснено: египетский царь "Гефест" ( Ἥφαιστος) в переводе "Феост" и пояснено "Сварог", а сын его и наследник его царства "Гелиос" (Ἥλιος) переведен как "Солнце" и пояснен именем "Дажьбогъ" и "Даждьбогъ". Эти глоссы славянского переводчика были переписаны при составлении ПВЛ в редакции 1118 г.

Алексей I Комнин же , известный из ПВЛ как "Куръ Олексий" (см. Ипат.1116,1117), в 1095 году ввел церковное обязательное венчание любого брака (новелла 1095 г. - 43-я гл. Кормчей), будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям [путь Сварога], запрещающим второй брак.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 20 июл 2011, 20:46

Спасибо большое. Рад, что Вы недаром искали, и что к Вашей концепции нечто нашлось.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 22 июл 2011, 06:43

Возвращаясь к версии Корша:
В природе, судя по "Слову", действуют: заменивший древнего Сварога великий Хорс, - горячее огненное солнце, жизнедавец (как Зевс). С ним связан бывший ранее сыном Сварога, а теперь сын Хорса - Даждьбог, чудесный свет, оживляющий землю. Третьим оказывается Стрибог - воздушная стихия, ощутимая в движении...
Так создалось соединение идеалистического христианства и естественно-материалистического язычества: над природой царит великий Хорс, параллельный богу-отцу, создателю; свет-Даждьбог, близкий к сыну божию - Христу -проливает духовный свет; святой дух по библии, носился над водами, а это входит в функции Стрибога и его внуков.
------
Из доклада Е. Ф. Корша, прочитанного в Комиссии по СПИ при Союзе советских писателей в 1954–1955 гг.// резюме Ф. М. Головенченко „Сл. о п. Иг.“. Библиогр. очерк. изд. Учен. зап. МГПИ, № 198, М., 1963, с. 36-37

Собственно это именно ТО, о чем писал представитель Русской Церкви Климент Смолятич:

Ведь в образах Зары и Фареса дано провозвещение о двух народах: в Фаресе — об израильских, в Заре же — о тех, кто из язычников. Потому Зара и высунул первым руку, что он еще до Закона <доброе> житие показал. Ведь и до Закона были некоторые люди, что украшались благочестием, не по Закону, а по вере живя. Красная же нить — то было провозвещение о бывших до Закона жертвоприношениях, которые сотворяли Авель, Енох, Ной, Авраам. ...
С наступлением же Закона прекратилось бывшее в Завете многоженство и возвелось в закон сочетаться с одной женой. Ибо Законом был упразднен Завет, а Благодать упразднила и то, и другое, заветное и законное, когда воссияло солнце. Нужда есть всему миру пребывать под мраком, но подобает ему осветиться пресветлыми лучами.
Так и, когда Христос Бог наш, солнце праведное, озарил нас божественным светом и осветил нас святым крещением, тогда «все древнее прошло, и все стало новое». И уже не теснится в Законе человечество, но в Благодати свободно ходит. Ибо все ветхозаветное — это тень и прообраз будущего, а не сама та истина.
--------
Послание Климента Смолятича (перевод Н.В. Понырко)


Бог (отец) [по версии Корша Хорс/ Сварог] через Закон прекратил многоженство и возвел в закон сочетаться с одной женой, именно этот закон "прерыскал" "Куръ Олексий" (см.выше)

В СПИ: Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами. В Библии: "и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2)

Христос - СОЛНЦЕ праведное. В СПИ русичи = внуки Даждьбога (Солнца).

В СПИ: Свѣтлое и тресвѣтлое слънце!

"тресвѣтлое — точный перевод греческого τριλαμπης употребляется часто в применении к божеству и к христианским подвижникам..." (Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков, Л., 1968, с. 174—175);

Д. С. Лихачев же пишет, что "употребляется этот эпитет в древнерусской литературе только в применении к божеству или к христианским подвижникам..." см. Д. С. Лихачев. "Тресвѣтлое солнце" Плача Ярославны //ТОДРЛ. 1969. Т. 24. с. 409.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 22 июл 2011, 09:37

В марристских фантазиях Корша есть много откровенных натяжек. Во-первых, нигде в поэме Даждьбог не является сыном Хорса, во-вторых, солнечность Хорса - историографический миф, в-третьих, замена Сварога Хорсом ничем не подтверждается, и это не Хорс упорядочил семейные отношения однозначно. В-четвертых, понимание Стрибога как воздушной стихии тоже является предположением и допущением, проще говоря, вымыслом. В-пятых, Зевс - Громовержец, а не Солнце. В-шестых, правители - внуки Христа были бы возможными у раннесредневековых франкских Меровингов, заменивших в своих генеалогиях германского Одина и скифского бога моря Тагимасада на иудейского Иисуса, но по отношению к Рюриковичам это не вероятно.
Вы же помните, что я считал и считаю "кур Тмуторокани" обычными петухами, теми, что рано-рано запели, а еще раньше - при свете Луны-Хърса - встает герой колядок, который наметил себе девушку, и велит братьям коней седлать - и все эти параллели к Всеславу в ЕДИНОМ тексте.
Мне лично импонирует понимание Пушика, согласно которому нельзя отрывать "светлое" от "тресветлое", ибо это есть четырехликое Солнце-Световид, как на Збручском идоле с Галичины и в описании Саксона Грамматика.
Сравните, к тому же:
украинское разговорное ТРИКЛЯТИЙ проклятый (с усиленным значением), трижды проклятый;
украинское диалектное (из тех мест, откуда Владимир Галицкий) ТРИЮДА сатана, дьявол, Чернобог (при обычном ЮДА - черт);
казачье оренбуржское диалектное ТРЕМАЛЫЙ премалый, весьма маленький.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 22 июл 2011, 14:08

Konrad писал(а):В марристских фантазиях Корша есть много откровенных натяжек.

Странно, что Вы на него собираетесь ссылаться после таких комментариев. В его версиях есть логика.

Konrad писал(а): Во-первых, нигде в поэме Даждьбог не является сыном Хорса, во-вторых, солнечность Хорса - историографический миф, в-третьих, замена Сварога Хорсом ничем не подтверждается, и это не Хорс упорядочил семейные отношения однозначно. В-четвертых, понимание Стрибога как воздушной стихии тоже является предположением и допущением, проще говоря, вымыслом. В-пятых, Зевс - Громовержец, а не Солнце. В-шестых, правители - внуки Христа были бы возможными у раннесредневековых франкских Меровингов, заменивших в своих генеалогиях германского Одина и скифского бога моря Тагимасада на иудейского Иисуса, но по отношению к Рюриковичам это не вероятно.

1. Здесь согласен. Но это же не сам текст доклада Корша, а лишь краткое резюме Головенченко.
2. Пока Вы не положили на "весы" свои скрытые аргументы, перевес на стороне Хорса как солярного божества.
3. В выписке из книги Малалы речь была о Свароге.
"Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом" (Ипат. 1114)
Корш из чего то, пока не понятно, заключил родственную связь сын - отец между Даждьбогом и Хорсом. Лучше попробовать сам текст доклада найти или самим разобраться.
4. Он токмо исходит из контекста СПИ с водного пространства несутся "Стрибожьи внуки"
5. Речь шла о Жизнедавце (аналоге Зевса)
6. Темы книги "Священная кровь и священный грааль", источника "Кода да Винчи", давайте обсуждать в под-форуме "Литература".

Konrad писал(а): Вы же помните, что я считал и считаю "кур Тмуторокани" обычными петухами, теми, что рано-рано запели, а еще раньше - при свете Луны-Хърса - встает герой колядок, который наметил себе девушку, и велит братьям коней седлать - и все эти параллели к Всеславу в ЕДИНОМ тексте.

Петухи (куры) - это множественное число, а здесь Куръ (ед.ч.)
Но пусть даже "дорыскивал до петухов Тмутороканя" в чём смысл такого перемещения?

Konrad писал(а):Мне лично импонирует понимание Пушика, согласно которому нельзя отрывать "светлое" от "тресветлое", ибо это есть четырехликое Солнце-Световид, как на Збручском идоле с Галичины и в описании Саксона Грамматика.

Вот в чём беда фольклорного поиска - нигде письменно не зафиксировано написание, а материалах Лихачева и Адриановой-ПеретцА есть такой пример в христианской литературе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 22 июл 2011, 17:31

Я рассматриваю Корша в историографическом обзоре "земли незнаемой", я ж не Гумилёв - историографию пишу.
Подозреваю, что доклад еще покруче и напоминает Державина либо Толстова. Никакой связи между Хорсом и Сварогом не вижу, и взять её Коршу неоткуда. И не будет "понятно". Явно придумано. Все источники - у Аничкова, Гальковского, Мансикки. С Зевсом - натяжка, просто так припутано, для вящей научности, а Стрибог - так, вымысел. Ой, я и забыл, что научное творчество Гарднера, Бейджента, Ли и Линкольна, Донини и прочих христиане не любят, но князья как внуки Даждьбога - Иисуса выглядят именно так: достаточно комично и курьёзно, дабы избегнуть этих убогих домыслов.
У меня просто книга с фольклорными записями не под рукой. Даже без фольклорных данных достаточно Хорса в Зеленчукской надписи (прочтение доктора Камболова), дабы понять, что он - не хур-шед. А хур-шед - единственный аргумент солярной гипотезы. К тому же, люнарную гипотезу выдвинул не я, а Аничков, а поддержали Боровский и многие другие религиеведы... Луна в фольклорной традиции славян как раз с громом связана, а вот Солнце трудно назвать Громовержцем.
Збручский идол и другие четырехликие - не фольклор, Саксон Грамматик - тем более. А вообще, надо еще словари глядеть, чем и займусь впоследствии.
Как - в чем смысл? Как в колядке - достигнуть отдаленного места, пока ночь, пока светит Луна-Хорс, пока не запели петухи. Запоют - Всеслав из волка станет князем.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 22 июл 2011, 20:50

Konrad писал(а):Ой, я и забыл, что научное творчество Гарднера, Бейджента, Ли и Линкольна, Донини и прочих христиане не любят.

Вы про НАУЧНОЕ их творчество серьезно ?
Этак и у нас после Павловской реформы любого, кто в печке старые ассигнации сжигал, можно было в раскрытии чьей-то "суперсекретной" родословной заподозрить.

Konrad писал(а): Даже без фольклорных данных достаточно Хорса в Зеленчукской надписи...

Ну так мы и Луны не против - покажите, что это именно так.
Зеленчукская надпись:
«Иисус Христос. Святой Николай. Сахира сын Хорс, Хорса сын Багатар, Багатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг — их могилы».
В этой надписи не вижу Луны, да и Солнца тоже. Есть чья-то могила какого-то X… ρη φουρτ (сын), а у этого Х...рса сын Багатар и тоже его могила. Ну и связь-то в чем?

Konrad писал(а):Как в колядке - достигнуть отдаленного места, пока ночь, пока светит Луна-Хорс, пока не запели петухи. Запоют - Всеслав из волка станет князем.

Красиво, токмо как он обратно из Тмуторокани по светлу князем добираться собрался. До Киева из Тмуторокани пару недель будет - не меньше.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 23 июл 2011, 08:55

Всё равно внуки Иисуса-Солнца - слишком вопиюще, да и без аналогов. Так, фантазия.
Лемурий, важно то, что в аланском Хорс - но никак не Хур-шид, а ведь именно на хур-шиде, то есть Солнце-царе строится вся солярная гипотеза. Аланское Хорс не могло укоротиться из хур-шид, оставив -ш, или -с в довесочек. Это уже вынуждает искать иную этимологию. Кроме того, явно видно, что Хорс заимствован из сармато-аланских наречий, а не из южноиранских, к которым принадлежит новоперсидский, и именно в таком виде. С современной поэме и времени образования былин Зеленчукской надписью вообще интересно, ведь Багатар - это то же иранское слово, которое в наших языках дало "богатырь", "богатир", Лаг - то же иранское слово, дигорское производное от которого дало известный иранизм диалектов украинского языка "легінь", а Анбалан - то же иранское имя, которое носил летописный алан-убийца Анбал...
Ну и наконец имя скифского божества Хорса - не Хуршеда, и задолго до возникновения желанной новоперсидской формы - зафиксировано изводом арамейского письма на ритуальном горшочке с поселения скифов близ города Умани (V в. до н. э., Центральная Украина). И уже тогда это имя существовало как самостоятельное название божества.
http://osetins.com/2008/07/23/ocherk-4. ... hke-s.html
"Козаки мали свої секрети психофізичного тренінгу, велику роль в якому відігравав місяць. "Місяць — козацьке сонце", "На що в Бога день, як в козака Місяць" — ці давні українські прислів'я підтверджують культ нічного світила у січових козаків. З Місяцем пов'язаний і образ святого Юрія, покровителя козацтва. За давньою козацькою легендою св. Юрій відсік голову вогнедишному дракону, що хотів поселитися на Місяці і забрати місячне світло від людей. Шабля ця освячена була Святим Духом. Наш народ з давніх давен шанував нічне світило. Ясен Місяць згадується у стародавніх колядках, казках, легендах, замовляннях, навіть славнозвісні вареники (символ України в світі) — стародавня обрядова їжа на честь Місяця — своєю формою нагадують молодик. Коли з'являється повний місяць, селяни звертаються до нього обличчям, кланяються і моляться, просячи в Бога щастя і здоров'я. Володимир Гнатюк записав давнє прислів'я, котре побутувало серед українців ще в кінці XIX ст.: "Місяць наш божок, а хто ж нам буде богувати, як його не стане?". ...У Давній Русі божеством місяця був Хорс... Відомий дослідник військових звичаїв та обрядів Олексій Мандзяк, розповідав, як він їздив вивчати до одного чоловіка у Вінницьку область техніку голдовництва (обернення на вовкулаку), котра називалася "хорсування". Той, хто оволодівав нею, ставав, за визначенням того чоловіка, "хорсовою людиною", тобто вовкулакою. Виконувалася вона о першій годині ночі і починалася саме з молитви до Місяця, а закінчувалася на сході сонця молитвою "Життєдайному Сонцю". Зі "Слова о полку Ігоревім" дізнаємося, що саме Хорсу-Місяцю до третіх півнів, тобто вночі, перебігав дорогу вовком князь-волхв Всеслав." (Тарас Каляндрук, " Загадки козацьких характерників". - Львів, 2007, с. 28).
Для автора поэмы важен именно прорыв Всеслава в условиях половецкого нашествия к Тмуторокани.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Великий Хорс

Сообщение Лемурий » 23 июл 2011, 15:21

Konrad писал(а):Всё равно внуки Иисуса-Солнца - слишком вопиюще, да и без аналогов. Так, фантазия.

У значения "внуки" в данном варианте имелось значение "последователи". Мой же вариант был из скифской мифологии:
Солнце же царь сынь Свароговъ, еже есть Даждьбогъ, бе муж силенъ ...(Ипат.1114)

От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари
-----------
Геродот. История. Книга четвертая. Мельпомена

Скиф, сын Геракла - 2-й версии Геродота о происхождении скифов (=тождественен) Коло-ксаю (Солнце-Царю) сыну Таргитая (Трояна) из 1-й версии.

От этого Солнце-царя (Даждьбога) произошли все скифские цари - прямые предки (судя по предшествию Трояновых веков) русских князей. т.е. русские князья = внуки Даждьбога.

Konrad писал(а):Лемурий, важно то, что в аланском Хорс - но никак не Хур-шид, а ведь именно на хур-шиде, то есть Солнце-царе строится вся солярная гипотеза.

У Топорова, главное, что Хорс Даждьбог в перечне языческих богов без разделительного союза "и" в отличии от других имен.

Konrad писал(а):Хорс заимствован из сармато-аланских наречий, а не из южноиранских, к которым принадлежит новоперсидский, и именно в таком виде.

Но в Зеленчукской надписи он написан как один из тех, что покоится под могильной плитой, т.е. простой смертный.

Konrad писал(а):И уже тогда это имя существовало как самостоятельное название божества.
http://osetins.com/2008/07/23/ocherk-4. ... hke-s.html

Уже приводил Макса Фасмера о неправдоподобности такой этимологии:
Слово: хороший

... Невероятно произведение от имени бога солнца Хорс (Обнорский, там же; РЯШ 9, 5, 9; RS 11, 157), потому что для названия божества полногласная форма *Хоросъ не засвидетельствована.. точно так же, как и гипотеза о заимствовании из вост.-осет. хоrz "хороший", зап.-осет. хvаrz -- то же, авест. hvarЌz- "благодетельный"...
----------
Этимологический словарь Макса Фасмера


Konrad писал(а):"...У Давній Русі божеством місяця був Хорс... Зі "Слова о полку Ігоревім" дізнаємося, що саме Хорсу-Місяцю до третіх півнів, тобто вночі, перебігав дорогу вовком князь-волхв Всеслав." (Тарас Каляндрук, " Загадки козацьких характерників". - Львів, 2007, с. 28)..

Циклическая ссылка получается на то же СПИ. Такое отождествление встречал у художников:

Изображение
Виктор Корольков "Великий Хорс"

Но опять таки "Великий Хорс" опять из СПИ. Где исходный материал?

Konrad писал(а):Для автора поэмы важен именно прорыв Всеслава в условиях половецкого нашествия к Тмуторокани.

А что ему в Тмуторокани делать? "Спасаться" бегством в тыл врага?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Великий Хорс

Сообщение Konrad » 23 июл 2011, 16:16

Ваш вариант лучше.
Может быть, слово "хороший" и не прямо выводится оттуда, но божество Хорс - явно из вост.-осет. (дигорского) хоrz. Тем более, что Абаев от своих выводов после критики Фасмера не отказался, зато показал аланский источник многих Фасмеровых слов.
В надписи Хорс - теофорное имя, вроде греческого Дионисий, еврейского Мардохай или испанского Хесус. А имена Анбалан, Лаг и Багатар образованы от апеллятивов, то есть от обычных слов.
Почему цикличная? Взаимоподверждающая - посмотрите на подольский диалектный эвфемизм для волколака "хорсова людина", и знахарево определение првращения в волка как "хорсування". Сюда же надднепрянское "великий Хорс" как обозначение благодетеля, уж точно не мотивированное поэмой, и бойковское старинное "Хорс на білім коні" в значении некоего чуда, которое кто-то только и не видел.
Я очень хорошо знаю Алексея Мандзяка - это академический этнограф, большой знаток Подолии и соседней Буковины, уроженцем которой является, он потратил годы на изучение знахарских традиций и верований, сам он большой скептик и питает стойкое отвращение к фальсификатам и новоделам.
Первым (но могу ошибаться, помня находки Васильева по части историографии) о Хорсе как о Боге Месяца заговорил Аничков.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33

cron